Как зараждалось задумка Пьера де Кубертена ? ? ?
Стр 1 из 2Следующая ⇒ КУБЕРТЕНОВСКИЙ ОЛИМПИЗМ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ОЛИМПИЙСКОМУ ДВИЖЕНИЮ В последнее время феномен олимпизма становится все более актуальным. Это обусловлено происходящими в мире спорта и в частности во всем мире многими событиями (допинговые скандалы, анти «Фейр-плей, военные конфликты, терроризм и др.). Однако, тема олимпизма, как отмечает известный молдавский ученый Н.Н. Визитей, достаточна, трудна, «Большая наука» вообще фактически не интересуется ей. Спортивную науку больше всего интересует вопрос поиска новых технологий подготовки спортсменов, для того чтобы он быстрее пробежал дистанцию, больше поднял вес и т.д. Однако, ее менее всего интересует тот мировоззренческий смысл, которые носят данные результаты для спортсмена. И в этих суждениях, трудно не согласится с Н.Н. Визитеем.
Рассматривая олимпизм в историческом аспекте, на протяжении всей его эволюции, можно выделить три этапа: античный, кубертеновский и посткубертеновский олимпизм. АНТИЧНЫЙ ОЛИМПИЗМ Если рассматривать зарождение олимпизма, то его починки следует искать в Древней Греции. Первые особенности этого феномена отражены в особенностях: культуры Древней Греции, религии, эллинской системы воспитания, античного спорта. Культура Древней Греции это очень масштабное явление. Однако, одним из ее главных принципов является агонистика (состязательность). Под агонистикой, понимается характерная черта древнегреческой культуры, принцип состязательности, который пронизывал все сферы жизни древних греков. Человек эпохи античности должен быть художником и мудрецом, атлетом и поэтом, врачом и оратором. Выдающиеся ораторы боролись друг с другом за признание народом, авторы трагедий и комедий, а также их исполнители – за успех у зрителей. Из всего этого можно сделать вывод, о том, что в особенностях древнегреческого общества были заложены элементы физического, духовного и интеллектуального развития, основанные на принципе агонистики.
Тренировка древних атлетов имела характер религиозной аскезы, и как всякая тренировка, ставила своей целью предельное развитие способностей обеспечивающих успех в состязании. У Древних Греков было особое мировоззрение, для них остается незыблемым, то понимание мира, что в целом он не подвластен человеку. Он глубоко безразличен и даже враждебен, так что человек отдан судьбе, и по сути обречен. Греки считали, что без покровительства богов, невозможно стать Олимпиоником. Олимпийским чемпионам был особый почет и уважение. Так же, греки, считали, что присутствие среди граждан полиса олимпионика давало основание полису надеяться на благословение богов. Когда атлет возвращался с наградами домой в свой полис, откуда он родом соотечественники разбирали крепостную стену, и через этот проход атлет торжественно вступал в родной город. Этим поступком давали понять, что городу, где живет герой, не нужны каменные стены, он сможет защитить свой город от любого врага. Эллинская система воспитания включала в себясинтез умственного и физического совершенствования. Образование имело три части – физическую, интеллектуальную, музыкальную. Они имели, одинаково важное значение для эллинов. Эта философия помогала обрести равновесие тела и духа, достичь идеала – единства красоты и добра. Древние греки особое внимание уделяли гармоничному развитию личности, через образование и воспитание им это удавалось. В Древней Греции города имели полисное устройство. Это привело к тому, что силой оружия необходимо было удерживать огромную массу физически сильных рабов. Порой количество рабов, превышало количество свободных граждан. С учетом этого предъявлялись особые требования к уровню физической, моральной и волевой подготовленности вольного населения полисов, которые считали себя войнами.
