Судебные процедуры банкротства предприятия
Глава V
5.1. Несостоятельность как финансовое состояние предприятия
Дальнейшее развитие кризиса на предприятии несмотря на принимаемые меры антикризисного управления может привести к его несостоятельности. Несостоятельность обычно рассматривается как негативное финансовое состояние предприятия, характеризуемое высоким уровнем неплатежеспособности по его обязательствам. Таблица 5.1. Основные причины несостоятельности предприятия
Финансовая несостоятельность предприятия может быть вызвана также следующими причинами:
- неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов; - отсутствием инвестиций в оборотный капитал и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия; - производством неконкурентоспособной продукции. В работе Кукукиной И.Г. и Астраханцевой И.А. [22] приводится характеристика видов и форм несостоятельности предприятия, сведенная в таблицу 5.2.
Таблица 5.2. Виды и формы несостоятельности предприятия
Финансово несостоятельные предприятия оказывают отрицательное влияние на развитие экономики страны. Прежде всего они являются источниками серьезных финансовых рисков для их успешно работающих партнеров. Они осложняют формирование доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, замедляя реализацию программ экономического и социального развития. Финансово несостоятельные предприятия неэффективно используют кредитные ресурсы в товарной и денежной форме, что влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал. Сокращая объем своей производственно-хозяйственной деятельности, эти предприятия усиливают социальную напряженность в стране из-за сокращения численности персонала.
5.2. Банкротство предприятия как результат юридической квалификации
В экономической литературе несостоятельность предприятия характеризуется как состояние или обратимый процесс, а банкротство - как случившийся необратимый факт перемены состояния. Несостоятельность рассматривается как финансовое состояние предприятия, при котором оно не способно в течение нормативно установленного срока выполнять свои долговые обязательства и самостоятельно восстанавливать свою работоспособность. Банкротство выступает как результат юридической квалификации акта несостоятельности в порядке, установленном законом. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Понятие несостоятельности (банкротства) в Федеральном законе определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Этим Федеральным законом устанавливаются признаки банкротства предприятия, как юридического лица. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве рассматривается по месту нахождения предприятия должника арбитражным судом, который возбуждает дело при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд о признании предприятия – должника банкротом. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы. Заявление должника подается на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в письменном виде не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Неподача заявления должника в установленный срок влечет за собой субсидиарную (дополнительную с должником) ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока.
Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом и выносит не позднее, чем через пять дней определение: о принятии этого заявления; о назначении саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного (временного) управляющего; о дате рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Заявленная саморегулируемая организация (некоммерческая организация арбитражных управляющих) на коллегиальной основе проводит отбор из своих членов трех кандидатур арбитражных управляющих в порядке снижения уровня их профессиональных качеств. Должник и представитель собрания кредиторов вправе отвести по одной кандидатуре. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом. Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) – гражданин Российской Федерации, утвержденный арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. Арбитражный управляющий должен: быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и иметь высшее образование; иметь стаж руководящей работы не менее двух лет, сдать теоретический экзамен и пройти шестимесячную стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего, не иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Арбитражным судом не могут быть утверждены арбитражные управляющие: которые являются заинтересованными лицами по отношению к должникам и кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; которые потеряли право на предпринимательскую деятельность и которые не имеют заключенных договоров страхования ответственности. Права и обязанности арбитражного управляющего приведены в таблице 5.3. Арбитражный суд на своем заседании по проверке обоснованности требований заявителя к должнику выносит одно из следующих определений: - о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; - об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения (требовании заявителя необоснованно или установлено отсутствие условий подведомственности и подсудности);
- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу банкротства (требование заявителя удовлетворено, либо признано необоснованным).
Таблица 5.3. Права и обязанности арбитражного управляющего
Если арбитражный суд принял определение о введении наблюдения, то этим определением утверждается временный управляющий, размер его вознаграждения и источник выплаты. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов: - Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. - Решение об отказе в признании должника банкротом. - Определение о введении финансового оздоровления. - Определение о введении внешнего управления. - Определение о прекращении производства по делу о банкротстве. - Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения. - Определение об утверждении мирового соглашения.
5.3. Виды банкротства предприятия
Выделяют следующие виды банкротства предприятия: 1. Реальное банкротство характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществить эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде. Арбитражный суд принимает решение о признании такого предприятия банкротом и об открытии конкурсного производства. 2. Техническое банкротство характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к реальному банкротству предприятия. 3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке. 4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.
5.4. Процедуры банкротства предприятия Наблюдение
Наблюдение - это процедура, направленная на обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния для определения платежеспособности должника. Процедура наблюдения должна быть закончена рассмотрением дела о банкротстве на заседании арбитражного суда в срок не позднее семи месяцев с даты поступления заявления. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые могут осуществить свои полномочия с ограничениями, указанными в таблице.
Таблица Ограничения и обязанности органов управления должника
В определении арбитражного суда о введении наблюдения указывается о назначении для осуществления процедур наблюдения временного управляющего, права и обязанности которого приведены в таблице. Таблица Права и обязанности временного управляющего
Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для контроля судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. На основе анализа финансового состояния должника; результатов инвентаризации имущества должника; анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности временный управляющий подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства. Если в результате анализа финансового состояния должника установлено, что стоимость имущества должника недостаточна для покрытия судебных расходов, кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия судебных расходов. Если кредиторами не определен источник покрытия судебных расходов или за счет определенного ими источника оказалось невозможным их покрытие, проголосовавшие за решение о введении внешнего управления кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию этих расходов. Кредиторы вправе предъявлять свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Эти требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему и включаются в реестр требований кредиторов. Они рассматриваются арбитражным судом, который выносит определение о включении требований в реестр. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, а без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия и представитель работников должника.
