Основные уроки войны и современность
Минуло уже 55 лет со дня победоносного окончания Великой Отечественной войны. Отмечая юбилей Победы, необходимо учитывать, что война, ее итоги и последствия многими нитями связаны с современностью. Из опыта Великой Отечественной войны можно и нужно извлечь уроки, полезные при решении насущных задач в различных сферах жизни нашего общества, Каковы же основные уроки Великой Отечественной войны? Во-первых, это беспредельная вера в свой народ, в свое Отечество, это опора на собственные силы, умелое использование собственных возможностей. Без преувеличения можно сказать, что это главнейший из уроков войны, ибо именно такой подход предопределил нашу Победу. Но это вовсе не значит, что советское руководство отказывалось от помощи союзников. Наоборот, оно не раз ставило перед ними вопрос о выполнении неоднократно даваемых ими обещаний об открытии второго фронта. Такая позиция исходила не из слабости Советского Союза, а диктовалась стремлением ускорить окончание войны и сократить людские потери. Однако второй фронт был открыт с трехлетним опозданием лишь летом 1944 года. К этому времени Советский Союз собственными силами добился коренного перелома в войне. Политические и военные деятели Запада считали, что Советский Союз и без второго фронта был способен нанести поражение фашистской Германии. Незадолго до Тегеранской конференции (1943г.) президент США Ф. Рузвельт в беседе со своим сыном заметил: Ведь если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то, возможно что будущей весной второй фронт и не понадобится». В еще более определенной форме германский историк Рикер утверждает, что в период высадки союзников в Северной Франции (июнь 1944г.) «...исход второй мировой войны был уже предрешен поражением Германии в России. Германия проиграла вторую мировую войну в военном отношении еще до вторжения Запада».
Что касается открытия второго фронта, то оно, как показали события, создало более благоприятные условия для наступления Красной Армии, уменьшало ее потери. С лета 1944 года Германия оказалась в тисках двух фронтов. Страны антигитлеровской коалиции тесно взаимодействовали, оказывали друг другу поддержку. Вот этот урок – использовать поддержку, но опираться, прежде всего, на собственные силы, умело использовать собственные возможности, - этот урок весьма актуален и сейчас. В самом деле,перед нашей страной стоит задача: выйти из тяжелейшего затяжного всестороннего кризиса, найти решение нелегких экономических и социальных проблем. Ведь за 90-е годы (за годы реформ) объем внутреннего валового продукта сократился почти в два раза. По совокупному размеру ВВП мы уступаем сейчас США в десять раз, Китаю в пять раз. Между тем правительства России, сменяя друг друга, начиная с 1991 года, меньше всего заботились о поисках и мобилизации внутренних возможностей с целью выхода из этой сложной ситуации. При этом возлагались безмерные надежды на помощь Запада, на получение очередных траншей от международных финансовых организаций. В итоге общая внешняя задолженность достигла 165 миллиардов долларов. В 90-е годы страна получила 50 миллиардов долларов, а выплатила 80 миллиардов. При этом правительства следовали условиям и предписаниям Международного валютного фонда. В результате страна оказалась в долговой зависимости от Запада, от МВФ. Она превратилась из промышленно-аграрной страны в поставщика сырья. Это и понятно - Западу не нужна мощная и процветающая Россия. В статье «Россия на рубеже тысячелетий» («Независимая газета», 30.12.1999г.) Президент РФ В.В.Путин писал, что Россия сейчас впервые за последние 200-300 лет стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и третьем эшелоне государств мира. Опасность по сути соизмерима с той, какую мы переживали в годы Великой Отечественной войны.
