Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Театр. Книжная выставка




Театр

Минимальное техническое оснащение: условная «сцена».

 

Основная проблема самодеятельного режиссера – не превратить постановку к Празднику трезвости в банальный «Суд над водкой (сигаретой, нелегальным наркотиком и т. п. )».

Критические материалы нужны, но надо помнить: Праздник трезвости – это не поминки по утраченному здоровью».

Другая сложность – в составе ведущих. Викторину и другие формы Праздника трезвости, описанные выше, ведущий может провести, практически, в одиночку. Активное участие аудитории необходимо в ходе самого праздника. Для театрализованного представления команда активных участников (актеры, оформители «сцены» и т. д. ) необходима уже на самой ранней стадии подготовки.

Преодолев данную трудность, ведущий имеет шанс не просто распространить среди слушателей некий набор антнаркотических эмоций, но и создать ядро надежных помощников в дальнейшей профилактической работе.

А). Самой доступной для небольшого коллектива является постановка фрагмента из классического произведения, несущего антинаркотическую направленность.

Здесь могут использованы, например, такие произведения:

«Первый винокур» Льва Толстого, «Средство от запоя» А. П. Чехова.

В). Вариантом данного типа праздника является «концерт-загадка». Слушателям предлагается несколько сцен, в которых герои не называют себя по имени. Актеры могут украсить свою одежду какими-то символическими элементами соответствующей эпохи. Впрочем, актеры, выступающие в своей повседневной одежде, делают загадку наиболее интересной.

Актеры разыгрывают фрагмент из рассказа Одиссея о его злоключениях по пути на родину, включая следующие слова:

“Если когда тем пурпурно-медвяным вином насладиться

В ком пробуждалось желанье, то, в чашу его нацедивши,

В двадцать раз более воды подбавляли, и запах из чаши

             Был несказанный: не мог тут никто от питья воздержаться”.

 [Одиссея, Песнь 9. стр. 208-211].

Комментарий ведущего – вино, которое употреблял герой, не крепче современного кваса или кефира.

Сцена из «Гамлета» может включать в себя слова принца датского об алкогольных обычаях.

 

«Гамлет. Король не спит и пляшет до упада,

И пьет и бражничает до утра.

И чуть осушит новый кубок с рейнским,

Об этом сообщает гром литавр,

Как о победе.

Горацио. Это что ж – обычай?

Гамлет. К несчастью, да – обычай, и такой,

Который лучше было б уничтожить,

Чем сохранять. Такие кутежи,

Расславленные на восток и запад,

Покрыли нас стыдом в чужих краях.

Там наша кличка пьяницы и свиньи»( Трагическая история о Гамлете, принце датском. Действие 1, картина 4. Перевод Б. Пастернака).

Затем зрителям можно рассказать, что из «Гамлета» при советской экранизации (1964 года) вышеприведенный диалог был изъят.

 Герою драмы «Отелло» Кассио хорошо бы воспроизвести в «неусеченном виде» реплику:

Кассио:

«О дух, скрытый в вине, ты оттого зовешься «спиритус», что ты сам дьявол! … Господи! Самим вливать в свой рот отраву, которая превращает тебя в дурака и скотину! И еще прыгать и радоваться по этому поводу! … Вот ты здраво рассуждаешь, и вдруг ты полоумеешь, а в следующий миг звереешь! Каждый лишний глоток – проклятье, а его содержимое – сатана».

Кассио тут же возражает Яго (один из самых мерзких героев Шекспира): «Вино – хороший товарищ. Надо уметь пить» ( Отелло. Акт второй. Сцена третья. Перевод Б. Пастернака).

После просмотра обоих фрагментов хорошо бы порассуждать вместе со зрителями, как повлияли такие «усечения (изъятия)» на представления россиян о здоровье.

Весело будет смотреться Том Сойер, примеряющий шарф детской трезвеннической организации (22-я глава одноименного произведения).  

