Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Открытие волжской темы в русском изобразительном искусстве. «волга близ Жигулей» в творчестве художников XIX века

 

Самые первые изображения Самарского края принадлежат немецкому путешественнику Олеарию, автору известного сочинения «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». Олеарий не был художником и цель его путешествия носила дипломатический характер, поэтому меньше всего внимания в своих записях он уделяет эстетическим впечатлениям от природы. Но, опираясь на достаточно подробные описания Олеария и собственное воображение, мы можем представить себе первозданный вид окрестностей Жигулей и особенности восприятия их иностранцем, впервые оказавшимся в этих местах. Тогда здесь вряд ли можно было предаться спокойному созерцанию окружающего: слишком много подстерегало опасностей. Любопытна с этой точки зрения характеристика данная Олеарием «разбойничьей» Усы – притока Волги (сегодня эта река считается одним из наиболее красивых и экологичных мест отдыха в Самарской губернии) «…Ради густого темного леса, красиво покрывающего берега с обеих сторон, местность здесь приятна на вид, но в то же время она очень опасна для путешественников, ввиду удобств, какие она представляет для разбоя, особенно ввиду высоких стоящих здесь гор, откуда приближающихся людей можно видеть издали и приготовиться к грабежу. Перед протоком глубина составляла 60 фунтов. Вскоре за тем следовала Девичья гора (старое название Молодецкого кургана), у которой речка, при той же глубине, проходит очень узкое место. Гора лежит по правую руку, она очень высока, крута у берега и очень приятна на вид. Она представляет ряд ступеней, вроде как бы скамеек, одну над другою, из красного, желтого и синего песчаника; они похожи точно на старые стены. На ступенях стояли как бы в строгом порядке рассаженные ели». В своих записках Олеарий рассказывает о случившемся с ними происшествии: «…Ночью два человека на небольшой лодке совершенно тихо подъехали по реке к нашему кораблю; когда часовой их увидел, они уже пристали к судну и взобрались на палубу. Здесь они заявили, что, мол, рыбаки, и у них такой обычай - забираться на стоящие суда. Однако сопровождавшие путешественников русские сразу распознали в непрошенных гостях разбойников, и тех продержали всю ночь под арестом, а на следующее утро отправили в Самару».

Олеарий стал автором самого известного сегодня первого изображения крепости Самара, без которого не обходится ни одно более-менее серьезное издание по истории региона. Также в литературе не менее часто встречается и его описание: «…До восхода солнца дошли до города Самары, который считается в 350 верстах от Казани. Этот город лежит по левую руку, в 2 верстах от берега, построен в виде четырехугольника, имеет небольшое количество каменных церквей и монастырей, и получил название от реки Самары, которая в 3 верстах над городом дает рукав (его они называют - сын Самары) в Волгу, но главным течением своим вливается в нее лишь 30 верстами ниже…».

В XVIII веке пейзаж как самостоятельный жанр в России только формируется, у его истоков стояли такие художники как А. Зубов, М. Иванов, Ф. Алексеев, С. Щедрин и др. Все эти художники были воспитанниками Академии и их творчество развивалось его истоки связаны. В соответствии с эстетической системой классицизма он относится к числу низких. Главный предмет искусства – человек новой эпохи, грандиозные преобразования в жизни России. На этой волне развивается жанр городского пейзажа в технике гравюры. Примером этому служат великолепные произведения Алексея Федоровича Зубова «Панорама Петербурга», в которых создан образ молодой строящейся столицы. Но здесь главная задача — информация о достопримечательностях, а не выражение поэтической сущности пейзажа.