Античные Олимпийские игры являлись одной из важнейших частей эллинский цивилизации. Они проводились на протяжении с 776 г. до н.э. до 393 г. н.э., (394 г.н.э., 392 г.н.э.) тоесть более тысячи лет формировались идеи античного олимпизма. Следует отметить основные особенности античных Олимпийских игр: – античные Олимпийские игры были альтернативой войнам; – к участию допускались свободорожденные греки (первоначально в Олимпийских играх принимали участие только жители Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних государств – Коринфа, Спарты и др. В период с VI до II в. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки); – в преддверии античных Олимпийских игр прекращались все войны и заключались перемирия (экехерия); – рабам и женщинам запрещалось участвовать и присутствовать на состязаниях (женщины не только не участвовали в Олимпийских играх, но им и запрещалось их смотреть. Только одна женщина – жрица богини Деметры имела право наблюдать за ними из ложи. В случае нарушения этого запрета, виновную сбрасывали со скалы. За всю многовековую историю древних Олимпиад только одна женщина нарушила запрет и появилась в Олимпии во время Игр. Это была Ференика – дочь знаменитого кулачного бойца, которая руководила подготовкой своего сына к Играм. Когда юноша отправился в Олимпию, Ференика, переодевшись в костюм учителя гимнастики, последовала за ним. Ее сын одержал победу в кулачном поединке, и обрадованная мать, забыв об осторожности, бросилась его поздравлять. Все поняли, что перед ними переодетая женщина, Ференике грозила смертная казнь. Только просьбы зрителей спасли ее. Судьи помиловали женщину, но тут же постановили, что впредь тренеры, сопровождающих атлетов, должны во время Игр, сидеть обнаженными за особой оградой); – каждый атлет в течении 10 месяцев готовился дома и еще месяц тренировался в Олимпии; – эллинские судьи внимательно и строго следили за соблюдением традиционных ритуалов и правил состязаний;
– ради соблюдения нравственного принципа Олимпийских игр – состязаться честно, храбро, бескорыстно наказывали атлетов за подкуп, трусость, измену своему городу – вплоть до изгнания из Олимпии. Й слайд
КУБЕРТЕНОВСКИЙ ОЛИМПИЗМ КАК ЗАРАЖДАЛОСЬ ЗАДУМКА ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА??? 1. Главной задачей деятельности Пьера де Кубертена являлась реформа системы образования и воспитания существовавшей в то время во Франции. Это четко отображено в книге под названием «Битвы за физическое воспитание. Кампания продолжительностью в 21 год (1887-1908)». Он писал: «В течение пятидесяти лет мое существование было связано с педагогической реформой, в которой я начал прозревать первейшую и важнейшую необходимость нашего времени. Решительно отвергая все, что могло бы увлечь меня на другой стезе, с того момента я ориентировал себя исключительно в этом направлении». 2. Для реализации своего замысла Пьер де Кубертен обратился к опыту Древней Греции. Древнегреческие мыслители сформулировали идеал совершенной личности (калокагатии). Кубертен утверждал, картезианское разделение тела и души ведет к дисгармонии человека. Поэтому он ратовал за объединение физического и духовного в единое целое тем самым достигая эвритмии. 3. В 1889 году французское правительство поручает Кубертену изучить зарубежный опыт физического воспитания молодежи. Он горячо принимается за дело. Рассылает во все страны вопросники, в которых интересуется методикой преподавания спорта в университетах, колледжах и лицеях, затевает обширную переписку со своими зарубежными коллегами. Человек, необычайно деятельный, обладавший незаурядными организаторскими способностями, Кубертен предпринимает поездку по Европе, где сразу же находит горячих приверженцев олимпийской идеи. 4. Точно неизвестно, когда впервые Пьер де Кубертен задумался о возрождении Олимпийских игр, но есть факт, цитаты Кубертена, когда он узнал о раскопках «Германия раскопала то, что осталось от Древней Олимпии. Почему Франция не может восстановить старое величие?». В этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «Дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования» и будут способствовать культурному сотрудничеству народов.
В 19 лет Кубертен создает спортивный клуб. Впоследствии он создает спортивный союз для детей. В 26 лет он высказал идею о Возрождении Олимпийских игр и всю жизнь посвятил этому благородному делу. 25 Ноября 1982 года выступил в Сорбонне с докладом «Олимпийский ренессанс». Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!». Перед изумленными слушателями он нарисовал прекрасную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого, умного и красивого человека. Древние эллины возводили в культ гармонично развитого человека, недостатки физического развития считались столь же постыдными, как и изъяны в интеллектуальном образовании. Платон называл хромым и того, кто не умел писать, и того, кто не умел бегать или плавать. История сохранила имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали – термину «Гармоничный человек». Пифагор, теорема которого известна школьникам всего мира, был могучим кулачным бойцом. Отец медицины древнегреческий врач Гиппократ считался очень неплохим борцом и наездником. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид. И мы наследники этой цивилизации! – воскликнул Пьер де Кубертен. Итак, призыв был брошен. С помощью друзей во многих странах Кубертену удалось организовать всемирную встречу сторонников олимпизма со всего мира. Международный атлетический конгресс открылся 16 июня 1894 года. Неделю спустя 23 июня 1894 года конгресс принял решение о Возрождении Олимпийских игр, делегаты сформировали постоянно действующий комитет, который должен был организовать и провести Игры. Так был создан Международный олимпийский комитет (МОК).