Общий комментарий ко всему «концерту-загадке» возможен в следующем духе: зрителям потому не удалось сразу угадать имена героев, что в современных экранизациях антиалкогольные идеи часто опускаются (советские фильмы «Гамлет», «Отелло», фильма А. Михалкова-Кончаловского «Одиссей», многочисленные экранизации «Приключений Тома Сойера»). Знакомство молодежи с текстами шедевров мировой литературы, откроет им классическое наследие новыми гранями. Юноши и девушки убедятся, что подлинная культура и трезвость неразделимы.

В). Нелегкой, но очень благодарной формой театрализованной постановки может стать сюжет «Допишем классика».

Например, В. М. Шукшин не успел окончить пьесу «А поутру они проснулись». На сцене можно поставить фрагменты из пьесы, связанные комментарием ведущего. Завершает постановку вопрос: «Как бы вы завершили данный сюжет? » Коллективный ответ может быть найден либо в диспуте, либо в серии микро-постановок. Зрители делятся на группы человек по семь-десять, затем в течении четверти часа каждой группе надо подготовить свой вариант окончания спектакля. На презентацию своей идеи каждой группе дается не больше трех-пяти минут.

Г). Самым дорогим для группы ведущих станет постановка, сценарий для которой они составят сами. Так выглядит сценка, разработанная казанскими мнатовцами, постановка которой была осуществлена несколько раз в ходе Праздников трезвости.

Ведущий: Представим, что мы с вами в Казани, в доме Общества трезвости на улице Подлужной, самое начало ХХ века…

Казначей зажигает свечу (и все внимание аудитории приковывается к группе людей за столом, ибо зал и остальная часть сцены остаются в полумраке).

Соловьев: Господа, по положению наш комитет правомочен, кода соберется больше трех его членов. Нас уже четверо. Какие будут предложения?

Голоса: «Начнем! »

Соловьев: Какие вопросы у нас в порядке дня?

Катанов: Надо бы обсудить вопрос о нашем журнале. «Деятель» читают с интересом. Он расходится не только по нашей губернии. Мы обмениваем его на 100 изданий, в том числе на 5 заграничных.

Даркшевич: А вопрос о клиниках тоже не мешало бы поднять. И мужская и женская постоянно полны. И казеннокоштные, и платные койки постоянно заняты.

Соловьев: «Чайные, читальня, наш дом на Подлужной. Чтоб все это работало, нужны средства. Как господин казначей, обстоят дела со взносами?

Казначей: «Платят все достаточно регулярно. И не только…»

Соловьев: «Две тысячи членов, по рублю в год. Сумма немалая. А что значит не только?

  Казначей: И добровольные пожертвования поступают. Один господин Баташов тысячу двести рублей нам недавно пожертвовал.

Даркшевич: Вот они, наши казанские третьяковы!!!

Соловьев: Господа, как видим работы много, с чего предлагаете начать?

Катанов: Позвольте мне. Я тут получил такое письмо, что у меня слезы на глазах были, когда я его читал.

Соловьев: Не возражаете? Извольте, господин профессор.

Катанов: «Зная, какую существенную помощь приносит Казанское общество трезвости тем, кто в это Общество обращается лично, но, не зная, какую помощь может оно оказать лицам, действительно в ней нуждающимся и не имеющим возможности в него обратиться лично, а лишь письменно, я осмеливаюсь покорнейше просить Общество трезвости обратить внимание на ниженаписанное. Я уроженец Самарской губернии, крестьянский сын; образование мое домашнее, и в школе я не бывал ни дня.

С самых ранних лет я горячо полюбил книги, и на этой почве искал и по сие время продолжаю искать себе друзей и наставников. Но в жизни, куда я не обращался, везде и всюду встречал лишь пьянство и разврат. Наконец, убедившись, что таких “друзей” встретить очень трудно, я решил обратиться к вам, надеясь, что вы мне можете помочь, если не делом, то добрым советом. Где я живу и занимаю должность помощника волостного писаря – ужасное место. Здесь полнейший разврат и пьянство. Народ здесь по большей части грубый дикарь, ничего не знающий, почему иметь общение с ним трезвому человеку совершенно нет никакой возможности. А представьте себе, как это тяжко, когда не имеешь вокруг себя ни близких задушевных друзей, никаких развлечений. В виду последнего я и решаюсь обратиться к вам, надеясь извлечь для себя от вашего общества полезное, наставительное.