Только к концу XVIII века пейзаж становится самостоятельным жанром, то есть природа, ее красота, становится основным предметом образного воспроизведения. Среди русских художников выделилась группа мастеров, для которых изображение природы стало основной специальностью. Но на ранней ступени развития пейзажной живописи стремление к правдивому воссозданию природы было еще сковано целой системой условных приемов и правил, восходящих к общим принципам искусства классицизма. Изображение природы допускалось классической эстетикой лишь в форме «исторического» или декоративного пейзажа, и задачей художника было не столько воспроизведение действительности, сколько ее идеализация. Пейзаж не писали с натуры, а, пользуясь предварительными зарисовками, «сочиняли» в мастерской, произвольно группируя ряд изобразительных мотивов — гор, водопадов, рощ, руин и т. п., подчиненных декоративному заданию. На основе классических образцов была разработана схема построения пейзажа, в главных чертах сводившаяся к следующему: самый вид изображался обычно в глубине, на дальнем плане, а ближние планы строились наподобие театральных кулис, как бы обрамляющих изображение; пространство четко расчленялось на три параллельных плана, из которых первый обозначался коричневым цветом, второй зеленым и третий, самый дальний, голубоватым; переходы от одного плана к другому намечались при помощи линейной перспективы, сокращающей предметы, которые становились как бы вехами построения пространственной глубины. Живые впечатления от натуры должны были подчиняться этой схеме, и реалистические устремления русских художников находили себе выход лишь в правдивом воспроизведении деталей и частностей пейзажа при общей условности изображения в целом.

Первые шаги к освобождению пейзажной живописи от условных схем сделали на рубеже XVIII и XIX столетий художники М. Иванов и Ф. Алексеев.

Фёдор Яковлевич Алексеев — один из основоположников русской пейзажной живописи. Его главная тема — городской ландшафт. Лучшие картины художника посвящены Петербургу. «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» относится к раннему периоду творчества Алексеева, когда художник, которого прочили в театральные декораторы, впервые добился признания, как пейзажист. Некоторое время перед этим он жил в Венеции, где внимательно изучал искусство знаменитого венецианца А. Каналетто, оказавшего заметное воздействие на формирование его творческого облика. Алексеев — перспективист. Для него в городском пейзаже важнее всего перспективно-пространственное построение, и конечно, «строгий, стройный вид Петербурга», как нельзя лучше отвечал художественным вкусам Алексеева. Любовно и внимательно вычерчивал художник стройные перспективы петербургских площадей и улиц с их великолепными дворцами и гранитными набережными, воспринимая при этом город живо, образно, эмоционально. Излюбленный мотив пейзажей Алексеева — Нева и её набережные. Передовая вибрацию воздуха, игру света на воде и стенах зданий, Алексеев сообщал петербургским видам своеобразную лирическую окраску, усиливая её вводом человеческих фигурок, оживляющих молчаливую пустынность стройных и величественных сооружений.

Завершение их дела выпало на долю замечательного живописца Сильвестра Щедрина, который в двадцатых годах XIX века поднял русскую пейзажную живопись на небывалую высоту. Пейзажная живопись Щедрина развивается в русле эстетики романтизма – художественного направления определившего развитие искусства первой трети XIX века. Эстетика романтизма тяготеет к идеализации, к изображению исключительного и возвышенного. Щедрин пишет окрестности Петербурга – европеизированные парки Петергофа, Гатчины, а позже – виды Италии.

Открытие «волжской темы» в русском искусстве происходит в начале XIX века. Оно было неразрывно связано с формированием национальной школы живописи. Практика «живописных путешествий» по России в то время становится довольно распространенной. И в первую очередь художники отправлялись на Волгу – главную реку России. Результатом этих поездок становились многочисленные этюды и зарисовки, на основе которых впоследствии создавались картины.

