Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение реки в жизни пребрежных жителей

ФИО

ФИО,У ЧАщиеся 5 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Старая Порубежка Пугачевского района Саратовской области»

Руководители: Бурцева Галина Васильевна, учитель химии,

Минюшина Валентина Николаевна, учитель биологии.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

1.География реки Большой Иргиз.

2.История названия.

3.История реки.

4.Значение реки в жизни прибрежных жителей.

5.Экологические проблемы.

Заключение.

 

Мне порою часто снится

Словно крик осенней птицы

Край суровый, край далекий

Где с тобой мы родились.

Где колечко за колечком.

По степи рисует речка.

Для кого то небольшая,

А для нас – Большой Иргиз.

В.Н.Фадин.

Введение

С самого рождения и до смерти человека окружает вода. Она необходима нам для жизни. И не особо важно, будь то небольшой ручей, озеро или полноводная река. Жизнь нашего села, каждого его жителя, неразрывно связана с рекой Большой Иргиз. И дети и взрослые ходят на реку купаться и отдыхать. Река – основной источник питьевой воды и воды для полива. Нет числа рыбе что выловили в её водах. По праву считается она достопримечательностью нашего села, и кто бы не приехал в гости в наше село, обязательно побывает на нашей речке... Вот и задались мы вопросами: Что мы знаем о реке? Откуда берёт она своё начало? Какова её история? Как связана она с жизнью нашего села? И что надо сделать что бы сохранить её в первозданной красоте?

Цель проекта

Изучить информациюпо реке Большой Иргиз, показать её уникальность и значение в жизни людей.

Задачи проекта:

· изучить географию реки.

· выяснить историю названия и историю самой реки.

· обозначить роль реки в жизни людей и её проблемы.

· предложить методы решения экологических проблем реки.

География реки большой иргиз

Одной из самых главных достопримечательностей Большечерниговского района Самарской области является государственный памятник природы «Истоки реки Большой Иргиз». Истоки реки представляют собой группу родников, вытекающих из пород юрских отложений. Рельеф представляет овражное понижение между холмами, похожее на чашу, склоны которого местами обнажены. Со всех сторон в центр чаши стекается вода, откуда она чистой студеной лентой сбегает вниз и образует местами небольшие водопады.Именно здесь берет свое начало река Большой Иргиз и сильно петляя среди степей левобережья, протекает по территории Самарской, Саратовской области и впадает в Волгу, ниже города Балаково. Длина извивающейся ленты реки 675 километров, а по прямой между устьем и истоком расстояние составляет не менее 250 километров, размер бассейна- 24000 квадратов. Длина реки по Саратовской области 458 километров, а по прямой 150 километров.Река Иргиз официально является самой извилистой рекой в Европе. В Большой Иргиз падают 21 река,а так же 17 озёр.Среди них Старица Дрониха, озеро нашего села. Эта полноводная река с мутными водами течет, сильно извиваясь, по распаханным волжским степям. Много повидал на своем веку Иргиз, много тайн хранит он.

