Американская ветвь Годзю-рю 2 глава
Одежда, применяемая в традиционном бандо, состоит из шортов (либо набедренной повязки) и лангота — треугольного пояса, играющего роль своеобразного протектора для защиты паха. В Бирму он, скорее всего, пришел из Индии. Во время поединка его можно хватать для проведения броска. Иногда тело натирают маслом, а на руки и ступни надевают примитивные протекторы, сделанные из кокосового ореха. В школах модернизированного бандо (особенно в Америке) носят черную униформу, под цвет шкуры черной пантеры — тотемного зверя бандо. Как и в муай тай, тела профессиональных бойцов могут быть покрыты татуировкой, обычно изображающей животных. Раньше вытатуированный зверь обозначал принадлежность бойца к тому или иному подразделению бирманской армии, а сейчас считается, что этот зверь как бы передает человеку часть своей силы и быстроты. Помимо того, сама процедура нанесения сложного рисунка на кожу, достаточно болезненная и длительная, служит одним из способов воспитания выдержки и силы духа. В бандо традиционно отсутствует система официальных рангов. Считается, что выделение кого-то может обидеть окружающих. Поэтому в Америке, где с проблемой градации пришлось столкнуться, систему данов построили просто по стажу занятий. Чтобы получить первый дан, нужно заниматься 5 лет. Затем через каждые три года присуждается последующий дан вплоть до шестого. Седьмой, восьмой и девятый присуждают с интервалом в 10 лет. Бандо не стремится превращаться в спорт. Большинство его организаций являются некоммерческими и не прибегают к рекламе своей школы или своего стиля. БАНШАЙ Это общее название для всех видов бирманских искусств работы с оружием. Главными видами считались шест, копье и меч (были разработаны 37 классических приемов владения мечом «дха»). Техника складывалась и под китайским, и под индийским влиянием. Работа с оружием осваивалась (и осваивается) параллельно с техникой бандо.
БАТТО-ДЗЮЦУ Японское искусство, принадлежащее к группе Синбу-дзюцу (новых боевых техник) и заключающееся в особом умении пользоваться мечом (катаной). Основателем батто-дзюцу является мастер То-яма, основавший свою школу (Тояма-рю) в 1925 году. Он ранее принадлежал к школе иай-дзюцу Омори-рю, но покинул ее из-за того, что считал нереалистичной исходную позицию этой школы — сидя на согнутых в коленях ногах. Учеником Тоямы стал Накамура Тайсабуро (родился в 1911 г.), ныне живущий патриарх и верховный учитель школы. Батто-дзюцу Тоямы-Накамуры отличается от классического кэн-дзюцу и иай-дзюцу следующими особенностями: 1. Нет исходных позиций сидя или стоя на коленях; 2. Руководствуются 8 «заповедями» боя; 3. Главным тестом считается рубка катаной вертикально закрепленных бамбуковых палок. БВАНГ Боевое искусство коренных жителей Микронезии (Каролинские, Маршалловы, Марианские острова в Тихом океане, ныне находящиеся под опекой США). Термин «бванг» довольно любопытен, так как он обозначает такие боевые приемы, целью которых является разоружение противника. Следовательно, этот термин идентичен японскому «бу-дзюцу» и китайскому «у-шу». Он известен в нескольких вариантах местных диалектов: «бванг» (острова Яп и Палау), «пванг» (Пулуват, Пулусук и Намулук), «пваан» (острова Трук и Восточные Каролинские), «пвен» и т.д. По своему происхождению бванг является микронезийским. Однако господство Японии в 1919—1946 годах над многими островами Микронезии привело к целому ряду заимствований из дзю-дзюцу, дзю-до и бо-дзюцу. В результате сегодняшний бванг во многих отношениях напоминает эти японские системы: такое же использование инерции движений противника, вкладывание в приемы веса своего тела, рациональное расходование энергии и т.д.