Одним из первых в Жигулях на Волге побывал художник - этнограф Е.М. Корнеев, в акварелях которого нашли отражение виды Ставрополя на фоне Волги и Жигулей, жизнь и быт калмыков. Устойчивый интерес профессиональных художников к природе и культуре Самарской Луки формируется в начале XIX века. Первые произведения относятся к жанру так называемой «видовой» графики, ставящей целью документально запечатлеть сцены повседневной жизни различных мест и этносов России. Обращение художников-видописцев к изображению национальных сюжетов стало этапом в образовании русской национальной школы пейзажной живописи. Одним из основателей этого жанра был художник-путешественник Емельян Михайлович Корнеев (1780-1839). После окончания Академии художеств, в 1802 году Корнеев сопровождал масштабную этнографическую экспедицию по России, побывал в различных уголках Сибири, Кавказа, Поволжья. Во время путешествия он делал многочисленные зарисовки, в которых отразил разные стороны жизни местного населения. В 1812-1813 гг. в Париже на французском языке был издан иллюстрированный альбом «Народы России, или Описание обычаев, нравов и костюмов разных народов Российской империи». В альбом вошло 96 цветных гравюр, выполненных по рисункам Корнеева. На двух гравюрах, репродукции которых мы включили в наше издание, можно увидеть калмыцкий лагерь в районе Ставрополя на фоне Жигулевских гор. Эти произведения не относятся к жанру пейзажа, но на них мы видим узнаваемую панораму Волги и Жигулевских гор.

Летом 1838 года выпускники Академии художеств, два брата Никанор и Григорий Чернецовы совершили первое в отечественной истории путешествие по Волге с целью запечатлеть для потомков «портрет» великой русской реки на всем ее протяжении и виды волжских городов. Домой братья вернулись с огромным количеством различных материалов, обрабатывать которые пришлось около 13 лет. Главным результатом их деятельности стало создание уникальной панорамы волжских берегов, которая была представлена публике в виде огромного свитка длиной 700 метров и высотой 2,5 метра. Во время демонстрации свиток разворачивался, перемещаясь с одного вертикального цилиндра на другой. Зрители находились в помещении, напоминающем каюту корабля. К сожалению, панорама братьев Чернецовых не сохранилась. Но до нас дошли великолепные живописные полотна и графика художников. Во время своего путешествия Чернецовы останавливались в Ставрополе, побывали на царевом кургане. Они оставили восторженные отзывы о красоте Жигулей в своих дневниках и картины «Жигули на Волге», «Утес на Волге», которые мы разместили на страницах альбома.

Во второй половине XIX – начале XX века в районе Самарской Луки бывали многие выдающиеся мастера русской реалистической живописи: Карл Гун, И. Шишкин, И. Репин, Ф. Васильев, А. Саврасов, М. Клодт, И.Айвазовский, А. Боголюбов, В. Суриков и др.

В 1862 году путешествие по Волге в районе Жигулевской гряды, совершил художник Карл Гун. Выпускник, а в последние годы жизни - профессор Академии художеств, К. Гун работал преимущественно в области бытового, исторического и портретного жанра, был членом Товарищества русских передвижников. В архивах Третьяковки и Русского музея, в коллекции Латвийского Национального художественного музея хранятся многочисленные акварельные зарисовки на этнографические темы, выполненные художником во время путешествия. В 1874 году Гун приезжал в Самару на кумысолечение.

Один из наиболее тонких мастеров русской пейзажной школы, академик Михаил Константинович Клодт (1832-1902) много путешествовал по стране с целью изучения родной природы, упорно и плодотворно работая. По словам В. В. Стасова, Клодт утвердился в искусстве как «живописец поэтических сельских настроений». Его работы отличаются невероятной тщательностью в исполнении, они поэтичны, в них царит умиротворение. Сегодня произведения М.К. Клодта не столь широко известны, В как, скажем, шедевры великих русских художников. Одна из его работ «Волга у Жигулей» дает представление о мастерстве и поэтичности этого художника.

На Волге в этот же период писал пейзажи И.К Айвазовский, который путешествовал по Волге в 1884 г. Здесь он написал картину «Волга у Жигулевских гор» и «Волга у Ветлянки».

