Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть II. Метанавыки лидерства




Часть II. МЕТАНАВЫКИ ЛИДЕРСТВА

 

Глава 5 ЛИДЕР КАК МАСТЕР БОЕВЫХ ИСКУССТВ

 

 

Когда я учусь забивать молотком гвоздь, я приобретаю навык. Однако то, как я использую при этом молоток, является метанавыком. То же самое верно и при выработке навыков работы с личностями и группами. Нам необходимо овладевать навыками и методами, но их нельзя применять без соответствующих метанавыков в глубокой демократии.

При работе с группами, испытывающими трудности внутри себя или в отношениях с другими группами, решающим фактором для консультанта выступают не навыки или методы, которыми он пользуется, а его установки по отношению к данной группе. Эти установки и убеждения и есть то, что я называю метанавыками. Они порождают методы работы в любой ситуации.

Подумайте о сострадании как о метанавыке. Навык, применяемый без сострадания к людям, даст меньший эффект, чем когда он используется с состраданием. Эту очевидную истину не так просто применить на практике. Мы все знаем, как обучать навыкам, но с метанавыками дело обстоит сложнее. Использование метанавыков необходимо в мировом процессе, но как обучать и учиться установкам, убеждениям и чувствам по отношению к людям? Обнаружение и совершенствование метанавыков требует наличия сплава таланта, внутреннего развития и знания ролевых моделей, а также других качеств, которые мне пока неизвестны.

В этой главе делается попытка выделить некоторые метанавыки глубокой демократии, необходимые для работы с мировым процессом. Я пока еще не совсем уверен в том, как им обучать или как пробуждать эти метанавьжи у других людей. Я могу только предложить свои собственные убеждения, ожидания и представления о людях и постараться установить, каковы мои собственные установки и мета-навыки. Я пользуюсь терминологией боевых искусств для описания некоторых из установок которыми должен обладать консультант, работая с группами с позиций глобального процесса.

 

 

Консультант как роль

 

Работа с любой группой требует, в первую очередь, осознания консультантом собственной роли. Эта роль отличается от других ролей в группе своей заинтересованностью в благополучии всей группы и его связью с окружающим миром. Он не принадлежит ни к одной отдельной партии или части группы, если только не считать такой принадлежностью подчинение его интересов целому.

С точки зрения как групповой, так и личностной психологии лидерство и консультирование в группе—это только часть всех наших качеств, всего нашего общего развития. Другими словами, лидерство не связано ни с какой отдельной личностью, а может временами переживаться каждым из нас. Никто не является только лидером! Знание этого является одним из решающих метанавыков лидерства, так как это позволяет нам быть подвижными и многообразными в качествах как лидера, так и его последователей.

 

 

Уроки из работы с групповой энергией

 

Большинство людей, сталкиваясь с напряжением в группе, поступают одним из трех способов:

— подавляют его и стараются быть вежливыми по отношению друг к другу;

— анализируют его и стараются измениться сами или изменить других;

— включаются в него и стараются причинить вред друг другу.

Методы и навыки восточных боевых искусств предлагают процессуально ориентированный путь преодоления конфликтов. В теории боевых искусств описываются некоторые из установок, необходимых консультанту по отношению к группе, с которой он работает. В качестве нового понимания конфликта и напряженности может быть в особенности использована методика школы Айкидо, позволяющая преодолевать страх перед конфликтами и даже включаться в них.

Японская школа Айкидо основана на принципе энергии поля, или Ци. В своей книге «Дух Айкидо» Кишомару Уэшиба, цитируя древнеяпонские трактаты по боевым искусствам, связывает энергию поля Ци с метафизическими принципами китайской философии. По Уэшиба, Ци—«это источник созидания, выраженный в формах Инь и Ян (Лаоцзы), жизненная полнота бытия (Хуаньянцзы), мужество, вытекающее из высокой нравственности (Менсьюс), божественная, вездесущая сила (Хуанцзы)» (с. 21). «Она связана с «пустым пространством», «пустотой» или «ничто» (Лаоцзы), и «созидательной энергией», рождающейся из хаоса» (Хуанцзы).

По нашей терминологии Ци—это силовая энергия поля или его интенсивность. Подобно полю группа Ци—пуста и лишена содержания. Это—энергия, созидающая из хаоса меняющиеся паттерны. Поскольку Ци—«мужество, вытекающее из высокой нравственности», то это также и метанавык или установка, необходимые в работе над самим собой. Поле учит консультанта работать в нем, оставаясь само пустым или открытым для зарождающегося движения.

Если мы хотим научиться кататься на лыжах, то сама гора становится нашим учителем и методом. Если мы хотим заниматься серфингом, то нашим учителем становится море. Если мы хотим научиться помогать группе преодолевать трудности, сама природа подсказывает нам путь своими меняющимися «сезонами» гнева и любви, эгоизма и сострадания. Лучшими вмешательствами в работу группы являются не те, которые консультант привносит со стороны, а те, которые возникают естественным путем из меняющихся групповых настроений, напряженностей, эмоций, ролей и проявлений духа. Кратчайший путь, которым должен идти консультант группы, это путь, который выбирает и признает сама группа.

Согласно Уэшиба, Ци—это «божественная энергия». В моей практике это означает, что энергия группы не может быть полностью управляемой или предсказуемой, это таинственный дух. Я много раз пытался управлять ходом группового процесса; иногда мне это удавалось, иногда—нет. Когда я не мог управлять групповым процессом или сильным конфликтом, то неизбежно обнаруживал, что причиной этого являлось то, что при этом я шел против процесса и некоторых из его участников. Я полагал, что знаю больше других. Как только я не следовал Ци или духу, он жестоко учил меня, что мое дело—служить ему, а не отождествляться с ним.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...