В чайной Общества трезвости в г. Казани побывал я прошлою зимою, где получил от председателя, имени и отчества которого не знаю, несколько брошюрок: о пьянстве и прочем и, как было видно, - от искреннего сердца.

Соловьев: а Вы знаете Николай Федорович, с чего начиналась деятельность нашего общества?

Катанов: «Нет, господа, в июле 92-го я еще был в Петербурге? »

Даркшевич: «У нас было десять рублей, всего десять рублей. Мы их истратили не на аредну мебелированных комнат, ни на красивую коляску, ни на торжественный банкет. Мы их использовали на печатание брошюр против алкоголя. Как хорошо, что у нас теперь такой большой запас этих брошюр.

Катанов: Несомненно, но позвольте продолжить, господа, чтение письма.

После ухода из чайной так я от души плакал, плакал потому, что видел человека, посвятившего себя искоренению общего зла человеческого – пьянства. Я был в праздники Нового года и Крещения, когда приготовляли обеды для призреваемых и бедных. Но мне ужасно стыдно было пользоваться этими даровыми обедами, хотя мне и предлагали, поэтому я как и ранее сего питался на свои гроши. Не подумайте, что я был в числе пьяниц, нет – я был от них совершенно отдельным человеком. Я ужасно ненавижу пьянство, зная, какое зло оно приносит для человека. Я был частью ради любопытства, а частью – подешевле получить обед.

Да, я в чайной общества увидел какой-то другой мир, - ах, если бы вы знали, что я чувствовал в те минуты, т. е. тогда, когда видел искренние от всего сердца труды. Я вполне их оценил, так оценил, как никто или редкие из других могут их ценить.

После всего изложенного еще раз прошу Общество– не откажите ради Бога и уведомите меня, какую помощь можно получить от вашего общества человеку, вдали от вас находящемуся. Не могу ли я получать какие-либо книги от Общества? И если даже не могу получить – все-таки прошу о получении письма меня уведомить.

Пожалейте меня, и если уж я буду дешево оценен в ваших глазах, тогда что же... Не идти же мне в противную пьяную компанию. Я и тогда не послушаю никого из “высших людей”, если скажут мне, что вино приносит пользу, потому что я очень хорошо понимаю его последствия».

Соловьев: Чем бы мы могли помочь ему?

Даркшевич: Я бы мог по его протекции устроить людей на казенокоштные места в наши клиники. Но вести пьяниц к нам сюда, из Сибири. Дорогенько-то обойдется!

Казначей: Можно было ему бесплатно предоставить помещение в нашем доме на Подлужной, пусть организует там какой-нибудь праздник без вина для своих заблудших сограждан. Но ехать сюда, в Казань.. Дешевле на вечер арендовать какую-нибудь залу на месте.

Соловьев: А не послать ли ему нашу литературу?

Даркшевич: Да, но одних брошюр мало. Пусть он соберет вокруг людей. Вот об этом ему надо бы написать!

Катанов: Господа, предлагаю Вашему вниманию проект резолюции:

“выслать издания Общества и уведомить, что путем нравственного воздействия, примером своей жизни, он может влиять на окружающих, для чего может организовать кружок из трезвых крестьян, чего он может достигнуть, устраивая у себя дома чтение из интересных для чтения книг” [1]..

Соловьев: Итак, господа, ваше мнение о проекте

Голоса: «Принимаем! », «Да! »

В заключении ведущий подчеркивает, что практически все письма, реплики и резолюции составлены на основе подлинных документов дореволюционной эпохи. В случае необходимости можно кратко охарактеризовать выдающиеся научные заслуги Н. Ф. Катанова и Л. О. Даркшевича, показать их портреты.