Бой голыми руками в бванге представлен захватами и бросками, в сочетании с ударами ног и рубящими ударами рук. Наиболее популярны два вида таких ударов: «фалафаль» (то же самое, что и «сюто-учи», рубящий удар ребром ладони в каратэ) и «чептхак» (прямой удар ногой, подобный «мае-гэри»). Среди прочих приемов можно отметить «тхор» (освобождение от захвата за волосы спереди), «чиёрама» (удушение захватом пальцев за горло), «нееям» (особый вид защиты гребца в каное), «дохоуб» и «иресейай» (два типа защиты от ударов копьем), а также различные комбинации захватов и боевых удержаний («сооне-киёк, эфин, финикувен, сунукус, пуэнин-фефин, рефизи»). Бой с оружием в бванге представлен техникой работы с копьем (оппонг), кастетом (никкумвуч), ножом (наджиф), палкой (вук), пращой (эву-нун). Среди учителей бванга, получивших известность в прошлом, обычно называют Химо, Хаб-вунгомара и Танглемаля. БЕРСИЛАТ Малайзийское боевое искусство, включающее в себя бой голыми руками и с оружием. В своем развитии испытало сильное влияние индонезийского пенчак-силата и южных стилей китайского ушу. Бой голыми руками в берсилате традиционно разделяется на два основных варианта: «пулут» — чисто показательные выступления, своего рода воинские пляски, и «буах» — истинное искусство боя. Главную роль в берсилате играют точечные удары, которые сочетаются с захватами, болевыми приемами и бросками. Бой с оружием представлен техникой коротких клинков: это, прежде всего, знаменитый крис (кинжал с волнообразным клинком), а также паранг (кинжал с утолщенным клинком), бадик и писау (местные разновидности ножей). Основными стилями берсилата являются баян, келантан, линтан, медан, пенинчуан, тералак, чекак. БО-ДЗЮЦУ Японское и окинавское искусство боя палками различных типов. Оно в равной мере продолжает традиции Бу-дзюцу феодальной Японии и Ко-будзюцу острова Окинава. Палка, чаще всего используемая в бо-дзюцу, это рокусяку-бо, длина которой примерно 180 см. Кроме того, на Окинаве популярны кюсяку-бо (280 см) и сансяку-бо (100 см), а в Японии хан-бо (130 см) и тан-бо (60 см).
В период феодальных войн самураи использовали и другие модели. В частности, тэцу-бо (железную палицу с шипами разнообразной формы), консай-бо (палку, окованную металлом), хакка-ку-бо, кири-бо, ёри-бо. Одной из первых школ феодальной эпохи, кодифицировавших бо-дзюцу, была Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю, основанная в XV веке и существующая по сей день. В XVII веке знаменитый Мусо Гонноскэ заменил рокусяку-бо на более короткую, легкую и, следовательно, удобную модель.— дзё (120—125 см), или дубинку. В итоге он создал новую разновидность фехтования на палках — дзё-дзюцу и основал школу Синдо-Мусо-рю, прославившуюся своими 64 приемами боя. БОЕВАЯ МАШИНА Современная система самозащиты, которую разработал Анатолий Тарас (1944 г.р.) из Минска на основе методов рукопашного боя подразделений советской военной разведки. Главная цель подготовки по этой системе — научить защищаться от нападения сразу нескольких человек, в том числе вооруженных холодным оружием. Основная ставка делается на приемы шокового и травматического воздействия. В техническом плане данная система представляет комбинированный рукопашный бой, с использованием в качестве оружия различных предметов (бутылок, камней, кусков стекла, гвоздей, палок и т.п.). Базовый принцип — безжалостное поражение наиболее уязвимых мест человеческого тела, начиная с нижнего уровня: ступни и голени, колени, пах, руки, живот, и только в последнюю очередь голова. Отрабатывается небольшое количество приемов, из которых для каждого занимающегося составляется личный комплекс. Эти базовые приемы отрабатываются до полного автоматизма в типовых ситуациях. Важную роль играет психологическая подготовка, обеспечивающая постоянную готовность к смертельной схватке. Изучаются всевозможные хитрости и уловки, позволяющие выиграть инициативу в бою, подавить противника морально, успешно оторваться от преследования и т.д. Ведущие методы тренинга, это различные виды спарринга, работа на тренажерах и репетиции на реальных объектах. Одним из тренировочных методов является участие в спортивных поединках в полный контакт (бокс, кик-боксинг, тайский бокс, саньда, бои без правил).
