Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алан Ф. Элфорд боги нового тысячелетия

Alan F. Alford

GODS OF NEW MILLENIUM

Scientific Proof of Flesh & Blood Gods

Kodder & Stoughton

Алан Ф. Элфорд

БОГИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

МОСКВА • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕЧЕ» • 1999

ББК 88.5 Э52

Эта книга посвящается роду человеческому — дабы мы понимали, откуда мы появились и куда идем

ISBN 5-7838-0388-Х

Alan F. Alford.

Gods of the New Millennium.

© 1996 by Alan F.Alford.

© Перевод. Лисовскии 10., 1999.

© Издание на русском языке, Вече, 1999.

 

ВВЕДЕНИЕ

200 тысяч лет назад человекообразное существо, известное под именем Homo erectus (Человек прямостоящий), внезапно превратилось в Homo sapiens (Человека разумного). При этом объем головного мозга у него увеличился на 50 %, он обрел способность говорить, и его анатомическое строение приблизи- лось к анатомическому строению современного человека. Спра- шивается, как это могло произойти так внезапно после 1,2 мил- лиона лет полного отсутствия прогресса? Именно странности такого рода ставили в весьма затруднительное положение чрез- вычайно уважаемых ученых-эволюционистов — таких как Ноам Хомски и Роджер Пенроуз. Когда мы применяем систему эво- люционных принципов к Homo sapiens, то единственный логи- ческий вывод состоит в том, что человечество не могло бы су- ществовать.

Подобный же скептицизм существует и в отношении рели- гиозного представления о Сотворении мира. И действительно, кто может ныне воспринимать всерьез историю о Садах Эдема?

И наука и религия бесконечно ходят по заколдованному кругу.

Однако же человечество существует, и этот факт требует объяс- нения.

Эволюция человеческого рода — это лишь одна из многих тайн, которые нс может объяснить обычная наука. В последние годы в списках бестселлеров значится все больше популярных книг, посвященных этим тайнам. Одной из причин, вызвавших увеличение количества таких изданий, бьы ряд открытий, сде- ланных в Египте. Обнаружение тайного хода в Великой пирами- де и установление времени строительства пирамид Гизы и Сфин- кса, отнесенного к 10500 — 8000 годам до Рождества Христова, захватили воображение публики. Но эти исторические аномалии обнаруживаются не только в Египте. Во всех странах света мы находим такие места, как Стоунхендж, Тиауанако, Наска и Ба- альбек, которые не укладываются в парадигмы исторической науки. Наследие окутанной завесой предыстории человечества, очевидно, продолжает существовать в виде камней, карт и ми- фологии, и только сейчас развитие технологии XX века дает нам возможность это признать. В этой ситуации многие авторы пытаются ухватиться за соломинку, обращаясь к Атлантиде, и их можно вполне извинить за это. Но фактически продвинутые знания индейцев майя и египтян можно проследить еще задолго до этого — в первой цивилизации Шумера, внезапно и загадоч-

но возникшей 6 тысяч лет назад. Шумеры утверждали, что их культура дарована им не атлантами, а богами. И можно ли от- вергать эти утверждения шумеров, учитывая все лежащие вок- руг нас материальные свидетельства?

В научной среде господствует враждебность к самой идее "богов", но в действительности это просто вопрос терминоло- гии и религиозной условности. То, что ныне человек обладает генетической технологией, при помощи которой он может со- здавать существа "по своему образу и подобию", является фак- том. Те существа, которых мы создаем, вполне могут называть нас "богами". И действительно, шумерские и прочие источники из Месопотамии, найденные и переведенные только за после- дние сто лет, приписывают создание человека богам из плоти и крови. Эти источники вполне соответствуют библейскому изло- жению сотворения мира, хотя оно было подогнано к требовани- ям монотеистической интерпретации.

Книга "Боги нового тысячелетия" в буквальном смысле посвящена рассказу о сотворивших нас богах, и, таким обра- зом, она находится в полном противоречии с иными книгами, в заголовках которых присутствует слово "боги" и которые тем не менее трактуют этих богов как мифы. Эти книги зачастую пишутся менее чем за год, и их авторы обычно не имеют доста- точного опыта полевых работ. Поэтому неудивительно, что эти авторы-"однодневки" просто перелопачивают уже имеющийся материал и дают лишь поверхностное объяснение существова- нию применявшихся в древности высоких технологий.

