Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчеты платежными поручениями

 

При безналичных расчетах допускается использование платеж­ных поручений, чеков, аккредитивов и платежных требований-поручений. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором.

Расчетные документы должны соответствовать требованиям ус­тановленных стандартов и содержать:

наименование расчетного документа;

номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц — прописью, год — цифрами; номер кредитной организации плательщика, ее наименование; наименование плательщика, номер его счета; наименование получателя средств, номер его счета; наименование кредитной организации получателя (в чеке не указывается), ее номер;

идентификационные номера, присвоенные юридическим ли­цам при постановке на учет в налоговых органах (в реквизитах перед наименованием плательщика и получателя средств);

назначение платежа (в чеке не указывается); сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью; на первом экземпляре подписи должностных лиц, имеющих право подписи для совершения расчетно-денежных операций по четам.

Платежные поручения, платежные требования-поручения вы­писываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения в количестве экземпляров, необходимом для кредитной организации и всех уча­ствующих в расчетах сторон. Чеки выписываются от руки черни­лами или шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчет­ных документах не допускаются.

Платежное поручение пред­ставляет собой поручение предприятия обслуживающей кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета. Плательщик представляет поручение на бланке установленной формы.

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает пись­менное распоряжение плательщику кредитной организации, вы­давшей расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, ука­занную в чеке, получателю средств (чекодержателю).

Чеки используются как физическими, так и юридическими ли­цами, являются платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных Законами Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Чек является ценной бумагой и изготавливается по единому образцу. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и приходуются по внебалансовому счету «Блан­ки строгой отчетности».

Покрытием чека в кредитной организации чекодателя могут быть:

средства, депонированные чекодателем на отдельном счете 40903 «Расчетные чеки»;

средства на соответствующем счете чекодателя, но не свыше суммы, гарантированной кредитной организацией по согласова­нию с чекодателем при выдаче чеков.

Сумма гарантии банка, в пределах которой могут быть оплаче­ны чеки, учитывается в кредитной организации — гаранте на внебалансовом счете «Гарантии, поручительства, выданные банком» и в кредитной организации — исполнителе на внебалансовом счете «Гарантии, полученные банком».

Для получения чеков юридическое лицо представляет в банк заявление в одном экземпляре (в двух экземплярах — для получе­ния чеков, оплата которых гарантирована). При необходимости вместе с заявлением о выдаче чеков представляется платежное поручение для депонирования средств на отдельном лицевом сче­те чекодателя 40903 «Расчетные чеки». На этот счет зачисляется сумма средств, депонируемая с соответствующего расчетного (те­кущего) счета. Чек должен быть предъявлен к оплате в учрежде­ние банка в течение 10 дней, не считая день его выдачи.

Кредитные организации перед выдачей чеков клиентам обяза­ны заполнить чеки, проставив на них:

• наименование кредитной организации и ее местонахожде­ние в верхней левой части чека, а в случае выдачи чека ее филиалом — наименование филиала и его местонахождение в верхней правой части чека;

• номер кредитной организации в нижней части чека, в соот­ветствующей секции целевого поля. В случае если филиалу открыт корреспондентский субсчет в кредитной организа­ции, в чеке проставляется номер последней;

• номер лицевого счета чекодателя в нижней части чека;

• наименование чекодателя — юридического лица (или фа­милия, имя, отчество физического лица), номер его счета в нижней левой части чека;

* предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек (на оборотной стороне чека), цифрами и прописью;

• печать ч подписи должностных лиц кредитной органи­зации.

Вместе с чеками клиенту выдается идентификационная кар­точка (чековая карточка) в одном экземпляре. На лицевой сторо­не карточка содержит:

наименование кредитной организации и ее местонахождение; название «чековая карточка № ____»; имя физического или юридического лица; подпись чекодателя; паспортные данные чекодателя; номер счета чекодателя.

На оборотной стороне карточки должна быть надпись: «Гаран­тируем оплату чека, трассированного на нас при соблюдении сле­дующих условий: чек может быть выписан на сумму не более ука­занной на его оборотной стороне и в чековой карточке; подпись чекодателя должна соответствовать образцу подписи, предостав­ленной на чековой карточке; номер счета чекодателя, указанный в чеке, должен соответствовать номеру, указанному на чековой карточке; идентификация чекодателя осуществляется путем срав­нения его паспортных данных с данными, указанными в чековой карточке; чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии»; а также должны быть поставлены печать и подпись ответственного работника кредит­ной организации.[26]

Кредитные организации (в случае, когда плательщиками по чекам являются другие кредитные организации) сдают принятые чеки в расчетно-кассовый центр при реестрах в четырех экземплярах. Первый и второй экземпляры вместе с де­бетовым авизо направляются в расчетно-кассовый центр, обслу­живающий кредитную организацию плательщика; третий — с чеком остается в расчетно-кассовом центре, обслуживающем кре­дитную организацию поставщика; четвертый экземпляр выдает­ся как расписка о приеме чеков кредитной организации постав­щика.