БОЕВОЙ СТИЛЬ Общее название систем рукопашного боя, противопоставляемых спортивным единоборствам и так называемой «военизированной гимнастике» (типа условно-игровых стилей каратэ и ушу). Подразделяются на системы ограниченного боя и тотального. В системах первой группы главная цель схватки заключается в обезоруживании, обез-движивании и конвоировании противника. Там захваты, болевые приемы, броски существенно преобладают над ударной техникой. Подобные системы состоят на вооружении полиции и органов госбезопасности. Системы второй группы стремятся к уничтожению противника либо к выведению его из строя на длительный период. Здесь приоритет отдается сильным ударам конечностями и применению холодного оружия, как «настоящего», так и заменяющих его предметов повседневного обихода. Такие системы наиболее популярны в десантных частях, в подразделениях спецназначения. Одной из первых систем «боевого стиля» стала в конце 20-х годов та, которую разработал специалист НКВД Нил Ознобишин. Она объединила в себе удары кулаками из английского бокса, удары ступнями и локтями из французского бокса, бросково-болевые и удушающие приемы из дзю-дзюцу и вольноамериканской борьбы (кэтча), технику работы с тростью и финским ножом. Более чем 50 лет спустя похожую систему создали американские специалисты Дэн Иносанто и Пол Ванек. Они сочетают в ней технику английского и французского бокса с приемами дзю-дзюцу, а также с техникой работы палками и ножами из филиппинских арниса и кали. БОКС Это поединок двух спортсменов, во время которого каждый, избегая ударов противника, стремится нанести ему как можно больше ударов в определенные части тела. Бой проводится на ринге, квадратной площадке, огражденной канатами (сторона квадрата от 4,9 до 6,1 м). Боксеры имеют на руках мягкие кожаные перчатки, а с недавних пор еще и защитный шлем на голове. Удары разрешается наносить только руками в передние и боковые части головы и туловища (выше пояса). Захваты, толчки, подножки, удары локтями и головой запрещены. Бой разделяется на трехминутные раунды (три раунда у любителей, до 15 у профессионалов). Победителем считается тот боксер, который набрал большее число очков за успешные атаки, или выиграл нокаутом. Для уравнивания шансов спортсменов их разделяют на группы по возрасту, спортивной квалификации, весовым категориям. Бокс развился из английского кулачного боя (см. статью). Крестьяне и городские жители в этой стране имели обычай разрешать свои споры с помощью поединков на кулаках. В XVIII веке учителя фехтования объединили элементы тактики и техники фехтования и бокса. Известно имя учителя фехтования и бокса Дж. Фигга, который впервые опубликовал правила бокса ив 1719 году стал чемпионом Англии по боксу. В 1743 году содержатель цирка Джеймс Броутон дополнил эти правила предписаниями для судей. С этого времени берет начало так называемый «призовой» профессиональный бокс. В соответствии с правилами Фигга-Броутона бой проводился голыми кулаками, разрешались захваты, подсечки и подножки. Ограничений по времени, разделений на весовые категории не существовало.
В 1867 году маркиз Куинсберри ввел правила бокса в перчатках, которые почти в неизменном виде сохраняются до настоящего времени. Благодаря им были устранены элементы борьбы, а также грубые силовые действия, бокс приобрел характер искусного спортивного единоборства. Теперь победу стали одерживать не только более сильные и выносливые боксеры, но и те, которые имели отличную технику, не выделяясь физическими данными. Вскоре британские власти поняли прикладное значение бокса и сделали его обязательным видом спорта в армии, на флоте, в полиции и у пожарных. Из Англии бокс распространился в Европу и в Америку. Во Франции из соединения английского бокса и французского боя ногами «сават» родился так называемый «французский бокс». В США бокс превратился в национальный вид спорта. Первая любительская ассоциация бокса была основана в Англии в 1881 году, В США соревнования боксеров-любителей начали проводить с 1888 г., во Франции — с 1903 г., в России — с 1913 г. С 1904 г. бокс стал олимпийским видом. В 1920 году была образована Международная федерация бокса (АИБА) и с этого времени началось широкое распространение бокса по всему миру (до тех пор он был развит преимущественно в Англии, США и Франции). В настоящее время, помимо англо-американского бокса, в котором разрешены удары только руками в перчатках, существуют также иные виды, допускающие удары ступнями, а также коленями и локтями. Это французский бокс, китайский бокс (саньда), бирманский бокс (летхвэй), тайский бокс (муай-тай). БОРЬБА Это такой вид единоборства, в котором соперники захватывают друг друга, пытаясь вывести