Напрашивается вывод: на помощь надеяться можно, но на помощь без унизительных и кабальных условий. Получаемые кредиты используй разумно и бережливо. Мы сейчас в таком сложном положении, когда без иностранных капиталов обойтись просто не можем. Страна будет подниматься долго и трудно. А времени на медленное возрождение у нас нет. Но все-таки главное - рационально использовать в первую очередь собственные возможности. Жизнь требует внести коррективы в курс проводимых реформ. Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно- политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти. В деле осуществления преобразований надо двигаться не на ощупь, не наугад, как было целое десятилетие в 90-е годы. Нужна, особенно в экономике, хорошо продуманная и аргументированная стратегия развития, рассчитанная на 15-20 лет. Требуется целостная система государственного регулирования экономики и социальной сферы. Речь идет о том, чтобы обеспечить рост собственного промышленного и сельскохозяйственного производства в целях повышения уровня жизни населения. В названной программной статье Президента РФ В.В.Путина формулируются задачи по выходу из кризиса. Они созвучны с той атмосферой, какая царила в стране в годы борьбы с фашистским агрессором. В статье говорится: «...необходимо огромное напряжение всех интеллектуальных, физических и нравственных сил нации. Нужна слаженная созидательная работа. За нас ее никто не выполнит. Все сейчас зависит только от нашей способности осознать степень опасности, сплотиться, настроиться на длительный и нелегкий труд». Во-вторых, опыт войны учит, что успехи на фронте и в тылу были возможны благодаря сплоченности общества, единства народа и армии. Народ верил в правильность политики и практической деятельности руководства страны, поддерживал его. Авторитет государственной власти в глазах населения был огромен. И это надо особо подчеркнуть, ибо тогда, вопреки разного рода измышлениям, интересы и цели народа и руководства в главном, основном совпадали. Существовало морально-политическое единство народа. Это неопровержимая историческая правда.
Главное, что объединяло и воодушевляло людей – это защита и спасение Отечества. Вся жизнь и деятельность страны, советских людей подчинялась призыву: «Все для фронта, все для победы!» Цель была ясна и очевидна. Народ поднялся на справедливую Отечественную войну. К сожалению, ныне, как раз накануне юбилея нашей Победы, кое-кто (скажем, профессор Ю.Афанасьев) доходит до абсурдных злонамеренных утверждений, будто война была и не Отечественной, и совсем не справедливой. Она была чужой. Советские люди якобы сражались и умирали за сталинизм. Рассуждения подобного рода - это недостойные спекуляции людей, которые вознамерились переписать историю, очернить память о войне и подвиг народа во имя Отечества. Истина состоит в том, что война была подлинно народной. Достаточно сказать, что за годы войны через Вооруженные Силы прошло более 34 миллионов человек. И всех их объединяла и вдохновляла безусловно ясная и понятная цель: спасти Родину, низвергнуть врага. Все ли в нашем обществе делается в свете этого поучительного урока. Если быть объективным, то следует признать, что историю мы плохо учитываем. Наше общество сейчас, как никогда ранее, находится в состоянии раскола, разобщенности. Например, на выборах президента 26 марта с.г. за этот пост боролись одиннадцать кандидатов. Каждый из них представлял, правда, в разной степени, определенные социальные слои и группы, которые придерживаются различных базовых ценностей. Многие люди не имеют ясного представления: какое общество мы строим, какая перед нами цель, куда идем? Далее. Казалось бы, что реформы призваны улучшить жизнь людей. Но за годы их проведения жизненный уровень населения снизился в три-четыре раза. Обещания правительства по стабилизации экономики, о своевременной выплате зарплаты, пенсий, денежного довольствия военнослужащим часто не выполняются. Немало серьезных проблем в сфере межнациональных отношений. Это, да и многое другое создает известную напряженность политической ситуации в стране, вызывает недовольство населения, порождает недоверие властям, в том числе первым лицам государства.
