Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика отдельных методов обучения биологии




7.2.1 Рассказ как словесный метод обучения биологии

У рассказа три составных элемента: завязка, кульминация и развязка. Именно в рассказе используется образная словесная наглядность. Рассказ часто применяется на уроках биологии: при знакомстве с историей открытий, с биографией ученого, с описанием каких-либо явлений, фактов из жизни природы, исследователей мира природы. Учащихся младших классов словесная форма изложения быстро утомляет. Ученикам 5–7 классов трудно воспринимать рассказ более 10–25 минут. Рассказ обычно используется, когда нужно воздействовать не только на ум, но и на волю, воображение, чувства учащихся. В связи с этим учителю нужно продумывать содержание и форму изложения, интонацию, риторические приемы, жесты. Рассказ имеет несколько разновидностей: сюжетный рассказ, иллюстративный рассказ и информационный рассказ.

Примером сюжетного рассказа является история открытия законов наследования признаков. Например, учитель рассказывает: «В 1900 г. в трех государствах одновременно тремя учеными независимо друг от друга были открыты закономерности наследования признаков. В Германии – К. Корренсом, в Чехии – Э. Чермаком и в Голландии – Г. де Фризом. Они работали на разных объектах: маке, кукурузе и горохе, (завязка). Встал вопрос о приоритете в открытии этих законов (кульминация). Обращение к материалам архива позволило обнаружить в ботаническом обществе г. Брно работу Г. Менделя «Опыты над растительными гибридами» (1865) (развязка)».

ууццу

Иллюстративным рассказом является повествование, раскрывающее особенности биологических объектов и явлений. Например, рассказ о раффлезии как о растении с самым большим цветком или об опытах с мышами по выработке условных рефлексов.

Информационный рассказ обычно применяется для изложения конкретных фактов, например, размеров тела или окраски, для ознакомления с образом жизни, ритмами развития и др.

Применяя рассказ, надо учитывать следующее:

1) соответствие сообщаемых в рассказе фактов требованиям программы и научность их освещения;

2) строгий отбор конкретных фактов, которые отражают сущность данного вопроса и, вместе с тем, служат достаточным основанием для теоретических выводов;

3) главные мысли основных частей рассказа учитель должен вычленять;

4) ясность и выразительность речи: определенность и точность выражений, правильная дикция, умение подчеркнуть мысль с помощью логических ударений.

7.2.2 Беседа

Этот вид словесного метода предполагает вопросно-ответную форму обсуждения учебного содержания, при которой происходит обмен мнениями.

Участниками беседы являются учитель и ученики. Целенаправленность беседы определяется конкретным вопросом, который необходимо раскрыть, привлекая, знания учащихся.

Заканчивается беседа определенным выводом и обобщением, строится на известном учащимся или частично известном материале.

По характеру познавательной деятельности различают объяснительно-иллюстративную и эвристическую беседу. В ходе объяснительно-иллюстративной беседы в ответ на вопросы учителя предполагается точное воспроизведение готовых знаний. Такую беседу целесообразно применять для повторения материала, проверке знаний и их уточнении. В поисковой беседе учащиеся частично самостоятельно решают ряд вопросов. Для поисковой беседы характерен индуктивный ход рассуждений: учитель ведет учащихся от конкретных наблюдений к раскрытию причинных связей и обобщениям. Если же учащиеся имеют общее понятие о предмете беседы, то можно применить дедуктивную логику: выяснить конкретные примеры взаимосвязи строения и функций каких-либо живых организмов. Поисковую беседу вести сложнее, чем объяснительно-иллюстративную, потому что нужно так продумывать вопросы, чтобы они не нарушали ход беседы. Поисковая беседа целесообразна при выяснении особенностей лишайников, приспособленности пингвинов к условиям их жизни, а также, например, при выяснении вопроса, почему белки должны быть обязательными компонентами пищи. Иногда в ходе поисковых бесед возникают дискуссии, развивающие самостоятельное мышление, позволяющие научиться аргументации высказанной точки зрения, углубляющие знания.

Беседу часто используют для повторения учебного материала, для закрепления в конце урока, в начале новой темы – для подведения к восприятию новых сведений. По ходу беседы ее вопросы должны усложняться (с целью решения все более сложных логических задач). Однако, этим методом обучения нельзя злоупотреблять, потому что школьники должны приучаться говорить связно и развернуто. Чем младше учащиеся, тем чаще применяется беседа.

В образовательном процессе можно выделить группы бесед: вводные: строятся в основном индуктивно; сообщение знаний; контрольно-корректирующие (носят чаще дедуктивный характер).

Для успешного проведения беседы следует соблюдать следующие методические требования:

- грамотно и четко формулировать вопросы;

- строить вопросы так, чтобы они органически вытекали из содержания изучаемого материала; направлять внимание учащихся на усвоение самого главного, но при этом привлекать ранее полученные знания и уже имеющийся жизненный опыт учащихся;

- предусматривать вопросы, приучающие школьников применять знания на практике, в жизни, для решения биологических задач (вопросы на размышление);

- в ходе беседы чередовать ответы «сильных» и «слабых» учеников, иметь в запасе наводящие вопросы и задавать их при затруднениях в ответе.

7.2.3 Объяснение

Этот метод часто используется на уроках и во время экскурсий. Его характеризует четкое, логичное изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с последующей формулировкой выводов. Объяснение включает рассуждения. Объяснением является и инструктаж к проведению практической работы: он должен быть кратким, четким и точным.