из равновесия и бросить на землю. Во многих видах борьбы схватка продолжается и на земле (в партере), где широко применяются перевороты, выкручивание конечностей и другие приемы. В настоящее время виды борьбы разделяются на международно признанные (классическая, она же греко-римская или французская; вольная, или вольноамериканская; дзюдо; самбо) и национальные (среднеазиатская, кавказская, китайская, японская, индоперсидская и др.). В древности борьба была распространена повсеместно. Нет таких племен и народов, у которых в прошлом не практиковался бы какой-нибудь вид борьбы. Все развитые цивилизации древнего мира (китайская, индийская, иранская, египетская, эллинская, римская, майя и др.) отводили борьбе самое видное место в своих иерархиях ценностей. В 708 году до н.э. борьба вошла в программу эллинских олимпийских игр в качестве пятой дисциплины пентатлона. По ее правилам побежденным считался тот, кто трижды касался земли любой частью тела, кроме ступней. С 648 года до н.э. стал олимпийским видом и панкратион — соединение борьбы с кулачным боем. В Средние Века борьба развивалась в Европе по двум направлениям. Во-первых, как одно из «семи благородных искусств» рыцарей. В данном варианте поединки нередко происходили в доспехах и широко применялось «малое» оружие (кинжалы, стилеты, кортики). Во-вторых, борьба без оружия была весьма популярна среди крестьян и горожан. В течение XVI века борьба превратилась в Европе в народное искусство, хотя еще сохраняла первоначальный характер самозащиты. В XVIII веке в ряде европейских стран появились национальные гимнастические системы, в которые наряду с другими видами физических упражнений входила борьба. Особенно большое развитие она получила во Франции, где появились первые профессиональные борцы. Борьба как вид спорта развилась из выступлений профессиональных борцов в период между 1880 и 1896 годами. В 1896 году были признаны международные правила греко-римской (французской) борьбы и ее включили в программу современных олимпийских игр. С 1898 года началось проведение чемпионатов Европы, а с 1904 года — чемпионатов мира. В 1914 году была основана Международная федерация любительской борьбы (ФИЛА). В России любительской спортивной борьбой начали заниматься с 1895 г. (Санкт-Петербург), первое пособие по борьбе на русском языке вышло в свет в 1896 г., первый всероссийский любительский чемпионат был проведен в 1897 году. Наиболее известные дореволюционные российские борцы, это К. Буль, Н. Вахтуров, Г. Гаккеншмидт, С. Елисеев, И. Заикин, М. Клейн, П. Крылов, И. Поддубный, И. Шемякин, правда, все они — профессионалы. Что касается национальных видов борьбы, то их существует огромное количество. Среднеазиатские: узбекский кураш, казахский курес, киргизский и таджикский куреш; закавказские: армянский кох, азербайджанский гюлеш (или гурассу), грузинская чидаоба. Известна молдавская трын-тэ, японская сумо, китайская сюайцзяо, исландская глима, голландско-немецкая, финская и много, много других. Характерная особенность национальных видов борьбы заключается в небольшом количестве базовых приемов (обычно не более 10—15), существующих в десятках региональных вариантов. По сравнению с современной спортивной борьбой, национальные виды достаточно примитивны как технически, так и тактически. В них повсеместно сила и силовая выносливость преобладают над изощренностью техники и гибкостью тактических действий. Тем не менее, в национальном самосознании каждого народа личности выдающихся борцов окружены легендами, -а достоинства конкретного вида борьбы всячески превозносятся. См. также статьи ваджра-мукти, глима, дзюдо, кушти, маллявеша, панкратион, сумо, сюай-цзяо.
ВАДЖРА-МУКТИ (или «мушти») Это ритуальное индийское единоборство, которое представляло поединок двух бойцов, вооруженных одной либо двумя «ваджра- ми» (молниями) — бронзовыми, железными или стальными кастетами причудливой формы. Такие поединки берут начало с времен завоевания Индии арийскими племенами, вторгавшимися с северо-запада волна за волной на протяжение нескольких веков, начиная с условной даты 1500-й год до н.э. Поединки ваджра-мукти посвящались тем или иным богам многочисленного индийского пантеона. Они обычно кончались смертью одного из участников и, таким образом, напоминали поединки гладиаторов, возникшие из ритуальных боев во время тризны по воинам, павшим в сражениях. Неизвестно, кто участвовал в них в глубокой древности, но после IV века до н.э. бойцы вербовались из числа профессиональных борцов — «малля». Поединки ваджра-мукти многие ошибочно считают самостоятельным видом единоборств и, к тому же путают при этом два разных вида борьбы — «маллявеша» и «кушти» (см. статьи о них).
