Карл Поппер и логика социальных наук 5 страница
5 См. Popper К. R. The Open Society and its Enemies, vol. 1. Addendum III: Reply to a Critic. 4th edition. London: Routledge, 1962 (русский перевод: Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1. «Дополнение» («Приложение») III. M., 1982, с. 400-424). — Прим. перев. и ред. (337:) Я понял, что всякий раз, когда я сталкиваюсь с новой атакой на мою книгу со стороны очередного защитника Платона, лучше всего не обращать внимания на мелкие детали, а искать ответ на следующие пять главных вопросов: (1) Как мой оппонент относится к моему утверждению, что «Государство» и «Законы» осуждают того Сократа, который представлен в «Апологии Сократа» (как сказано во втором абзаце раздела VI главы 10 «Открытого общества»)?6 Как указано в примечании 55 к главе 10 этой книги7, это утверждение на самом деле было впервые высказано Дж. Гроутом (G. Grote), а позднее повторено А. Тейлором (А. Taylor). Если оно справедливо — а я думаю, что это так, — то оно подкрепляет также и мое утверждение, о котором идет речь в пункте (2). (2) Как он отвечает на мое утверждение, что антилиберальную и антигуманную позицию Платона нельзя объяснить тем предполагаемым фактом, что он не знал лучших идей и что для тех времен он был относительно либерален и гуманен? (3) Как он отвечает на мое утверждение, что Платон, например, во фрагментах насчет «очистки холста» в «Государстве» или насчет «казнить или изгнать» в «Политике», побуждает своих правителей использовать беспощадное насилие «для блага государства»?8 (4) Как он отвечает на мое утверждение, что Платон предписывает для своего царя-философа — как его долг и привилегию — применение лжи 6 См. Popper K. R. The Open Society and its Enemies, vol. 1, pp. 194-195 (русский перевод: Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1, с. 241). — Прим. перев. и ред.
7 Ibidem, vol. I, pp. 305-306. Там же, т. 1, с. 378-379. — Прим. перев. и ред. 8 Ibidem, vol.1, p. 165-166. Там же, т. 1, с. 208-209: «Любопытно проследить тесную связь между платоновским крайним радикализмом, требованием широкомасштабных мер и его эстетизмом. Весьма характерны следующие фрагменты. Платон, говоря о философе, который общается с божественным, прежде всего замечает, что у него «возникнет необходимость... внести в частный и общественный быт людей то, что он там усматривает», и государство «никогда, ни в коем случае не будет процветать... если его не начертят художники по божественному образцу». Когда платоновского «Сократа» просят подробнее рассказать об этом наброске, он дает следующий потрясающий ответ: «Взяв, словно доску, государство и нравы людей, они сперва очистили бы их, что совсем нелегко. Но, как ты знаешь, они с самого начала отличались бы от других тем, что не пожелали бы трогать ни частных лиц, ни государства и не стали бы вводить в государстве законы, пока не получили бы его чистым или сами не сделали бы его таким». Немного дальше Платон объяснил, что именно он имел в виду, говоря об очистке доски или холста. «Но как именно? — спрашивает Главкон. — Всех, кому в городе больше десяти лет, они отошлют в деревню, а остальных детей, оградив их от воздействия современных нравов, свойственных родителям, воспитают на свой лад, в тех законах, которые мы разобрали раньше». (Разумеется, философы не относятся к гражданам, подлежащим высылке: они остаются в городе как воспитатели, так же, как, по-видимому, те не имеющие гражданства жители города, которые должны их обслуживать.) В том же духе Платон высказывается в «Политике» о царственных правителях, правящих в соответствии с царственной наукой политиков: «Правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли... и пусть они очищают государство, казня или изгоняя некоторых... — до тех пор, пока это делается на основе знания и справедливости и государство по мере сил превращается из худшего в лучшее, мы будем называть такое государственное устройство... единственно правильным».