 

Музей

Минимальное техническое оснащение: деньги на билеты для посещения музея, экспонаты и экспозиционная площадь в школе (клубе и т. д. ).

 

Прекрасно, если в краеведческом музее есть экспонаты, посвященные трезвенническим организациям. Так в Тверском государственном музее по сей день выставляется материал о благотворительной деятельности Власьевского отдела Казанского общества трезвости Тверского уезда [1, 31]. Но в Казани не то, что музея трезвости, даже постоянного места для маленькой экспозиции на данную тему нет.

Впрочем, переменные вставки также дают большой простор создания антинаркотических эмоций. Более полутора лет (2001-2002) в Государственном музее Татарстана функционировала временная экспозиция «Казанское чаепитие». Уголок экспозиции представлял чайную Казанского общества трезвости начала ХХ века.

Существенный пласт антинаркотических эмоций позволяют создать и другие музеи.

В Изобразительном музее Татарстана представлены портреты Ольги Сергеевны Александровой-Гейнц работы И. Е. Репина. Через обсуждение творчества великого русского художника можно подвести слушателей к «Согласию против пьянства», личности Л. Н. Толстого и к его антиалкогольным идеям. Личность известного мецената О. С. Александровой-Гейнц позволит вспомнить о другом меценате – ее современнике Баташове, активно помогавшем трезвенническому движению Казани.

Маленький, но тщательно, с любовью организованный музей Е. А. Баратынского может также сослужить хорошую службу. Как легко и изящно отказаться от уговоров выпить за компанию? Посетителей музея можно ознакомить со словами одного из самых утонченных поэтов России:

     Переменяют годы нас

И с нами вместе наши нравы;

От всей души люблю я вас,

Но ваши чужды мне забавы.

 

Уж Вакх, увенчанный плющом,

Со мной по улицам не бродит

И к вашим нимфам вечерком

Меня, шатаясь, не заводит.

Согласитесь, только истинно великий мастер мог так изящно сказать “Нет! ” поклонникам алкогольных забав и при этом сохранить с ними нормальные дружеские отношения.

Именно о стремлении его поколения к знаниям, а не только к выпивке сказал другой известный поэт Денис Давыдов (его портрет также представлен в музее):

А теперь что вижу? – Страх!

И гусары в модном свете,

В вицмундирах, в башмаках,

Вальсируют на паркете!

 

Говорят: умней они…

Но что слышим от любого?

Жомини да Жомини!

А об водке ни полслова!

Кстати, Жомини – видный военный теоретик той эпохи. Обсуждать его труды – это вроде как сегодня спорить о достоинствах и недостатках новейших макроэкономических программ.

Отделы общества трезвости существовали в десятках городов и сел Казанской губернии в начале ХХ века. В краеведческих музеях этих городов и сел, как правило, представлены интересные материалы о судьбах людей предреволюционной эпохи. Изучите документы вековой давности и увидите, что многие из них были вовлечены в трезвенническое движение.

А как интересно «подбить» своих учеников на «крамольную» мысль: «Давайте сделаем музей трезвости сами! ». Вполне ведь по силам организовать в школьном музее временную экспозицию, отражающую красоту ритуалов чаепития и т. п. Во многих семьях есть красивая посуда, выставляемая только по большим праздникам, расписные самовары и т. п. Как много осядет в ребячьих душах, если они всерьез задумаются: «Какая вещь может символизировать здоровье и трезвость? » Договорившись заблаговременно с родителями и собрав их в соответствующий день, можно создать атмосферу веселого Праздника.

А если еще в этот день организовать дегустацию нескольких сортов чай, то можно быть уверенным – такое застолье останется в памяти посетителей надолго.

 

 

Книжная выставка

Минимальное техническое оснащение: подборка книг из школьной библиотеки + привлеченные материалы.