7.2.4 Школьная лекция

Школьная лекция – устное изложение учебного содержания в течение 20–25 мин. Лекция, в зависимости от содержания и подготовленности учащихся, может перемежаться рассказом или беседой. Обычно на лекцию выносится объемный учебный материал или же материал, недостаточно хорошо изложенный в учебнике. Применение лекций требует обязательной постановки главного вопроса урока, расчленение его на ряд последовательно раскрываемых вопросов. По ходу лекции предусматриваются логические остановки для выводов по обсуждаемым вопросам и для заключения. Школьникам рекомендуется делать краткие записи и основные выводы. Лекции чаще применяются в старших классах (в средних классах лучше использовать элементы лекций).

Школьная лекция может носить характер проблемного изложения. Вначале констатируются факты, из сопоставления которых в науке определяются нерешенные проблемы, затем указываются способы их решения. После этого освещаются методы исследования и полученные результаты. Отмечается, что часто путь научного исследования приводит к новым проблемам. Научный поиск подтверждает истину, которая проверяется практикой. Мыслительная самостоятельность учащихся на школьной лекции стимулируется тем, что учитель привлекает учащихся к предположительным ответам, ставит вопросы, заставляющие их думать. Иногда лекция читается так, чтобы мысль учащихся опережала слова учителя. Например, для проблемного изложения подходят темы: «История открытия кровообращения», «Проблема возникновения жизни», «Железы внутренней секреции» и др.

7.2.5 Наглядные и практические методы

Из наглядных методов на уроках биологии обычно используют различные демонстрации: опыта, таблицы, фильма, рисунков на доске. Во всех этих случаях важно организовать правильное наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта. Применение демонстраций развивает познавательную активность, активность восприятия и мышления. Учителю следует применять вопросы, которые привлекают внимание учащихся к изучению демонстрируемого объекта, помогают целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать, находить главные признаки, делать выводы и обобщения. Основным источником знаний в данном случае является система образов, сопровождаемая речью учителя или голосом диктора, если демонстрируется видеозапись или телефильм.

Немалое значение имеет демонстрационный опыт (эксперимент), который используется для эмпирического подведения к усвоению какого-либо понятия.

К наглядным методам обучения относится также метод иллюстрации (например, рисунок на доске). Рисунок на доске имеет важное познавательное значение на уроках биологии. Рисунок с пояснением (изложением соответствующих определений, понятий и фактов) помогает ученикам следить за содержанием, так как школьники сосредотачивают внимание на той детали, о которой говорит и которую рисует учитель.

Практические методы при обучении биологии отличаются значительным разнообразием. Среди них – работы по распознаванию и определению объектов, проведение опытов, наблюдение за природными явлениями. Новый материал, изучаемый с применением практических методов, представлен в результатах исследовательской, практической деятельности. Результат выполненной работы, наблюдаемый учениками, раскрывает сущность биологического явления, которое они должны понять. Наблюдение в ходе практической работы обеспечивается не сохранением объекта, а его непосредственным, деятельностным изучением: обследованием, измерением, препарированием, ощупыванием, оцениванием. Такое наблюдение, как и определение, описание, эксперимент, может быть проведено не только на уроке, но и во время экскурсии, дома по заданию, в уголке живой природы, на пришкольном учебно-опытном участке.

Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта или явления. Большую дидактическую ценность имеет наблюдение за натуральными объектами – живыми растениями, животными, микроорганизмами.

Наблюдения бывают иллюстративными, поисковыми и исследовательскими. Иллюстративные наблюдения применяются, если учащиеся не могут сами разобраться в строении биологических объектов, и для их изучения нужно непосредственное руководство учителя или обращение к учебнику. Значение иллюстративного наблюдения состоит в уточнении и конкретизации полученных ранее из других источников знаний и представлений о биологических объектах, изучаемых по раздаточным материалам. Поисковые наблюдения предполагают более самостоятельное приобретение знаний в результате рассмотрения объекта. Например, самостоятельный поиск учащихся направляется заданием подмечать у растений и животных черты приспособленности к абиотическим и биотическим факторам, сравнивать строение и функции органов и организмов. Исследовательские наблюдения применяются на экскурсиях, в кружковой работе, на факультативных занятиях. Учащиеся наблюдают за гнездованием птиц, выкармливанием птенцов, поведением домашних животных; изучают биоценозы.

По срокам выполнения наблюдения бывают кратковременными и длительными. Кратковременные наблюдения занимают мало времени, могут включаться в урок или экскурсию. Они всегда выполняются по заданию учителя. Это могут быть и самонаблюдения, осуществляемые при изучении курса «Человек» (измерение пульса, частоты дыхательных движений, определение типов зубов и т. п.). Длительные наблюдения занимают много времени. Они используются для изучения вопросов, связанных с прорастанием семян, развитием проростков или побегов из почек. К длительным относятся и фенологические наблюдения в природе.

Наблюдение, распознавание, описание и определение как виды практических методов достаточно широко представлены на уроках биологии. Они используются при изучении морфологического, анатомического, систематического материала. Они находят применение и при изучении эволюционного, экологического материала. Чтобы использовать эти практические методы, нужно иметь необходимый раздаточный материал. Владение практическими и интеллектуальными умениями позволяет ученикам самостоятельно выявлять свойства исследуемого объекта. В связи с этим практические методы изучения природных объектов считаются наиболее эффективными. Однако их реализация требует значительно больше времени по сравнению с применением наглядных и словесных методов.

Эксперимент как вид практического метода чаще всего применяют при изучении физиологического и экологического материала. Эксперименты бывают кратковременные и длительные. Например, увеличение скорости движения цитоплазмы в клетках листа элодеи при небольшом подогреве микропрепарата относятся к кратковременным. Длительные наблюдения обычно начинаются на уроке (на занятии кружка, дома) затем идет длительное наблюдение, измерение, описание процесса, фиксация результатов в виде отчета, формулирование выводов о свойствах живой природы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...