Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разгосударствление и приватизация. Особенности этих процессов в Украине.

Переход к многообразию форм собственности как основы формирования рыночного хозяйства предполагает конкретные действия, прежде всего, разгосударствление собственности и приватизации предприятий.

Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности.

Разгосударствление не означает полный уход государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое, тем не менее, эффективно лишь в определенных пределах. Поэтому разгосударствление означает превращение государственных предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с принципом: что экономически выгодно, а не то, что приказано.

Приватизация – это переход государственной собственности в собственность отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.

Осуществление приватизации связано с решением ряда проблем: к чему приведет приватизация, оживит ли она деятельность предприятий, усилит ли стимулы к высокопроизводительному труду, повысит ли эффективность деятельность предприятий.

 

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

полная продажа государственных предприятий частным лицам;

продажа части активов;

передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.1

В Великобритании приватизация означает сокращение государственного участия в предприятие до 50%. В некоторых странах (например, Индонезии, Турции, Малайзии) приватизация признаётся и при сохранение государством большей части активов. В США приватизация рассматривается как долгосрочная программа расширения частного сектора за счет сокращения общественного.

Несмотря на такое богатое разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ‘ваучерами’. Такую идею в России выдвинул ещё в 1985 году российский экономист В. Найшуль.

Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе дележа государственного имущества. И в-третьих каким образом оценить всю государственную собственность. Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;1

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

Социальная (обеспечение социального мира).

Перераспределение экономических основ власти.

Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов. Принцип социальной справедливости предусматривающий, что каждому достанется одинаковая доля собственности предприятия и равные возможности участия в его функционирование, не дает возможности действенного контроля за деятельностью руководства.

Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации. В соответствии с «традиционным» подходом

общественная и частная собственность рассматриваются как два

антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций:

использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий;

введение чековой (или купонной) системы;

низкая доходность приватизации;

аукционная продажа малых объектов.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ;

приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения;

изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи;

обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю

Не все эти принципы удалось осуществить в российской приватизации, о которой идет речь в следующей главе.

 

Мировая практика приватизации обнаруживает два абсолютно разных по своему содержанию типа приватизации:

Первый тип связан с начавшейся во второй половине 70-х годов ХХ ст.структурной перестройкой экономики развитых стран запада. При этом произошел серьезный пересмотр места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике, нашедший свое отражение в способе приватизации. Всего мировой опыт насчитывает,по меньшей мере,22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору. Наряду с развитыми странами в 80-90-е годы свыше 80-ти развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки реализовали различные программы приватизации государственной собственности. Все страны, и развитые, и развивающиеся, характеризует то, что приватизация происходила в рамках уже существующей рыночной среды при наличии частной собственности. В ходе поступательного эволюционного развития экономики.

Второй тип приватизации связан с системными преобразованиями в бывших социалистических странах. В контексте перехода к системе, основанной на рыночно - конкурентных принципах, приватизации отводиться особое место. И объясняется это тем, что при всем многообразии подходов к роли собственности основополагающим остается одно – собственность есть основа любой системы хозяйства.

Какие же способы характерны для второго типа приватизации?

Во-первых, бесплатная передача части государственной собственности, дифференцированная по трудовому стажу, по величине заработной платы за ряд лет. Этот вариант – национализация наоборот.

Во-вторых, вариант выкупа. Внутри него:

выкуп предприятия его трудовым коллективом, означающий приоритет коллектива при решении вопроса о способах приватизации;

продажа государственного имущества на аукционах;

превращение государственных предприятий в акционерные общества.

Выбор конкретных способов и вариантов приватизации в Украине определен Законами Украины «О приватизации имущества государственных предприятий», «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)», «О приватизационных бумагах». В них сформулированы главные цели приватизации, способы приватизации их основы, принцип приватизации – создать максимум заинтересованности в эффективной работе.

Преимущественным способом приватизации в Украине явилось бесплатное уравнительное распределение среди всего населения приватизационных имущественных сертификатов (ПИС) с последующим обменом на акции приватизируемых предприятий. Сильная сторона этого способа – социальная приемлемость, не обойдены не одна группа населения, а так же сравнительная быстрота распределения сертификатов. Слабые стороны: 1) государство не тратит средств, но и не обеспечивает поступлений в казну; 2) не изменяется реальное положение приватизируемых предприятий технологической отсталости и модернизации производства.

Широко использовался способ приватизации, основанный на превращении государственных предприятий в закрытые акционерные общества. Акции в этом случае распространяются только среди работников, в том числе ушедших на пенсию. Причем размещение акций предполагает выкуп с определенной скидкой от номинала акции с допущением рассрочки платежа. Теоретическим преимуществом этого способа является то, что средства от выкупа идут не в казну, а на нужды самого предприятия, что позволяет их техническое переоснащение.

Кроме названых способов приватизации законодательством Украины предусмотрены:

выкуп объектов малой приватизации обществами покупателей, являющихся работниками этих объектов;

выкуп государственного имущества, сданного в аренду, арендатором объекта;

продажа на аукционе, в результате чего собственником объекта становиться покупатель, предложивший максимальную цену;

продажа по некоммерческому конкурсу, когда собственником объекта становиться покупатель, предложивший наилучшие условия дальнейшей эксплуатации объекта, или при равных условиях – наивысшую цену;

продажа по коммерческому конкурсу, когда собственником объекта становиться покупатель, предложивший наивысшую цену.

Каковы же результаты приватизации? На первом этапе многие задачи не решены в намеченной и желаемой степени. Несмотря на то, что она давала возможность каждому гражданину воспользоваться своим правом на долю государственного имущества. Не малое количество сертификатов осталось невостребованным. Поступления доходов от приватизации в государственный бюджет оказались незначительными. Отдельные предприятия были скреплены по крайне низким ценам и оказались в руках лиц, которые не пожелали или не смогли повысить качество их работы. Большое число государственных предприятий перешло в собственность мелких акционеров, главным образом трудовых коллективов, путем создания закрытых акционерных обществ, что не создает экономической основы для их развития. Дело в том, такая форма предприятия затрудняет доступ к нему эффективных собственников из числа отечественных финансовых организаций и иностранных инвесторов.

Подводя итоги вышеизложенного, отметим следующее: разгосударствление и приватизация сами по себе не ведут к эффективному хозяйствованию. Они лишь образуют объективную основу формирования рыночных отношений, поэтому являются не целью, а средством реформирования экономики.

Смена владельцев и распорядителей еще не решает проблему создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, что бы новые собственники умели организовывать производство, умели управлять им, проявляли заинтересованность. Народ же должен не только осознавать цели реформы, но и материально ощущать собственные выгоды от действительных и возможных преобразований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...