 

Россия – страна книжной культуры. Несмотря на всю энергию электронные СМИ и видеомагнитофоны не смогли потеснить книгу с ее пьедестала. Книга – проверенный инструмент в профилактической работе. На Празднике трезвости – ей самое место.

Основная задача – выставленные материалы должны убеждать посетителей в преимуществах трезвого образа жизни, а не только «разоблачать» негативные последствия употребления нелегальных и легальных наркотиков. Критический элемент, конечно же, необходим, но он не должен составлять более четверти всей экспозиции.

Очень важно, чтоб на выставке были представлены не только медицинские материалы (без таковых, конечно, не обойтись, но важно не допустить перекоса, иначе сложится впечатление – «Трезвость – это медицинская проблема, она удел только больных людей»). Сторонники здорового образа жизни должны ощутить, что их союзниками являются выдающиеся мастера культуры. Неоценимую помощь тут окажут книги с прозаическими произведениями Джека Лондона, Толстого, Шукшина, Чехова, со стихами В. В. Маяковского, И. Талькова («Призвание»), альбомы с репродукциями картин Рубенса («Вакх», «Вакханалия»), Репина и т. д.

Казанские мнатовцы в 2001 году организовывали подборки репродукций на тему «Л. Н. Толстой в изобразительном искусстве» и «Иоанн Креститель в изобразительном искусстве». Тесная связь данных сюжетов с Праздником трезвости очевидна.

В комплектовании выставки можно обратиться за помощью в организации, регулярно выпускающие профилактическую литературу по проблеме: в РЦПНН и Министерство по делам молодежи и спорту РТ. Определенное содействие могут оказать центр «Выбор», фонд «Выбор», трезвеннические организации РТ (МНАТ, клубы «Оптималист» и др. ).

На восприятие выставке очень сильно повлияет ее название. Совершенно недопустимо использовать в качестве названия устаревшие лозунги: «Пьянству – бой! », «Зачем я пил? », «Долой сигарету! », «Нет наркотикам! » и пр. В самом лучшем случае такие названия вызовут равнодушие, в худшем – активный протест.

Названием может стать заглавие одного из художественных произведений, представленных на выставке, либо какие-то ключевые слова из него. Запоминаются использованные в качестве названия крылатые слова, выражения, функционирующие именно сегодня в предполагаемой аудитории.

Хорошо организовать выставку с обратной связью. Кармашек для записок, размещенный в нижней части экспозиции, позволит организаторам изучить эмоции самых активных читателей (и потенциальных помощников).

Выставка эффективна при достаточно длительном контакте с аудиторией. Целесообразно осуществить ее маленькую презентацию в день самого Праздника трезвости. Затем оставить ее на несколько дней или недель. Те, кого визуальная информация заинтересовала, смогут придти и в спокойной обстановке ознакомиться с содержанием книг, буклетов и альбомов. Не упустите только из виду проблему сохранности экспозиции!

 

 

Песня

Минимальное техническое оснащение: музыкальные инструменты.

 

Чтобы не чувствовать себя одиноким, человек придумал много разных способов объединения с окружающими его людьми. Один из них – песня. Но, к сожалению, в настоящее время представление о песни сильно деформировано. Она отожествляется с пьяным человеком. То есть, если ты поешь, значит, принял хмельной напиток. Не удивительно, что трезвенников представляют скучными и унылыми людьми. Но мы знаем, что петь можно в любом состоянии. И песня для нас кроме, трезвеннической идеи, – это важный способ объединения и сближения. Например, у германских трезвенников есть большие песенники почти в каждом клубе. У них традиция – перед каждым собранием и после него петь какую-нибудь песню. В России тоже практикуется такая традиция. Более того, у МНАТа появился гимн.

Как же был разработан гимн МНАТ?

В один из праздников (а точнее под Новый 2001-й Год), проводился конкурс: на заданную тему и мелодию («Крутится, вертится шар голубой…») нужно было придумать четверостишие. Было предложено около десятка версий. Из них мы выбрали четыре. И вот что у нас получилось:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...