Совершенно ясно, что без гражданского согласия, общественной консолидации, без всенародной поддержки политики и практической деятельности государственного руководства на успехи рассчитывать невозможно. Это одна из причин, почему реформы идут у нас медленно и неэффективно. Избрание Путина В.В. Президентом РФ уже в первом туре выборов, состоявшихся 26 марта с.г., свидетельствует о том, что все-таки наметилась тенденция консолидации нашего общества. Ныне жизнь требует ясного и четкого определения целей, стратегических задач, духовных ценностей, рубежей развития общества. Как и в годы Великой Отечественной войны, в интересах достижения общественно-политического и национального согласия необходимо полнее использовать такие исконные, традиционные ценности как патриотизм, державность, социальная солидарность и справедливость. В-третьих, один из поучительных уроков войны состоит в том, что вопросы укрепления обороны страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил должны быть в центре внимания народа и руководства государства. Обращение к временам Великой Отечественной войны - хорошая возможность напомнить о том, что для отражения любой возможной агрессии и надежного обеспечения безопасности страны нужны достаточно мощные и боеспособные армия и флот. Нужна высокая бдительность в отношении коварных замыслов вероятных противников. Недопустимы благодушие и беспечность. Необходимо улучшать военно-патриотическое воспитание населения, особенно молодежи. Конечно, с окончанием «холодной войны» ситуация в мире во многом изменилась к лучшему. Но военная опасность тем не менее не исчезла. А ее проявления стали даже более многообразными. Напомним в связи с этим, что в январе с.г. в России принята в новой редакции Концепция национальной безопасности страны. Это второй по важности после Конституции государственный документ. В нем записано четко и однозначно: «Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере». Вот это и характеризует современное военно-политическое положение Российской Федерации. На военную безопасность России оказывают влияние уровень и характер российско-американских отношений. Надо признать, что их отличает в настоящее время сложность и противоречивость. Это связано прежде всего с тем, что США, оставшись единственной сверхдержавой, упорно стремятся построить однополюсный мир. Речь идет об установлении американского лидерства, по сути мирового господства. Это и порождает многочисленные вызовы и угрозы. На словах американские руководители нередко заявляют о партнерстве в отношениях с Россией. Но их реальная политика значительно отличается от декларативной. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что США стремятся вытеснить Россию отовсюду, где она проявила или могла бы проявить свои силы и влияние (постсоветское пространство, Иран, Ирак, Балканы и т.д.). Порой предпринимаются попытки оказывать давление на Россию, вынуждать ее на неоправданные уступки.
В последнее время особую остроту приобрели проблемы в разоруженческой сфере. Они связаны прежде всего с трудностями процесса ратификации Россией Договора СНВ-2, подписанного в январе 1993 года. В течение ряда лет ратификация сдерживалась, ибо значительная часть депутатов Государственной Думы считала, что Договор ущемляет интересы России. Дело в том, что Россия по Договору должна перестроить структуру своего ракетно-ядерного комплекса, приспособив ее к американской. Сокращаемые средства, в том числе тяжелые ракеты, Россия должна физически уничтожить. А США их отправляют на склад и в любое время могут восстановить свой потенциал. К тому же США явно вознамерились взломать Договор о противоракетной обороне (1972г.). Однако в нынешней Государственной Думе сложилось твердое большинство, признающее выгодность и для России Договора СНВ-2. В связи с этим Государственная Дума 14 апреля 2000 года его ратифицировала. Чем же Дума руководствовалась? Прежде всего договоренностью с американцами о том, что сразу после вступления в силу Договора СНВ-2 начнутся официальные переговоры (не консультации, а именно переговоры по дальнейшему сокращению ракетно-ядерных сил. Установленный Договором СНВ-2 уровень в 3-3,5 тысячи ядерных боеголовок явно превышает возможности России, но значительно сокращает ядерные боеголовки США. Новый же Договор СНВ-3 предусматривает сокращение до 2-2,5 тысячи боеголовок, что примерно соответствует возможностям