Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период чувствительности к деталям

История

Мария Монтессори (1870-1952) родилась в Италии в провинции Анкона. Ее отец был преуспевающим чиновником с традиционными представлениями о роли женщин в обществе. Мать, напротив, надеялась, что дочь многого достигнет в жизни. И эти надежды оправдались. Говорят, что, когда десятилетняя Мария серьезно заболела, она сказала своей встревоженной матери: «Не волнуйся, мама, я не могу умереть; я столько должна сделать». В возрасте 26 лет Монтессори стала первой женщиной-врачом в истории Италии. Первым, что заинтересовало ее как профессионала, была умственная отсталость. Монтессори поразило, до какой степени находящиеся на излечении умственно отсталые дети любознательны; она интуитивно чувствовала, что эти больные должны быть обучаемы, если найти нужный метод.

Эдуард Сеген обнаружил, что отстающих в развитии детей, так же как нормальных детей на ранних стадиях развития, больше всего интересуют объекты, стимулирующие их сенсорику и позволяющие им реально действовать с ними. Исходя из этого, он предлагал умственно отсталым детям вкладывать деревянные геометрические фигуры разного размера и формы в соответствующие отверстия специальной доски (позднее названной в честь изобретателя «Доской Сегена»), нанизывать бусы на нитку, застегивать одежду и зашнуровывать туфли, а также другие конкретные и полезные задания. Монтессори пошла по пути Сегена, используя многие из его методических материалов и пытаясь создавать свои. К ее радости, этот новый подход давал хорошие результаты, и она отважилась, используя ту же методику, обучать детей более сложным вещам, включая чтение и письмо. Так как отстающие в развитии дети, казалось, лучше всего научаются в процессе активного осязания предметов, она давала им деревянные буквы, которые они с удовольствием вертели в руках, подолгу ощупывая и обводя их пальцами. Таким методом она научила многих из этих детей читать и писать так же, как это делают нормальные дети в их возрасте.

Ведущей педагогической задачей М. Монтессори считает развитие у ребенка независимости и самостоятельности. «Мы должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. Мы должны развивать в детях уменье достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это - этапы воспитания в духе независимости. Обыкновенно мы прислуживаем детям, и это - не только акт угодливости по отношению к ним, но и прямой вред, так как этим можно заглушить их полезную, самостоятельную деятельность. Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы... Наш долг по отношению к ребенку... помогать ему овладеть полезными действиями, каких природа требует от него».

Интересы Монтессори лежали в основном в области практики, а не теории, но она смогла развить определенные теоретические положения, в основе которых лежали идеи Руссо. По ее мнению, те, кто считает, что дети таковы, какими мы их сделали, ошибаются, так как дети учатся сами по своим возрастным ориентирам. [2]

Сензитивные периоды детей.

Центральным компонентом теории Монтессори является понятие чувствительных, или сенситивных периодов (sensitive periods). Сенситивные периоды подобны критическим периодам; это генетически запрограммированные отрезки времени, когда ребенок особенно жаждет и способен справиться с определенными задачами. К основным сензитивным периодам относятся: сензитивный период развития речи (0-6 лет); сензитивный период восприятия порядка (0-3); сензитивный период сенсорного развития (0 - около 5,5); сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-2,5); сензитивный период развития движений и действий (1-4); сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6).

Период чувствительности к порядку

В течении этого первого сенситивного периода, который приходится в основном на первые три года жизни, ребенок испытывает сильную потребность в неизменном порядке вещей.1 Как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться, ему начинает нравиться ставить предметы на место. Если книга или ручка лежат не там, где обычно, ребенок решительно возвращает их на место. И даже до того, как дети начинают передвигаться, они часто расстраиваются, если видят вещь не на своем месте. Монтессори рассказывала, например, о шестимесячной девочке, которая плакала, если кто-то клал зонтик на стол. Девочка смотрела на стол и плакала. Она успокаивалась, только когда ее мать, догадавшись, в чем дело, вешала зонтик на его обычное место. Монтессори не высказывалась определенно по поводу возраста начала и окончания выделенных ею сенситивных периодов, поэтому их возрастные границы, указанные в этой главе, нужно рассматривать только как первое приближение.

Нам такие реакции ребенка, которые довольно обычны, кажутся детской глупостью. Это потому, что у взрослых стремление к порядку лежит в другой плоскости. Для взрослого порядок обеспечивает определенную степень внешнего комфорта, но для ребенка он жизненно важен. «Это как земля, по которой животное ходит, или — вода, в которой рыба плавает. В первый год своей жизни [младенцы] извлекают принципы ориентации во внешнем мире из окружающей их среды, которой они должны будут впоследствии овладеть»

Период чувствительности к деталям

Между годом и двумя дети концентрируют свое внимание на мельчайших деталях. Например, они замечают мелких насекомых, ускользающих от нашего внимания. Или, если мы показываем им картинки, кажется, что они не замечают крупных и важных с нашей точки зрения объектов, а фокусируются вместо этого на крошечных предметах на заднем плане. Это внимание к деталям говорит о перемене в психическом развитии детей. Если раньше их привлекали крупные объекты и яркие цвета, то теперь они пытаются по возможности целиком заполнить пробелы в своем чувственном опыте. Взрослых приводит в недоумение внимание ребенка к мельчайшим деталям. Это еще раз доказывает, что «психическая организация ребенка (a child’s psychic personality) сильно отличается от нашей, причем не только количественно, но и качественно»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...