ВАДО-РЮ Стиль японского каратэ, основанный в 1939 г. мастером Оцука Хиронори (1892—1982). Он начал заниматься дзюдзюцу с шести лет под руководством своего отца, Оцука Токудзиро. В 1905 г., в возрасте 13 лет, поступил в школу дзюдзюцу Синдо-Ёсин-рю, к мастеру Накаяма Тацусабуро-Ёкиёси. В 1921 году мастер Накаяма вручил 29-летнему Оцука «мэнкё-кайдэн» (свидетельство о завершении полного курса обучения) и объявил его своим официальным преемником. С 1922 года Оцука начал изучать каратэ в стиле Сётокан-рю под руководством Фунакоси Гичина (1869—1957), чьим помощником он стал три года спустя. Параллельно он стал учеником Мотобу Чоки (1871—1944), который, в отличие от сенсея Фунакоси, который большое внимание уделял изучению «ката» (формальных упражнений), основной акцент делал на спарринг (кумитэ). Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Сётокан-рю и Синдо-Ёсин-рю. В 1934 году Оцука создал первую независимую ассоциацию каратэ. В 1939 году, по просьбе Бутоку-кай и под воздействием националистических идей, он объявил о создании «первого чисто японского стиля каратэ», которому дал название: «Вадо-рю-кэнпо» (тем самым он как бы узаконил в глазах общественности то, что фактически сделал пятью годами раньше). После смерти мастера Хиронори, школу и ассоциацию Вадо-рю возглавляет его старший сын, Оцука Дзиро (родился в 1934). В этом стиле 15 основных «ката»: 5 ката Пинан, 3 ката Найханчи, и еще 7 других — Бассай, Вансю, Кусанку, Нисэйси, Рохай, Сэйсан, Чинто. ВАРМА-КАЛАИ Индийское боевое искусство, сохранившееся с древних времен в южном штате Тамилнаду, в районе между Мадрасом и Путтуччери. На тамильском языке «варма» означает «то, что скрыто», а «калаи» переводится как «поражать, или находить». Таким образом, термин «варма-калаи» можно перевести словами «искусство поражения уязвимых точек». Оно подразделяется на бой голыми руками и бой с оружием. Обучение начинается с освоения стоек и передвижений. Потом приступают к изучению блоков, ударов кулаком и открытой рукой. Затем приходит черед ударов ногами, а также выпадов и уклонов. Кроме того, техника варма-калаи включает в себя прыжки, удары локтями и коленями, захваты, подножки и броски. Когда ученик овладевает техникой голых рук, его начинают знакомить с тем, как владеть оружием. Сначала учат пользоваться в бою длинной палкой (силамбам), затем переходят к дубинке, а потом к различным видам холодного оружия: кинжалу, сабле, мечу, копью и даже таким экзотическим, как боевой хлыст и рога газели. Ученик сначала работает с оружием в одной руке, позже его учат держать оружие в обеих руках (например, работать с двумя дубинками или с двумя кинжалами одновременно). Что. касается формальных упражнений «ади вариссай» (дословно «серия, или последовательность шагов»), то их насчитывается не менее 60-и. Они разделены на пять блоков, по 12 в каждом, причем сложность их возрастает от первого блока («ученического») к пятому. Существуют также упражнения «кутту вариссай» (аналогичные японским «бункай»), то есть применение техники формальных комплексов против двух, трех и более противников. Интересно то, что все движения в формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с оружием. Любой атакующий прием варма-калаи нацелен на поражение жизненно важных точек тела противника. Это называется «марма ади». Случайных ударов просто нет. Но в зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время из строя, сами удары наносят по-разному. И еще: в зависимости от способа поражения точек, связанных с внутренними органами, действие ударов может быть отсрочено. Например, человека можно ткнуть пальцем сегодня, а умрет он только через два месяца (это напоминает китайскую технику «дим мак»). Иными словами, в основе техники «марма ади» лежат представления о циркуляции внутренней энергии. Тренировки по системе варма-калаи обычно проводят рано утром (с 4-х до 5-и часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных взглядов. Места для занятий выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых склонах гор, в болотах и даже под водой (чтобы тренировать дыхание). Практика варма-калаи требует серьезного знания йоги (особенно техники дыхания), а также знакомства с «баратханатти-ям», классическим танцевальным искусством тамилов. Дело в том, что в варма-калаи позиции и передвижения сходны с «па» этого танцевального стиля. В Европе школу «варма-калаи» с 1988 года пропагандирует гуру Закрия, ученик мастеров Кришны и Тирунгана Самбадар. ВИН-ЧУН-КУЭН Один из наиболее популярных среди «хуацяо» (этнических китайцев, живущих в других странах), а также среди европейцев и американцев стиль китайского ушу. Впрочем, в КНР этот стиль известен под другим названием — Юнчунь. Его возникновение датируется XVII веком и связывается с женщиной по имени Инь Вин-Чун (Поющая Весна). Предание повествует, что сначала она изучала шаолиньский стиль ушу под руководством своего отца и своего мужа Хун Цзэгуана, одного из «десяти тигров Шаолиня». Но потом стала ученицей монахини по имени Нгань Хуэй, разработавшей свой собственный метод самозащиты и не знавшей поражения ни в одном поединке с мужчинами. Творчески переработав систему Нгань Хуэй, Инь Вин-Чун создала оригинальную технику боя, которую после смерти этой женщины стал пропагандировать ее муж, давший стилю имя своей жены. В настоящее время существуют два основных направления стиля Вин-Чун: китайское, связанное с именем мастера Ип Мэня (1898—1972) из Гонконга, и вьетнамское, возглавляемое Нгуэн Тэ Конгом. Несмотря на сходство в исходных принципах и в манере ведения поединка, они имеют некоторые различия. Во-первых, последователи Тэ Конга в настоящее время изучают комплекс «кулак пяти зверей», отдавая таким образом дань уважения знаменитому шаолиньскому стилю. Во-вторых, есть различия в тренинге с деревянным манекеном. В Гонконге изучают комплекс «116 приемов», разработанный Ип Мэнем. Во вьетнамском направлении существует парный комплекс «108 форм», который можно выполнять вдвоем с партнером, на манекене или в одиночку.Другие различия несущественны. Вин Чун — это техника боя на ближней дистанции, в которой важнейшую роль играют руки. Однако не следует думать, что работе ног в школе уделяется мало внимания. Техника ног очень изощренна и эффективна в реальном применении, поэтому в процессе тренировки ей уделяется достаточно времени. Отличительной особенностью техники рук Вин Чун являются упражнения Чи сау (склеенные кисти), которые вырабатывают у последователей школы умение контролировать руки противника и правильно распределять свою силу. Подобные упражнения имеются и для ног. У мастеров школы развито «шестое чувство», позволяющее опередить намерение противника прикосновением к его руке и таким образом опередить его хотя бы на один ход. Арсенал школы закодирован в шести комплексах формальных упражнений — Тао. Первый «Сиу Лим тао» (маленькая идея) исполняется на месте. В нем отрабатываются базовые движения и комбинации руками, а также происходит культивация внутренней энергии Ци. Второй «Чум киу» (поиск рук) посвящен отработке защиты и контроля от нескольких нападающих. Этот комплекс отрабатывается уже в движении и включает новые элементы техники — удары ногами и локтями и т.д. В третьем «Бил дзе» (бьющие пальцы) отрабатывается техника работы пальцами и нанесение ударов по уязвимым точкам. Четвертый комплекс представляет собой работу с деревянным манекеном. Пятый и шестой комплексы посвящены отработке техники с оружием (шестом и «ножами-бабочками»). Все сказанное относительно техники справедливо как для китайского, так и для вьетнамского направления Вин Чун. Сейчас в мире создано несколько крупных организаций, изучающих, развивающих и пропагандирующих искусство Вин Чун. К их числу относятся «Всемирная организация Вин Чун кун-фу» под руководством Вильяма Чеуна, «Международная организация Вин Чун кун фу» под руководством Лян Тина (оба — ученики Ип Мэня), «Ассоциация Вин Чун Тэ Конга» под руководством Винг Занга.