Вот как должен действовать художник-политик. Вот что значит очистить доску. Он должен искоренить существующие институты и традиции. Он должен очистить, удалить, выслать, изгнать и убить. («Ликвидировать» — этот ужасный термин используют сегодня.) Вот действительно верное описание характерной для всех форм полного радикализма бескомпромиссной установки, эстетического отказа от компромисса». — Прим. перев. и ред. и обмана для блага государства, особенно в связи с сохранением чистоты расы, и что он тем самым является одним из отцов-основателей расизма? (5) Что говорится в ответ на мою цитату из «Законов», использованную в качестве эпиграфа к «Чарам Платона»9, — я имею в виду фрагмент, в котором Платон призывает нас приучить себя никогда не действовать самостоятельно, приучить себя быть неспособными к самостоятельным действиям? Так сумел ли профессор Левинсон защитить Платона, ответив на эти вопросы? Я попытался показать, что он не ответил на мои обвинения, особенно по части цитаты из «Законов», которая его особенно взволновала. Я ответил ему, процитировав Ричарда Робинсона (R. Robinson), которого он признает компетентным платоноведом: «В частности, наиболее эффектный образчик, приводимый профессором Поппером, — ужасный пассаж из «Законов», 942, о том, что никогда не следует действовать самостоятельно, переведен правильно. (Можно было бы спорить, что Платон применял это только к воинской жизни граждан, и верно, что этот пассаж начинается как некий рецепт для военной дисциплины, но к его концу Платон совершенно ясно хочет распространить его на все формы жизни: «а безначалие должно быть изъято из жизни всех людей...» («Законы», 942d))». В. Как вам кажется, удалось ли кому-нибудь ответить на ваши основные замечания о Гегеле или же вы все еще придерживаетесь их? О. Я высказал кое-что новое о Гегеле в «Дополнении» («Приложении») I ко второму тому «Открытого общества»10, но я не отвечаю там специально никому из моих критиков. Чего никто в достаточной мере не понял, так это моего утверждения, что Гегель убил либерализм в Германии своей теорией о том, что нравственные стандарты — всего лишь факты, что не существует дуализма стандартов и фактов. В этом состоит мое главное обвинение ему. Быть может, это не было достаточно ясно выражено в моей книге, но мне кажется, что я вполне определенно указал на это. Никто не может отрицать, что главной целью философии Гегеля было устранение кантовского дуализма стандартов и фактов. Чего в действительности хотел Гегель — это достичь такого монистического взгляда на мир, при котором стандарты являются частью фактов, а факты — частью стандартов. Это обычно называют позитивизмом в этике — веру в то, что только действующие (positive) законы суть законы и что нет ничего, чем можно судить такие законы. Быть может, Гегель наводит на мысль о том, что нынешний закон можно судить с позиций будущего закона — это теория, развитая Марксом. Однако я думаю, что это также не годится. Нельзя обойтись без стандартов. Нам надо действовать, исходя из представления, что не все, совершающееся в мире, хорошо и что за пределами фактов есть определенные стандарты, на основе которых мы можем судить и критиковать факты. Без этой идеи либерализм обречен на упадок, потому что либерализм может существовать лишь как движение, утверждающее, что не все существующее достаточно хорошо и что мы хотим это существующее улучшить. А ведь именно это Гегель хочет устранить или
9 Ibidem, vol. I, p. 7. Там же, т. 1, с. 37. — Прим. перев. и ред. 10 Ibidem, vol. 2, p. 393-395. Там же, т. 2, с. 470-473. — Прим. перев. и ред. превзойти своей философией тождества. Тождество Разума и Действительности состоит именно в том, что вне Действительности нет Разума, что Разум внутренне присущ Действительности, что он тождествен Действительности. Таким образом, философия тождества пытается разрушить дуализм стандартов и фактов, осознание которого я считаю одним из наших величайших достижений. И в разрушение этого дуализма был вовлечен либерализм в Германии. Это мое главное обвинение Гегелю. И мне не кажется, чтобы кто-либо подверг его сомнению. Именно так видел Гегель основную задачу своей жизни — преодолеть кантовский дуализм фактов и стандартов. Гегельянцы считают это его великим достижением: они не станут возражать мне по этому поводу, поскольку согласны в этом с Гегелем. Они все еще думают, что очень важно и очень хорошо утверждать имманентность Разума нашему миру. Гегель же на самом деле взял теорию теодицеи и онтологическое доказательство бытия Бога и применил две эти идеи к действительности, породив некоторого рода онтологическое доказательство существования мира и его благости — внутренне присущей ему благости. Я не говорю, что мир плох, но я говорю, что если мы откажемся воздвигать для себя стандарты за пределами действия законов мира, мы окажемся на пути к тоталитарному подчинению силе. Самый важный факт в мире общества и политики — это то, что сила не всегда права. Есть даже предположение, что сила никогда не бывает права. А этот взгляд есть полная противоположность гегельянству. По существу гегельянское тождество Разума и Действительности означает тождество силы и права. Либералы не могут жить с такой философией тождества. Она ведет к обожествлению силы, как это имело место в Германии при жизни Гегеля, и она во многом несет ответственность за то, что случилось в Германии позже.
