Основные этапы образования Европейского Союза (ЕС). Государства-члены ЕС. Маастрихтский договор 1992 года.
Основные приоритеты во внешней политике России в отношении Китая. Взаимоотношения России и Китая – важный фактор обеспечения региональной и глобальной безопасности. Основные направления сотрудничества между Россией и Китаем, их отражение в дипломатических документах. Отношения России и Китая имеют ключевое значение в российской внешней политике. Китай в нынешних условиях является главным партнёром и союзником России — как в военно-политическом, так и в экономическом плане. Китай и Россию объединяют две вещи: во-первых, огромные выгоды, которые сулит обеим странам наращивание взаимной торговли и реализация совместных проектов в области транспорта и энергетики, а во-вторых, необходимость совместного противодействия разнузданной внешней политике США и американской претензии на мировую гегемонию. Китайцы считают Россию своим главным союзником и партнёром, а российский президентВладимир Путин является самым популярным иностранным политиком в Китае. Весьма характерно, что на саммите АТЭС-2014 в Пекине праздничный стол, за которым собрались лидеры тихоокеанских стран, был украшен в цвета флага России — это явно показывает, кто для китайцев главный гость. На предыдущем саммите АТЭС-2013, проходившем на индонезийском острове Бали, Китайский лидер Си Цзиньпин специально запланировал встречу с Путиным в день его рождения, который они отметили праздничным ужином. Также Си Цзиньпин лично приехал на открытиеОлимпиады в Сочи-2014, чего не сделали лидеры большинства стран Запада. Энергетическое сотрудничество – важная составляющая китайско-российского стратегического партнерства и одно из приоритетных направлений двустороннего практического сотрудничества. В последние годы благодаря совместным усилиям непрерывно развивается китайско-российское энергетическое сотрудничество, достигли больших успехов в сфере нефти и газа, угля, электроэнергетики, атомной энергетики и освоения альтернативных источников энергии.
Что касается сотрудничества в области атомной электроэнергетики, после аварии на японской АЭС "Фукусима- 1" в Китае предприняты необходимые меры по усилению безопасности АЭС в стране, которые встретили понимание с российской стороны. На основе получения положительной оценки в результате проверки на предмет безопасности, китайская сторона продолжит сотрудничество с Россией по строительству второй очереди Тяньваньской АЭС и созданию демонстрационных реакторов на быстрых нейтронах. Стороны также будут укреплять сотрудничество в области ядерной безопасности. Являясь постоянными членами Совета Безопасности ООН, Россия и Китай занимают близкие позиции по многим международным и региональным проблемам и, как стратегические партнеры, неизменно оказывают друг другу поддержку в вопросах, затрагивающих коренные интересы двух стран. Мы высоко оцениваем уровень партнерства с Китаем в рамках региональных и международных организаций и форумов, количество которых постоянно расширяется. Помимо традиционных мероприятий по линии ООН, таких важных площадок как саммиты "Группы двадцати", АТЭС, БРИКC и РИК, это теперь еще и АСЕМ, а с 2011 года – Восточноазиатский саммит /ВАС/. Одним из приоритетных направлений взаимодействия является Шанхайская организация сотрудничества. На юбилейном заседании Совета глав государств ШОС в Астане 15 июня с.г. были подведены итоги развития Организации за десять лет. Россия и Китай еще раз подтвердили намерение наращивать взаимодействие в период китайского председательства в ШОС /2011-2012 годы/ в целях дальнейшего укрепления потенциала Организации в вопросах обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии, углубления кооперации между странами региона.
Россия и Китай выступают за формирование позитивной, объединительной повестки дня в международных отношениях, упрочение многосторонних, правовых начал в мировой политике, создание равных условий для всех участников международного процесса.
Основные приоритеты российской внешней политики: обеспечение безопасности страны, укрепление ее суверенитета и территориальной целостности страны; создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики страны; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами. Новая редакция Концепции внешней политики России была утверждена 12 февраля 2013 года. Указ о разработке этой Концепции был подписан президентом В.В.Путиным в день его инаугурации. Россиявыступает за укрепление правовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства. Поддержание и укрепление международной законности - одно из приоритетных направлений ее деятельности на международной арене. Верховенство права призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их зачастую не совпадающих интересов, а также гарантировать стабильность мирового сообщества в целом. Важным направлением внешнеполитической деятельности РФ является доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях РФ, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки. Приоритетными направлениями российской внешней политики являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ, дальнейшее укрепление СНГ - основы углубления регионального взаимодействия его участников, имеющих не только общее историческое наследие, но и обширный потенциал интеграции в различных сферах. Российская внешняя политика на евро-атлантическом направлении ориентирована на формирование общего пространства мира, безопасности и стабильности, основанного на принципах неделимости безопасности, равноправного сотрудничества и взаимного доверия.