В отличие от них, эта книга представляет собой результат десятилетних трудов автора, целью которых были поиски исти- ны, а не достижение краткосрочных выгод. За эти годы я лично побывал во многих загадочных местах, о которых рассказывает- ся в этой книге, а не основывался, как это делают многие авто- ры, на отчетах, полученных из вторых рук. К тому же у меня было достаточно времени, чтобы лично тщательно изучить су- ществующую литературу, не в пример другим, которые обычно прибегают к услугам помощников — референтов, чтобы собрать необходимый материал. И вот в результате получилась книга, которая наконец дает некоторые ответы на те вопросы,которы- ми задаются все.

Продвижение в науке вряд ли возможно, если не выстраи- вать свою концепцию на предшествующих работах других авто- ров, и моя книга не исключение в этом смысле. В особенности многим я обязан американскому ученому Закарии Ситчину, первую работу которого "Двенадцатая планета" я обнаружил в

1989 году. Невозможно переоценить вклад этого автора в доказа- тельство того, что сотворение человечества не обошлось без вме- шательства богов во плоти и крови.

В своей первой книге, которая явилась плодом 30-летней исследовательской работы, он не только объяснил, кто такие были эти боги, но и указал, откуда они явились и зачем. Ситчин собрал так много материала, подтверждающего его гипотезу, что все не вместилось в одну книгу, и в дальнейшем он опубли- ковал еще четыре работы, объединенные названием "Хроника Земли".

Почему книги Закарии Ситчина не стали популярными? Во- первых, автор уделяет огромное внимание деталям, и это не может не отпугнуть многих читателей. Во-вторых, область его исследований невероятно обширна, работы Ситчина весьма сложны. Он не оставил камня на камне на прежних концепциях и тем самым поставил многих ученых в затруднительное поло- жение. Если они признают значение его вклада, то сами мало что смогут добавить или возразить, а если они обойдут молча- нием его теорию, то в лучшем случае будут повинны в небреж- ности, а в худшем — в измене делу истины. К сожалению, в большинстве последних бестселлеров авторы ограничиваются краткими ссылками на Ситчина, а в некоторых работах его имя либо вообще не упоминается, либо его идеи приписываются кому-нибудь другому.

В противоположность всему этому мои исследования имели единственную цель — установление истины ради чистого любо- пытства. Поэтому у меня не было ни малейшего соблазна проиг- норировать Закарию Ситчина. Напротив, я приступил к тща- тельнейшему, возможно беспрецедентному,критическому ана- лизу его теории. Вскоре мне стало ясно, что в его построениях имеются слабые места, нуждающиеся в пересмотре. Кроме того, я начал выяснять, насколько хронология Ситчина, представля- ющая собой фундамент всей его теории, согласуется с библейс- кими временными рамками патриархов. Это был краеугольный камень, который, как мне казалось, должен был совершенно неопровержимо доказать правоту Ситчина. Однако, к глубокому моему разочарованию, мне не удалось, как я ни пытался, обна- ружить совпадения его временной шкалы с библейской.

И вот тогда-то я нашел простой математический ключ, ко- торый позволил мне разрешить эту задачу и заставил пересмот- реть хронологию Закарии Ситчина. В результате мы теперь впер- вые имеем хронологию, которая:

• позволяет установить время возникновения человечества в соответствии с самыми последними научными данными;

• приводит в соответствие время появления богов и сотво- рения человека с независимо определенной и проверяемой да- той Потопа;

• упорядочивает времена жизни библейских патриархов от Адама до Ноя;

• устанавливает времена жизни последующих патриархов от Ноя до Авраама и согласуется со злосчастным шумерским Спис- ком Царей, правивших до Потопа.

Передо мной был поставлен весьма спорный вопрос о ле- гендарной продолжительности жизни патриархов (живших по несколько сотен лет) и шумерских царей (живших по несколько тысяч лет!). К счастью, мои исследования совпали по времени со столь же драматическим прорывом в области генетики, что и дало мне возможность найти научное объяснение долгожитель- ства патриархов, да и самих богов. Стало ясно, что я располагаю важным новым материалом, который необходимо опубликовать.