Предметный указатель* * Предметный указатель составлен Д. Г. Лахути. A абдуктивный талант см. также индуктивный талант 210, 217, 219 абдукция (abduction) см. также ретродукция 42-44, 216, 227, 270, 273, 278, 364, 366, 370, 384, 385-400 абсолют 224, 237 абсолютная реальность 121 абстрактность 158 абстрактные объекты (понятия, сущности) 72, 159, 171, 231, 257, 272 автомобили 63 автономия этики («нам решать») 341, 342 автопилот как пример иерархического отбора селекторов 108 авторитаризм 341, 342, 348, 352, 358 авторитет(ы) 197, 343, 344, 347, 348, 362 адаптация 18, 25, 26, 60, 62, 92, 58, 131, 207, 208 — групповая 67 — долгосрочная vs краткосрочная 199, 200 аксиоматическая система 52 активность (в приобретении знания) см. также прожекторная теория 61, 63, 68, 148, 205 алгебра 159, 372 амеба 24, 25, 58, 68, 69, 86, 96, 200, 209, 211, 272 аналогия 42-44, 364, 377, 378, 384, 385, 406, 407, 411, 417, 421, 422 антиавторитаризм 342 антибихевиоризм 261 антиисторицизм 344 антипозитивизм 316, 317, 323, 324 антирациональность 353 антропоморфизм 27, 122, 195 антропоцентризм 130 апостериорное знание 60, 128, 205-206 априорное знание 60, 68, 121, 125, 131, 142, 151, 157, 161, 171, 205-208, 294, 295 априорность логическая vs. психологическая 125-128 аргументы (аргументирование) (arguments) 16, 25, 29, 61-63, 70, 76, 85, 91, 96, 148, 154, 168, 173, 202, 228, 260, 270, 277, 304, 312, 324, 344, 347, 359, 372, 384 арифметика 53, 159 арифметические объекты 256 архитектура 71 ассоциации 24, 61, 128, 311 атом 53, 86, 109, 110, 186, 188 атомное ядро 19, 188
Ахилл и черепаха 232 Б бадейная теория познания (разума, сознания) (bucket theory of knowledge/mind) см. также обсервационизм 25, 59-61, 63, 208 -----------, ее критика 60-63, 208 базисные факты (basic facts) 245, 247, 248 байесианский подход 221, 294 бактерия 203, 204, 208 беспорядок см. также хаос 110 бессмысленность 154 «биогенетический закон» Ф. Мюллера—Э.Геккеля 204 биологическая значимость 62, 64, 68 биология, биологические науки 5, 18, 26, 49, 53, 81, 90, 92, 164, 180, 187, 200, 264 —, предрасположенности в б. 33, 187 биохимические процессы 192, 198, 202, 203 биохимия 33, 173, 179, 189, 203 —, предрасположенности в б. 33, 187 бихевиоризм 53, 262, 295, 305 благо (good) см. также добро; счастье 352, 354 — государства (benefit) 41, 337, 338 — общества 341, 342 —, благость (goodness) мира 339 Бог и водородная бомба 335 — как источник эволюции 122 —, доказательства существования 339 —,------от планомерности 77, 121 —, личные взаимоотношения человека с Б. 123 богатство 306, 355 боевые кличи 66, 67 боль 66, 87 Большая Наука 320 борьба за существование см. выживание брак 312 «бритва Оккама» см. принцип экономии будущее 79, 88, 122, 166, 187-190, 193, 201, 266, 328, 338, 342, 345 —, его активность 189 —, — открытость 188-190, 193 — и прошлое 187, 188 бэконианство 269 В варвары 330 вариации (variations) 20, 21, 81, 82, 94, 102, 106, 116, 129, 157, 204, 205 — в процессе открытия (творчества) 81, 82, 102, 108, 111, 117, 119, 221 — и эволюция поведения 103, 104 Венский кружок 54, 243, 316, 325 вера (belief) см. также убежденность 70, 95, 119, 140, 176, 179, 220, 221, 223, 248, 280, 316, 327, 341, 342, 345 —, психологическая основа 95 —, рациональная и иррациональная 95 —, юмовская проблема «разумной веры» 97 — (faith) 93, 99, 121, 141, 239, 294 вербализация, вербальное поведение 84, 304 верификация 59, 155, 247, 375 верование (belief) 258 вероятностные выводы (вероятностная индукция) 121. 