Основные задачи России в сфере международных экономических отношений заключаются в обеспечении ее равноправных позиций в современной системе мирохозяйственных связей, сведении к минимуму рисков, возникающих при интеграции в мировую экономику, в том числе в контексте вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Основной задачей в отношениях с Европейским союзом для России является продвижение к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана.Перспективной задачей является построение единого рынка с Европейским союзом.
53.Основные тенденции и перспективы развития современного мира в XXI в. Концепция многополярного мира как альтернатива планам США закрепить свою мировую гегемонию. Основные факторы, определяющие положение России в новом миропорядке, их отражение в дипломатических документах Одной из основных черт развития мирового хозяйства является то, что это самостоятельная единая система с едиными законами и правилами, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости не только друг с другом, но и с элементами других систем (политической, правовой, биологической, экологической и т. д.). Единство мирового хозяйства предопределено рядом объективных факторов: действием экономических законов, общих для всех стран, независимо от уровня их экономического развития или политического устройства; достижениями научно-технической революции. Главной тенденцией мировой экономики на рубеже ХХ-XXI веков является постиндустриализация, т.е. переход от индустриального общества к постиндустриальному. Это общество обладает такими чертами, как преобладание услуг в производстве и потреблении, высокий уровень образования, новое отношение к труду, повышенное внимание к окружающей среде, гуманизация (социализация) экономики, информатизация общества, ренессанс малого бизнеса.
длительный процесс функционирования мирового хозяйства дает возможность выделить тенденции и закономерности его развития. Это либерализация внешнеэкономических связей, региональная экономическая интеграция государства, процесс транснационализации капитала и производства, унификации правил хозяйственной жизни и создание системы межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей в мировой экономике. По утверждению Барри Бьюзена, профессора Лондонской школы экономики, время сверхдержав прошло. Система международных отношений развивается вследствие процессов глобальной индустриализации и модернизации в направлении неизбежного перераспределения власти и влияния, создавая возможность для формирования различных вариантов «капиталистического порядка» после фактического банкротства пресловутого «Вашингтонского консенсуса». США не смогут сохранить свое современное положение (и в том числе вооруженным путем), а новые мировые державы — например, тот же Китай — не смогут занять их место. В долгосрочной перспективе формируется многополярный миропорядок, воплощенный в лице нескольких региональных держав, который сам профессор Бьюзен предпочитает называть «децентрализованным глобализмом». Что касается России, то она входит в состав Совета Безопасности ООН, имеет сопоставимый с Америкой уровень ядерных вооружений и располагает огромными природными богатствами, включающими все виды ресурсов — от углеводородов до питьевой воды. Этот потенциал является основой способности России отстаивать свои суверенитет и национальную безопасность, сохранять ценности и культуру, двигаться по пути демократии, сообразуясь с собственными возможностями и традициями, а не по указаниям извне.
Основные теоретические школы в современных исследованиях мировой политики. Категории реализма в современных исследованиях. Отражение неолиберального подхода к оценке мирового развития после окончания «холодной войны» на фактическом информационном материале. Школа реализма, рассматривающая систему мира главным образом как проекцию национальных интересов суверенных государств и используемую ими силу/мощь для реализации этих национальных интересов. Для школы реализма характерно представление об анархичной природе международных отношений. Основные положения данной школы были разработаны в трудах Ганса Моргентау, а ее современная версия (неореализм или структурный реализм) – в работах Кеннета Уолтца. В российской политической науке в рамках этой школы работает А.Д. Богатуров.
