Отечественные исследования структуры личности
Теория Р.Б. Кэттелла Р.Кеттелл реализует диспозициональный подход.Автор выделяет черты личности и на их основе строит личностный профиль. Черта описывается как «ментальная структура», отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность. Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. В структуре личности Р.Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, более стабильны, дают глубокую оценку поведения и выявляются только методом факторного анализа. Любая отдельная черта является продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон. Поэтому автор выделяет черты, формируемые средой и конституциональные черты. По функциональному признаку Р. Кэттелл выделяет черты: Ø динамические, обеспечивающие активность в достижении цели; Ø черты-способности, обусловливающие эффективность достижения цели; Ø темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности. Более изменчивые структуры личности Р. Кэттелл относил к состояниям и ролям. Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением «профиля черт» и профиля «индексов психологической ситуации». В процессе развития личности происходит изменение ее структуры. Теория Г.Ю.Айзенка
Г. Айзенк разработал четырехуровневую иерархическую организацюя поведения. Нижний уровень – специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения. В зависимости от степени привычности они могут быть характеристиками личности.
Второй уровень - привычные действия или мысли. Это реакции, которые при определенных условиях повторяются. Такие реакции появляются регулярно. Они выделяются с помощью факторного анализа специфических реакций. Третий уровень – черта. Это важное постоянное личное свойство. Она формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций. Большинство из 35 нормальных и анормальных привычных основных факторов Кеттелла принадлежат к третьему уровню. Четвертый уровень – высший уровень организации поведения – уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Выделенные типы - экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм - части нормальной структуры личности. Все три типа биполярны: экстраверсия - интроверсия, нейротизм – стабильность, психотизм – сильное «Супер-Я». Биполярность не подразумевает принадлежность большинства людей какому-либо полюсу. Распределение людей по данным параметрам очень близко к нормальному.
Г. Айзенк показал: Ø Существуют строгие психометрические доказательства существования каждого фактора (другие исследователи также их получали, например Р.Кеттелл) Ø Существует строгая биологическая основа каждого фактора (уровень возбуждения коры головного мозга – выше у интровертов, активация лимбической н.с. – у людей с высоким уровнем нейротизма, уровень тестостерона – у людей с высоким уровнем психотизма.). Ø Выделенные три типа имеют смысл с точки зрения психологической теории (описания Юнга, Фрейда и Айзенка не противоречат друг другу по существу). Ø Все три типа связаны с практическими вопросами – наркотики, секс, преступность, творчество, рак.
При исследовании личности Г. Айзенк использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиологичесике измерения, а также учитывал роль наследственности.
Теория Дж.П.Гилфорда
Теория изложена в книге Гилфорда "Личность" (1959 г.). По мнению ученого, факторно-аналитическое исследования черт личности является единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в том числе в области интеллекта и креативности. Дж. Гилфорд рассматривает личность как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфическим диспозициям, подобным навыкам) и к специфическим действиям на нижнем уровне. В структуре личности он выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (динамические черты, по Кэттеллу). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. Например, параметр темперамента "позитивный-негативный" в поведении выступает как фактор "уверенности против неполноценности", а в области эмоций – как фактор "бодрость против робости". В области способностей Гилфорд создал факторную модель "структуры интеллекта". Пользуясь своим факторно-аналитическим методом, Гилфорд при измерении экстраверсии-интроверсии выделил несколько различных личностных факторов, что послужило основанием для разработки опросника "Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману" (1949). Последний предназначен для измерения десяти выявленных факторных черт личности: общей активности, беспечности, доминирования, социальности, эмоциональной стабильности, объективности, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, мужественности. Отечественные исследования структуры личности Направление исследований структуры личности во многом определило следующее положение С. Л. Рубинштейна: «В психическом облике личности выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности; но при всем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуя, друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются все же в реальном единстве личности…»
Одним из первых отечественных исследователей, применивших приведенное положение Рубинштейна при описании структуры личности, стал А. Г. Ковалев. Он отметил во втором издании своей монографии: «Из психических процессов на фоне состояний образуются свойства личности. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуются сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения)». К. А. Абульханова – Славская отмечает ограниченность концепции А. Г. Ковалева в том, что усилия автора направлены скорее на изложение знаний о личности, чем на углубленное исследование ее сущности. В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно – психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции. Дальнейшее развитие представлений о структуре личности представлено в работах Б. Г, Ананьева и В. С. Мерлина, посвященных проблеме индивидуальности. Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: Ø Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); Ø Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках. Ø Статус и социальные функции – роли; Ø Мотивация поведения и ценностные ориентации; Ø Структура и динамика отношений. Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях.