России. Больше того, существует предварительное согласие сторон в перспективе сократить наступательные ядерные вооружения до 1-1,5 тысячи ядерных боеголовок. Такой уровень, одинаковый для РФ и США, обеспечивает надежное ядерное сдерживание и значительно уменьшает средства на свое содержание. Но при этом нельзя не учитывать органической связи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями. Сокращение СНВ при создании системы ПРО ведет к подрыву стратегической стабильности. А США как раз намерены создать систему противоракетной обороны, что противоречит Договору по ограничению ПРО 1972г. За создание системы ПРО высказываются в США как Демократическая, так и особенно Республиканская партии. Принятие окончательного решения обе партии связывают с ратификацией или нератификацией Россией Договора СНВ-2. Теперь же, когда Государственная Дума Договор ратифицировала, выбивается у американцев лишний довод в пользу создания системы национальной противоракетной обороны. В то же время усиливаются наши шансы на переговорах о стратегической стабильности и с другими государствами, заинтересованными в сохранении Договора по ПРО. При ратификации Договора СНВ-2 Государственная Дума просчитывала и самый негативный вариант, когда США, несмотря ни на что, пойдут на создание системы противоракетной обороны. Поэтому в ратификационные документы были внесены 6 поправок. Кое-кто ставит вопрос об их правомерности, поскольку Договор СНВ-2 уже давно ратифицирован Соединенными Штатами. Напомним, что резолюция американского сената о его ратификации занимает 15 страниц, из которых 14 - разного рода оговорки, поправки, условия. Поэтому вполне логичны и наши поправки и условия. Одна из этих поправок - вступление в силу Договора СНВ-2 обусловливается неразвертыванием Соединенными Штатами системы противоракетной обороны. В случае нарушения этого и других условий для России Договор теряет силу. Россия предпринимает адекватный ответ, усиливает наступательные вооружения, не допускает ущемления своей национальной безопасности. Говоря о российско-американских отношениях, нас не может не тревожить и такой их аспект. Если в открытых заявлениях порой говорится о партнерстве, то в документах Пентагона Россия неизменно именуется противником. Признается - и не без оснований, - что Россия является единственной страной в мире, которая обладает ракетно-ядерным потенциалом, способным уничтожить США. Поэтому в Америке в качестве национальной цели провозглашается задача лишить Россию «ядерного жала». Эта проблема активно обсуждается в ходе ведущейся предвыборной президентской кампании. Одна из угроз для национальной, прежде всего военной, безопасности страны исходит от Североатлантического блока. Когда-то его лидеры уповали на так называемую «советскую военную угрозу». Но не стало ни Советского Союза, ни Варшавского Договора, а блок НАТО существует, укрепляется и расширяется. В апреле 1999 года была принята его новая стратегическая концепция, в основу которой положены диктат и произвол, расчет на безнаказанность своих вероломных, агрессивных акций. Блок все нагляднее и очевиднее выступает как инструмент достижения Соединенными Штатами мирового лидерства. В НАТО присвоили себе и провозгласили право вести военные действия в любом месте и без санкций Совета Безопасности ООН. Право не считаться с суверенитетом других государств. И эта концепция реализуется. Доказательством этого является агрессия против Югославии - единственной в Европе страны, не признающей диктат натовцев. По своей жестокости и трагическим последствиям она превзошла агрессию германского фашизма, которую он осуществил против Югославии весной 1941 года. Но как раньше, так и теперь цели агрессоров общие: установление нового мирового порядка. Блок НАТО, обладая огромной военной машиной, расширяет свои границы на Восток, приближает их к рубежам России. Натовская активность усиливается на территории стран СНГ. В блок стучатся Грузия и Азербайджан. Все активнее сотрудничает с НАТО руководство Украины. Североатлантический блок носит ярко выраженный антироссийский, а с принятием в него Польши, Чехии и Венгрии и антирусский характер. Конечно, Россия вынуждена считаться с реальностью. Экономическое и военное превосходство на стороне блока НАТО. Поэтому Россия восстановила контакты с ним, прерванные разбойничьими действиями натовцев в Югославии. Эти контакты в рамках основополагающего