Школа либерализма, делающая акцент не на борьбе государств, а на их сотрудничестве в международной сфере. Ее классическая трактовка нашла свое отражение в работах и в политической практике президента США в 1913-1921 гг. Вудро Вильсона. Школа неомарксизма, делающая акцент на неравенстве в развитии между отдельными частями мира и процессах эксплуатации развитым миром (т.н. «золотым миллиардом») развивающегося мира. Современные трактовки этой школы концептуализированы главным образом в работах Иммануила Валлерстайна. Новый взлет популярности этой школы произошел на рубеже 1990-2000-х гг. в связи с использованием неомарксистских концептов в идеологи и антиглобализма. Школа конструктивизма, делающая акцент на субъективных восприятиях акторов мировой политики, определяемых их представлениями о собственной идентичности и «значимом ином», в результате чего реальные политические действия в мире определяются не тем или иным типом рациональности (как в реализме или либерализме), а иррациональными (но ценностно важными) культурными, историческими и психологическими особенностями и предрассудками акторов. Существование государств и самой системы международных отношений, по мнению реалистов, зависит от четкого следования национальным интересам: это является одним из ключевых понятий в теории реализма. Национальные интересы, как утверждают реалисты, имеют объективный характер, поскольку определяются такими объективными факторами, как традиции, неизменная природа человека, географические условия и т.п. Еще одной важной категорией в реализме выступает «сила», или «могущество». Другим, не менее важным понятием в реализме является «национальный суверенитет». Самым эффективным средством сохранения мира является, по мнению реалистов, баланс сил, возникающий не только из столкновения национальных интересов, к обеспечению которых стремятся государства, но и из единства культур, взаимного уважения прав друг друга и согласия относительно основных принципов. После окончания холодной войны, во время которой в теоретической области международных отношений господствовали реа-т листы и неореалисты, вновь наступает эпоха либеральной школы. Это направление, как и реализм, преобразуется с учетом новых реалий в неолиберализм. Известные его теоретики Роберт Кохэни Джозеф Най писали, что между странами существует множество связей и отношений, в которых сила или могущество представляет собой недейственный или несущественный инструмент реализации политики. Поэтому фактор вооруженной мощи, согласно неолиберальному подходу, не столь значим, как полагают неореалисты. Воздействие посредством вооруженных сил на других участников международного общения, считают неолибералы, становится слишком дорогим и в прямом, и в переносном смысле. Более эффективными средствами влияния являются экономические и правовые рычаги. В связи с этим неолибералы особо подчеркивают взаимосвязь политики и экономики, а также уменьшение в конце XX столетия в мировой политике такого фактора, как военная сила. Основные этапы образования Европейского Союза (ЕС). Государства-члены ЕС. Маастрихтский договор 1992 года. Формирование и развитие Европейского союза – это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: Растет валютный союз европейских государств. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие. Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках. С точки зрения экономического развития Европейского валютного союза, на текущий момент можно выделить 7 этапов интеграции входящих в него государств: 1 этап – 1947-1957 годы – начало европейской экономической интеграции, учреждение Европейского платежного союза. 2 этап – 1957-1974 годы – создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС), план «Венера». 3 этап – 1974-1985 годы – ввод первой европейской расчетной единицы – ЕРЕ (Europeanunitofaccount - EUA), решение о создании Европейской валютной системы, появление европейской валютной единицы «экю» (Europeancurrencyunit - ECU). 4 этап – 1985-1992 годы – разработка и утверждение меморандума «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка». 5 этап – 1992-1999 годы – подписание Маастрихтского договора, определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе, создание Европейского валютного института, разработка и реализация плана введения евро. 6 этап – 1999-2001 годы – введение евро в безналичный оборот. 7 этап – с 2002 года по настоящее время – введение евро в наличный оборот, разработка и реализация плана присоединения к валютному союзу новых стран. Позиции Англии и России по актуальным международным проблемам. Политические, торгово-экономические и научно-технические связи между двумя странами, их отражение в дипломатических документах. Факторы, мешающие развитию всесторонних отношений между РФ и Англией Послераспада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились. Однако в 2000-х годах снова ухудшились из-за разногласий поэкстрадициям. Вскоре после вступления Гордона Брауна в должность премьер-министра Великобритании произошло резкое ухудшение российско-британских дипломатических отношений — британские власти выслали четырёх российских дипломатов и ввели визовые ограничения для российских чиновников, Россия ответила аналогичными мерами. В конце 2007 российские власти издали постановление о закрытии отделений Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в связи с нарушением российского и международного законодательства. Великобритания не согласилась с обвинениями, однако была вынуждена закрыть филиалы после оказанного на неё давления. 2015 г. В новой редакции стратегии безопасности Великобритании Россия включена в список первоочередных угроз. По сообщению газеты Times, включение России в список угроз первого уровня - это реакция на увеличение контингента в Калининградской области, на полёты стратегических бомбардировщиков вдоль границ стран НАТО и многие другие шаги[19].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|