Поскольку моя новая хронология составляет столь важную часть темы (и даже центральную для любого исторического ана- лиза), я решил опубликовать книгу "Боги нового тысячелетия" в одном томе, в качестве научного доказательства существова- ния в древности богов во плоти и крови. Логика изложения та- ких доказательств, требовавшая, чтобы все было увязано между собой, завела меня в такие смежные области, где я, к своему удивлению, обнаружил, что могу пролить свет на некоторые тай- ны древних времен. Я рад представить моим читателям свои объяс- нения Линий Наска (Nazca Lines), острова Пасхи, забытого го- рода Петра и самое главное. Великой пирамиды. Содержащиеся здесь сведения о Великой пирамиде подтверждают то, что ска- зано о ней в древних источниках, а именно — что она была спроектирована как многофункциональное устройство. В моем исследовании впервые дается убедительное объяснение назна- чения проходов, шахт и помещений пирамиды с чисто функци- ональной стороны — это представляет собой крупнейшее науч- ное достижение.

Центральное место в этой книге занимает новая теория о значении прецессионного периода (цикла вращения земной оси) в 25 920 лет. Некоторые авторы затрагивали вопрос о связи, суще- ствовавшей между Сфинксом и прецессионной эрой Льва 13 тысяч лет назад, но подлинное значение этой связи значи- тельно глубже и не ограничивается одним лишь Сфинксом. В то время, как я писал эту книгу, британское правительство опуб-

ликовало новые данные о датировке Стоунхенджа, и это оказа- лось очень важно. Теперь я имею возможность предложить свое исчерпывающее решение загадки Стоунхенджа, начиная с ос- новного вопроса — почему его конфигурация столь сложна, если это был "просто" солнечный и лунный календарь, как это иногда утверждают. Я отправился в Мачу-Пикчу в Перу и там получил подтверждение, что и это место использовалось в тех же целях, что и Стоунхендж. И оба они были связаны с изменением пре- цессии земной оси при переходе от эры Тельца к эре Овна 4 тысячи лет назад!

Сделанные мною в этой книге выводы, разумеется, будут оспариваться, поскольку они бросают вызов установившимся в науке взглядам. Циники будут задаваться вопросом — как это могут оказаться ошибочными научные положения, существо- вавшие сотни лет? Я могу лишь возразить на это, что теория Птолемея, который поместил Землю в центр солнечной систе- мы, просуществовала 1300 лет, пока Коперник не поправил ее.

К сожалению, одним из величайших дефектов мышления чело- века является то, что мы любим поспешно выстраивать пара- дигмы, которые в дальнейшем защищаем любой ценой.

Свидетельства, содержащиеся в этой книге, — это научно обоснованные факты. Эти свидетельства имеют силу повсюду в пределах земного шара (и даже в пределах всей Солнечной сис- темы), а примененяемый научный подход носит системный многодисциплинарный характер и охватывает такие различные области науки, как геология, география, астрономия, матема- тика, антропология и генетика. Я увязал вместе сведения о всех загадочных местах на Земле, объединив их общим подходом. В моей концепции нет ни разрывов, ни замаскированных проти- воречий.

Как я уже говорил выше, мое изучение богов показывает, что смена прецессионного цикла имела для них важное симво- лическое значение. Из этого следует, в частности, что ожида- ния, связанные с завершением нынешнего тысячелетия (в их различных проявлениях) могут иметь под собой известную на- учную базу, так как момент наступления нового тысячелетия приблизительно совпадает со сменой прецессионного цикла Водолея. Я убежден, что мои читатели будут не меньше меня заворожены перспективой крупных потрясений, которым под- вергнется Земля в этот момент.

До сих пор речь шла о науке, но что же сказать о наших религиозных институтах? Западные религии могут посчитать себя в некотором роде задетыми моим выводом о том, что библейс-

кий еврейский "Бог" в действительности был богом из плоти и крови. Но, твердо установив личность этого бога и его мотивы, я вовсе не хотел никого обижать. Я хотел лишь представить Исход израильтян из Египта, как реальное событие, происходившее в реальном историческом контексте. И соответственно, я вовсе не намеревался критиковать монотеистическую религию; я просто показываю, что ее возникновение лишило нас возможности видеть реальности прошлого.

Что касается вопроса о Высшем Существе, то я не думаю, что факт вмешательства богов из плоти и крови должен ослабить чью-нибудь веру в сверхъестественное божество, которое мы можем обозначить большой буквой G (GOD). Создание Вселен- ной все еще окружено покровом тайны, а вопрос о сотворении человека нужно теперь переадресовать и искать происхождение самих богов. Эти загадки, а также и такие сверхъестественные явления, как перевоплощение и неопознанные летающие объек- ты, не относятся к теме этой книги — в ней говорится о позна- ваемых, а не о непознаваемых вещах. И тем не менее я полагаю, что когда мы отбросим господствующие научные и религиозные мифы, мы много выиграем, потому что тогда перед нами откро- ется более ясная перспектива на еще более глубокие тайны на- шего бытия.