История названия

В этих глухих, богатых дичью и рыбой краях, в далеком прошлом – в VII – V веках до нашей эры, кочевали и обитали племена савроматов (носители скифской культуры) и сарматов, которые истребили часть скифских жителей. Вот тут и начинается легенда о степной реке.
У сарматского хана была красавица дочь. Она полюбила скифского юношу из бедного рода. Сарматское население свысока смотрело на побежденных, и поэтому молодым не суждено было соединиться. От горя и отчаяния девушка бросилась в реку и утонула. Её звали Иргиз. Это событие поразило не только родителей девушки, но и всех соплеменников. Место гибели девушки получило название Иргиз. Вскоре так стала называться вся река.
В конце IX века в этих местах кочевали и жили орды печенегов. В эти периоды большинство завоевателей шло на Русское государство с Востока, неся с собой беды и разрушения живущим тут народам. Среди нападающих были разные племена. С одним из таких нашествий связана еще одна легенда о степной реке.
Слово «ирис» в переводе с греческого – «радуга». За необыкновенную красоту, радужность расцветки получил свое название цветок ириса.
Чудо природы – радуга всегда восхищала людей своей загадочной красотой.
А в этот день небесное явление растревожило душу воина-поэта.
Через весь купол послегрозового фиолетового неба перекинулась блестящая свежевымытыми красками радуга. Один конец её опустился во взбудораженные непогодой воды реки, а другой – видимо, в такую же степную реку. Вбирая по капле зеркальные брызги реки, радуга становилась все ярче и ярче. И тогда поэт воскликнул: «Цветок ириса! Смотрите, в небе расцвел ирис!» - «Где?» - не понял его рядом стоящий воин. «Вон, смотри! Один лепесток цветка прильнул к реке, а другой – пьет воду из такой же бурлящей красавицы, как эта! Клянусь, я найду и ту реку!»
Кочевники шли на запад. Позади остались казахстанские просторы, где поэт назвал один из притоков реки Тургай Ирисом. Но воины переиначили его по-своему – Иргизом. Так это слово звучало для них понятнее и благозвучнее. Иргиз – будто удар бича, иргиз - взвизг меча в бою. Такое название река сохранила и до наших дней.
Когда племена вступили в заволжские степи, то увидели вторую реку и поразились её красоте. В лучах заходящего солнца вода струилась, играя всеми цветами радуги. Увидев это, поэт воскликнул: «Я нашел реку, в которой пила влагу радуга!» И назвал её тоже Иргизом. Только, в отличие от казахстанского, этот Иргиз был наречен Большим. В этот же период здесь надолго поселились башкиры. Этот народ создал немало красивых легенд и сказаний, связанных с названием урочищ и местных рек. Вот одна из них.
Башкирами тогда правили бии. У одного бия была дочь – красавица Гулистан.
По соседству с башкирами кочевали калмыки. Их хан – властитель тогда несильного народа, полюбил Гулистан и захотел во что бы то ни стало жениться на ней. Он предложил башкирскомубию выдать за него дочь, но тот ответил ему, что без согласия её и своего народа не сможет сделать это.
Гулистан отказалась выйти замуж за человека из другого народа и другой веры и призвала свой народ к войне против калмыков.
Услышав это, калмыцкий хан послал на башкир свой отряд воинов. Отряд напал и отбил у башкир скот. Так началась вражда между этими народами.
Однажды башкиры узнали, что калмыки собираются отнять у них Гулистан. Они вышли навстречу врагу, вооруженные копьями и мечами. Началась битва. Гулистан с отцом наблюдали за ней с высокого места. Отсюда бий руководил своими воинами.
Вдруг девушка увидела, что башкир потеснили, и калмыки начинают побеждать их. Тогда она села на коня и встала впереди своего отряда. Воодушевленные этим поступком Гулистан, башкиры воспрянули духом и вновь ринулись в бой. Их натиск был так силен, что калмыки не выдержали и разбежались. Многие из них остались на поле брани. Башкиры ликовали. Долину, где была одержана эта победа, они назвали именем девушки – победительницы – Гулистан, а реку, протекающую по этой долине, на берегу которой башкиры праздновали свою победу, чествовали Гулистан, они назвали Ир-Кыз, что в переводе на русский обозначает «молодец девушка».

История реки

Первое упоминание об Иргизе относится к первой четверти Х века. О «кривой» реке пишет арабский писатель Ахмед ибн Фадлан.

