Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Военная одежда донских казаков

СТАРИННЫЙ ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ КОСТЮМ

XVII – XIX ВЕКОВ

(Обращаясь к истокам. История развития мужского костюма.)

Донское казачество, возникнув на рубеже XV – XVII столетий из беглых крестьян, спасавшихся от крепостной зависимости, прошло сложный исторический путь развития, превратившись постепенно из общин вольных людей в военное сословие Российской империи. Основу казачества составили русские люди, но органически влились в него украинцы, поляки, литовцы, татары, турки, выходцы из других народов. Поэтому в своеобразном облике их костюма гармонично слились черты, характерные для многих народностей.

Приходили беглые на Дон в своей одежде, а здесь носили ту, что добывали в походах и поисках. Сами казаки об этом говорят: “Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому нравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем.”

Военные походы не были единственным источником для приобретения красивых тканей и одежды. Закупали их казаки и в Москве. В числе предметов, которыми издавна жаловало Московское правительство казаков, было сукно, но его не хватало. Со временем казаки сами научились ткать тонкие сукна из овечьей шерсти. Домотканнные платья казаки носили большей частью дома и в походах. Вообще же они любили блеснуть необыкновенной пышностью в одежде. Вот как образно описывает их донской историк В.Ф. Сухоруков: “…один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем, другой – в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов, и в тёмно-гвоздичном суконном зипуне опушенном голубой каймой с шёлковою гвоздичного цвета нашивкой, третий в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками с серебряными позлащёнными застёжками и в лазоревом настрофильном зипуне. У всех шёлковые турецкие кушаки, на них булатные ножи с черенками рыбьего зуба в чёрных ножнах, оправленных серебром; красные или жёлтые сафьяновые сапоги и куньи шапки с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернью.”

К началу XVIII века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательной принадлежностью которой был зипун. Зипун считался настолько важным элементом костюма, что походы казаки называли – “походами за зипунами”. С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтан), шаровары, сапоги, шапки. Кафтан имел сходство с польским благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шёлк с одноцветным рисунком) ярких цветов, застёгивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс (знаменитые слуцкие пояса, которые в большом количестве раскупались казаками. Длинные, двухсторонние, ткавшиеся из шёлковых, золотых и серебряных нитей, с красивым растительным орнаментом, по богатству выделки и красоте они не уступали восточным) или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны, которые декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда надевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага) отделанную золотым позументом с блёстками. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливали из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.

В зимнее время носили шубы из лисьего меха и соболиных мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.

В костюм входили так же сапоги татарского образца с сильно загнутой носовой частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, жёлтого, зелёного.

Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым надрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.

Казаки верхних станиц одевались одинаково с жителями русских губерний. Примером служит одежда казаков – некрасовцев. Белая рубаха, отделанная красной полоской по нижнему краю. Юноши и женатые мужчины носили рубахи с “воротом” – яркой вышивкой счётным крестом на груди. Рубаха носилась на выпуск и подпоясывалась не широким шерстяным тканным или плетённым из шерстяных нитей поясом.

Комплект будничной мужской одежды состоял из рубахи и портов. Рубаха, как правило, белая, полотняная. Цвет полотняных или ситцевых портов зависел от возраста мужчины. Ноги обували в сапоги, а во время работы в порши. Поверх рубахи в зависимости от сезона и погоды, надевалась разных видов распашная верхняя одежда: балахоник, чекмень, камышейка, лащонка, крытая шуба.

Праздничная и свадебная одежда состояла из вышитой рубахи по вороту, переду, манжетам на рукавах, красных портов с вышитыми швами и бешмета. Начиная с 30-40 –х годов XX века, мужчины – некрасовцы переходят на ношение повседневного европейского костюма. Национальный сохраняется, как ритуальный.

Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна, кавказского покроя, подпоясанного ремнём, широких шаровар, убранных в голенище сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.

Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Волосы на голове постригали кружком, “под горшок”, любили носить бороды среднего размера. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.

Реформа Петра I в области костюма, бород не коснулась территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры.

Старинная традиционная мужская казачья одежда просуществовала до начала XIX века. К этому времени казачество уже окончательно превратилось в военное сословие и составило иррегулярные войска. Как и всем российским войскам, им была введена форма.

Таким образом, понятие “Донской костюм” – ёмкое. Оно включает в себя многоплановую этнографию.

ВОЕННАЯ ОДЕЖДА ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 году формы. Сначала установили форму только для трёх полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростова.