Широко известны факты, связанные с пребыванием на Волге И. Репина и Ф. Васильева и Е.К. Макарова, которые летом 1870 г. совершили творческую поездку по Волге. Художники останавливались в Ставрополе, Ширяеве и Морквашах. И.Е.Репин написал много пейзажей: «Шторм на Волге», «Волжский пейзаж с лодками» и другие. Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», которую великий художник писал в Ширяево, сегодня нами восприниматься как один из национальных символов.

Федор Александрович Васильев. А ведь именно он явился инициатором знаменитой поездки по Волге и как вспоминал Репин, был творческим лидером в их небольшой группе. «Феноменальный» талант этого молодого человека – ему было 19 лет – отмечали многие современники. Им восхищался Крамской, Шишкин, по слом Репина «они полнели от восхищения гениальным мальчиком». Пейзажи Васильева отличаются особой поэтичностью и редкой гармонией красок. Фёдор Васильев должен был вырасти в талантливейшего пейзажиста, но ему было отпущено всего 23 года жизни. Даже за столь короткий срок, когда другие только учатся азам живописи, он успел написать картины, вошедшие в золотой фонд Российского искусства. В судьбе Федора Васильева Самарская Лука сыграла особую роль. В 1870 году, после четырехмесячного путешествия по Волге вместе с Репиным и Макаровым, художник написал картину, которая принесла ему известность - «Вид на Волге. Барки». В этом полотне в первый момент поражает масштаб неба, которому Васильев отдал больше половины холста. Затем внимание привлекают причаленные к берегу барки и группа бурлаков, отдыхающих возле костра. Однако главное в этом полотне - не жанровый мотив, а именно, пейзаж. Ведь не случайно в названии "Вид на Волге. Барки" о бурлаках вообще не упоминается, в отличие от "Бурлаков на Волге" И. Репина. Васильев передал умиротворенность широких волжских просторов, наступившую после грозы, о которой напоминает только край оставшейся вверху тучи. Все световое решение полотна связано с небом. На фоне яркой синевы светлые облака как бы движутся из глубины, приобретая новые очертания. Поэтому освещенность пейзажа воспринимается также меняющейся на глазах. Этим определяется богатство живописи берега, барок и реки, принявшей отражение облаков, синевы неба и золотистых парусов. Очень тонко переданы все оттенки цвета: от серо-пепельного на переднем плане до золотисто-рыжего, оттеняющего великолепие живописи неба. Голубизна воды и неба контрастирует с золотистой гаммой барок и песка. Отражение в воде настолько четко передано художником, что становится непонятным, почему он оставил не записанным светлый грунт. Возможно, в этом проявляется разнообразие технических приемов живописи Васильева.

В пейзаж деликатно вписана жанровая сцена с бурлаками, которая позволяет осмыслить и живо представить все происходящее. В ее группировке Васильев достиг непринужденной свободы и спокойствия. Введя в пейзаж бытовой мотив, художник стремился передать слитность человека с природой. Сизоватый дымок от костра и висящий на треножнике котелок напоминают о близости часа обеда. И хотя Васильев и Репин - оба используют в своих полотнах бурлацкую тему, она получает в их картинах разную трактовку. Если Репин стремился сосредоточить внимание на характерной выразительности фигур, то Васильев предложил пейзажное решение этого мотива. Главным стимулом его творчества было создание пейзажа, духовно возвышающего человека.

Жигули на Волге привлекали многих художников не только своей природой, но и легендарной историей. С Жигулями на Волге связан образ Степана Разина, который запечатлел В. Суриков, Б. Кустодиев.

Особое внимание в нашем обзоре следует уделить художникам, которые родились в Самарском Поволжье и чье творчество питалось детскими впечатлениями.