Большой Иргиз всегда привлекал внимание историков. В середине ХIХ столетия о реке писали: «Большой Иргиз - самая значительная река из впадающих в Волгу между Камою и Астраханью. Трудно встретить реку, которая имела бы столь излучистое течение. Вершина Иргиза отстоит от устья по прямой линии не больше как в 240 верст, а по течению насчитывает в несколько раз больше. Глубина везде значительная. И в берегах Большого Иргиза помещается почти треть населения всего Николаевского уезда».Когда-то река в своем русле имела намного больше воды, чем сейчас, по берегам реки росли буйные травы да шумели дремучие леса.Если обращаться к глубокой истории, в наших местах жили разные древние люди. В этих глухих, богатых дичью и рыбой краях, в VII–V веках до нашей эры в поисках пастбищ через степи проходили племена скифов. В Ш веке до нашей эры здесь появились первые поселения, их остатки были обнаружены по берегам реки Большой Иргиз.Башкиры первыми приметили брод через реку Иргиз еще тысячу лет назад. Во время кочевий они перегоняли здесь скот. Выше и ниже по реке были перекаты, но только в этом месте известняковое плато выходило почти на поверхность воды, оно было очень широким и удобным для перехода через реку.Самое первое поселение здесь было во времена Золотой Орды, более 600 лет тому назад, но название этого поселения неизвестно. На берегах Иргиза властвовали татары-монголы. Был построен городок с мечетями, караван-сараем и глинобитными саклями. Русское самодержавие, разгромив Казанское ханство, разгромили и мечети – татарское поселение перестало существовать, оставив после себя развалины. Люди покинули эти места, и все вокруг одичало.Часто берега Иргиза были безлюдны. Кочевники приходили, задерживаясь на то время, пока их стада не съедали корм, и снимались в поисках новых пастбищ.Но некоторые народы облюбовали эти места и поселились здесь надолго. Например, башкиры, которые живут в Прииргизье с IX века. В первой половине XVIII столетия в наших краях жили только скрывающиеся от церковных и светских властей беглые.Активное заселение Прииргизья начинается со второй половины XVIII века.Старообрядцы и беглые русские, которые жили в Польше, устремились на реку Большой Иргиз. Их не принуждали сбривать бороды, также не запрещали носить узкие платья. Переселенцев освободили на 6 лет от податей и работ, пообещав свободное передвижение к местам поселений. Им разрешалось записаться в купечество или стать государственными крестьянами. Таким образом, здесь никогда не было крепостного права.Старообрядцы начали селиться вокруг брода. Было основано поселение под названием слобода Мечетная. Название своё она получила от развалин золотоордынских мечетей. Рядом с этими развалинами русские люди возвели свои избы. На берегах реки появились сёла, слободы, скиты. Вокруг росли густые дикие леса, в них водились медведи и кабаны, в окрестных степях паслись табуны тарпанов – диких лошадей.

В 1772 году в слободе Мечетной оказался беглый казак Емельян Пугачев. Именно здесь мудрый старец Филарет надоумил бунтаря выдать себя за царя Петра III. Многие жители слободы приняли участие в крестьянском восстании, которое длилось два года.

Шли годы. Старообрядческие скиты, расположенные в окрестностях слободы, превратились в монастыри, которые стали крупнейшими старообрядческими монастырями Российской Империи. Некоторые здания этих монастырей сохранены и в настоящее время. Росли и развивались многие большие поселения и сосем малые. По сохранившимся в Пугачёвском краеведческом музее документам первые мельницы на Иргизе появились в ХVIII веке. Река использовалась как транспортная магистраль. По водам её доставляли лес, керосин, соль, а вывозили хлеб, муку. Во все времена в России остро стоял вопрос дорог, ауж в распутицу или когда метель занесёт, река была и дорогой и ориентиром, что бы с пути не сбиться. Вот так история реки переплелась с историей государства. Значение её и по сей день велико для каждого кто проживает в её окрестностях. Мудрый Иргиз повидал на своем веку много событий. По воспоминаниям старожилов, когда-то в Большом Иргизе была чистая вода, река была богата рыбой и раками. Возле воды по лугам бродили коровы, к реке на ночь выгоняли пасти лошадей, к реке шли с ведрами за водой, к реке несли полоскать бельё, у реки по вечерам деревенские девушки собирались петь песни.
Купание летом, костры на берегах осенью, плавали в лодке по весеннему половодью…

ЗНАЧЕНИЕ РЕКИ В ЖИЗНИ ПРЕБРЕЖНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

Для того чтобы выяснить что значит река в жизни людей, насколько велика её роль и влияние именно в наше время мы провели опрос населения. В опросе приняли участие 107 человек. Приведём его результаты:

105 человек – источник питьевой воды.

103 человека – основной источник водоснабжения, полив огородов.

76 человек – место отдыха и купания.

54 человека - ловля рыбы.

53 человека – достопримечательность села, его гордость.

50 человек – очень красивая река.

11 человек – история села связана с рекой.

3 человека – место закаливания.

Как мы выяснили, значение реки и по сей день велико в жизни населения, как нашего села, так и, без сомнения, других прибрежных населённых пунктов. Но каким бы красивым и полноводным не был Большой Иргиз, как бы не помогал он людям решать их бесчисленные заботы, и у него есть проблемы которые без помощи человека уже не разрешить.

