Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Значение и виды транспорта в сельском хозяйстве.





Интенсификация сельскохозяйственного производства и последовательное осуществление комплексной механизации неразрывно связаны с ростом объема транспортных работ, значительная доля которых составляет неотъемлемую часть технологических процессов возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.

В общем комплексе сельскохозяйственных работ на транспортные и погрузочные работы приходится приблизительно 30-35% затрат труда, 35-40% стоимости механизированных работ и до 50% затрат энергии. Объем перевозок сельскохозяйственных грузов составляет в среднем от 20 до 60 т.км на 1 га пашни. Расчеты показывают, что в пересчете на условный транспорт (грузоподъемностью 2,5 т) на каждые! 100 га пашни требуется в различных зонах (в зависимости от интенсивности сельскохозяйственного производства) от 0,5 до 1,25 единицы.

Классификация сельскохозяйственного транспорта. В понятие «сельскохозяйственный транспорт» входит вся совокупность машин и устройств, предназначенных для погрузки, разгрузки и перемещения (транспортирования) грузов, и их применение (эксплуатация) в условиях сельскохозяйственного производства.

В зависимости от назначения (вида выполняемых работ) различают внутриусадебный,внутрихозяйственныйивнехозяйственныйтранспорт, а в зависимости от участия в производственном процессе - производственный, или «зависимый»(являющийся составной частью производственного процесса), и самостоятельный, или «независимый».

Внутриусадебный транспортосуществляется главным образом различными видами транспортеров, трубопроводов, самоходными тележками и лишь частично тракторным и гужевым транспортом, обычно на расстояниях до 1-3 км.

Внутрихозяйственный полевой транспорт(как правило, на коротких - до 5-10 км - расстояниях) является преимущественно тракторным (при расстояниях до 10 км) и частично гужевым (3-5 км). Движение происходит больше всего (70-90% пути) в условиях грунтовых проселочных дорог и бездорожья.



Внехозяйственные перевозкиобычно связаны со сравнительно длинными расстояниями (в среднем 30-40 км) и совершаются как по проселочным, так и по улучшенным грунтовым дорогам и дорогам с покрытиями. Осуществляются они чаще всего автомобилями, но нередко и тракторным транспортом, например трактором К-700 со специальными тележками.


Производственный (зависимый) транспорт, непосредственно связанный с работой сельскохозяйственных машин и выполняющий не только перемещение (транспортирование), но и сбор и распределение материалов, осуществляется в основном тракторным и гужевым транспортом, а частично автомобилями.

Самостоятельный (независимый) транспорт, непосредственно не связанный с производственным процессом, осуществляется главным образом автомобилями и тракторными поездами большой грузоподъемности.

Во всех видах сельскохозяйственного транспорта на долю тракторного транспорта приходится 60-80% общего объема перевозок и 20-30% общей перевозочной работы в т×км; на долю автомобилей - 20-40% общего объема перевозок в т и 70-80% общей перевозочной работы (грузооборота) в т*км.

При большом разнообразии видов транспортной работы важно рационально сочетать тракторный и частично гужевой транспорт с автомобильным, производственный транспорт со специально создаваемым, разрабатывать конструкции машин, приспособленные к условиям работы в сельском хозяйстве.

 

*********

 

Для повышения эффективности использования как уже имеющегося, так и вновь поступающего в с. х-во автотранспорта, в первую очередь необходимо обратить внимание на улучшение технической подготовки кадров шофёров, орг-цию и оборудование гаражей и авторемонтных предприятий, полное использование пробега и грузоподъёмности автомобиля, загрузку обратных рейсов, повышение коэф-та технической готовности автопарка и на правильное планирование работы автотранспорта.

Для увеличения времени работы и скорости движения автомобилей требуется также всемерное развитие автодорожной сети и улучшение существующих дорог.

Транспорт играет в сельскохозяйственном производстве важную роль. На него приходится 25-30% общих издержек производства на продукцию.

В сельскохозяйственных предприятиях используют в основном следующие виды транспорта:

§ автомобильный;

§ тракторный;

§ гужевой.

Транспортные работы подразделяют на внутриусадебные, внутрихозяйственные и внехозяйственные.

Наибольший объём грузооборота, особенно по внехозяйственным перевозкам, приходится на автотранспорт (80%), который является более маневренным. Но в связи с высокой стоимостью бензина на перевозках внутри хозяйства экономически более выгодно использовать тракторы (15%). Важной является и роль гужевого транспорта, особенно по внутриусадебным перевозкам (5% от общего объёма грузов).

Грузы классифицируются:

§ на транспортабельные и малотранспортабельные;

§ на скоропортящиеся и длительного хранения (по срокам перевозки);

§ по физико-механическим свойствам (твёрдые, жидкие, полужидкие, газообразные);

§ по способам транспортировки и погрузки, насыпные, наливные, штучные);

§ по габаритности (длинномерные, негабаритные).

По объёмному весу, принятому при нормировании транспортных работ грузы подразделяют на 4 класса в зависимости от использования грузоподъёмности транспортного средства:

1-й класс – коэффициент использования грузоподъёмности 1,0 (зерно, стройматериалы, минеральные удобрения);
2-й класс - коэффициент использования грузоподъёмности 0,71-0,99 (картофель, корнеплоды);
3-й класс - коэффициент использования грузоподъёмности 0,51-0,70 (плоды, овощи, зелёная масса);
4-й класс - коэффициент использования грузоподъёмности 0,41-0,50 (сено, солома, сенажная масса).