157, 177, 178, 421 вероятность 30, 54, 87, 102, 107, 155, 178, 180, 182, 190, 213, 293-295, 297, 301 — абсолютная 186 — апостериорная 31, 293, 294 — априорная 30, 221, 293-295 — — объективистская vs субъективистская т.в. 180, 184, 185, 188 — второго порядка 297 — и информация 293, 294 — как предрасположенность (propensity) 31, 32, 87, 181-186, 283 — относительная (условная) 186, 294 —, теория (исчисление) в. 178, 180-185, 186, 188, 193, 194 вещи (материальные, физические объекты) 6, 70, 86, 91, 95, 123, 125, 129, 158, 159, 170, 199, 204, 226, 233, 281, 308, 312 вещь в себе 130-132 видение (интеллектуальное) (seeing, insight) см. также инсайт 151, 216, 233, 299 видимые (объекты, сущности) (visibilia) 253, 277 «виляние» законов природы см. законы природы (их «виляние») витализм 101, 123, 214 власть 306, 341, 350, 351, 355, 358 вложенная иерархия (nested hierarchy) процессов отбора и сохранения 99, 101, 119 ------замещающих процессов познания 101, 136 водородная бомба 335 водяная землеройка (water shrew) 131, 135 возможность 13, 69, 70, 73, 88, 93, 98, 106, 124, 140, 156, 166, 173, 181-185, 188, 191, 193, 198, 213, 218, 220, 237, 240, 241, 246, 254, 257, 261, 274, 275, 288, 301, 311, 318, 328, 334 — в теории вероятностей 181-184 возможные миры 241, 292 возникновение, зарождение (emergence) 75, 76, 78, 86-88, 122, 153, 189, 209, 212, 261, 285 — (coming into being) 242 — (origin) 201, 202 — (rise) капитализма 335 война 38, 55, 68 — мировая 2-я 341, 352 ------ 3-я 328 волновая механика 53, 131 воображаемое поведение см. также замещающее поведение 88 воображение 68, 110, 158, 169, 174, 227, 228, 266, 271, 274 — как возможный источник заблуждения 170 воспринимаемый образ (percept) 223 восприятие (perception) см. также суждение восприятия 24, 59-62, 82, 92, 98, 104, 115, 125, 129, 132, 134, 144, 158, 159, 172, 198, 205, 223, 229-234, 237, 280, 299 — зрительное 61, 92, 93, 130, 132 — слуховое 61 восхищение (admiration) 341 время 54, 106, 129, 216, 217, 221, 232 — и пространство 49, 54, 129, 130, 185, 206, 208, 229, 264 врожденная (innate) когнитивная программа 261, 267 врожденные идеи 126, 258, 260, 261, 288 — ожидания 9, 11, 126, 149, 288 — понятия 259-261 — реакции 9 всеобщность (universality) 227, 229 второй мир см. мир 2 Вторость (Secondness) 226, 234-237, 275 выбор (choice) 79, 83, 87, 135, 149, 155, 193, 217, 252, 286, 294, 307, 334, 335, 345, 348, 354, 355, 361, 362 — наугад (search by random groping) 213, 218 -, свобода в. 354, 362 — (decision between) 155 вывод см. также вероятностные выводы, индуктивные выводы вывод (deduction) 94, 232 —, натуральный в. (natural d.) 283 вывод (derivation) 193, 309 вывод (inference) 95, 96, 127, 226, 232, 295, 307-309 выводимость (логическая) (derivability) 309 ------(deducibility) 72 выживание (survival) 22, 23, 84, 89, 94, 101, 113, 116, 119, 120, 123, 124, 129, 132, 135, 165, 185, 188, 197, 204, 205, 207, 214 — гипотез, теорий 57, 59, 94, 132, 135, 156, 210, 211, 218, 219, 227, 269 выражение см. язык (экспрессивная функция) высказывания (propositions) 113, 127, 174, 232 233, 252, 271, 272, 293, 295, 297, 308, 349 — общие (general p.) см. также высказывания универсальные 295 — универсальные (universal p.) см. также высказывания общие, обобщения строгие 232 — частные (particular p.) 295 высказывания (statements) 66, 72, 94, 127, 177, 245-247, 253, 255, 265, 267, 296, 306, 335, 363 — привилегированные (privileged s.) 245 — протокольные (protocol s.) 245, 247 — самоприменимые (self-referring s.) 363 высказывания (utterances) 265, 278 Г гегельянство см. также философия тождества 41, 47, 326, 339 генетический код 20, 79, 165, 317 — плюрализм 175 генофонд 80, 119 гены 21, 63, 79, 80, 94, 119, 205 геометрические объекты 159, 256 геометрия 47, 159, 162 гештальт 82, 107 гипотезы 11, 13, 42, 60, 67, 73, 100, 110, 117, 118, 125, 131, 135, 140, 156, 178, 195, 210-220, 225, 227, 238, 269-271, 281, 309, 312, 331, 343, 364 — вероятностные 178 глаз, глаза 6, 60, 62, 77, 80, 90, 93, 100, 105, 106, 113, 134, 151, 199, 203, 204, 207, 208, 214, 228, 233, 256 — искусственный 105 глоссогоническая философия 171, 175 глоссоморфный 175 глубинные структуры (deep structures) (в лингвистике) 258, 278 гнев (anger) 160, 172 гомеостат Эшби 102 гомология 27, 195, 196, 207 гордость 160, 351 государственная власть 306 государственные институты см. политические институты, правительство государство 41, 172, 312, 337, 338, 342, 346, 352 — идеальное 12, 352 —, управление г. (gouvernement — фр.) 348 —,-------(government) 343 гуманизм 52, 54, 327, 337, 341, 343, 350, 351, 355 Д данные (data) 119, 134, 135, 207, 296 — (evidence) 96, 172, 243 — (given) 172, 206, 207, 245, 246 — (testimony) 235 — видимые (appearances) 278 — наблюдений (observations) 62, 133, 134 — непосредственные (immediately g.) 148 — опыта/эмпирические (empirical e.) 218, 220, 243, 250 — статистические (statistical d.) 183, 184, 301 — феноменально данные (phenomenally g.) 133 — чувственные (sense d.) 59-62, 98, 99, 106, 149, 198, 199, 206, 208, 230, 245, 280 -------кинестетические 61 — экспериментальные (experimental e.) 119 дарвинизм см. также неодарвинизм 57, 79, 84, 85, 91, 101, 117, 123, 124, 134, 140, 145, 156, 163, 165, 166, 175, 214 — в эпистемологии (когнитивный) 210, 211, 220 — в эпистемологии инстинктивный vs. методологический 217-219 «двадцать вопросов (twenty questions)» 217, 220 двигатель (mover) (в детерминистской космологии) 190, 192 дедуктивная система см. также теории 308, 309 дедукция см. также логика дедуктивная 110, 163, 232, 366, 367, 370, 396 действие, акция (action, acting) 55, 63, 66, 85, 88, 93, 95, 99, 113, 114, 121, 124, 125, 149, 184, 187, 197, 207, 208, 216, 218, 221, 224, 255, 311, 313, 322, 338, 342, 345, 351, 352 — мысленное 255 —, область д. 292, 339 —, образ д. (way) 197, 362 — (effect) см. также следствие (effect); эффект 63 действительность (reality) см. также реальность 24, 31, 41, 57, 112, 145, 164, 213, 290, 292, 339 декодирование 148, 150, 151 дельфины 105 демаркация науки и ненауки (метафизики) см. также критерий демаркации 154, 164 демократия см. также общество (демократическое) 350-352 демонстративная теория истины (manifest theory of truth) 225, 274 демонстрация (demonstration) 81, 117, 235 денотативные процедуры см. также обозначение 236 дескриптивная эпистемология 92, 99, 125, 128 дескриптивность см. также язык, дескриптивная функция 64-66, 88, 96, 125, 226, 275, 302 детерминизм 32, 187, 192, 193, 272, 393 дети 67, 68, 71, 151, 337, 353, 354 джастификация см. оправдание диаграмма (diagram) см. также рассуждение (диаграмматический характер) 234, 236 диаграммы Венна 236 — Эйлера 236 диада (dyad) см. также отношения диадические 234 диалектика 12, 162, 315, 319, 325, 327 диалектический материализм 54 дикие гуси 199 диктат 355 диктаторы 351, 353 динамическая концепция науки см. эволюционная модель науки дискомфорт 87 дискриминация 