акта, подписанного в мае 1997 года в Париже, призваны хотя бы ослабить растущую угрозу со стороны НАТО. Речь, конечно, не идет о вступлении в эту агрессивную военно-политическую организацию, хотя кое-кто выступил и поддержал подобные предложения (например, депутаты Государственной Думы Лукин, Рогозин, Юшенков, генералы Воробьев, Попкович и др.). Нечего доказывать, что это противоречило бы интересам России. Да никто не собирался и не собирается принимать Россию в организацию НАТО. Она изначально создавалась против Советского Союза, преемником которого является Россия. Антироссийская сущность и направленность блока с тех пор нисколько не изменились. Натовская агрессия против Югославии, приближение натовской военной армады к российским рубежам убедительно это подтверждает. В этих условиях важное стратегическое значение приобретает договор о создании союзного российско-белорусского государства. В последние годы возникло немало реальных и потенциальных локальных военных конфликтов вблизи российских границ. Это не исключает возможности втягивания в них нашей страны. Больше того, даже на территории самой России не удалось избежать военных действий. Чеченские боевики-террористы при поддержке и активном участии международных террористов предприняли авантюристическую попытку нарушить территориальную целостность России, отторгнуть от нее Северный Кавказ. В связи с этими событиями некоторые западные страны пытаются вмешиваться в наши внутренние дела, грозятся изолировать Россию на международной арене. Имеются факты наглых территориальных притязаний к России как на Западе, так и на Востоке. На территории России значительно активизировалась и приобрела большой масштаб подрывная шпионская деятельность спецслужб ряда западных стран. Все это свидетельствует о наличии многообразных источников военной опасности, о сложности и противоречивости современной военно-политической обстановки. Опыт Великой Отечественной войны учит внимательно и глубоко анализировать обстановку в мире и происходящие в ней изменения, правильно ее оценивать и делать из этого необходимые практические выводы для повышения бдительности и боевой готовности. В этом свете приобретают актуальное значение меры по дальнейшему осуществлению военной реформы, возрождению оборонно-промышленного комплекса. Возрастает необходимость улучшения военно-патриотического воспитания молодежи, подготовки ее к военной службе. Только при полной и активной поддержке всего народа армия и флот могут надежно обеспечивать безопасность Отечества. И еще. В годы войны все народы Советского Союза выступали единой боевой семьей, имея единые могучие Вооруженные Силы. Дружба народов, спаянных общей идеей и общими интересами, выдержала испытания войны. Она позволила выстоять и победить сильного и коварного врага. Годовщина Победы - это общий праздник всех народов бывшего СССР. Он напоминает, что дружба и взаимопомощь народов и сейчас - источник их силы и благополучия. Нынешняя сложная обстановка в мире настоятельно требует в рамках Содружества Независимых Государств активно и эффективно осуществлять глубокую интеграцию во всех сферах, в том числе в оборонной. Речь идет о том, чтобы в тесном взаимодействии искать и находить достойные ответы на общие угрозы и вызовы. Только так можно добиться прочной коллективной безопасности Содружества. Таковы, на наш взгляд, основные уроки Великой Отечественной войны. Их актуальность неоспорима. Их знание и учет в практической деятельности приобретает большую значимость. Опыт войны ориентирует нас на поиски согласия во имя общих целей, на достижение единства и сплоченности общества, политической и экономической стабильности страны. Это верный и эффективный путь скорейшего возрождения Российского государства, роста его экономического и военного могущества, укрепления престижа и позиций на международной арене. Победа в Великой Отечественной войне - выдающееся событие в жизни нашего народа и его воинов. День Победы - самый светлый и самый радостный праздник. И в то же время, как в песне поется, праздник со слезами на глазах. Отмечая юбилей Победы, мы чтим незабвенную память миллионов советских людей, отдавших жизнь за свободу и независимость нашего Отечества, за избавление многих стран от угрозы фашистского порабощения. Наш народ, все человечество благодарны им за их героический бессмертный подвиг. В эти юбилейные дни мы воздаем должное ветеранам