 

Все дороги также разделены на классы:
1-й класс – асфальтированные;
2-й класс – гравийные;
3-й класс – грунтовые, полевые.

Использование транспорта в сельскохозяйственном производстве имеет свои особенности:
§ большое разнообразие грузов;
§ сезонность перевозок и большая неравномерность грузопотоков в течение года;
§ плохие дорожные условия;
§ преимущество односторонних перевозок.

Всё это сказывается на эффективности использования внутрихозяйственного транспорта.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=2873

 

 

Основные направления улучшения использования сельскохозяйственной техники показаны на рис.1.

 

Рисунок 1. – Основные направления улучшения использования сельскохозяйственной техники

 

 

*******

Важнейшим элементом материально-технической базы АПК являются машины и оборудование. А в сельском хозяйстве значительную роль играет машинно-тракторный и комбайновый парки.

Выпуск тракторов в Республике Беларусь — в послевоенный период.

С развитием МТБ улучшаются качественные показатели тракторов и комбайнов: повышается скорость движения, возрастает маневренность и проходимость машин, уменьшаются габариты, масса конструкций и удельный расход топлива, растет производительность.

Увеличение производства и поставки тракторов, комбайнов и других машин в сельское хозяйство способствует уменьшению нагрузки земли на одну машину, вследствие чего создается возможность выполнения необходимых объемов работ в оптимальные сроки. Однако промышленности необходимо совершенствовать и улучшать машинно-тракторный парк, а предприятиям АПК (в том числе и сельскому хозяйству) — повышать эффективность его использования. Для многих промышленных предприятий АПК, а также для колхозов, совхозов и развивающихся крестьянских и фермерских хозяйств необходим трактор с высокой маневренностью, с повышенной скоростью, двумя ведущими мостами, высоким дорожным просветом и регулируемой колеей. Важным условием эффективного использования таких тракторов является обеспечение их необходимым комплексом машин и орудий для выполнения всего комплекса работ в соответствии с новыми технологиями производства сельскохозяйственной продукции. Эффективность использования имеющегося на предприятии машинно-тракторного парка характеризуют следующие показатели:

• сезонная и годовая выработка на трактор, комбайн или другую машину, га, усл. эт. га, т/км и др.;

• годовая выработка на среднегодовой трактор в целом по парку, определяемая делением годового объема механизированных работ в условных эталонных гектарах на среднегодовое количество условных эталонных тракторов, эт. га;

• часовая, сменная и дневная выработка (физических и эт. га);

• количество отработанных машино-смен и дней в году;

• коэффициент сменности, определяемый отношением количества машино-смен к количеству машино-дней.

Экономическую эффективность использования имеющихся машин, агрегатов и их комплексов можно определить и с помощью таких показателей, как производительность труда, эксплуатационные расходы на единицу продукции или выполненную работу, себестоимость условного эталонного и физического гектара обработки почвы, уборки урожая и т.д.; произведенные затраты на центнер продукции, на гектар; срок окупаемости капитальных вложений на приобретение машин и механизмов.

Обеспеченность сельскохозяйственными машинами и орудиями характеризуется наличием машин и орудий различных видов в расчете на 100 га пашни (для машин общего назначения) или какой-либо культуры (для специальных машин).

В качестве показателя обеспеченности хозяйства техникой можно использовать коэффициент обеспеченности (Коб, %), который определяется как отношение фактического количества техники (ТХф,) к нормативной потребности (ТХН).

Тракторообеспеченность определяется как отношение физических или условных эталонных тракторов к площади сельхозугодий или пашни.

Эффективность использования машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве характеризуется нижеследующей системой показателей.

Сменная и дневная выработка в условных эталонных гектарах – отношение объема механизированных работ к числу отработанных тракторами смен или дней.

Годовая выработка в эталонных гектарах на физический и условный эталонный трактор – отношение объема механизированных работ к числу физических или условных эталонных тракторов.

Коэффициент сменности работы тракторов – отношение числа машино-смен к числу машино-дней или отношение дневной выработки к сменной выработке.
Число отработанных машино-дней и машино-смен физическим или эталонным трактором – отношение общего числа отработанных машино-дней и машино-смен к числу тракторов.
Коэффициент использования тракторного парка – отношение числа отработанных машино-дней одним трактором к годовому фонду рабочего времени.
Величина эксплуатационных затрат в расчете на условный эталонный гектар – отношение эксплуатационных затрат к объему механизированных работ. Эксплуатационные затраты включают оплату труда механизаторов и вспомогательных рабочих, стоимость топлива и смазочных материалов, амортизационные отчисления по тракторам и сельскохозяйственным машинам, затраты на техническое обслуживание и текущие ремонты тракторов и машин, затраты на хранение машин.

Себестоимость условного эталонного гектара механизированных работ – отношение производственных затрат по эксплуатации техники к объему механизированных работ в условных эталонных гектарах.

Перевод физического объема тракторных работ в условные эталонные гектары производится путем умножения числа выполненных сменных норм выработки трактором данной марки на эталонную выработку.

Эффективность использования комбайнов (зерноуборочных, картофелеуборочных, силосоуборочных и т.д.) определяется следующими показателями: сезонная выработка, га; дневная (суточная) выработка, га; число дней работы; себестоимость работ.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.