В Самарской области немало мест, связанных с именем выдающегося живописца конца XIX — начала XX в. Сергея Васильевича Иванова (1864—1910). Марычевка — небольшое село в степном Заволжье — принадлежало бабушке художника Марычевой. Путешествия в Самарскую губернию для молодого художника имели большое значение. «Во-первых, знакомство с Волгой привлекало все больше, да и самый край, во многом еще напоминавший описание Аксакова, - был ему по душе,— писала С. К. Иванова.— Усадьба села Марычевки расположена на берегу озера, растянувшегося на несколько верст и окруженного лесом. Где, как не в Марычевке, наслушался он о пугачевщине, здесь же он узнал о своем прапрадеде, коменданте крепости Магнитной, история которого напоминает пушкинскую повесть... Сколько раз, проезжая по Волге, он посещал подножия Жигулевских гор, село Моркваши, где когда-то жила его бабушка...». Каждое лето с 1880 по 1890 г. Иванов приезжал в Самарскую губернию, недолго бывал в г. Ставрополе и с. Ширяеве, а большую часть времени проводил в с. Марычевке. Именно здесь зародился замысел большого цикла произведений о переселенцах. За эти годы Иванов сделал сотни набросков, этюдов, эскизов, которые явились материалом для картин «Слепцы» (1883), «Переселенка» (1886), «Русь идет. На новые земли» (1886), «Обратные переселенцы» (1888), «Смерть переселенца»,(1889) и других. Май 1890 г. Иванов также провел в Самарской губернии. Он жил в с. Ширяеве, бывая проездом в Ставрополе,; и дважды останавливался в Самаре в гостинице «Европейская». Часть набросков, выполненных художником на Волге, находится в Куйбышевском художественном музее, есть рисунок одного из домов на Дворянской ул. с пометкой «13 мая». Это были годы, когда молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества становится зрелым мастером, одним из крупнейших жанристов на рубеже веков. Самарские впечатления сыграли большую роль в формирований, взглядов художника-демократа и помогли ему раскрыть в переселенческом цикле глубокую трагедию русского крестьянства. Отголоски поездок в Самарскую губернию можно найти и в последующих работах художника: «Посадка арестантов на пароход» (1897), «Бунт в деревне» (1888), «На Волге» (1890—1891). И когда наступила первая русская революция, в том, с какой глубиной и драматизмом написал Иванов картину «Расстрел», можно увидеть в авторе художника-гражданина, создавшего произведения 80-х гг. о судьбе русских переселенцев. Усадьба Марычевых не сохранилась. Озеро заросло. Осталась лишь часть парка.

Особое место в художественной летописи не только Самарской Луки, но и Волги в целом принадлежит русским живописцам первой половины XIX века Никанору и Григорию Чернецовых. Братья родились в Костромской губернии в семье иконописца. Закончили Петербургскую Академию художеств. Долгие годы работали вместе. Летом 1836 года они предприняли путешествие по Волге от Рыбинска до Астрахани. Результатом этой поездки стали многочисленные этюды и зарисовки берегов Волги. С 1838-1851 гг. они осуществили уникальный по масштабу замысел: создали панораму обоих берегов Волги. Сама панорама из 7 отделений (по числу губерний) длинною более 700 метров не сохранилась. Однако осталось немало связанных с нею этюдов и картин. Чернецовы побывали в районе Самарской Луки, оставив восторженные отзывы в своих путевых заметках. Картины Никанора Чернецова«Жигули на Волге» (1865) и Григория Чернецова «На Волге. Утес» создают поэтический образ Волги и Жигулей.

Значительное количество талантливых русских художников побывали «на Волге у Жигулей» во второй половине XIX века. Подробности и творческий результат этих поездок в большинстве случаев являются малоизученными и лишь упоминаются в биографиях или документах. Так, например, есть сведения о неоднократных посещениях этих мест талантливого художника, выпускника, а впоследствии профессора живописи Санкт-Петербургской Академии художеств, Карла Федоровича Гуна. (1830-1877). К.Ф. Кун работал в области бытового, исторического и портретного жанров, принимал активное участие в выставках Товарищества русских художников-передвижников, членом которого состоял с 1872 года. После окончания Академии в 1862 году Карл Гун по приглашению своего сокурсника Ивана Шишкина находился в Елабуге (вместе с ними также приехал Василий Верещагин). Художники получили заказ на выполнение иконостаса для церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В этот период Гун совершил поездку по Волге с этнографической целью, во время которой он сделал множество тщательных зарисовок сцен народной жизни, традиций и костюмов, проживающих в них народностей. По этим рисункам сегодня можно изучать национальные одежды не только татар, но и русских, марийцев, удмуртов, чувашей, мордвы, цыган.

