Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место и функции учителя в современном обществе. Психологические требования к личности педагога.




Слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его основные функции – руководство приобретением и реализацией социального опыта учеником и передача накопленных человечеством знаний. Место и функции учителя определяются огромным значением, которое придает общество делу воспитания подрастающих поколений, развитию и совершенствованию всей системы воспитания и его основного звена – средней общеобразовательной школы.

Школа – это основное учебно-воспитательное учреждение, призванное осуществлять воспитание подрастающих поколений. Перед школой стоят совершенно определенные, заданные обществом задачи: вооружить школьников системой знаний, умений и навыков; сформировать у них основы мировоззрения и нравственности, определение навык о в общественного поведения. В современных условиях требования общества к школе постоянно возрастают. Это связано с растущими требованиями к подготовке детей для жизни в обществе. Школе отводится важная роль в решении таких программных задач, как формирование нового человека, всестороннее развитие личности. Учитель в современной школе выполняет ряд функций.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, компетентность в своей области, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие.

Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя.

Общие и специальные способности педагога

Специальные способности педагога:

  • способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;
  • способность самостоятельно подбирать учебный материал определят ь оптимальные средства и эффективные методы
  • способность по-разному излагать, доступным образом изменять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить понимание и усвоение всеми учащимися;
  • способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний и навыков;
  • способность за сравнительно короткий срок добиваться изучения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;
  • способность правильно строить урок, совершенствуя преподавательское мастерство от занятия к занятию;
  • способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;
  • способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной 'для обучения информации, а также средственное использование в педагогической деятельности
  • способность формировать у учащихся нужную мотивационную структуру учебной деятельности (учения).

Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей:

v. способность к эмпатии.

v. Способность быть примером и образцом для подражания со 1 стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

v. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, жела-1ние и стремление становиться лучше, делать людям добро, доби-ваться высоких нравственных целей.

v. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к 1 индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

vi. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать (его, стимулировать к самосовершенствованию.

v. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

v. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспиты-[ваемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, [иметь авторитет среди детей.

53) Барьерами общения называют препятствия, возникающие на пути передачи и принятия информации, которые служат причиной непонимания собеседников и, как следствие, могут создавать предпосылки для их конфликтного поведения. Причем препятствия могут носить, совсем разный характер. Существует разделение всех барьеров на коммуникативные, социальные и психологические.

Социальные барьеры. Данные барьеры возникают между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Эти различия неустранимы, впрочем, нет необходимости стремиться к их устранению, так как это привело бы к унылой унификации человеческого рода.

Барьеры психологического характера. Своего рода феномен. При развитии негативного отношения к личности говорящего у людей вырабатывается и недоверие к информации, которую озвучивает неприятный собеседник. Механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки и т.д. В свою очередь защита от информации может проявляться в виде барьеров избегания или барьеров авторитета.

Барьер авторитета. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом. Достоверие и недостоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые и молодые слабо прислушиваются к советам друг друга.

Барьер избегания. Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия,чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).

Психологические барьеры возникают как в процессе вербального, так и невербального общения.

Пример:

 Еще раз так сделаешь - вызову родителей!

 Я тебе за такие слова и «два» могу поставить!

 Я вас всех праздника лишу!

 Я вас старше и умнее!

Коммуникативные барьеры. Данный вид барьеров возникает из-за нарушения структуры речевого общения (неодинаковое знание предмета разговора, различный лексикон и др.) К ним относятся: логический, стилистический, семантический, фонетический.

Фонетический барьер. Возникает из-за препятствий, создаваемых особенностями речи говорящего. Фонетический барьер у слушающего возникает всякий раз, когда у партнера по общению:

Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Всякий раз, когда партнеры различаются по особенностям мыслительной деятельности и не считают нужным (или не умеют) учитывать специфику партнера по общению.

Стилистический барьер. Действие барьера проявляется в том, что стилевыехарактеристики «упакованной» в словесную форму информации могут препятствовать её восприятию. Возникает при неправильной организации сообщения.

Семантический (смысловой) барьер. Подобные смысловые барьеры являются следствием того, что одно и то же явление, высказывание имеет для коммуникантов разный смысл.

54) Понятия "психологический климат", "социально-психологический климат" или "микроклимат" - это понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может проявить себя, "расцвести" в личностном и профессиональном отношении. Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки. Педагогический коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Неслучайно поэтому А. С. Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

Функции: Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий, направленных на решение учебно-воспитательных задач.

Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" коллектива (А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности.

Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...