Реестр включает реквизиты:

наименование кредитной организации плательщика и ее но­мер; номер счета чекодателя; сумму чека; номер чека.

Списание средств кредитной организацией со счета чекодате­ля производится на основании поступившего из расчетно-кассо­вого центра реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в расчетно-кассовом центре. Их копии могут быть затребованы по мере необходимости.[27]

Кредитная организация обязана под расписку ознакомить лицо, получающее чеки, о порядке их заполнения, а также предупредить чекодателя об ответственности за утраченные или похищенные чеки. Юридическое лицо, принимающее чеки, обязано убедиться, что:

сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке;

номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке;

паспортные данные чекодателя соответствуют данным, указан­ным в чековой карточке;

подпись чекодателя, проставленная в чеке, и подпись, простав­ленная в чековой карточке, идентичны.

На обороте чека, принятого за товары или услуги, юридическое лицо проставляет оттиск своего штампа и подпись ответственного (должностного) лица и сдает чек в кредитную организацию.

Расчетно-кассовые центры, принимающие чеки от кредитных организаций, проверяют правильность их заполнения и произво­дят оплату чеков с последующим отдебетованием расходов рас­четно-кассовому центру, обслуживающему кредитную организа­цию плательщика. Списание средств со счетов банка-плательщи­ка производится немедленно на основании получения при дебе­товом авизо реестров чеков. При полном использовании всех че­ков юридическому лицу могут быть выданы чеки на сумму неис­пользованных депонированных средств. В случае отказа юриди­ческое лицо представляет поручение для перечисления неисполь­зованной суммы на тот счет, с которого эти средства депонирова­лись. В случае утери чеков юридическое лицо представляет кредитной организации, выдавшей чеки, заявление с указанием номеров использованных чеков.

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающую кредитную организацию плательщика расчетных и отгрузочных документов, стоимость поставленной по договору про­дукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежные требования-поручения выписываются поставщиком на специальном бланке и вместе с документами направляются в трех экземплярах в кредитную организацию по­купателя, который передает требование-поручение плательщику, а отгрузочные документы оставляет в картотеке к счету платель­щика (картотека 1, внебалансовый счет 90901 «Расчетные доку­менты, ожидающие акцепта для оплаты»).[28]

Плательщик обязан представить в свою кредитную организа­цию или платежное требование-поручение (в течение трех дней со дня его поступления), или отказ от его оплаты. Требование-поручение вместе с приложенными отгрузочными документами и извещением об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику.

При оплатепервый экземпляр требования-поручения служит ос­нованием для списания средств со счета плательщика и после со­вершения операции помещается в документы дня кредитной ор­ганизации;второй — направляется кредитной организации, об­служивающей поставщика;третий вместе с отгрузочными до­кументами возвращается плательщику как расписка.

Поступившие в кредитную организацию плательщика платеж­ные требования-поручения оплачиваются покупателями только в порядке предварительного акцепта. В связи с этим указанные рас­четные документы помещаются в картотеку к внебалансовому сче­ту «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» (кар­тотека 1) до момента получения акцепта плательщика.

При отсутствии средств у плательщиков акцептованные пла­тежные требования-поручения помещаются в картотеку к внеба­лансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», кроме документов, учтенных по внебалансовому счету 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корсчетах кредитной организации». Оп­лата должна производиться по мере поступления средств.[29]

Аккредитив представляет собой условное денежное обязатель­ство кредитной организации, выдаваемое по поручению клиента в пользу контрагента по договору, по которому открывшая аккредитив кредитная организация может произнести платеж или пре­доставить такие полномочия другой кредитной организации при условии представления документов, предусмотренных в аккреди­тиве, и при выполнении условий аккредитива.

Открытие эмитентом гарантированных аккредитивов осуществ­ляется по договоренности с покупателем и в соответствии с усло­виями корреспондентских отношений с другой кредитной орга­низацией.

Для открытия аккредитива плательщик представляет заявле­ние, в котором указывается:

номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива); наименование поставщика;

наименование кредитной организации исполнителя; место исполнения аккредитива;

полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления (полный развернутый перечень может ука­зываться в приложении к заявлению); вид аккредитива;

цель открытия аккредитива, т.е. для отгрузки каких товаров (оказания услуг) открывается аккредитив, срок отгрузки (оказа­ние услуг); сумма аккредитива; способ реализации аккредитива.

Заявление об открытии аккредитива представляется в количе­стве экземпляров, необходимом для выполнения условий аккре­дитива.

Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив то­вары, представляет реестр счетов, отгрузочные и другие предус­мотренные условиями аккредитива (подтверждающие выполнение) документы до истечения срока аккредитива в обслуживающую кредитную организацию. Если нарушается хотя бы одно из условий, выплаты по аккредитиву не производятся. При выплате по аккре­дитиву исполнитель обязан проверить, соблюдены ли поставщи­ком все условия аккредитива, а также правильно ли оформлен реестр счетов, соответствуют ли подписи и печати поставщика за­явленным образцам. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то проверяется, есть ли ак­цептная надпись и соответствует ли подпись уполномоченного представленному образцу.

