Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Располагая исходной информацией, редактор имеет возможность проработать и сформировать концепцию издания.




Глава 1. Видо-типологический состав и классификация изданий

Концепция и общая модель издания

Редакторская работа в книжном деле многофункциональна и разнообразна. Между тем есть в ней общая цель, которая определяет, объединяет и направляет все действия редактора. Эта цель - обеспечение потребностей населения в книге, которая достигается выпуском в свет изданий.

По определению, издание - «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения».

Не заостряя внимание на том, что современное издание может быть оформлено не только полиграфически, отметим, что первым важнейшим его отличительным признаком является наличие содержательной основы, под которой фактически нужно понимать литературное произведение. Далее в числе необходимых признаков отмечается (и это также заслуживает особого внимания) редакционно-издательская обработка произведения (документа). Обязательным условием является печатное или тиснением оформление в виде самостоятельного объекта и как минимум с выходными сведениями. Это все, без чего не может быть издания, благодаря которому произведение литературы потом становится связанным с книгой.

Книжное издание представляет собой достаточно сложное, системное образование. Его нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. В состав издания входят произведение литературы и аппарат. Произведение также является непростым образованием. Его обязательным элементом является текст, который состоит из некоторого множества смысловых (содержательных) элементов и может иметь различную структуру в зависимости от вида литературы, содержания и жанра произведения. Наряду с текстом в произведении могут быть нетекстовые элементы отображения содержания: иллюстрации, таблицы, формулы.

Аппарат нужен для того, чтобы отличить издание от другого, быстро и безошибочно сориентироваться в его содержании, иметь возможность идентифицировать его и осуществить поиск в потоках и массивах других изданий, найти нужные сведения в произведении без обязательного прочтения всего текста, получить дополнительные сведения по теме издания и проч. В общем случае аппарат издания включает: выходные сведения, аннотацию или реферат (в научных изданиях), содержание (оглавление), библиографические элементы, указатели различного назначения, примечания, комментарии и др. Состав аппарата и его полнота определяются видом издания.

Таким образом, издание в целом можно рассматривать как информационную систему, причем достаточно сложную, хотя и хорошо организованную. При этом две ее составляющие - произведение и аппарат - образуют подсистемы, в каждой из которых своя совокупность элементов, которые находятся во взаимных, функционально и информационно обусловленных отношениях.

Информация, заключенная в издании (его содержание), является продуктом творчества и выражения духовного мира автора произведения. Само издание представляет собой продукт редакционно-издательской деятельности, в которой произведение выполняет роль объекта, на который направляется деятельность редактора как субъекта редакционно-издательского процесса. Наряду с редактором в работе над подготовкой издания принимают участие другие специалисты: корректоры, операторы ЭВМ, технические редакторы, верстальщики, художники и оформители (дизайнеры), полиграфисты, маркетологи. Редактор, который ведет издание, является главным действующим персонажем.

Во всей своей работе он пользуется профессиональным методом - редакторским анализом. Он анализирует и оценивает читательские потребности, книжные потоки и массивы по теме издания, находит рукопись произведения или автора, которому делает заказ, формирует свой или рассматривает авторский замысел и т.д. Редактор - организатор и вдохновитель всей работы по созданию издания, которое всегда конкретно, должно обладать определенными типологическими признаками и соответствовать предъявляемым к нему требованиям.

До того, как приступить к подготовке издания, редактору приходится отвечать на два вопроса: следует ли издавать данную книгу и, если следует, то какой ей быть. Эти вопросы требуют ответа даже в том случае, когда издание стоит в плане. После составления плана и относящихся к тому периоду предварительных проектов до момента, когда нужно приступать к его реализации, обычно проходит какое-то время, в течение которого ситуация может получить иной характер. Тем более нужны ответы на поставленные вопросы, если от автора поступит инициативная рукопись или у издательства возникла собственная потребность выпустить внеплановую книгу.

Редактор обычно информирован относительно положения в книгоиздании и книжной торговле по профилю своего издательства. Для этого у современного редактора имеется достаточно разных источников. Однако, когда стоит вопрос о конкретном издании, ему приходится еще раз изучать, анализировать и оценивать книжный поток, рынок, читательские потребности, общественную значимость предполагаемого издания.

Полученную информацию редактор сопоставляет с авторским замыслом произведения, у него рождается замысел издания. При этом ему нужно также принять во внимание возможности издательства по подготовке оригинала-макета и дальнейшему участию в процессе прохождения издания до выпуска в свет и по распространению. Особую роль играет учет типологических признаков будущего издания: целевого назначения, читательского адреса, характера информации.

Располагая исходной информацией, редактор имеет возможность проработать и сформировать концепцию издания.

