Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место клинической психологии среди других дисциплин

Информационный блок по теме 3.1.

«Медицинская психология как наука. Психосоматика».

 

1.Медицинская психология – междисциплинарная наука. Взаимосвязь медицинской психологии с медициной и психологией.

2. Разделы медицинской психологии.

3. Понятия «психосоматика».

4. Понятие «болезнь». Психологическое значение и смысл болезни.

5. Классификация психосоматических расстройств.

6. Здоровье и болезнь в религии и культуре.

 

Еще в древней медицине было известно, что душевное состояние человека влияет на его физическое самочувствие и наоборот. Это положение отражено в основном постулате клинической медицины – лечить не болезнь, а больного.

Медицинская (клиническая) психология – наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Прогресс медицины, сопровождающийся появлением сложных эффективных методов исследования и терапии, имеет и теневую сторону. Все отчетливее проявляется тенденция к узкой специализа­ции врачей, все внимание которых приковано к результатам техни­чески сложных инструментальных методов диагностики и лечения, а особенности функционирования целостного организма, своеобра­зие личности больного, его психическое состояние и влияние их на характер и динамику заболевания учитываются недостаточно. Несмотря на то, что содержание, объем и место клинической психологии в медицине служат предметом дискуссии как среди пси­хологов, так и среди врачей, неоспоримым является положение, что клиническая (медицинская) психология самым тесным образом связана со всеми клиническими дисциплинами.

Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение) делится на общую и специальную, или прикладную. Клиническая (медицинская) психология

является разделом специальной психологии.

Основным ее содержанием как науки, стоящей на пересечении медицины и психологии, является, поЭ.Кречмеру (1922), психологический анализ природы болезней.

Предметом клинической (медицинской) психологии, по определе­нию

Н.Д. Лакосиной и Г.К.Ушакова, служат многообразные осо­бенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психоло­гических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного, в частности в системе взаимо­отношений врач—медработник—пациент.

Термины «клиническая» (от греч. kline — больничная койка, пос­тель) и «медицинская психология» близки по смыслу и содержанию. Многие специалисты предпочитают понятие «клиническая психо­логия», так как оно подчеркивает значение психологических факто­ров в клинике различных заболеваний и обеспечении помощи боль­ному. Авторы данного учебника также предпочитают использовать термин «клиническая психология».

Клиническая психология, не подменяя собой психиатрию, тем не менее тесно связана с ней, прежде всего с такими разделами, как пограничные психические расстройства и общая психопатология. При этом, несмотря на обширную зону общих интересов и взаимо­связь клинической психологии и психиатрии, у каждой дисциплины имеются свои задачи, методы исследования, в какой-то мере — свои понятия и терминология.

Без знания и использования основ клинической психологии, раскрывающей психологические особенности и возможные измене­ния психики людей, включенных в лечебно-диагностический про­цесс (пациентов и медицинских работников), невозможен подлинно врачебный уровень оказания медицинской помощи, даже при со­вершенном владении навыками и капитальном усвоении теорети­ческих основ избранной медицинской специальности.

Место клинической психологии среди других дисциплин

Клиническая психология имеет свой предмет исследования и является до известной степени самостоятельным разделом как пси­хологических, так и медицинских знаний. Она тесно связана с це­лями и задачами практической медицины. Без такой связи она не только беспомощна, но и неприемлема. Содержание клинической психологии становится действенным лишь при условии ее взаимо­действия со всеми отраслями медицинских знаний вообще и с каж­дым конкретным разделом медицины в частности. Изучение клини­ческой психологии невозможно без знания основ клинической медици­ны, а также смежных дисциплин, например, анатомии, общей па­тологии, гигиены и др.

В свою очередь, каждый частный раздел медицинской практи­ки, лишенный присущих ему медико-психологических аспектов, остается в рамках лишь медицинского практицизма, что исключает целостное восприятие больного, понимание его индивидуаль­ных личностных проблем, связанных с заболеванием, и неблаго­приятно отражается на лечебно-диагностическом процессе.