Так, казаки, служившие в Таганрогском, Азовском полках и крепости Дмитрия Ростовского, носили на службе верхний суконный кафтан, подпоясанный цветным кушаком, суконный бешмет, суконные шаровары, заправленные в короткие сапоги и шапку из смушки с суконным верхом. Одежда казаков в полках отличалась по цвету. Казаки полка крепости Дмитрия Ростовского носили голубые кафтаны, шаровары и шапки с голубым верхом. У Азовского полка форма была синего, а Таганрогского полка зелёного цвета.

В 1774 году для всех полков ввели единый цвет форменной одежды. Верхние кафтаны – голубые, с красным воротником, красными обшлагами и красным подбоем.

Бешметы, шаровары и верх шапок – голубые. Кушаки малиновые, с жёлтой бахромой. Края кафтанов и бешметов обшивались узкой жёлтой тесьмой. У офицеров кафтаны и верх шапок отделывались золотой тесьмой, а кушаки – серебряными и золотыми украшениями.

В 1801 году “высочайшим повелением” была предписана обязательная военная форма всему Войску Донскому. Форменная одежда состояла из курток, шаровар, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя (долгополый кафтан), шинели, кивера. Куртку, чекмень и шаровары шили из синего сукна с красными выпушками и широкими красными лампасами. На суконных тёмно-серых шинелях были синие воротники с красными выпушками. На голове кивер – высокая шапка из чёрных смушек с висячим суконным красным верхом. У офицеров кивер украшался султаном из белых перьев, вскоре заменённых серебряной кокардой и помпоном. У рядовых казаков были на киверах суконные кокарды и шерстяные помпоны.

Быстрый процесс экономического развития Дона 80-90-х годов XIX века, сопровождавшийся ростом не казачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости, способствуя нивелировки в одежде.

Мужская одежда в тот период определялась военной формой. В конце XIX века была введена новая форма, которая просуществовала с некоторыми изменениями до революции.

Тёмно-синий длинный, несколько приталенный мундир с разрезом для посадки на седле, застёгивался на крючках левой полой наверх. На обшлагах рукавов, стоячем воротнике была красная окантовка. Тёмно-синие шаровары с красным кантом заправлялись в сапоги. Летом с такими шароварами носилась гимнастёрка из ткани защитного цвета со стоящим воротником и застёжкой на пуговицах.

Удлинённая шинель из грубого сукна защитного цвета, на воротнике шинели красные лацканы (петлицы) с серебряной (белого метала) форменной пуговицей. Головные уборы – фуражки и папахи. Казачья донская фуражка с тёмно-синей тулью, красным околышем, чёрным козырьком носилась сдвинутой на правую сторону, а слева выступал традиционный казачий чуб. Военная форма прочно вошла в быт казаков. Фуражку, гимнастёрку, шаровары носили и дома, во время хозяйственных работ. На протяжении XIX века в неё вносили изменения. Нововведение, упрощающее форму, продолжилось до конца XIX века.

Военная форма конца XIX – начала XX века, хорошо известная по многочисленным фотографиям, картинам, рисункам, соответствовала определённым изменениям в военном деле.

В советское время в 1936 году была сформирована кавалерийская донская казачья дивизия, для которой установили военное обмундирование: шапка чёрная кунья с красным верхом, закрытый синий суконный мундир со стоячим воротником и красным кантом по воротнику и обшлагам, синие суконные шаровары с красными лампасами, сапоги с длинными голенищами. На воротнике мундира – петлицы со знаками различия. Полевое обмундирование состояло из гимнастёрки, шаровар, пилоток и снаряжения с плечевым и поясным ремнями.

В ноябре 1942 года был сформирован 5-й Донской кавалерийский казачий корпус. Форма одежды оставалась образца 1936 года, добавилась лишь чёрная кавказская бурка. В 1943 году в казачьих частях были введены погоны.

Новочеркасский музей истории Донского казачества располагает наиболее обширной в союзе коллекцией форменной казачьей одежды XIX – XX веков.

Изучение истории своей Родины, края, города, станицы обогащает нашу жизнь, делает сознательными приемниками эстафеты трудовой, революционной и боевой славы отцов и дедов.

Богатую и своеобразную биографию имеет наш донской край. Яркой страницей входит она в историческую летопись Родины. Дон – это прежде всего казачество. Военная деятельность казаков наложила своеобразный отпечаток на повседневный быт, архитектуру, народное творчество.

Богатое фольклорное наследие донских казаков широко представлено в романе М.А. Шолохова “Тихий Дон”, других его бессмертных произведениях. Своеобразие культуры казачества выразилось так же во многих операх, балетах, кинофильмах и других произведениях, таких авторов, как А.С. Серафимович, Ф.Д. Криков, В.П. Ставский, В.А. Закруткин и других донских авторов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...