355 диспозициональные понятия 241 — состояния 287 — характеристики см. предрасположенность дистрибутивная нормальная форма 295 ДНК 68, 70, 87, 100 добро (goodness) см. также благо 54, 350, 361 — и зло (right and wrong) 54 догадки (guesses, guessing, guesswork) см. также угадывание 30, 99, 110, 129, 157, 158, 167, 169, 170, 197, 214, 228, 271, 283, 293, 421 догматизм 101, 299, 351 доказательство (proof) 13, 38, 72, 91, 158, 163, 169, 170, 197, 226, 334 — бытия Бога 77, 121, 339 ------мира 339 — математическое 72, 169 долг (duty) 160, 318, 323 долгосрочные характеристики окружающей среды 62, 198-200 достоверность (certainty) см. также несомненные положения, несомненность, гарантированность 64, 93, 116, 172, 177, 184, 197, 201, 245, 272 —, общезначимость, правильность, правомочность, гарантированность (validity) 18, 44, 94, 120, 125, 131, 159, 238, 250, 267, 307 дрейф генов (genetic drift) 80, 81 дуализм 134 — данных и теории 134 — онтологии и феноменологии Ч. С. Пирса 272, 279 — фактов и норм (стандартов, решений) см. также стандарты и факты 339, 346-349, 359, 360 — философский 85, 128 — эпистемологический 134 дух (mind) см. также разум 35, 71, 84, 85, 88, 89, 174, 283, 360 — — (разум, сознание) и тело (мозг) 77, 84, 85, 89, 91, 132, 283, 284 дух (spirit) 179, 252 «дух времени» (spirit of a period/age; Zeitgeist — нем.) 286, 361 Е естественные и социальные науки 37, 300-306, 318, 324 — науки (science) 332, 335, 343 — —, естествознание (natural science) 37, 127, 155, 160, 174, 238, 277, 299, 323, 324, 343 естественный отбор 13, 15, 17, 57, 58, 60, 66, 75-81, 92, 94, 100, 101, 103, 138, 165, 175, 211, 269, 370 ------гипотез/теорий 60, 175, 269 -------и регенерация 101 ------и телеологические процессы 100 ------моделей поведения 103 -------vs искусственный отбор 143 Ж желание (wish, wishing) 40, 65, 153, 172, 187, 311 — врожденное 153 железный занавес 344, 346 жест 64, 235, 236 живопись 71, 179 жизнь 13, 19, 57, 62, 73, 78, 79, 84-86, 89, 107, 113, 121, 124, 160, 165, 179, 189, 193, 200, 201 — или смерть как принцип органической эволюции 102, 104 — общественная ж. 15, 321-323, 328 —, продолжительность ж. 180, 185 —, происхождение ж. 26, 180, 201, 202, 204, 208 З заблуждения 112, 361 —, интеллектуальная интуиция и воображение как источник з. 170 заключение см. следствие законы (науки, природы, разума и т.д.) см. также регулярности 53, 94, 95, 111, 123, 127, 130-132, 155, 159, 171, 191, 193, 215, 239, 346 — абсолютные 130, 239, 240 —, британский з. о расовых отношениях 354, 360 — детерминистские vs вероятностные 32, 191-193 — истории 344 — нормативные 347 — позитивные 159, 338 — природы 53, 123, 127, 132, 155, 159, 172, 189, 191, 193, 215, 346 ------, их «виляние (wiggling)» 239, 240 — причинности 126 замещающая селекция (замещающие селекторы, замещающий отбор) 100, 112, 119 замещающее поведение (действие) 88, 99 замещение 102, 104, 106, 118 — движения 106, 108 — поиска 138 заплутавшийся (misguided) натурализм 301, 302 здания (buildings) 71 здравый смысл просвещенный (enlightened) 208 ------(common sense) 18, 105, 147, 208 зло (evil) см. также добро и зло 323 знак (sign) см. также теория знаков 65, 66, 231, 234-236 знание, знания (knowledge) см. также априорное знание; апостериорное знание; познание; эволюционная модель науки (знания); эпистемология 6, 53, 57, 59-62, 67, 73, 82, 93, 95, 155, 166, 167, 179, 195, 211, 212, 224, 228-230, 284, 291, 292, 298, 301, 331, 334, 337, 362 — апостериорное