Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темперамент и способности




Типы темперамента

ВВЕДЕНИЕ

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.


ПРОБЛЕМА И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

С древнейших времен было замечено, что люди отличаются друг от друга по динамике поведения. Факт индивидуального различия между людьми, засвидетельствованный здравым рас­судком, впервые был превращен в предмет научного анализа ве­ликим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), кото­рый, находясь под влиянием натурфилософии Эмпедокла, пока­зал, что основным условием существования организма являются данные в нем в определенной пропорции и питающие его четыре жидкости (гумор). Согласно Гиппократу, наличие этих жидкостей в различной пропорции в организме человека определяет разли­чие между людьми по силе их переживаний.

На основе гуморальной теории Гиппократа, в зависимости от того, какая из жидкостей преобладает в организме, были установ­лены четыре типа темперамента: сангвинический, меланхоли­ческий, флегматический и холерический. Эта классификация тем­пераментов до сегодняшнего дня не потеряла своей силы. Были исследователи, указывавшие на недостаточность этой классифика­ции, добавлявшие новые типы, отмечавшие наличие других вари­антов этих типов, смешанных форм, сокращавшие число этих ти­пов (Кречмер), однако никто не сомневался в существовании ти­пов темперамента. Не вызывают спора и основные признаки из­древле установленных темпераментов — их феноменологическая характеристика. Различие во мнениях сказалось в вопросе объяс­нения, понимания темпераментов, установления их психологичес­ких и физиологических механизмов.

Один ряд ученых считает темперамент врожденным биоло­гическим свойством организма — темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного биологического процесса или целостной конституции организма, как свойство, проявляю­щееся в переживаниях и поведении личности. В противоположность биологической точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темпе­рамент является не врожденным, биологическим свойством орга­низма, находящим соответствующее выражение в мире пережива­ний человека, а врожденным свойством собственно души, психики (Платнер, Кант, Вундт, Гефтинг, Штерн и др.). Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом, но эта связь не имеет какого-то специфического характера. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом; вопрос о взаимоотношении между организмом и темпераментом стоит в ряду вопросов вообще о взаимоотношении между психическим и физическим.

Можно сказать, впервые в истории исследования темперамен­та представители школы И. П. Павлова начали проводить глубо­кое исследование физиологических основ темперамента. Исходным предметом нашего исследования являются те типо­логические свойства нервной системы, которые составляют природную основу индивидуально-психологических различий как в области характера (темперамента), так и в области способностей. Наша первая (в логическом, а не в хронологическом смысле) задача — возможно яснее понять (в применении к человеку) физиологическое содержание этих свойств и найти достаточное количество точных экспериментальных методик, совокупность которых дает возможность изучать каждое из этих свойств... Логически второй задачей является изучение психологических проявлений как каждого свойства в отдельности, так и тех комбинаций этих свойств, которые образуют “типы нервной системы”. практической работе эта вторая задача должна выполняться немедленно, вслед за получением сколько-нибудь значимых данных по решению первой задачи. Откладывание этой второй задачи того времени, когда первая задача будет решена полностью, было бы абсурдом с точки зрения основного замысла работы”.

Можно сказать без сомнения, что намеченный Б. М. Тепловым путь исследования типов высшей нервной деятельности безусловно оказался продуктивным для установления физиологической природы темперамента, однако в исследованиях, этого направления пока еще нет достаточных экспериментальных материалов и теоретических аргументов, говорящих о том, что путем исследования физиологических основ темперамента возможно освещен психологической природы темперамента — переход от физиологического к психологическому. Пока еще не показано, возможно, ли физиологическими методами исследовать психические свойства, диспозиции.


ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Одной из старейших, вместе с тем острейших в методологическом отношении проблем характерологии является освещение зависимостей, существующих между характером и темпераментом. Хотя и сейчас есть попытки сводить характер к темпераменту, все же большинство ученых считает, что темперамент является лишь природной основой характера. Мно­гими исследованиями было показано, что если в ран­нем детстве у человека дает себя знать значительная зависимость характера от темперамента, то позже, развитием личности, взаимосвязь между ними меня­ется: характер приобретает все большее значение, преобразуя темперамент, который выступает теперь главным образом лишь как эмоционально-динамическая форма существования и выражения характе­рологических отношений человека и дает о себе знать, прежде всего, в определенной эмоциональной направ­ленности свойств характера, особенностях выразительных движений и действий, скорости различных личностных проявлений, протекания психических процессов.

Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от разви­тия волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темпе­рамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятель­ности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темпера­мента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойст­вам характера в зависимости от условий жизни и деятель­ности. Так, при соответствующем воспитании у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при “тепличном”, изнеживающем воспи­тании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обус­ловлен всеми реальными условиями и конкретным содер­жанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно го­ворит о холерическом темпераменте. Оно может быть следствием недостатков воспитания. Непосредственно тем­перамент проявляется в том, что у одного человека лег­че, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.

 

ТЕМПЕРАМЕНТ И СПОСОБНОСТИ

Темпера­мент, с одной стороны, как психологическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение к природной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной систе­мы имеют не менее близкое отношение к природной основе способ­ностей, к тому, что обычно называется задатками.

Мысль эта высказывалась за последние годы многими совет­скими психологами. В общей форме ее выразил в 1952 г. Рубинштейн, более развернуто и определенно — Ананьев в 1956 г., Мясищев обращал внимание на то, что свойство подвижности “тес­нейшим образом... связано и с понятием темперамента, и с понятием способностей” 1954 г. Некоторые авторы, не подчеркивая этой мысли в общей форме, фактически включали в число индиви­дуальных особенностей, от которых зависят способности, типологи­ческие свойства нервной системы. Так поступал К. К. Платонов, включавший в число “индивидуально-психологических особенностей личности, совокупность которых является летными способностями”, “черты силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов” (1956). Левитов во 2-м издании книги о характере, перечисляя “индивидуальные природные особенности нервной системы, сказывающиеся в развитии способностей” и “которые называются задатками”, называет черты высшей нервной деятельности, поло­женные в основу Павловского определения типологических свойств нервной системы (1956).

Тепловым неоднократно выдвигалось следующее положение: “Если общие типологические свойства определяют темперамент человека, то частные свойства имеют важнейшее значение при изучении спе­циальных способностей”. Однако это положение слишком узко. Частные (парциальные) свойства, конечно, связаны не с проблемою темперамента, а с проблемой специальных способностей. Это верно. Но ведь существуют не только специальные, но и общие способности. Поэтому и общие свойства нервной системы имеют значение не только для проблемы темперамента, но и для проблемы общих способностей.

Ярким подтверждением является упоминавшаяся работа Лейтеса (1956). Хотя она называется “Опыт психологической харак­теристики темпераментов”, конкретный материал, содержащийся в ней, говорит о том, как проявляются основные свойства нер­вной системы — сила, уравновешенность и подвижность — и их ти­пичные комбинации в особенностях общих способностей к умствен­ной работе. Описанные Лейтесом юноши, один из которых отне­сен автором к сильному уравновешенному и подвижному типу, другой — к сильному неуравновешенному типу, третий — к слабому типу нервной системы, являются, с психологической стороны, при­мерами не только (и, может быть, даже не столько) трех темпе­раментов, но и трех качественно разных типов общих умственных способностей.

Типологические свойства нервной системы входят в состав при­родных основ развития способностей, в состав так называемых задатков. Вероятно, они даже занимают важнейшее место в струк­туре этих природных предпосылок способностей.


О ТЕМПЕРАМЕНТЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЫСШЕЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...