 

 

представляют собой малоизученный ребу-. вине XIX века в Среднем поволВ нашем обзоре

В живописном местечке у Жигулевских гор русский художник Илья Ефимович Репин написал свою знаменитую картину «Бурлаки на Волге». На ней запечатлен нелегкий труд наемных рабочих, которые с помощью веревок буксировали речные суда против течения. В доме, где жил Репин со своими друзьями, воссоздана типичная обстановка крестьянского жилища позапрошлого века. В избе стоит русская печь, большой деревянный стол, вдоль стен - лавки и сундуки. В красном углу горницы - иконы, а посредине - мольберт с незаконченной картиной. На подоконниках - пузырьки и скляночки из-под туалетной воды и разных парфюмерных изделий 1870 года. По воспоминаниям самого Репина один из его спутников Евгений Макаров был большим щеголем и любил пользоваться косметикой. В селе Ширяево Илья Репин побывал дважды - в 1870 и в 1872 году. Он написал здесь не только «Бурлаков», но и известную картину «Шторм на Волге». Очарованные красотой этих мест, его друзья - художники Макаров и Васильев тоже создали серию интересных волжских пейзажей. Экспозиция в Ширяево рассказывает о творчестве и других известных живописцев, чьи работы посвящены великой русской реке и народам, населяющим Поволжье.

Во второй половине 19 века в районе Жигулей побывали выдающиеся художники России. Летом 1870 г. Живописцы Ф.А.Васильев, И.Е.Репин и Е.К.Макаров отправились в творческую поездку по Волге. Художники останавливались в Ставрополе, Ширяеве и Морквашах. И.Е.Репин написал много пейзажей: «Шторм на Волге», «Волжский пейзаж с лодками» и другие. Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», которую великий художник писал в Ширяево, сегодня нами восприниматься как один из национальных символов. Безусловно, этот шедевр является одним из наиболее значимых для нашей темы. Но здесь хотелось бы сказать не столько о самой картине – о ней уже много написано, искусствоведы детально проанализировали ее художественные достоинства – хотелось бы отметить особо то, какое впечатление произвели наши места на художника, когда он оказался в районе Самарской Луки. Об этом мы читаем в в воспоминаниях Репина – «Далекое-близкое».:

«… Ставрополь (Самарской губернии) стоит очень красиво на луговой стороне, против Жигулей. Мы сторговали лодку на неделю и каждый день с утра переезжали на ту сторону к жигулевским высотам и исчезали там в непроходимом, вековечном лесу. С Волги лес этот казался плотным и зеленым, уходящим в небо, и только вблизи, в его темных глубинах, делалось страшно карабкаться по скалам, чтобы взобраться куда-нибудь вверх, откуда на обе стороны степей открывались необозримые пространства и зеленое море густого леса кленов, ясеней, дубов и прочих дерев, прямо перед нами раскатывавшегося волнами и целыми необъятными долинами между гор...Что всего поразительнее на Волге - это пространства. Никакие наши альбомы не вмещали непривычного кругозора... …. Но, преодолев все это, мы с сундуками опять проехали на подводах из Ставрополя по опустевшему старому руслу Волги, опять удивлялись костям великанов-осокорей и не могли вдоволь наглядеться на противоположный лесистый берег. Зеленый, темный, красивыми возвышенностями уходил он в небо. И дивно-дивно колебался в темно-зеленой воде широкими сочными мазками. Какая роскошь, безграничность! И веселье какое-то не покидает вас на Волге. Ширь, простор, да и встречи поминутные.»

