Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы)
Рифма Общая информация о рифме. Различные типы рифмы. Рекоммендации. Рифма — звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения.Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. В поэзии разных народов к употреблению рифмы предъявлялись различные требования, например, во Франции рифмованные окончания строк должны были иметь не только сходное звучание, но и похожее написание, а современные англоязычные стихи рифмы чаще всего не имеют. В русской поэзии редко встречаются стихи без рифмы, как правило это: белые стихи — стихи без рифмы, которые обладают определённым размером (сходным числом и/или порядком чередования ударных и безударных слогов), например: Все говорят: нет правды на земле. (А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери», белый пятистопный ямб)
Эффект, производимый белым стихом, действенен только в тот период и только тогда ощутим читателем, когда подавляющее большинство поэтов рифмуют строки, а читающая публика начинает видеть в рифме чуть ли не главный признак стихотворной речи. верлибры — свободные стихи, ни размера, ни рифмы. Верлибры можно сотворить из любой прозы, разбив ее на строки различной длины. Верлибр — это нарушение всех правил стихосложения. Она пришла с мороза,
(А. Блок) ещё примеры К стихотворениям без рифмы относятся также традиционные японские жанры: хайку(хокку) и танка, которые вызывают всё больше интереса у авторов и читателей. Но в дебри пока залазить не будем, урок всё-таки о рифме, так то перейдем, наконец, к ней. Употребление рифмы в русской поэзии характерно использованием слов, имеющих созвучные ударные слоги. В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы: мужская рифма -ударение на последнем слоге: Оборвана цепь жизни молод о´ й, (М.Ю. Лермонтов «Смерть»)
Есть речи знач е´ нье, Темно иль ничт о´ жно, (М.Ю. Лермонтов «Есть речи значенье…») дактилическая рифма — ударение располагается на третьем слоге от конца строки. Тучки небесные, вечные стр а´ нники!
От луны лучи прот я´ гиваются, (В.Я. Брюсов) В строфе могут контрастировать разные типы рифмы, например: Мой дядя самых честных пр а´ вил, (женская)
Потонула деревня в ух а´ бинах, (дактилическая) Также рифмы отличают по точности созвучий и способам их создания (точные и неточные, бедные и богатые, ассонансные и диссонансные). Для того чтобы оценить рифму нужно уметь различать звуки, для чего нужно научится их чувствовать или знать базовые правила русской фонетики. Приведенная ниже информация может показаться сперва непонятной для несведущего в фонетике человека, однако сразу под правилами приведены таблицы звуков с примерами, которые помогут всё прояснить. Кратко о русской фонетике (по Р. Аванесову) Только и, ы, у всегда произносятся так, как пишутся (и в ударных, и в безударных слогах).
Примеры: точная рифма – совпадают звуки, начиная с ударного гласного и до конца стиха. Например: клад-взят, корова-ново, дышит-колышет, низко-миска, искусство-чувства, сердца-дверца. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. неточная рифма - не совпадают однин или нескольких согласных в окончании стиха. Например: хороший — пороша, подорожник — нарочно, балаганчик — мальчик, рассказ — тоска, листья — лица.
Обратите внимание, что использование неточной рифмы оправданно: 1) когда диссонанс искупается, большим количеством созвучных слогов, что, в принципе, только обогащает рифму. Некоторые авторы классифицируют рифмы на богатые и бедные: Любви, надежды, тихой славы (А. С. Пушкина «К Чаадаеву») бедная рифма - созвучны лишь ударные гласные. Твоих лучей небесной силою
Бедными также называют рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, например глагольные рифмы: летать — стонать — читать — знать — играть — летать...; рифмы из прилагательных на " ой ": большой — простой — пустой...; рифмы из существительных на " ание ": гадание — желание — сияние — старание … Также бедными являются тавтологические рифмы (слово рифмуется само с собой или с однокореннім словом), например ждать-подождать. Среди неточных рифм интересны, с точки зрения нестандартности: ассонансная рифма — созвучны гласные звуки при полном или частичном несовпадении согласных. Чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним — максимум созвучно, но не является точной рифмой. Я сегодня до зари вст а´ ну, диссонансная (контрсонансная) рифма -не совпадают ударные гласные: парус — пелось, бублики — яблоки, страстный — грозный, норов — коммунаров, плавно — словно, сл у шать — л о шадь … Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: м о лот – м е лет, к о поть – к а пать, р о зовый – р а зовый, Сокр а т — сокр ы т, меч е ти — меч и те, п о лочка – п и лочка… Гр и б-гр а бь-гр о б-гр у б. Было: социализм — восторженное сл о во! Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные д у´ ла. (В. Маяковский) ещё пример рифма с чередованием(перестановкой) — рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. ри фм а — ни мф а, ю рт а — у тр о, прут - труп, схема - смеха; переставленная рифма — диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами. Такие рифмы встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду экспериментальных: выесть — есть Вы; пилот — отпил, человек — век чело; Улица — лица у; резче – через. предударная рифма - совпадают ударные гласные и предударные звуки или слоги. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма — единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли: поле´ гче — поле´ зный, пролета´ рий — пролета´ ли, коро´ бится — коро´ вушка, прися´ га — прися´ ду/ Небо стало очень
разнословная рифма — рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнце - сон це лое, судорог — разне су дорог, раб расти — храбрости, тех, кто рушаещееся — архи тектор, шёпот — хоро шо под, за сто и — гла застые (В. Маяковский); разноударная рифма — рифма, состоящая из слов с ударением на различных слогах от конца: вдребезги — ни зги, волны — полны. Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы) рифмовка одинаковых частей речи в одной и той же форме называется параллельной и не является шедевром рифмы. .....................................................................................
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|