Не принимаются к оплате реестры счетов, если в них не указа­ны: дата отгрузки, номера товарно-транспортных документов, но­мера почтовых квитанций при отправке товара через предприятия связи, номера или даты приемо-сдаточных документов и вид транс­порта, которым отправлен груз при приеме товара представите­лем покупателя на месте у поставщика.

Реестр счетов представляется в трех экземплярах, из которых первый экземпляр используется в качестве мемориального орде­ра, третий — в качестве расписки в приеме, а второй — с прило­жением товарно-транспортных документов и отметкой исполни­теля отсылается эмитенту для вручения плательщику.

Выплата аккредитива наличными деньгами не допускается. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномочен­ного покупателя, то указанное лицо обязано представить испол­нителю:

паспорт или другой заменяющий его документ; образец своей подписи, если таковой в банке не имеется (за­полняется в банке на карточке образцов подписей);

командировочное удостоверения или доверенность, выданные организацией, открывшей аккредитив.

Закрытие аккредитива в кредитной организации поставщика производится:

1) по истечении срока аккредитива. О закрытии аккредитива исполнитель уведомляет эмитента;

2) по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использо­вания аккредитива до истечения срока (на основании его заявле­ния). Эмитенту посылается уведомление исполняющей кредит­ной организацией. Неиспользованная сумма перечисляется кре­дитной организации плательщика на балансовых счет, с которого депонировались средства (расчетный или ссудный);

3) по заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично. В день получения сообщения от эмитента аккреди­тив закрывается или уменьшается, но не более суммы остатка на счетах 90907 или 90908. О закрытии аккредитива посылается уве­домление эмитенту;

4) в кредитных организациях списываются все записи по вне-балансовым счетам (90907 или 90908) Выставленные аккредити­вы; (91305) Гарантии, поручительства, полученные банком; (91404) Гарантии, поручительства, выданные банком.

Схему документооборота при расчетах аккредитивами см. в приложении 8.

Факторинговые расчеты

 

Факторинг (англ. factoring от factor — агент, посредник) — раз­новидность расчетной операции.

Основой факторинговой операции является покупка факторинго­вой фирмой счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты (80% от стоимости счета-фактуры) и передача поставщиком фирме права требования платежа с дебито­ра. Оставшаяся часть (20%) выплачивается факторинговой фир­мой (за вычетом процента за кредит и комиссии за услуги) либо после получения платежа от дебитора, либо независимо от по­ступления платежа от дебитора.

Оплата счетов поставщика осуществляется в соответствии с обя­зательствами по договору с активного счета 47402 «Расчеты с кли­ентами по факторинговым, форфейтинговым операциям» — по дебету. Суммы возмещений плательщиками по факторинговым операциям учитываются по кредиту пассивного балансового счета 47401 «Расчеты с клиентами по факторинговым, форфейтинго­вым операциям».

В аналитическом учете ведутся лицевые счета соответственно по поставщикам и по плательщикам. Документы по факторинго­вым операциям, переданные поставщиком кредитной организа­ции, учитываются на внебалансовом счете 90906 «Расчетные до­кументы по факторинговым, форфейтинговым операциям» в сум­ме их первоначального предъявления плательщику. В расход спи­сываются суммы полностью оплаченных плательщиками докумен­тов. Частичные платежи отражаются на обороте расчетного доку­мента.

Схема документооборота при факторинговой операции:

1) Отгрузка продукции и отсылка счета-фактуры покупателю с указанием срока платежа.

2) Поставщик представляет копию счета-фактуры в факторинговую фирму.

3) Оплата счета-фактуры (80% от суммы счета).

4) Покупатель представляет в свой банк при наступлении срока поручение на оплату счета поставщика.

5) Оплата счета и перевод денег на счет факторинговой фирмы.

6) Окончательный расчет факторинговой фирмы с поставщиком.

Факторинговые операции ускоряют получения платежей; га­рантируют оплату счетов; снижают расходы по учету счетов-фак­тур у поставщика, обеспечивают своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупа­теля; улучшают финансовые показатели у поставщика.

Факторинговые операции осуществляются на основе догово­ров. Обязательными реквизитами договора являются:[30]

наименование и адрес каждого плательщика и условия прода­жи ему продукции (реестр); сумма требований; сумма имеющегося ранее долга каждого плательщика и данные о проверке его счетов; перечень покупателей; предельная сумма аванса; процентная ставка за кредит; процент комиссионного сбора за услуги; предельные суммы по операциям факторинга; меры, принимаемые для получения платежа с неаккуратного плательщика; право регресса; предельный срок платежа для покупателя; порядок завершения факторской сделки; условия расторжения договора; срок действия договора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...