Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и формы юридической ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Основные виды государственного антимонопольного контроля - над созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц; над сделками с имуществом и др.

Основными видами государственного контроля, осуществляемого антимонопольными органами, являются:

1. Контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, а именно за:

·.созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

·.слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

·.ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

Решения по этим вопросам подлежат согласованию с антимонопольными органами.

2. Контроль за соблюдением, антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.

С предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляется:

·.приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);

·.получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

·.приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Предварительное согласие на осуществление указанных сделок требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов указанных лиц превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

3. Принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В случае, когда такая организация занимает доминирующее положение и совершила два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение о принудительном разделении или выделении из ее состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Такое решение принимается при наличии совокупности следующих условий:

·.возможности организационного и территориального обособления структурных подразделений организации;

·.отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи, в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

·.возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

 

Виды и формы юридической ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты антимонопольного воздействия несут юридическую ответственность. В зависимости от вида и меры ответственности она может возлагаться антимонопольным органом или судом. Исключительно в судебном порядке реализуется ответственность в виде взыскания с правонарушителя убытков, а также уголовная ответственность.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Гражданско-правовая ответственность реализуется путем взыскания убытков, причиненных, противоправными действиями (бездействием) как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и их должностных лиц.

Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет.

Меры административной ответственности предусмотрены нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, п. 2 ст. 19. 5 устанавливает ответственность за невыполнение в срок законного предписания федерального антимонопольного органа или его территориального органа. В качестве меры ответственности установлено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Такое же административное наказание предусмотрено за невыполнение в установленный срок законного предписания органа регулирования естественных монополий.

Статья 19. 8 КоАП РФ определяет ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы и в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо предоставление заведомо недостоверных сведений. За указанные правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 20 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 50 до 5 тыс. МРОТ.

В соответствии со ст. 23. 48 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями, рассматривают федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы. От имени этих органов рассматривать дела вправе руководитель федерального антимонопольного органа, территориального антимонопольного органа, их заместители. Порядок возбуждения, рассмотрения дел и исполнения вынесенных постановлений определен нормами КоАП РФ.

Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ. Данная статья предусматривает наказание за монополистические действия, совершенные путем: установления монопольно высоких или монопольно низких цен, ограничения конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. За те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, предусмотрено более суровое наказание.

Под крупным ущербом в данном статье понимается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...