Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы)

Рифма

Общая информация о рифме. Различные типы рифмы. Рекоммендации.

Рифма — звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения.Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов.

В поэзии разных народов к употреблению рифмы предъявлялись различные требования, например, во Франции рифмованные окончания строк должны были иметь не только сходное звучание, но и похожее написание, а современные англоязычные стихи рифмы чаще всего не имеют.

В русской поэзии редко встречаются стихи без рифмы, как правило это:

белые стихи — стихи без рифмы, которые обладают определённым размером (сходным числом и/или порядком чередования ударных и безударных слогов), например:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня.
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…

(А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери», белый пятистопный ямб)


ещё примеры

Эффект, производимый белым стихом, действенен только в тот период и только тогда ощутим читателем, когда подавляющее большинство поэтов рифмуют строки, а читающая публика начинает видеть в рифме чуть ли не главный признак стихотворной речи.

верлибры — свободные стихи, ни размера, ни рифмы. Верлибры можно сотворить из любой прозы, разбив ее на строки различной длины. Верлибр — это нарушение всех правил стихосложения.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней...

(А. Блок)

ещё примеры

К стихотворениям без рифмы относятся также традиционные японские жанры: хайку(хокку) и танка, которые вызывают всё больше интереса у авторов и читателей. Но в дебри пока залазить не будем, урок всё-таки о рифме, так то перейдем, наконец, к ней.

Употребление рифмы в русской поэзии характерно использованием слов, имеющих созвучные ударные слоги.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

мужская рифма -ударение на последнем слоге:

Оборвана цепь жизни молод о´ й,
Окончен путь, бил час, пора дом о´ й,
Пора туда, где будущего н е´ т,
Ни прошлого, ни вечности, ни л е´ т.

(М.Ю. Лермонтов «Смерть»)


женская рифма - ударение на предпоследнем слоге.

Есть речи знач е´ нье,

Темно иль ничт о´ жно,
Но им без волн е´ нья
Внимать невозм о´ жно,
Как полны их зв у´ ки
Безумством жел а´ нья!
В них слезы разл у´ ки,
В них трепет свид а´ нья.

(М.Ю. Лермонтов «Есть речи значенье…»)

дактилическая рифма — ударение располагается на третьем слоге от конца строки.

Тучки небесные, вечные стр а´ нники!
Степью лазурною, цепью жемч у´ жною
Мчитесь вы, будто как я же, изгн а´ нники
С милого севера в сторону ю´ жную.
(М.Ю. Лермонтов «Тучи»)


гипердактилическая рифма — ударение падает на четвёртый слог или дальше (используется крайне редко).

От луны лучи прот я´ гиваются,
К сердцу иглами притр а´ гиваются…

(В.Я. Брюсов)

В строфе могут контрастировать разные типы рифмы, например:

Мой дядя самых честных пр а´ вил, (женская)
Когда не в шутку занем о´ г, (мужская)
Он уважать себя заст а´ вил (женская)
И лучше выдумать не м о´ г. (мужская)
Его пример другим на у´ ка; (женская)
Но, Боже мой, какая ск у´ ка (женская)
С больным сидеть и день, и н о´ чь, (мужская)
Не отходя ни шагу пр о´ чь! (мужская)
Какое низкое ков а´ рство (женская)
Полуживого забавл я´ ть, (мужская)
Ему подушки поправл я´ ть, (мужская)
Печально подносить лек а´ рство, (женская)
Вздыхать и думать про себ я´: (мужская)
«Когда же черт возьмёт теб я´! (мужская)
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Потонула деревня в ух а´ бинах, (дактилическая)
Заслонили избёнки лес а´, (мужская)
Только видно, на кочках и вп а´ динах (дактилическая),
Как синеют кругом небес а´. (мужская)
(Сергей Есенин «Русь»)

Также рифмы отличают по точности созвучий и способам их создания (точные и неточные, бедные и богатые, ассонансные и диссонансные). Для того чтобы оценить рифму нужно уметь различать звуки, для чего нужно научится их чувствовать или знать базовые правила русской фонетики. Приведенная ниже информация может показаться сперва непонятной для несведущего в фонетике человека, однако сразу под правилами приведены таблицы звуков с примерами, которые помогут всё прояснить.

Кратко о русской фонетике (по Р. Аванесову)
В русской речи шесть гласных фонем: [и], [ы], [у], [а], [о], [э] и две их редуцированные формы: [´´], [i]. Здесь [´´] – редуцированный звук среднего ряда среднего подъема; [i] – редуцированный звук верхнего ряда среднего подъема, похожий на краткий [и].