Как написано в преамбуле Олимпийской хартии Пьер де Кубертен, является основоположником разработки концепции олимпизма. Он внес неоценимый вклад в мировоззренческое понимание спорта с точки зрения гуманистического олимпизма. Основные положения концепции Кубертеновского олимпизма отражены в следующих принципах: содействие гармоничному и всестороннему развитию личности; возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным результатам; принцип любительства как проявления самодисциплины и отказа от материальной выгоды, развитие спорта для удовольствия, а не для выгоды; этический кодекс спорта; укрепление мира между народами, установление международного взаимопонимания.
Содействие гармоничному и всестороннему развитию личности. Пьер де Кубертен рассматривал спорт как многогранный фактор, оказывающий влияние на личность. Кубертен, считал, что занятия спортом должны быть объединены с культурой и образованием. Особенно, важное значение, Кубертен придавал обоснованию ценности спорта не только для физической подготовленности и здоровья, но также для совершенствования интеллектуальных, нравственных, эстетических и других способностей личности, для человека во всех его аспектах и отношениях. Он доказывал, что спорт способен формировать «Характер и укреплять нравственные силы», а так же инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежению к возможным опасностям», а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но и «Гармоничному развитию взрослого человека». Возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным результатам. Кубертен отдавал большое значение благородному соревнованию, в котором не главное победа, а велика победа над собой, борьба с самим собой для совершенствования. Соревнование с сильным соперником – сильнейший стимул для мобилизации способностей и наиболее полного их проявления. Он говорил, стремления соперников проявить свои способности в благородном соревновании друг с другом, взаимно стимулирует их на продвижение к совершенству. Великое мастерство защиты одного спортсмена (команды), стимулирует проявление великого мастерства атаки его соперником. Принцип любительства как проявления самодисциплины и отказа от материальной выгоды, развитие спорта для удовольствия, а не для выгоды. Кубертен отмечал, что занятия спортом должны быть доступны для всех, а не только для тех, кто способен показывать высокие результаты (любительство в спорте как главный принцип Кубертена). Пьер де Кубертен был, против каких либо поощрений занятий спортом. Эти положения подтверждают принцип бескорыстности. Использование занятий спортом для достижения любых неспортивных целей несовместимо с идеей олимпизма. При разработке концепции и философии олимпизма Кубертен учитывал возможные негативные явления, которые могут быть связаны со спортивными соревнованиями. Этический кодекс спорта. Пьер де Кубертен отмечал, что спортсмен не должен стремиться к установлению рекорда, к победе любым способом. Он должен соревноваться честно, проявлять благородное поведение в соперничестве в духе честного соревнования. Существует определенная грань, которую нельзя переступать атлетам, как ни была бы ценна и желанна победа. Такой границей он считал этические нормы. Только тогда спорт будет выполнять воспитательную функцию. Если же нарушать нравственные и этические нормы спортивной борьбы, то это не позволяет соревнующимся полностью раскрыть свои способности. Победить соперника можно, говорил Пьер де Кубертен, но при этом исключается продвижение к совершенству, что лишает спорт его изначального смысла. Кубертен к участникам соревнований относил и спортивных судей создающих оптимальные и равные условия для реализации целей спорта. Он говорил о двояком влиянии спорта. Кубертен одновременно подчеркивал: «Сегодня, как и в прошлом, влияние спортивных соревнований может быть и положительным, и отрицательным, это зависит от их использования и направления развития. Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне». Укрепление мира между народами, установление международного взаимопонимания. Спортсмена не может никто принуждать к выступлению, в том числе и государство. На Олимпийских играх спортсмен представляет себя, а не свое государство. До сих пор Олимпийские игры исходя из Олимпийской хартии это соревнования среди спортсменов, но не среди стран. Медальный командный зачет, носит статус неофициального. Пьер де Кубертен был, против каких либо поощрений занятий спортом. Эти положения подтверждают принцип бескорыстности. Использование занятий спортом для достижения любых неспортивных целей несовместимо с идеей олимпизма. При разработке концепции и философии олимпизма, Кубертен учитывал возможные негативные явления, которые могут быть связаны со спортивными соревнованиями. В современных условиях развития олимпийского движения, происходит переосмысление ценностей, принципов и идеалов, разработанных Пьером де Кубертеном в соответствии с современными социокультурными условиями жизни. Посредством этого у нас возникает вопрос «Современное олимпийское движение движется в развитии своей гуманистической направленности?» В настоящее время олимпийское движение утрачивает свою гуманистическую направленность, Международный олимпийский комитет, отказался от целого ряда тех идеалов и ценностей олимпийской концепции разработанной Пьером де Кубертеном в конце XIX начале XX века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|