войны и труда, кто стойко, мужественно и отважно в лихую годину защищал Отечество. Их ратные и трудовые дела внесли весомый вклад в достижение Победы. Они достойны всеобщего внимания и уважения, должной заботы и всяческой поддержки. Ныне Вооруженные Силы Российской Федерации призваны бдительно и надежно оберегать плоды Победы, завоеванной солдатами и тружениками Великой Отечественной войны. Сила армии и флота - в верности боевым традициям старших поколений защитников Родины. Российские воины, как показывают события на Северном Кавказе, проявляют мужество, отвагу и высокую ответственность при выполнении своего патриотического долга. Высокая боеспособность Российских Вооруженных Сил - самая надежная гарантия безопасности нашего Отечества. 3. Некоторые вопросы борьбы с проявлениями фашизма и вооруженного экстремизма в современных условиях Вторая мировая война вовлекла в свою орбиту 61 государство, 80% населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, а также на морских и океанских просторах. Зачинщик войны, германо-итало-японский блок, расширяя агрессию, упорно стремился к завоеванию всего мира. На пути к этой цели непреодолимым препятствием оказался Советский Союз. Он принял на себя и до конца вынес основную тяжесть борьбы с агрессорами. Советский Союз в течение трех лет один на один воевал против фашистского блока. И после открытия США и Англией (июнь 1944 г.) второго фронта решающие события происходили на советско-германском фронте. Именно здесь были разгромлены основные силы фашистской Германии и ее союзников - 607 дивизий. На всех других фронтах, где действовали англо-американские войска, -176. На Востоке враг потерял три четверти боевой техники, понес три четверти людских потерь. Все это и привело к краху военную и государственную машину фашистской Германии. Главный итог второй мировой войны - полный разгром агрессоров как в Европе, так и на Дальнем Востоке. Решающая роль в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии принадлежит Советскому Союзу и его Вооруженным Силам. Победа советского народа в Великой Отечественной войне имеет поистине историческое значение. Она обеспечила свободу и независимость нашего Отечества, избавила от угрозы фашистского порабощения. Каковы же основные уроки Великой Отечественной войны? Во-первых, была беспредельная вера в свой народ, в свое Отечество, опора на Собственные силы, умелое использование собственных возможностей. Без преувеличения можно сказать, что это главнейший из уроков войны, ибо именно такой подход предопределил нашу Победу. Во-вторых, опыт войны учит, что успехи на фронте и в тылу были возможны благодаря сплоченности общества, единству народа и армии. Сама война была подлинно народной, отечественной. Достаточно сказать, что через Вооруженные Силы прошли за годы войны более 34 миллионов человек. В-третьих, один из поучительных уроков войны состоит в том, что вопросы укрепления обороны страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил должны быть в центре внимания народа и руководства государства. Обращение к временам Великой Отечественной войны – хорошая возможность напомнить о том, что отражения любой возможной агрессии и надежного обеспечения безопасности страны нужны достаточно мощные и боеспособные армия и флот. Конечно, с окончанием "холодной войны" ситуация в мире во многом изменилась к лучшему. Однако это не означает, что военная опасность для Россия исчезла, Вблизи российских границ имеется немало реальных и потенциальных военных конфликтов, что не исключает возможности втягивания в них и нашей страны. Больше того, даже на территории самой России не удалось избежать военных действий (Северный Кавказ). Опыт Великой Отечественной войны требует внимательно и глубоко анализировать обстановку в мире и происходящие в ней изменения, правильно ее оценивать и делать из этого необходимые практические выводы для повышения бдительности и боевой готовности Российских Вооруженных Сил. В-четвертых, важнейший урок Великой Отечественной войны - необходимость высокой бдительности к проявлениям фашизма и его разновидностей. Актуальность этого урока несомненна. Несмотря на полное поражение фашизма во второй мировой войне, спустя полвека в ряде государств возродились неофашистские организации. Это относится прежде всего к Германии, Италии, прибалтийским странам. И хотя численность неофашистских организаций невелика, они связаны с