Экологические проблемы

Иргиз, чистая, петлявая река несла свои воды многие века до тех пор, пока люди, вооруженные мичуринской теорией «нам нельзя ждать милости от природы», не вздумали перегородить ее многими плотинами. Течение замедлилось. А тут еще слабые паводки от малоснежных зим. Если в верхних горизонтах нынче еще наблюдается какое-то движение, то массы воды на глубине 10- 12 метров находятся в состоянии покоя. Это и стало одним из составляющих факторов экологического бедствия, постигшего Иргиз в 2009 году – загрязнение реки ионами марганца.Не было никаких техногенных катастроф, ни террористических актов, ни просто разгильдяйства. Ученые и оперативники спецслужб облазили реку и вынесли вердикт: мы имеем дело с явлением природного свойства. На дне Иргиза накапливаются растительные остатки. Они не вымываются весенними паводками, их количество растет, начинается процесс окисления с поглощением кислорода. Когда вода прогревается до оптимальной температуры, это как- раз среда обитания «марганцевых» бактерий. Они стремительно размножаются и стремительно отмирают. Отсюда неожиданное, обвальное, взрывное загрязнение реки. Но, если в случае с марганцем, мы столкнулись с природным явлением, то загрязнение реки стоками – это результат бездумной хозяйственной людской деятельности. Сброс стоков вИргиз из ИК-17 продолжается десятки лет.

Последние десять лет загрязняют Иргиз стоки очистных сооружений. Объект нуждается в реконструкции, наведении там порядка. Сейчас очистка стоков составляет 50-70 процентов …и в Иргиз. Правда, сброс идет малыми порциями, но это не меняет общей картины — Иргиз превращают в большой отстойник. Раньше, в момент половодья, 4-5 лет назад, в Иргизе в районе Пугачева превышали предельно допустимые концентрации содержание фенолов и ионов меди. Вероятно, это было связано с поступлением загрязнителей из Самарской области. В настоящее время в Иргизе нет даже следов фенолов и меди. Возможно, загрязнителям поставлен заслон или заслонять стало нечего из-за остановки предприятий. Во всяком случае, для нас одной проблемой стало меньше.

Содержание нефтепродуктов в реке резко снизилось. Происходят позитивные процессы. Но видимо человек не человек, если не оставит свой след в… Да где только не оставит. И вроде бы все знаем, слышим и говорим что мусорить, загрязнять природу нельзя. Её беречь и охранять нужно. Но убрать после отдыха на реке – сложно, выкинуть домашний мусор рядом с водоёмом – можно, построить свиноферму на берегу – даже нужно. Экологическое состояние реки оставляет желать лучшего, и без вмешательства человека уже не изменится.

Заключение

Изучив весь доступный материал, поведя опрос населения, поговорив с уважаемыми жителями села, мы узнали много нового. Прекрасные легенды, от которых захватывает дух, старинные сказания, что погружают в удивительный мир истории, выверенные, точные данные, заставляющие гордиться нашим природным достоянием, нашей рекой. На многие вещи нам пришлось взглянуть по-другому и о многом задуматься.

Прекрасен и неспешен наш Иргиз, всем готов помочь. И напоить, и оросить, и от забот укрыть. Но пользуясь всеми благами, что даёт нам река, не ценим её совершенно, превратили в мусорный контейнер, куда сваливаем всё подряд. И вот к какому выводу мы пришли: если не остановить этот вандализм сейчас, если не принять меры по защите Иргиза от своих же безответственных поступков, то не выживет река, погибнет, а с нею и мы.

Что же можно сделать, что бы исправить ситуацию, хотя бы на территории нашего села? И вот наши предложения:

· отряду скаутов, который есть у нас в школе, провести акции по пропаганде бережного отношения к нашей реке,

· развешивать листовки с обращением к жителям села,

· привлечь школьников и небезразличных жителей к уборке берегов,

· высаживать вместе с лесничеством деревья вдоль Иргиза, укрепляя его берега и защищая воду от негативного солнечного воздействия,

· установить щиты в окрестностях реки с просьбой не мусорить и убирать за собой,

· запустить в реку раков как биологический способ очистки реки.

 

 

http://komanda-k.ru/Россия/река-большой-иргиз

 

http://pugachevskoevremya.ru/reka-irgiz-razdolnye-berega/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...