Структура личности, по Б.Г. Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях: 1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций; 2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения; 3) жизненный путь человека (история личности). Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится двум принципам одновременно: Ø субординационному, или иерархическому. Более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные, частные социальные и психофизиологические свойства; Ø координационному. Взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, относительную автономию каждого из них. В работе «Человек как предмет познания» Б. Г. Ананьев так определяет свой подход: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Иначе говоря, индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека. Следовательно, человек как вид (Homo sapiens) и как человечество (общество в его историческом существовании) составляет основание для любого определения состояний каждого отдельного, единичного человека, являющегося индивидом, личностью и индивидуальностью». Б.Г. Ананьев предлагает следующее схематическое представление организации характеристик человека и способов развития его свойств.
В.С.Мерлин, один из последователей Б.Г.Ананьева, развивая теорию интегральной индивидуальности, выделял следующие ее системы и подсистемы: 1) Система индивидуальных свойств организма: Ø биохимические; Ø общесоматические; Ø свойства нервной системы (нейродинамические). 2) Система индивидуальных психических свойств: Ø психодинамические (свойства темперамента); Ø психические свойства личности. 3) Система социально – психологических индивидуальных свойств: Ø социальные роли в социальной группе и коллективе; Ø социальные роли в социально – исторических общностях. В.С. Мерлин предлагает критерий для выделения разноуровневых свойств: 1) внутри подсистем существуют инвариантные «одно – однозначные» и «одно – многозначные» связи; 2) между разноуровневыми свойствами зависимости носят «много – многозначный» характер. В.С. Мерлин подчеркивал, что «структуру личности нельзя характеризовать как систему, которая складывается из различных групп психических свойств: темперамента, характера, способностей и направленности. Одни из них (свойства темперамента) вообще не являются свойствами личности; другие же (характер, способности и направленность) представляют собой не разные «подсистемы», а разные функции одних и тех же свойств».
С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяются и характеризуются иерархическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов – стимулов.
Д.А. Леонтьев выделяет в структуре личности три иерархических уровня, подчеркивая условность границ между ними: Нижний уровень – экспрессивно – инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. Этот уровень включает в себя характер, способности и роли. Второй уровень – это отношение личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть «внутренний мир» личности или «ценностно-смысловая сфера» личности. Это уровень потребностей, ценностей, отношений, конструктов, собственно смысла жизни. Высший уровень – это уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное. Речь здесь идет не о подструктурах личности, а о формах, способах существования и самоосуществления личности, к которым автор относит свободу, ответственность и духовность. «В процессе становления и формирования личности они занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятельности и наполняются (или не наполняются) ценностным содержанием, которое придает смысл им самим».
Наиболее подробно проблема структуры личности отражена в работах К. К. Платонова. Он выдвинул концепцию динамической функциональной структуры личности. Он постулирует существование четырех уровней (подструктур) личности: v Социально обусловленные особенности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности и т. д.). v Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек). v Индивидуальные особенности различных психических процессов. v Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности).
Дополнительная литература: 1.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с
Глоссарий: Личность - сосредоточие психических свойств, изменяющихся под воздействием внешних факторов, а также совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия Диспозициональные описания (выделение черт личности) стоятся на предположении о существовании конечного набора базисных качеств. Личностные различия определяются на основании степени их выраженности.
Типологические описания состоят в том, что тип личности рассматривается как целостное образование. Похожие испытуемые объединяются в группы, группам дается название, которое становится понятием, а содержание этого понятия раскрывается на основе описания типичного представителя группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|