см. апостериорное знание — априорное см. априорное знание — врожденное (innate) 12, 107, 126, 206, 260 — динамическая концепция з. 245, 248, 284 — добывается с трудом 127, 343 — донаучное 11, 98, 269 — животных 11, 26, 96, 135, 136, 149, 195, 196, 269 — и незнание (ignorance) 37, 298, 299, 301, 369 — как ожидание 11, 12, 25, 196 — наследуемое (inheritable) 207 — научное 5, 7, 8, 57, 96-98, 117, 132, 155, 167, 197, 213, 214, 228, 242, 245, 250, 254, 260, 261, 267, 269, 325 — недостаток з. (lack of k.) 167, 188 — неосознанное (unconscious) 196, 198 — непосредственное (direct) 114, 148 — «нечеткое» (fuzzy) см. проблема Менона — несомненное (certain) 166, 167, 245 — новое 67, 149, 207 — о пространстве и времени 206, 208 — объективное (objective) 26, 73, 132, 135, 179, 196, 222, 224, 225, 242, 245-250, 262, 263, 265, 267, 305, 306 — опережающее (foreknowledge); накопленное (already possessed), предварительное (prior/background), прошлое (past k.) 102, 103, 113, 124, 130, 150, 155, 159, 162, 198-200, 203, 220, 245 — оправданное (justified), обоснованное (well-grounded) 99, 292 — растений 68, 89 -------и всех организмов 198 — рост (расширение, приобретение, развитие) (growth, expansion, acquisition, development) з. 52, 57, 61, 67, 95-98, 112, 114, 119, 136, 148, 155, 158, 209, 214, 228, 245-247, 250, 255, 259-267, 269-272, 274-276, 320 — смутное (vague) см. проблема Менона — структуры знания 128, 245 значение (meaning) см. также смысл — знаков 235 — постулаты з. 159 — прагматическое 236, 237, 241 — (смысл) слов 115, 116, 171, 223, 230, 233, 241, 256, 272, 281, 299, 361, 362 — значения истинности (truth values) 362 зрение 89, 93, 103, 105, 204, 277 — как замена слепому продвижению наощупь 93 ------ оппортунистическое использование 93, 94 — цветное 151 —, его модель (искусственный глаз) 105, 106 —, его опосредованность 105, 106, 150 И игра см. также языковые игры 55, 66-68, 122, 182, 211, 216, 220, 296, 320, 334, 346 — азартная 182, 295 идеализированные структуры 160, 172 идеализм 55, 121, 259 идеи см. также врожденные идеи 5, 79, 89, 91, 98, 109-111, 123, 125, 127, 153, 158, 162, 164, 170, 228, 231, 243, 258, 268, 271, 276, 284, 305, 319, 320, 337, 343, 344 — объективные 228, 252 — платоновские 146, 228, 252, 370 — регулятивные 160, 173, 308, 361 идиографические (idiographic) науки см. исторические науки иерархия механизмов управления 100, 101 избирательное сохранение/избирательная элиминация (selective retention) см. также естественный отбор 21, 94, 102, 105, 108, 116, 119, 121, 122, 221 ------ в языке 115, 116 ------- гипотез/теорий 11, 94, 96, 102, 103, 119, 221 ------организмов 102 избирательность/селективность (selectivity) 68, 80, 81, 83, 87, 105, 106, 116, 118, 119, 123, 161, 163, 166, 172, 200, 218 — истории 335, 336 — описаний 172 — утилитарная 133 изменчивость (variance) 7, 21, 83, 89, 96, 102, 121, 124, 136, 264 изменчивость-с-неизменностью (variation-cum-invariance) 165 измерение (dimension) 172, 301 — (measurement) 37, 182, 187, 240, 294, 320 — (meter reading) 238 изобретения (inventions) см. также открытия 58, 60, 61, 67, 68, 70, 72, ПО, 117, 118, 126, 203, 204, 207, 266 — одновременные (simultaneous) 117, 118 — роль случайности (hasard — фр.) 110 изотопы 191 иконический знак (icon) 231, 234, 236 индекс см. указатель — осторожности 293, 294 индетерминизм 32, 35, 83, 187, 188, 189, 238, 239, 272, 282
Читайте также: A) регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|