 

Наряду с этим, клиническая психология никогда не утрачивает связи с родственными ей другими психологическими и обществен­ными дисциплинами — общей психологией, социологией, этикой и др. Будущий врач-клиницист должен быть знаком с основными пси­хологическими категориями и понятиями, знать и уметь распозна­вать проявления всех сторон психической сферы человека в грани­цах индивидуально-психологической нормы. Для этого ему необхо­димо иметь представления о наиболее часто встречающихся и дос­тупных методах психологической диагностики.

Однако реагирование больного на свою болезнь далеко не всегда ограничивается нормальными психическими проявлениями во всех их вариациях. Часто реакции носят психопатологический характер. Немаловажное значение имеет медицинская психология и в сох­ранении и укреплении психофизического здоровья человека, а сле­довательно, она тесно переплетается с практикой психогигиены и психопрофилактики. Если некоторые психиатры (Л.Л.Рохлин, Н.В.Иванов) считают психогигиену частью психиатрии, то клини­ческие (медицинские) психологи и психотерапевты (Б.Д.Карвасарский, К.К.Платонов, И.З.Вельвовский), а также гигиенисты (И.И.Беляев) склонны рассматривать ее как отдельную отрасль ме­дико-психологических знаний, вычлененную из общей гигиены, занимающейся общими проблемами оздоровления человека.

Наконец, клиническая психология должна включать основы пси­хотерапии, необходимой в работе каждого врача-клинициста.

Общая клиническая психология:

• основные характеристики психологии больного человека и разграничение нормальной, временно измененной и болез­ненной психики;

• внутренняя картина болезни, варианты реакций личности на

болезнь и их значение для лечебно-диагностического процес­са;

• психология врачебной деятельности;

• взаимоотношения врач-сестра-больной;

• учение о психосоматических и соматопсихических взаимовли­яниях;

• учение об индивидуальности (темперамент, характер, лич­ность), этапах ее постнатального онтогенеза (детство, отро­чество, юность, зрелость и поздний возраст) и особенностях психологии человека в разные возрастные периоды;

• медицинская деонтология, включая вопросы врачебного дол­га, этики, врачебной тайны.

Весьма значимыми разделами клинической (медицинской) пси­хологии являются психогигиена, психопрофилактика, психологическое консультирование и методы экспериментально-психологической оцен­ки психического состояния больного, психокоррекция и психотерапия,обеспечивающие предупреждение и устранение психических расстройств у больного. Из основных проблем психогигиены, с клинической точки зре­ния, особое значение имеют:

• психология медико-генетического консультирования;

• психогигиена семьи, и в первую очередь той, в составе которой имеются лица с неблагоприятно текущими заболеваниями;

• психогигиена в кризисные периоды жизни человека, включая пубертатный и климактерический периоды;

• психогигиена брака и половой жизни;

• психогигиена обучения, воспитания и труда медицинских ра­ботников;

• психогигиена режима лечебных учреждений;

• психогигиена взаимоотношений врача и больного.

 

Частная клиническая психология раскрывает главные аспекты

психологии врачебной деятельности при общении с больными, страдающими определенными болезнями.

Основное внимание при этом обращают на особенности психологии больного с пограничными формами психических расстройств, которые фактически являются объ­ектом деятельности врача любой специальности:

• особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями внутренних органов (сердечно-сосудистыми, легочными, желудочно-кишечными, инфекционными, эндок­ринологическими, неврологическими);

• психологию больных хирургического профиля на этапах под­готовки, проведения хирургических вмешательств и в послео­перационном периоде (в том числе онкологических больных, больных с травмами и ожоговой болезнью, урологических больных);

• особенности клинической психологии в акушерстве и гинеко­логии;

• психологию больных с дефектами тела, органов чувств и ано­малиями развития (слепота, глухота, глухонемота и др.);

• клиническую психологию в педиатрии;

• проблемы психического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую па­тологию, страдающими психическими заболеваниями, алкого­лизмом, наркоманиями.