Концепцией определяется вся последующая творческая и другая работа редактора над изданием: разработка плана-проекта и написание пробных фрагментов будущего произведения, анализ, оценка авторского оригинала и его совершенствование; разработка концепции иллюстрирования произведения и оформления книги; моделирование издания и его подготовка; систематизация элементов издания и формирование издательского оригинала; контрольно-аналитическая работа на этапах его тиражирования и выпуска в свет. Творческий характер деятельности редактора при решении перечисленных задач обусловлен тем, что предмет его труда - каждое подготавливаемое издание, имея в основе конкретный авторский оригинал произведения, обладает своими индивидуальными свойствами. Специфика аналитической и методической работы редактора как самостоятельного направления в книгоиздании заключается в том, что редактор не подменяет автора, а направляет его творческий потенциал на реализацию замысла в форме, обеспечивающей наиболее эффективное восприятие содержания книги читателем.

Разработка концепции издания является важной творческой операцией, выполняемой редактором. С точки зрения психологии творчества понятие концепции нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков будущего издания, которая складывается в ходе и в результате редакторского анализа исходной информации, выдвигаемых требований к будущему изданию и обоснования его характеристик.

Создать концепцию - значит подготовить основу для формирования модели издания и его проектирования. Концепция является методологической основой всего процесса редакторской подготовки издания. На основе концепции, с учетом специфики литературного произведения разрабатывается модель издания.

Общая, принципиальная модель издания должна включать наиболее значимые и обобщенные признаки издания, необходимые для того, чтобы вскрыть его сущность. К таким признакам, которые можно считать необходимыми и достаточными, следует отнести функциональное назначение, читательский адрес, характер информации и конструкцию. Конечно, на практике характеристика конкретного издания не ограничивается только перечисленными признаками, и это нужно учитывать при редакторской подготовке каждого издания в отдельности. Что касается общей модели, она предложена как один из результатов научного исследования, проведенного Книжной палатой.

Функциональное назначение рассматривается как более четкое и ясное выражение типологического признака «целевое назначение». Понятие «функциональное назначение» разработано в рамках социально-функционального заказа и является более широким, чем понятие «целевое назначение». В книговедении функциональное назначение отображает связь и функциональную зависимость группы изданий от потребностей определенной сферы общественной жизни и практики. Таким образом, с одной стороны, общественные потребности ставят задачи по созданию и выпуску определенных изданий, с другой - осуществляется подготовка изданий для удовлетворения этих потребностей.

Функциональное назначение и целевое назначение отчасти идентичны как признаки издания. Однако в действительности функциональное назначение более полно учитывает возможности издания по удовлетворению задач и интересов общества. К примеру, целевое назначение научных изданий заключается главным образом (и на этом акцентируется внимание) в отражении в системе научных коммуникаций результатов познавательной деятельности. Научное издание является способом научной коммуникации. Когда мы смотрим на научные издания с позиций функционального назначения, то видим, что в их функциях отражаются фиксирование результатов научного познания, передача их в пространстве и во времени, апробация результатов исследования и закрепление научного приоритета, они играют заметную роль в повышении уровня научных знаний, в формировании научного мировоззрения, обладают большим вспомогательным значением и т.д.

Аналогичная ситуация наблюдается в области научно-популярных изданий, целевое назначение которых обычно сводится к популяризации и пропаганде науки. В их функции входят и информационная, и просветительская, и образовательная, и мировоззренческая, и практическая, и профориентационная, и ряд других.

Это не значит, что функциональное назначение в качестве типологического признака должно заменять целевое назначение. Собственно, целевое назначение отражает тот факт, что издание (а в его составе литературное произведение) создается для передачи читателям определенных знаний. И каждый раз при этом преследуются более или менее определенные цели: обобщение знаний в той или иной области, их распространение, обмен результатами научного познания, формирование общественного сознания, норм права, морали, нравственности и т.д. Целевое назначение в широком плане рассматривается еще и как общественное назначение, под которым понимается то общественно необходимое воздействие, которое должно оказать издание на читателя. Целевое назначение и читательский адрес связаны и образуют комплексный признак, имеющий важное значение для систематизации изданий, которая строится на функциональном подходе.

Здесь уместно вспомнить, что функциональный подход был сформирован в 1930-е годы отечественными книговедами и на длительное время определил развитие теории и практики книговедения и, в частности, редакционно-издательского дела. Функциональный подход рассматривается как методологическая основа современных научных дисциплин, обращенных к предмету и явлениям информации, системности и управления. Он определяется прежде всего функциональной природой самих явлений, и, как отмечают исследователи, функциональная природа присуща, по-видимому, проявлению жизни во всех ее формах. Достоинство функционального подхода, в том, что он как бы разрушает барьеры между различными отраслями знания и концентрирует внимание на общности функций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...