ГЛАВА 1 ВЕРИТЬ В НЕВЕРОЯТНОЕ ГОРЫ ЗНАНИЙ

Откуда мы появились и почему мы здесь? Каков путь, по которому мы идем, и куда он ведет? С этими глубокими вопро- сами мы обращаемся к религии и к науке, составляющим ус- тои современного общества, но открывают ли они в действи- тельности путь к истине? Сотворены ли мы божественной во- лей, или появились в результате естественного отбора, или, наконец, может быть существует какой-нибудь иной ответ на этот вопрос?

Эволюционное развитие организма сравнивают подчас с опасным восхождением в горы. В результате случайных генети- ческих мутаций самые слабые особи падают и погибают, а более сильные продолжают движение вперед и наверх. Здесь невоз- можно вернуться назад, эволюционное движение, призванное поднять организмы на вершину, никогда не отменяется. Челове- ческое познание развивается таким же образом. Как может на- ука двигаться вперед, если она не опирается на то, что уже было ранее и миновало? И теология — наука о религии — в этом отношении ничем не отличается. В то время, как ученые восхо- дят на одну вершину, религиозные философы поднимаются на другую.

В наше время развитие религии затормозилось из-за ее дог- матизма, тогда как наука, напротив, продолжает двигаться впе- ред и поднимается к новым высотам. Ученые так рвутся наверх, что не уделяют ни времени, ни должного внимания исследова- нию подножия горы.

500 лет назад Николая Коперника, по существу, линчева- ли, когда он высказал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца. И если религия и наука в один прекрасный день увидят, что еще кто-нибудь, подобно Копернику, вещает им истину с более высоких вершин, то вряд ли они ответят ему дружелюбным поклоном. Скорее они отвергнут вершину исти- ны, назвав ее горой мифов или кучей фантазий.

Итак, мы подошли к самой сущности понятия так называ- емых мифов и так называемых истин. Лучше всего это проде- монстрировать, играя в элементарную игру: скажите, что из предложенного ниже миф, а что — истина?

• Библейское сказание о божественном сотворении мира.

• Теория Дарвина об эволюции в результате естественного отбора применительно к развитию человеческого рода.

• Распространенный в Андах у озера Титикака в Боливии рассказ о том, что люди были созданы богами.

Ученый скажет, что научно доказана может быть только дарвинистская теория и, следовательно, все остальное — миф.

Теологи скажут, что версия о сотворении, имеющая хождение в Андах, разумеется, миф, а теория Дарвина, скорее всего, об- ман, ошибка или просто гипотеза и что единственной истиной, разумеется, является божественное откровение.

Но в действительности все это совсем не так. Все перечис- ленные выше версии — мифы! Обычно считается, что. слово "миф" — синоним "вымышленного", но настоящее энцикло- педическое определение мифического таково: "вымышленные лица или события или такие, реальное существование которых не доказано". Но, спрашивается, с чьей точки зрения они явля- ются вымышленными и их существование не доказано? Получа- ется, что определение истинности полностью зависит от наблю- дателя, от его представлений.

Если вы воспитаны в религиозной среде, парадигмы ваше- го сознания, ваши установки будут сильнейшим образом про- тивиться принятию любой идеи, которая противоречит устано- вившейся догме, гласящей: Единый Всемогущий Бог создал нас из пыли земной";

Если же вы воспитаны в духе научного познания и вас при- учали искать во всем рациональное зерно, то представление о божественном сотворении просто не укладывается в ваши поня- тия о логической", познаваемой картине мира. Возможно, дарви- низм, как общий принцип, для вас приемлем, но, как мы уви- дим дальше, он остается весьма противоречивым, когда его пытаются применить к эволюции человечества.

Если же вы перуанец и никогда в жизни не читали ни Биб- лии, ни эволюционной теории, тогда для вас высшей святой истиной будет легенда древних Анд.

Используя понятие "миф", мы должны постоянно по- мнить, что понятия меняются со временем. В этом отношении показателен пример термина "атеизм". В наше время "атеизм" означает убеждение в том, что Бога не существует. Но в древ- ности смысл этого слова был совершенно иным. С точки зре- ния древних греков, живших в 400—200 годы до РХ, евреи,

которые верили в единого Бога, были атеистами! И первые му- сульмане, веровавшие в единого Бога Аллаха, также считались атеистами. А в той же общине их сограждане, как и греки, ис- кали покровительства у многих различных богов. Таким обра- зом, понятие атеизма менялось в ходе истории.