Психосоматика – этот термин произошел от двух греческих слов psyche – душа и soma – тело.

Вместе с тем со времен Платона, отделившего «душу от тела», имела место недооценка роли психосоматических механизмов в возникновении и динамике соматической и психической патологии. Научно-медицинские исследования в этой области получили свое развитие относительно недавно. Доказанная при помощи экспериментальных методов и клинических наблюдений связь соматических расстройств не только с определенными функциональными и структурными изменениями тех или иных органов и систем, но и с психическими проявлениями привела к пересмотру в медицине ХХ века односторонних органолокалистических взглядов.

 

Термин «психосоматика» был предложен в 1818 году немецким психиатром И.Хайнротом, высказавшим мысль, что внутренний душевный конфликт порождает соматические заболевания. Через десять лет К.Якоби предложил использовать понятие «соматопсихическое» как противоположное и в то же время дополняющее понятие «психосоматическое».

Во врачебный лексикон термин «психосоматика» был введен лишь спустя столетие.

Принято считать, что психосоматическое направление в медицине получило свое развитие с начала 20 века, когда вопросы возникновения и течения любого патологического процесса начали рассматриваться с позиций единства психической и физической сущности «Я». Однако это нельзя рассматривать как новую концепцию в медицине, по сути, речь идет о возрождении принципов медицины древности, рассматривавшей заболевания в единстве души и тела, как болезнь конкретного человека.

 

Можно выделить три научных направления, которые способствовали становлению психосоматики как особой области особой области научной и практической медицины.

1) психоанализ З.Фрейда

2) теория кортико-висцеральной патологии (основой являются работы И.П.Павлова и Курцина-Быкова)

3) концепция адаптации и мобилизации У.Кеннона и теория стресса Г.Селье.

 

 

Закономерный отказ отечественной медицины от надуманных концепций «глубинной медицины» и методологии психоанализа с его произвольным толкованием ощущений и переживаний больного временно привел к полному игнорированию (к счастью, временному) влияния психических факторов на соматическое состояние человека. К настоящему времени необходимость учета конкретных механизмов психосоматических корреляций, соотношения психического и соматического в состоянии больного стала очевидной для всех областей клинической медицины.

 

Первоначально термином «психосоматические» обозначались заболевания, в развитии которых существенную роль играют неблагоприятные психотравмирующие воздействия (артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и др.).

Сегодня понятие «психосоматические» значительно расширилось. Наряду с использованием его для обозначения заболевания в традиционном, узком понимании этого термина, психосоматикой называется область медицины, изучающая круг расстройств, достаточно сильно различающихся между собой, но при этом объединенных тесной взаимосвязью психических и соматических нарушений.

Несмотря на определенные достижения психосоматики как научного направления, остается еще много «белых пятен» в теории возникновения и динамики психосоматических болезней. В то же время наблюдается неуклонный рост заболеваемости населения эти­ми формами патологии. По некоторым данным, до 50—70% обраще­ний больных связаны с теми или иными психосоматическими проб­лемами. Причем спектр заболеваний, относимых к психосоматичес­ким, расширяется.

На заре возникновения психосоматики выделя­лась лишь так называемая

святая семерка (holy seven):

эссенциальная гипертония,

бронхиальная астма,

язвенная болезнь двенадцатипер­стной кишки,

сахарный диабет,

ревматоидный артрит,

неспецифичес­кий язвенный колит,

нейродермиты.

 

 

В МКБ-10 специального раздела для психосоматических расстройств не предусмотрено.

Исходя из взаимовлияния и взаимозависимости психических и соматических факторов, в генезе заболеваний выделяют 3 варианта:

 

1. относительно независимое возникновение и течение соматического заболевания и патологии психической сферы (шизофрения, острый аппендицит, пневмония и т.п.) – соматопсихическая коморбидность;

2. превалирование или существенная роль в этиологии и патогенезе психических или соматических расстройств психических факторов;

3. превалирование или существенная роль в этиологии и патогенезе психических или соматических расстройств биологических (соматических) факторов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...