Если имя и произведения Репина широко известны, то гораздо меньше широкому зрителю известно имя и творчество другого выдающегося художника, чье творчество также связано с Волгой и Жигулями. Это – Федор Александрович Васильев. А ведь именно он явился инициатором знаменитой поездки по Волге и как вспоминал Репин, был творческим лидером в их небольшой группе. «Феноменальный» талант этого молодого человека – ему было 19 лет – отмечали многие современники. Им восхищался Крамской, Шишкин, по слом Репина «они полнели от восхищения гениальным мальчиком». Пейзажи Васильева отличаются особой поэтичностью и редкой гармонией красок. Фёдор Васильев должен был вырасти в талантливейшего пейзажиста, но ему было отпущено всего 23 года жизни. Даже за столь короткий срок, когда другие только учатся азам живописи, он успел написать картины, вошедшие в золотой фонд Российского искусства. В судьбе Федора Васильева Самарская Лука сыграла особую роль. В 1870 году, после четырехмесячного путешествия по Волге вместе с Репиным и Макаровым, художник написал картину, которая принесла ему известность - «Вид на Волге. Барки». В этом полотне в первый момент поражает масштаб неба, которому Васильев отдал больше половины холста. Затем внимание привлекают причаленные к берегу барки и группа бурлаков, отдыхающих возле костра. Однако главное в этом полотне - не жанровый мотив, а именно, пейзаж. Ведь не случайно в названии "Вид на Волге. Барки" о бурлаках вообще не упоминается, в отличие от "Бурлаков на Волге" И. Репина. Васильев передал умиротворенность широких волжских просторов, наступившую после грозы, о которой напоминает только край оставшейся вверху тучи. Все световое решение полотна связано с небом. На фоне яркой синевы светлые облака как бы движутся из глубины, приобретая новые очертания. Поэтому освещенность пейзажа воспринимается также меняющейся на глазах. Этим определяется богатство живописи берега, барок и реки, принявшей отражение облаков, синевы неба и золотистых парусов. Очень тонко переданы все оттенки цвета: от серо-пепельного на переднем плане до золотисто-рыжего, оттеняющего великолепие живописи неба. Голубизна воды и неба контрастирует с золотистой гаммой барок и песка. Отражение в воде настолько четко передано художником, что становится непонятным, почему он оставил не записанным светлый грунт. Возможно, в этом проявляется разнообразие технических приемов живописи Васильева.

В пейзаж деликатно вписана жанровая сцена с бурлаками, которая позволяет осмыслить и живо представить все происходящее. В ее группировке Васильев достиг непринужденной свободы и спокойствия. Введя в пейзаж бытовой мотив, художник стремился передать слитность человека с природой. Сизоватый дымок от костра и висящий на треножнике котелок напоминают о близости часа обеда. И хотя Васильев и Репин - оба используют в своих полотнах бурлацкую тему, она получает в их картинах разную трактовку. Если Репин стремился сосредоточить внимание на характерной выразительности фигур, то Васильев предложил пейзажное решение этого мотива. Главным стимулом его творчества было создание пейзажа, духовно возвышающего человека.

В 1878 г. Художник С.В. Иванов шагал вместе с переселенцами с.Марычевка, что под Самарой, и создал картину о народном горе «Смерть переселенца».

На Волге в этот же период писал пейзажи И.К Айвазовский, который путешествовал по Волге в 1884 г. Здесь он написал картину «Волга у Жигулевских гор» и «Волга у Ветлянки». Особым событием, связанным с выставкой, станет возвращение в музей русского искусства картины Ивана Айвазовского «Волга у Жигулевских гор». Двадцать два года эта работа, ранее взятая из музея, висела в Мариинском дворце. «После выставки эта картина пройдет реставрационный процесс. Ей надо «прийти в себя» после долгого отсутствия»,— сказал «i» господин Вакуленко. Инициатором переезда «Волги у Жигулевских гор» стал музей, а cекретариат президента Украины этому посодействовал.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...