Только и, ы, у всегда произносятся так, как пишутся (и в ударных, и в безударных слогах).
Буква ю после мягкого согласного произносится [у], в остальных случаях [йу]; то же относится к буквам я ([а] и [йа]), ё ([о] и [йо]), е ([э] и [йэ]).
Гласные а и о под ударением произносятся [а] и [о] соответственно; в заударных слогах они редуцируются в [´´].
Гласный э под ударением произносится [э]; в заударных слогах он после твердых согласных редуцируется в [´´], после мягких в [i].
Таким образом, в заударном слоге могут встречаться только гласные [и], [ы], [у], [´´], [i]. Согласно традиции, в русской просодии звуки [i] и безударный [ы] считаются совпадающими, т. е. различаются только четыре заударных гласных.
На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие: снег [сьнек], кровь [крофь], рожь [рош], врозь [врось] и т. п.
В словах с двумя звонкими согласными на конце слова на месте обоих звонких согласных произносятся глухие: дрозд [дрост], гроздь [гросьть], трезв [тресф], надежд [надешт].
На месте звонких согласных перед глухими произносятся соответствующие глухие: трубка [трупк´], низко [ниск´], книжки [книшки].
На месте глухих согласных перед звонкими (кроме [в]) произносятся соответствующие звонкие: просьба [прозьб´], вокзал [вагзал], отбыл [одбыл].
Ситуацию с непроизносимыми согласными не описываю, т. к. выйдет очень многословно. Будем считать, что эти правила всем известны интуитивно.

Примеры:

точная рифма – совпадают звуки, начиная с ударного гласного и до конца стиха. Например: клад-взят, корова-ново, дышит-колышет, низко-миска, искусство-чувства, сердца-дверца. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

неточная рифма - не совпадают однин или нескольких согласных в окончании стиха. Например: хороший — пороша, подорожник — нарочно, балаганчик — мальчик, рассказ — тоска, листья — лица.

 

Обратите внимание, что использование неточной рифмы оправданно:

1) когда диссонанс искупается, большим количеством созвучных слогов, что, в принципе, только обогащает рифму.
2) когда преднамеренно все произведение написано такой «нечеткой» или «псевдо-рифмой», в результате чего видно, что это особая форма.
Все остальные случаи показывают, что автор допустил грубую ошибку. Так что, срифмовал «гору» с «морем» — исправляй и имей уважение к читателю!

Некоторые авторы классифицируют рифмы на богатые и бедные:
богатая рифма - точная рифма в которой совпадает предударный согласный. Чем больше сходство опорных предударных звуков, тем богаче и созвучней рифма.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас об м а´ н,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний ту м а´ н.

(А. С. Пушкина «К Чаадаеву»)

бедная рифма - созвучны лишь ударные гласные.

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озаре н а´.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звез д а´!
(В.Чуевский)

 

Бедными также называют рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, например глагольные рифмы: летать — стонать — читать — знать — играть — летать...; рифмы из прилагательных на " ой ": большой — простой — пустой...; рифмы из существительных на " ание ": гадание — желание — сияние — старание … Также бедными являются тавтологические рифмы (слово рифмуется само с собой или с однокореннім словом), например ждать-подождать.

Среди неточных рифм интересны, с точки зрения нестандартности:

ассонансная рифма — созвучны гласные звуки при полном или частичном несовпадении согласных. Чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним — максимум созвучно, но не является точной рифмой.

Я сегодня до зари вст а´ ну,
По широкому пройду п о´ лю.
Что-то с памятью моей ст а´ ло
Всё, что было не со мной, п о мню.
(Р. Рождественский)

диссонансная (контрсонансная) рифма -не совпадают ударные гласные:

парус — пелось, бублики — яблоки, страстный — грозный, норов — коммунаров, плавно — словно, сл у шать — л о шадь … Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: м о лот – м е лет, к о поть – к а пать, р о зовый – р а зовый, Сокр а т — сокр ы т, меч е ти — меч и те, п о лочка – п и лочка… Гр и б-гр а бь-гр о б-гр у б.

Было: социализм — восторженное сл о во!
С флагом, с песней становились сл е ва,
и сама на головы спускалась сл а ва. ´

Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные д у´ ла.
Вместо гор восторга — горе д о´ ла.
Стало: коммунизм — обычнейшее д е´ ло.

(В. Маяковский)

ещё пример

рифма с чередованием(перестановкой) — рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. ри фм а — ни мф а, ю рт а — у тр о, прут - труп, схема - смеха;

переставленная рифма — диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами. Такие рифмы встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду экспериментальных: выестьесть Вы; пилототпил, человеквек чело;

Улицалица у; резчечерез.

предударная рифма - совпадают ударные гласные и предударные звуки или слоги. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма — единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли: поле´ гче — поле´ зный, пролета´ рий — пролета´ ли, коро´ бится — коро´ вушка, прися´ га — прися´ ду/

Небо стало очень
Синим. С длинным криком
Проплывала осень
Журавлиным клином.
Целовались гу´ бы
С белым карава´ ем.
Пролетели гу´ си
Серым карава´ ном.
(С. Панкратов)

разнословная рифма — рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнце - сон це лое, судорог — разне су дорог, раб расти — храбрости, тех, кто рушаещееся — архи тектор, шёпот — хоро шо под, за сто и — гла застые (В. Маяковский);

разноударная рифма — рифма, состоящая из слов с ударением на различных слогах от конца: вдребезги — ни зги, волны — полны.

Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы)

рифмовка одинаковых частей речи в одной и той же форме называется параллельной и не является шедевром рифмы.

.....................................................................................

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...