Никто — по определению — не верит, будто миф — это истина. Если мы определяем древние цивилизации по тому прин- ципу, что "тогда верили в мифы", мы поступаем очень неспра- ведливо по отношению к ним. Верования этих древних народов основывались на представлениях, имевших реальные основания в их историческом контексте.

Приведем еще одно определение понятия "миф" из слова- ря: "...повествования о живших в прежние времена сверхъесте- ственных существах. Эти повествования обычно описывают воз- никновение естественных явлений, формирование социальных традиций и т. д. и воспринимались тогдашним обществом 1&к подлинная действительность".

Короче говоря, мы именуем эти традиции о сверхъесте- ственных существах (или богах) "мифами", и, поступая так, мы демонстрируем свою чудовищную предвзятость. Ведь, как мы ухе говорили ранее, в действительности различие между мифом и подлинной реальностью коренится в самом созна- нии наблюдателя и зависит от его кругозора и исторического контекста. Каков был кругозор шумеров-горожан, которые по- клонялись своему пантеону богов и писали о них 6 тысяч лет назад? Неужели они выдумывали все эти истории, чтобы "объяснить природные явления"?

Мы не должны считать шумеров кучкой невежественных дикарей — вспомним, что их культура и институты настолько схожи с современным западным миром, что подчас нам труд- но обнаружить различия. Именно шумеры впервые стали пользоваться колесом. И это отнюдь не была эпоха "до пись- менности" — именно шумеры изобрели письмо на глиняных табличках.

А что касается их богов, то шумеры верили, что они суще- ствовали реально и не были мифологическими фигурами. Про- сто их образ мышления был иным, чем у нас сегодня. И какое высокомерие с нашей стороны автоматически полагать, что шумеры просто заблуждались!

БИБЛЕЙСКИЕ МИФЫ

Бог сотворил небо и землю. Сначала земля была пустынна, ничего не было на земле. Тьмаскрывала океан, над водами но- сился Дух Божий'.

Какая часть правды и какая — мифа содержится в приве- денном выше утверждении? Согласно последнему обследованию, 48% респондентов-американцев считают, что Книга Бытия бук- вально подлинна и что человек был сотворен Богом. Но что это означает, когда говорят, что Книга Бытия "буквально подлин- на"? Ведь имеется много различных современных версий Биб- лии — так какая же из них подлинная? Существуют также раз- ные радикальные версии текстов, приспособленные к требова- ниям особых групп интересов, и они часто искажают первона- чальный смысл. И, наконец, что еще более важно, даже самые консервативные издания Библии на английском языке представ- ляют собой перевод с древнееврейского — а многие ли из нас читали Библию в оригинале? Таким образом, мы полностью зависим от переводчиков!

Более того, даже если мы смогли бы прочесть Библию на еврейском, то все равно это была бы тщательно подобранная и отредактированная версия событий. Известно, и не подлежит со- мнению, что епископы в ранних христианских общинах реша- ли, какие тексты следует включать в Библию, а какие нет. Затем тексты, которые были сочтены по тем или другим причинам неприемлемыми, признавались неканоническими и, следователь- но, "апокрифическими"2, в отличие от канонизированных "свя- щенных" книг. Нс подлежит сомнению, что 39 книг, вошедших в Ветхий Завет, подвергались значительной переработке и кор- ректировке. Разумеется, духовенство отрицает это, но в действи- тельности первые пять книг Библии, так называемое Пятикни- жие, представляют собой собрание сильно переработанного ма- териала3.

В XIX веке группа германских ученых, изучая различные несоответствия в Библии, пришли к заключению, что Пяти- книжие возникло из четырех источников. Представленные уче- ными объяснения многими были признаны наиболее достовер- ными: Книги Моисеевы, которые будто бы были написаны в Синайской пустыне в XIV или XV веках до РХ, подвергались переработке столетиями позже, а Книга Бытия почти наверное является обработанным повествованием о значительно более ранних событиях. Все это вызывает настоящее потрясение у тех, кто убежден, будто Библия — это чистое Слово Божие, а оказа- лось, что в действительности эти тексты обрабатывались чело-

веком. Если по этому поводу существуют какие-то сомнения, то, чтобы их развеять, достаточно обратиться к многочислен- ным противоречиям и разночтениям в рассказе о ключевых биб- лейских событиях, таких как Сотворение мира и Потоп.

