Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские идеи в культуре Древней Руси.




Смысл понятий «Я», «Оно», «Сверх -Я» в философии Фрейда.

З. Фрейд вывел психоанализ в ранг философско – антропологических принципов. В этом учении осуществляется переход от внешнего описания изолированных психических явлений к раскрытию лежащих в основе «глубинных механизмов». Травматические события, аффективные переживания, не исполнившиеся желания и т. п. только по видимости исчезают из психики. На деле же они подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу подсознательного. То что происходит в сознании спящего как картина сновидения, означает конечный результат бессознательной психической деятельности, итог борьбы противоположных психических сил (вытеснения материала и цензуры сознательного «Я»). Сновидения, таким образом, есть символическое исполнение вытесненных желаний.

На первом этапе психоанализ разрабатывал учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо), которые обладают способностью к вытеснению в отличие от влечений к самосохранению. Столкнувшись с внешним препятствием, либидо может возвращаться на пройденный этап развития, становясь главным источником нервозов. Но наряду с этим может отклоняться от первоначальных целей, образуя основу сложных процессов творчества.

Позднее было разработано учение о психической структуре: психический аппарат есть единство трёх систем, находящихся в постоянном взаимодействии:

- «Оно» - резервуар психической энергии, влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта система лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой;

- «Сверх -Я» складывается по влиянием внешней реальности;

- «Я» - посредник между внешним миром и «Оно», влечением и удовлетворением.

В отличие от «Оно» «Я» руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности. Значительная часть эго энергии расходуется на содержание и контроль иррациональных импульсов «Оно», против которых «Я» (Его) воздвигает оборонительные рубежи, используя различные защитные механизмы. В качестве важнейшего из них используется вытеснение в область подсознательного. Реактивное образование – влечение в сознании заменяется на противоположное. Бессознательная любовь переходит в ненависть, жестокость - в чрезмерную доброту.

Сознательное «Я» или «Сверх - Я» формируется в результате предписаний родителей, воспитателей, выражающих установки социальной среды. Напряжения в психической структуре, вызванные действием внешнего, воспринимаются как чувства вины, страха, совести.

В итоге «Я» оказывается в тисках многообразных противоречий, являясь «несчастным» подверженным троякой угрозе: со стороны внешнего мира, вожделений «Оно» и строгости «Сверх - Я», что и является причиной конфликтов человека.

В норме все три психических системы пребывают в относительном равновесии, при психических заболеваниях оно нарушается.

Основные идеи философии постмодернизма.

В строгом смысле философия постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-теоретической системы. Ж. Деррида развивает тезис об исчерпанности философии и разума в классических формах, основанных на понимании бытия как присутствия. Способом преодоления кризисной ситуации в философии он считает предложенный им метод деконструкции. Это основной метод освобождения человека от разрушающего и деформирующего влияния со стороны репрессивных структур государства. Ж. Деррида избегает конструирования сколь-нибудь систематического мировоззрения, относя систематичность, определенность к характеристикам метафизического мышления.

Разработка постмодернистских идей осуществляется и в работах Ж. Делёза и Ф. Гваттари, синтезирующих в них философию, психоаналитические подходы, политическую теорию и претендующих на создание теории, направленной против европейского панлогизма и рационализма. Они исследуют проблему желания, его рефлексии, фиксации и кодификации, что связано с языковым оформлением желания, его конструированием “грамматикой” культуры, которая определяет место человека в “социальной машине”.

Философские идеи в культуре Древней Руси.

До XIX века философствование в России было спорадическим явлением. Собственно русская философия как явление культуры возникла и развилась лишь в XIX веке.

По сравнению с философией других стран Европы русская философия – более позднее явление. Это связано с тем, что Россия влилась в мировое русло культуры и цивилизации позже других народов Европы. Лишь вначале XVIII в. Петр I прорубил «окно» в Европу. Потом длительное время Россия переваривала разные влияния со стороны Голландии, Германии, Франции, Англии и лишь в XIX веке она стала освобождаться от иностранного влияния и стала самостоятельной. Появилась русская поэзия (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов), проза (Гоголь, Достоевский, Л. Толстой), музыка (Глинка, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов), живопись (Репин, Суриков, Васнецов). Появились великие ученые (Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев), изобретатели (Яблочков, А. С. Попов). Почти весь XIX век русские философы пытались воспроизвести разные западные философские концепции и учения, в основном, немцев. Было обожание Гегеля, увлечение Шопенгауэром...

Русская философия ориентировалась на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская художественная культура. Основные дискуссии развертывались между материалистами и идеалистами, славянофилами и западниками.

В философии преобладало религиозно-идеалистическое направление, то есть количественно философов-идеалистов было гораздо больше, чем философов-материалистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...