Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход учебного занятия. Организационный этап. Мотивация и целеполагание. Учитель напоминает учащимся изученные ранее темы и объявляет тему урока. Учащиеся в процессе фронтальной беседы сами формулируют цель и задачи урока. Учитель подводит итог фронтальной беседы и формулирует задачи урока в обобщенном виде, объявляет учащимся план урока. Введение в тему. Повторение исторических дат, понятий и личностей, имеющих отношение к истории России ХVII века. А) «Когда это произошло?» Работа учащихся в парах. Каждой паре учащихся предлагается карточка с перечнем событий отечественной истории данного периода. Учащиеся поочередно называют даты с указанием событий, проверяя друг друга. Б) «Цепочка понятий». Учитель называет понятие и имя ученика, который будет давать определение этого понятия. Ученик дает определение и называет другое понятие, а затем указывает ученика, который раскрывает его. И т.д. В) «История в лицах». Определите исторического деятеля, о котором идет речь. Отличался мягким характером, добротою и робостью; · испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться; · вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завел в России оранжерею; · занимался делами сам только в последние 10 лет своей жизни, т.к. сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец; · он стал родоначальником царской династии по решению «всей земли». (Исторический деятель - Михаил Федорович Романов) 4. Рассмотрение основных вопросов плана урока. Эта часть урока проходит в форме фронтальной беседы с использованием групповой работы и демонстрационной презентации. В процессе подготовки к уроку и на уроке учащиеся работают в группах, решая продуктивные и творческие задания. В результате урока у каждой группы сформируется база данных по вопросам темы учебного занятия в виде схем, таблиц, опорных конспектов. В процессе общения и решения задач учащиеся учатся сотрудничать, конструктивно решать поставленные задачи во взаимодействии со всеми участниками группы.
o Политическое развитие государства. Вопрос к учащимся: Какие основные задачи стояли перед государственной властью после Смуты? Учащиеся обсуждают ответ на вопрос в группах, отвечает на вопрос представитель группы. После ответов на экране высвечивается примерный вариант ответа на вопрос. Вопрос к учащимся: Назовите царей династии Романовых, правивших в ХVII веке и даты их правления. Какие знаки отличали царскую власть? После ответов на экране появляется фрагмент с диска «Отечественная история до ХХ века» из раздела «Генеалогия», и видеофрагмент с диска «Большой наряд». Одной из задач власти после Смуты было восстановление и укрепление самодержавной власти. Задания учащимся: а) Обсудите в группах и прокомментируйте содержание таблицы «Усиление самодержавной власти»; § Экономическое развитие страны. Вопрос к учащимся: Какие новые явления в хозяйственной жизни страны говорили о ее возрождении после Смуты и дальнейшем экономическом развитии? После ответов учащихся демонстрируется таблица «Новые явления в экономической жизни». § Социальная структура общества. В 1649 году при участии царя Алексея Михайловича Земский собор принял новый свод законов России – Соборное уложение. Вопрос к учащимся: Какие основные положения включены были в этот документ?
Работа с историческим документом: Проанализируйте текст главы 2 Соборного уложения «О государской чести и как его государское здоровье оберегать». Можно ли считать, что этот документ является отголоском Смутного времени? Докажите свою точку зрения. Вопросы к учащимся: Какие изменения произошли в социальной структуре российского общества в ХVII веке? Дайте характеристику российским сословиям, обозначьте их права и обязанности. Попробуйте выстроить иерархию сословий России в ХVII веке, расположив их в виде пирамиды. После представления группами учащихся вариантов выполненных заданий, предлагается вариант учителя. § Расширение территории России в ХVII веке. Вопросы к группам учащихся: Какие задачи стояли перед Россией в области внешней политики? Как, и в результате каких событий истории страны эти задачи решались? В чем состояла важность освоения новых территорий будущей империи? Назовите характерные черты процесса колонизации; имена крупнейших русских землепроходцев и первооткрывателей, их вклад в изучение Сибири и Дальнего Востока. С помощью атласов по истории России и карт на экране «Освоение Сибири» и «Россия при первых Романовых», взятых с диска «Отечественная история до ХХ века» учащиеся прослеживают изменения территории России в ХVII веке и отвечают на вопросы. § Культура России. Вопросы к учащимся: Как исторические условия повлияли на развитие культуры России в ХVII веке? О каких новых веяниях в области культуры можно говорить в этот период? С чем они связаны? Охарактеризуйте наиболее существенные достижения культуры России ХVII века. При характеристике достижений живописи и архитектуры демонстрируются фрагменты с диска «Отечественная история до ХХ века». Домашнее задание. Домашнее задание: повторить материал учебника гл.2; ответить на вопросы и задания к гл.2 стр.112, с целью подготовки к самостоятельной работе по теме; подготовить сообщение об одном из исторических деятелей эпохи (ХVII в.). Подведение итогов урока. Рефлексия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|