Таким образом, первый миф Библии — это то, что она является откровением Бога. Второй миф — что в Библии при- сутствует один-единственный бестелесный Бог. В действитель- ности, напротив, милостивый, всепрощающий Бог Нового За- вета резко отличается от сурового, гневного Бога Ветхого Заве- та, и это несоответствие зачастую мешало христианам спать. Рас- смотрим, например, следующий эпизод, предшествующий рас- сказу о Потопе:

"Господь увидел, что люди земли полны зла, что они толь- ко о зле и думают, и стало у него на сердце грустно. И сказал Господь: "Я уничтожу всех людей и всех животных и все, что ползает по земле, и всех птиц в небе, ибо сожалею о том, что создал все это"4-

Здесь перед нами предстает якобы Всемогущий Бог — гроз- ный и беспощадный. И можно привести множество других по- добных примеров, в особенности из Книги Исхода, когда Гос- подь обнаруживает свою злобную и мстительную натуру. Но что еще более существенно — если этот Бог всемогущ и всеведущ, то почему он допускает ошибки?

В Ветхом Завете мы встречаем немало примеров, когда Бог появляется скорее в физическом обличий, чем в качестве Духа. В повествовании о Содоме и Гоморре Господь считает нужным физически спуститься и посетить города, чтобы лично оценить ситуацию5.

Затем, вместо того, чтобы испепелить людей одним мано- вением своей священной десницы. Господь использует часто фи- зические средства (жжет серу, напускает дыма), чтобы уничто- жить не только людей, но и растительность на земле. И этот тот самый Бог, который, согласно Библии, лично помогал изра- ильтянам завоевывать земли и сокрушить врагов после Исхода6.

Таким образом, это совершеннейший миф, будто Бог Вет- хого Завета — это тот же самый милостивый, всепрощающий Бог, который фигурирует в Новом Завете. Откуда же взялся этот миф? Он появился из-за того, что в этой религии может суще- ствовать только Один-единственный бесплотный Бог. Правда же состоит в том, что Бог Ветхого Завета порой действует совсем как человек — ему не чужды чувства зависти, гнева и наслажде- ния; он ходит по земле и разговаривает7; борется8. Он несовер- шенен, не всеведущ; он суров, жесток и нетерпим'; и осуществ- ляет свою власть в чисто физических формах.

Но в том же мифе скрыта и более глубокая истина; ибо в Ветхом Завете Господь— это не единственный Бог. Основываясь на Библии и других источниках, Карен Армстронг ясно показы- вает, что в ранний период древние евреи были язычниками и поклонялись также и другим богам: "Идея соглашения (Бога с Моисеем) дает нам понять, что израильтяне еще не были моно- теистами, так как такое соглашение имеет смысл только при политеистической религии. Израильтяне не верили, что Яхве — Бог Синая — был единственным Богом, но в этом соглашении они поклялись, что будут игнорировать всех остальных богов и будут поклоняться только ему одному. Во всем Пятикнижии труд- но обнаружить хотя бы одно монотеистическое заявление. Про- роки уговаривали израильтян хранить верность соглашению, но большинство из них продолжало, в соответствии с традицией, поклоняться Ваалу, Ашере и Анат".

Карен Армстронг отмечает, что еврейский термин Yahweh chad означает — "единый Яхве", то есть, что это было един- ственное божество, которому людям разрешено было поклонять- ся. Очевидный вывод из этого заключался в том, что существо- вали и другие боги, которые были опасными соперниками Яхве.

Были ли эти другие "боги" просто идолами или изображения- ми, как полагает Армстронг или то были "ходящие и говоря- щие" соперники Бога Ветхого Завета?

"Тогда Бог (Elohim) сказал: Теперь сотворим человека. Со- творим людей по нашему образу и подобию. Они будут властвовать над всеми рыбами в море и над всеми птицами в небе, будут вла- ствовать над всеми крупными животными и над всеми мелкими тварями, ползающими по земле"10.

Есть ли в этом высказывании зерно истины — это большой вопрос. Но в данном случае я хочу лишь рассмотреть одну его сторону — то, что я называю "мифом Элогим". В этом заявле- нии может показаться странным, что Бог говорит о себе во мно- жественном числе — "мы" и "по нашему образу и подобию".