С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
Финансовое оздоровление
В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей вправе обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Решение об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать: - Сведения о предполагаемом обеспечении использования должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. - Предполагаемый срок финансового оздоровления и срок удовлетворения требований кредиторов. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотека), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения должником обязательств не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или на праве хозяйственного ведения. Финансовую помощь должнику в первую очередь могут оказать собственники имущества и учредители должника до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Финансовая помощь может быть оказана в виде возвратной финансовой помощи – займа (процентного и беспроцентного), в виде безвозвратного поступления, путем принятия решения о выпуске и размещении облигаций и векселей, об увеличении уставного капитала (увеличение номинальной стоимости акций или дополнительный выпуск акций). С даты введения финансового оздоровления наступают следующие последствия: - Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на эту дату, могут быть предъявлены к должнику в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом. - Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. -Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. - Приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, за исключением решений, вступивших в силу ранее взыскания задолженности по заработной плате, выплате авторских вознаграждений, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещение морального вреда. - Запрещается удовлетворение требований учредителя должника о выдаче доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая). - Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. - Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная Федеральным законом очередность удовлетворения кредиторов. - Не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции, за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия со следующими ограничениями: 1.Арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или сведений о ненадлежащем исполнении плана финансового оздоровления. 2. Должник не вправе без согласия собрания кредиторов: -совершать сделки, в совершении которых у него есть заинтересованность или которые связаны: с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости должника; влекут за собой выплату займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учредительство доверительного управления имуществом должника. - принимать решения о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) - совершать иные сделки, влекущие возникновение новых обязательств должника, превышающие двадцать процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. 3.Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки: - влекущие за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований; - связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, за исключением реализации готовой продукции, изготовляемой в процессе обычной хозяйственной деятельности; - влекущие за собой уступку прав требований, перевод долга; - влекущие за собой получение займов (кредитов).
Графиком погашения задолженности предусматривается погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления. Предусматривается пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной Федеральным законом. В случае не исполнения должником графика погашения задолженности учредитель должника не позднее чем через четырнадцать дней с даты, предусмотренной графиком, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении изменений, внесенных в график погашения задолженности. Копия ходатайства направляется административному управляющему, который должен созвать собрание кредиторов. В случае отказа собрания кредиторов утвердить изменения графика погашения задолженности, оно принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления.
Досрочное окончание финансового оздоровления
В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения установленного срока должник представляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления. По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов арбитражный суд выносит одно из определений: - о прекращении производства по делу о банкротстве, - об отказе в прекращении производства по делу о банкротстве, если выявлено наличие непогашенной задолженности и жалобы кредиторов признаны обоснованными.
Досрочное прекращение финансового оздоровления
Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются: - непредставление в арбитражный суд соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности; - неоднократное или существенное (на срок более пятнадцати дней) нарушение сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности. Административный управляющий обязан в течение пятнадцати дней с даты возникновения оснований созвать собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления. Должник обязан представить собранию кредиторов отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. К отчету должен прилагаться баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках должника, сведения о размере погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Одновременно административный управляющий представляет собранию кредиторов свое заключение о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Собрание кредиторов по итогам рассмотрения отчета должника и заключения административного управляющего принимает решение об обращении в суд: - о введении внешнего управления; - о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. К ходатайству собрания кредиторов прилагается копия протокола заседания и список кредиторов, голосовавших против решения или не принимавших участие в голосовании по данному вопросу. Арбитражный суд принимает одно из следующих судебных актов: - определение об отказе в случае, если в судебном заседании выявлено исполнение должником требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности и жалобы кредиторов признаны необоснованными; - определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; - решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Окончание финансового оздоровления
Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагается отчет должника на последнюю отчетную дату: отчет о прибылях и убытках должника; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов и направляет его кредиторам, включенным в реестр, и в арбитражный суд. Если требования кредиторов не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника, то административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое принимает одно из решений: - ходатайство в арбитражный суд о введении внешнего управления; - ходатайство в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Переход к внешнему управлению
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления: если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника; если собрание кредиторов приняло ходатайство о переходе к внешнему управлению; если собрание кредиторов приняло ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, но появились обстоятельства, полагающие возможность восстановления платежеспособности должника. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. С даты введения внешнего управления: - управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; - органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему; - отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; - аресты на имущество и другие имущественные ограничения могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; - вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Он распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплаты авторских вознаграждений, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника: - перепрофилирование производства; -закрытие нерентабельных производств; - взыскание дебиторской задолженности; - продажа части имущества должника; - уступка прав требования должника; - исполнение обязательств должника собственником имущества должника, учредителями должниками или третьими лицами; - увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц: - размещение дополнительных обыкновенных акций должника; - продажа предприятия должника; -замещение активов должника. Продажа предприятия должника может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника с указанием минимальной цены продажи предприятия. При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги, другие исключительные права должника. При продаже предприятия денежные обязательства и обязательные платежи должны не включаться в состав предприятия. Все трудовые договоры, действующие на дату продажи предприятия, сохраняют силу при продаже предприятия. Права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия. Продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Если в состав имущества входит ограниченно работоспособное имущество, то его продажа осуществляется только путем проведения закрытых торгов. Начальная цена продажи предприятия устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком с оплатой его услуг за счет имущества должника. Начальная цена продажи предприятия не может быть ниже минимальной цены, опре<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|