могущественными кругами в политике и экономике; пытаются активно внедрять фашистскую идеологию в сознание людей, особенно молодежи. К сожалению, заявили о себе и порой активно действуют откровенно фашистские и экстремистские группировки и в нашей стране. Именно это и обусловило издание специального Указа Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации" (23 марта 1995 г.) В современном мире идет интенсивный процесс перехода от тоталитарных режимов к демократическим. Однако эта тенденция отнюдь не означает, что отдельные страны гарантированы от появления фашизма и иных форм политического экстремизма. Это непосредственно относится и к постсоветской России. В названном Указе Президента РФ дано поручение Российской Академии наук сформулировать научное определение фашизма, указать его основные признаки. При этом имелось в виду, что только при таком условии можно эффективно вести борьбу против разновидностей фашизма, различных форм политического экстремизма. В документе РАН по этой проблеме говорится: "Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации, расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдывайте войны как средства решения межгосударственных проблем". Несмотря на особенности и некоторые специфические характерные черты, различного рода проявления фашизма имеют общие типические признаки. Назовем основные из них. 1. Крайний национализм (шовинизм). Он проявляется в признании за господствующей нацией (или расой) особой исторической миссии и права на создание нового государственного или даже мирового порядка. Ему присущи нетерпимость к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения (геноцида). 2. Культ вождя как единственного выразителя национальной идеи и воли народа. 3. Отрицание демократии и плюрализма в пользу диктатуры и одно партийности, культ отношений абсолютного подчинения. В этих целях создаются военизированные формирования, организуется индивидуальный или массовый террор как метод подавления инакомыслия и физического устранения политического противника. 4. Социальная демагогия. Она выражается в постоянном поиске врага в целях сплочения и возрождения нации, в культе силы, войны как средства разрешения территориальных споров и защиты геополитических интересов господствующей нации. 5. Оправдание деятельности фашистских вождей и партий прошлого, использование фашистской символики, одобрение литературных источников фашистского типа. В последнее время угроза фашизма становится реальностью и в политической жизни России. В этой связи, естественно, возникает вопрос: возможен ли вообще в нашей стране фашизм? Если да, то в каких формах он может появиться и какова вероятность прихода его к власти? К фашизму в России десятилетиями относились как к абсолютному злу. У россиян сформировалось категорическое неприятие фашизма. Ведь это фашистский (нацистский) режим осуществил нападение на нашу страну. Фашисты избрали в войне особо разрушительные, варварские формы с многомиллионными жертвами на фронте и на оккупированных территориях. Это не могло не вызвать в нашем обществе стойкую отрицательную реакцию. И все-таки в последние годы в России да и в других государствах СНГ заговорили о возможности возникновения и даже угрозы фашизма на этом политическом пространстве. Объективными факторами такой возможности являются: углубляющийся экономический и социальный кризис, ослабление государственной власти, рост преступности, распад прежней системы ценностей, нарастание чувства ущемленного национального достоинства, В этих условиях возникают различные экстремистские организации. Некоторые из них призывают народ России к установлению неограниченной власти (диктатуры). С этой целью создаются вооруженные формирования и ведется пропаганда войны. Отмечаются факты, когда публично выражаются намерения ограничить права граждан РФ по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. А порой открыто выражаются симпатии германскому национал-социализму и итальянскому фашизму. Таким образом, проблема фашистской опасности в России существует. Государственная Дума РФ приняла Закон об увековечении памяти героев, погибших при защите нашего Отечества. В нем как одна из актуальных также выдвигается задача борьбы с проявлениями фашизма. В Законе подчеркивается, что эта борьба должна быть важнейшим направлением государственной политики РФ по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|