Большинство читателей Библии не обращает на это внимания, считая, что это формула монарха — "Мы, король..." и т.д., или же относят это на счет особенности перевода с древнееврейско- го. Тут действительно есть закавыка с переводом этого текста, но состоит она совсем не в том, о чем думает большинство чи- тателей. Не подлежит сомнению, что древнееврейское слово "Elohim" представляет собой множественное число от "El" — Господь Бог! Это хорошо известно теологам, но обычные при- хожане не ведают об этом удивительном обстоятельстве.

При дальнейшем изучении Ветхого Завета выясняется, что в тексте очень часто используется эта форма множественного числа Elohim — она*употребляется более чем в сотне случаев, когда Господь не именуется специально Яхве. В преобладающем большинстве случаев это имя появляется в Библии, когда речь идет о едином Боге. Как и где появилось понятие Elohim и каков был смысл этой явно множественной формы? По мнению Арм- стронга, концепция монотеизма с единым богом Яхве во время вавилонского пленения евреев в VI веке до РХ была расширена, в нее был включен Бог, создавший небеса, землю и человека.

Получившееся в результате объединения божество стало извест- но под именем Элогим.

БОГ ИЛИ БОГИ?

Что же в действительности скрывается за обликом Элоги- ма? И к кому он обращается, когда говорит: "Сотворим людей по нашему образу и подобию"? Присутствовали ли при акте со- творения еще и другие боги? И кто были эти другие "боги", которым израильтянам было запрещено поклоняться?

За последние сто лет в бывшей Месопотамии" (в современ- ном Израиле) были раскопаны тысячи глиняных табличек, воз- расте которых около б тысяч лет. В этих табличках содержится огромная информация о древних цивилизациях, представители которых верили во множество самых разнообразных богов. В ре- зультате археологических и лингвистических исследований было установлено, что концепция Элогима восходит к вавилонскому эпическому источнику, именуемому "Энума Элиш". Это эпи- ческое повествование рассказывает о сотворении неба и земли вавилонским богом по имени Мардук. Сходство между Книгой Бытия и текстом "Энума Элиш" поразительно — только в пер- вой сотворение неба и земли приписывается Богу, а во втором буквально то же самое совершает Мардук. Таким образом, и в том и в другом случае предпринимается попытка восславить свер- шения всемогущего божества. И оба текста как будто сопернича- ют друг с другом в этом. И не подлежит сомнению, что евреи, будучи в плену в Вавилоне, познакомились с текстом "Энума Элиш", который был самым священным ритуальным текстом в Вавилоне на протяжении более тысячи лет, и испытали на себе его влияние.

И нас нисколько не должно удивлять, что в библейском рассказе о сотворении человечества также просматриваются

параллели с древними текстами. В одном из месопотамских ис- точников приводятся распоряжения, которые, дает бог, совер- шающий акт творения:

"Смешайте сердцевину с глиной,

Взятой из Основания Земли,

Как раз над Абзу —

И слепите ее в форме стержня.

Я найду хороших, знающих молодых богов,

Которые приготовят глину нужном качества"12.

Что же такое эта "глина", из которой был сотворен чело- век? В Библии тоже говорится, что человек был создан из "пыли (праха) земной"13. С научной точки зрения это возмутительное заявление, но действительно ли тот материал, из которого мы были созданы, была "пыль" или "глина"? Один известный уче- ный указал, что примененное в Книге Бытия древнееврейское слово "tit" перешло из самого древнего шумерского языка. На шумерском TI.IT означает "то, что обладает жизнью". Так, мо- жет быть, Адам был создан из уже живой материи?

Что же произошло после сотворения первого человека, Ада- ма? В Библии говорится, что Бог создал сначала "мужчину", а затем "мужчину и женщину" и что при этом была осуществлена операция:

"Тогда Господь Бог погрузил человека в глубокий сон и, пока тот спал, вынул у него одно ребро, а потом срастил кожу человека в том месте, откуда вынул ребро. Господь Бог взял ребро, вынутое у человека, и создал из него женщину..."14

Но действительно ли речь идет о ребре? В шумерском языке слово TI может означать как "ребро", так и "жизнь". Итак, мож- но представить себе, что у Адама была взята его жизненная суб- станция, чтобы создать первую женщину. В наши времена мы посчитали бы, что это ДНК из клетки человеческого организма.