ВОВИНАМ—ВЬЕТВОДАО Наиболее широко распространенный во Вьетнаме и за его пределами стиль вьетнамских боевых искусств (Во-дао, или Во-Вьетнам). Основал в 1938 году мастер Нгуэн Лок (1912-1960). Это «синтетический» стиль, источниками которого стали несколько старинных стилей вьетнамского рукопашного боя, заново переосмысленные на основе классического трактата XVI века «Лин Нам Во Кин». Обычно называют 4 таких стиля: Тай-шон Нян (Феникс Западной Горы), Ким Ке (Золотой Петух), До Нхан (Одноглазый), Са Лонг Чыонг (Сила Дракона Песков). В ближнем бою стиль вьетводао-вовинам отдает предпочтение ударам локтями, коленями и головой, широко использует подсечки и подножки, болевые приемы и броски. На дальней дистанции — удары кулаками, пальцами, стопами. Своего рода «визитной карточкой» стиля вовинам являются так называемые «ножницы» (донг-чан) — подбивы и захваты противника ногами по всем уровням — от стоп до шеи. Известно более 20 вариантов таких «ножниц», в том числе с за-прыгиванием на шею более высокому по росту противнику! Соответственно, важное значение придается укреплению ног и прыжковой акробатике. Однако главное, что сделал Нгуэн Лок — он поставил во главу угла духовное и физическое развитие человека через практику боевого искусства. Иными словами, он сделал то же самое, что и знаменитый Фунакоси Гичин («отец японского каратэ»), превративший технику рукопашного боя в Путь пустой руки, то есть в систему самосовершенствования: «Если ты хочешь изменить мир, то начни с изменения самого себя». ВО-ВЬЕТНАМ С вьетнамского эти слова переводятся как «боевые искусства Вьетнама». Имеется в виду бой голыми руками (во-туат) и бой с оружием (ко-во-дао). До окончательного завоевания Вьетнама Францией (1884 год) там существовало много различных стилей и школ боевых искусств. После роспуска вьетнамской армии и запрета на преподавание рукопашного боя как с оружием, так и без него, эти искусства ушли в подполье. Некоторые за полстолетия исчезли навсегда. Постепенно грозные некогда указы колонизаторов утратили свою силу, а местная администрация почти полностью стала состоять из вьетнамцев. К тому же колониальные власти справедливо полагали, что в эпоху пушек и пулеметов даже самые великие мастера кулака, меча и копья не представляют никакой опасности для государства. Итак, к 30-м годам XX века вьетнамские боевые искусства снова обрели право на жизнь. К 1938 году получили определенную известность в колониальном Вьетнаме примерно 20 школ. Среди них: Тайшон-Нян, Ким Ке, До Нханг, Са Лонг Чыонг (см. статью Вовинам), а также Тхиеу-Лам (вьетнамская версия китайского стиля Шаолинь-цюань), Ба-Хак (от китайского Белого журавля), Зыонг-Ланг (от китайского Танлан-цюань), Во-Бинь-Динь (по названию провинции), Во-Тхай-Бинь (то же самое), Хонг-За-Куэн (от китайского Хун-цзя), Хоанг Лонг (Огненный Дракон), Лям-Шон (Лазурная Гора), Вин Чунг (от китайского Вин-Чун) и ряд других. Однако все они являлись немногочисленными по своему составу, по существу, это были не школы, а секты. Дело в том, что для поступления в любую из них требовалось соответствовать трем условиям: — быть благородного происхождения; — иметь рекомендацию от человека, которому мастер-наставник вполне доверял; — выдержать суровые приемные испытания. Кроме того, обучение носило ярко выраженный личностный характер. Отношение «учитель-ученики» больше всего походили на взаимоотно- шения строгого отца с собственными детьми. И вот эти-то незыблемые прежде традиции Нгуэн Лок и отбросил. Во-первых, его школа была открыта для всех желающих, даже для французов! Происхождение ученика не играло никакой роли. Во-вторых, он ввел практику массовых тренировок — десятки людей на площадке в окружении толпы любопытных. В-третьих, он установил градацию технического мастерства, символически выражавшуюся в пяти степенях «кап» и 8 степенях «данг». В-четвертых, он меньше всего беспокоился о так называемой «чистоте стиля», спокойно заимствуя технику отовсюду, даже у врагов-японцев (броски и болевые приемы из дзюдо и дзюд-зюцу). То, что он сделал, было своего рода революцией. Излишне говорить, что все его новшества старые мастера встретили в штыки. Отношения Нгуэн Лока с ними являлись непрерывной «холодной» войной, иногда переходившей в «горячую». Видимо поэтому он умер, не дожив даже до 50 лет!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|