В одном древнем источнике, известном по имени его глав- ного героя — Атрахасис, сотворению человека посвящена сот- ня строф и приводится значительно больше подробностей, чем в Книге Бытия. Здесь мы видим уже не одного Бога, а многих богов, выполняющих различные функции. По тексту этого ис- точника один из богов, по имени Энки, отдает приказы, а ему помогает богиня по имени Нинти, что на шумерском языке оз- начает "Владычица ребра" или "Владычица жизни":

Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины;

Семь из лих она положила справа,

Семь отложила слева,

Между ними положила форму.

...Волосы она...

...Нож для отрезания пуповины...

Мудрая и ученая

Богиня приняля дважды семь родов,

Семь родилось мужского рода,

Семь — женского рода.

Богиня Рождения вызвала

Порыв дыхания жизни.

Они создавались парами,

Они создавались парами в ее присутствии.

Эти создания были людьми,

Созданными Богиней-Матерью.

Лишь теперь, в конце XX века, мы можем признать воз- можность того, что описанные здесь, в древних источниках, про- цессы создания людей — мужчин и женщин — были осуществ- лены путем научного процесса клонирования (см. главу 2).

Эти новые существа называются в шумерских текстах LU. LU, что в буквальном переводе означает "смешанные". Приведен- ные выше слова о взятой с земли глине, которую "молодые зна- ющие боги" доводят до нужной кондиции, может означать, что человек был создан как гибрид из бога и примитивного челове- кообразного.

Но зачем был создан человек? В Библии упоминается толь- ко, что до сотворения человека некому было обрабатывать зем- лю.13 Но в "Атрахасисе" даны более обстоятельные объяснения:

"Когда боги, как люди, работали и тяжело трудились, труд бо- гов был изнурительным, работа была тяжела, они выбивались из сил".

В "Атрахасисе" описывается, как боги взбунтовались про- тив своего лидера Энлиля. Тогда вызвали с небес отца богов Ану, чтобы он принял участие в совете богов. И тогда бог Энки (известный также под именем Эа) предложил такое решение:

"Пока здесь присутствует Богиня Рождения, Пусть она сотворит простого рабочего.

Пусть он пашет землю, пусть он снимет бремя труда с богов!"

В древней версии о Потопе также содержится больше под- робностей, чем в Библии, и тоже представлена картина много- божия. Одним из таких источников является "Поэма о Гильга- меше". Главного героя этого сказания о Потопе зовут Ут-на- пишти, а не Ной, но по существу их истории совпадают. Един- ственное отличие в том, что один из богов — Энлиль — хочет гибели человека, тогда как другой — Энки — старается его спа- сти. Ученые, исследовавшие эти древние тексты, не расходятся во мнениях о роли этих богов, но трудно отыскать хотя бы одну- единственную публикацию, в которой прямо или косвенно эти повествования не именовались бы мифами.

Не страдает ли кто-либо из нас предвзятостью, если мы называем рассказ, написанный на глиняной табличке 5 тысяч лет назад, мифом, а то, что изложено в Книге Бытия 2500 лет назад, считаем реальными фактами? В конце концов, основной сюжет и главные события одни и те же. Различия носят чисто теологический характер: в древних рукописях говорится, что че- ловек был создан "по образу и подобию" не одного Бога, а мно- гих богов.

Какие обстоятельства заставляли разумных и цивилизован- ных людей в древности верить во многих богов? Какое зерно истины могло быть в этих библейских и месопотамских мифах?

Принятая нами в XX веке система представлений делает для нас затруднительным даже задаваться этим вопросом и тем более — отвечать на него.

ПРЕДУБЕЖДЕННОСТЬ МОНОТЕИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Почему нам так трудно принять концепцию многобожия?

Суть дела состоит в формах нашего восприятия и в нашей тер- минологии — наследии двух тысяч лет монотеизма. Движение к верованию в единого Бога не только исказило изначальный смысл Ветхого Завета, но, что еще более важно, оно затуманило наше мышление.

То же относится и к исламу — еще более жесткой религии.

У Бога мусульман есть собственное имя — Аллах; это не просто абстрактное понятие Бога, как в религии западного мира. Свя- щенная книга мусульман Коран является будто бы Словом Бо- жиим, которое архангел Гавриил поведал пророку Мухаммеду.

Однако начало истории ислама было далеко не спокойным. К нашему удивлению выяснилось, что не только на Западе рели-

гиозному монотеизму пришлось вести жестокую битву за гос- подство.

Карен Армстройг пишет об этом:

"В первые три года своей миссии Мухаммед никак не под- чер<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...