Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая теория деятельности.

1.Создание в советской психологии «психологической теории деятельности».

2. Разработка психологической теории (советские психологи могли учитывать позитивные и негативные стороны, каждой из теорий, в связи с расцветом за рубежом теории – бихевиоризм)

3. Вооружение на теорию К. Маркса: «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание».

4. А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность» - именно в этой книги наиболее полно изложена теория деятельности.

5. Личность А. Н. Леонтьева (Теоретик. Методолог. Экспериментатор)

6. Макроструктура деятельности по А. Н. Леонтьеву. Уровень особенных деятельностей, уровень действий, уровень операций, уровень психофизиологических функций.

7. Уровень действий

А) Действие – основная единица анализа деятельности.

Б) Действие – это процесс направленный на реализацию цели.

8. Характеризуя понятие «действие», может выделить следующие 4 момента.

А) первый момент: компонент акта сознания

Б) второй момент: действие включает акт поведение

В) третий момент: принцип активности

Г) четвертый момент: действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир

9. Выводы по характеристики действия.

10. Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели.

11. Чрезвычайное разнообразие целей, а самое главное разномасштабность.

Уровень операций.

13. Операцией называется способ выполнения действия.

14. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий.

15. Используемые операции зависят от условий в которых в которых совершается действие.

16. Цель, данная в определенных условиях – задача

17. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются.

18. Положения операций. Бывают двух родов: возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие путем их автоматизации – это первый тезис.

19. Второй тезис – операции 1 рода не осознаются

- операции 2 рода на границе сознания

20. Третий тезис – укрупнение единиц деятельности

- дробление деятельности на более мелкие единицы

21. Действие есть единица деятельности

22. Психология не нашла ответа на вопрос: «Где граница, которая отделяет действие от операций?»

22. Определение операций как способа выполнения действий: не всякий способ есть операция.

23. Примеры.

24. Ни статус, ни соотнесенность с условиями, ни величина или масштаб акта не позволяют ответить на поставленный вопрос

25. Психологический признак различающий действие и операции: осознаваемость – неосознаваемость.

26. Единственный путь – использование объективных индикаторов.

27. Уровень психофизических функций. Никогда не удавалось органически включить работу мозговых механизмов в психическую деятельность. Эту работу рассматривал В.Вундт.

28.Психофизиологическими функциями понимают физиологические обеспечения психических процессов.

29. Психофизиологические функции вписываются в деятельность – можно сказать что они составляют предпосылки и средства деятельности

30. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

 

Лекция 8

Психологическая теория деятельности (продолжение).

 

1.Откуда берутся цели? Что побуждает ставить цели?

ответ: Потребность и мотивы

2. Потребность – это исходная форма активности живых организмов.

3. Состояния объективной нужды организма в чем-то. Что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования и называется потребностями.

4. Потребности человека: биологические потребности, потребности в контактах с себе подобными; познавательная потребность

5. Опыты: а)Обезьяна – шимпанзе; б)ребенок и соска – пустышка.

6. Вывод: что ребенок уже ищет и добывает информацию в 2-хмесячном возрасте.

7. В отношении рассмотренных потребностей, следует отметить 2 важных момента.

А) потребность в контактах и познавательная тесно переплитаются

Б) составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития

8. Потребность связанная с деятельностью, в котором выделяют 2 этапа в жизни каждой потребности:

А)период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность (поисковая деятельность, встреча предмета с её предметом, опредмечивание потребности)

Б)В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности

В) Если смотреть со стороны потребности, то – как определенная потребность

Г)После этой встречи.

9. У человека биологические потребности как и у животного, а на них «наслаиваются» специфические человеческие.

10. А.Н. Леонтьев оспаривал это и приводил слова К.Маркса.

11. Голод – социальное опосредствование – пища

12. Особенная деятельность или особенный вид деятельности

13. Уровень деятельностей четко отделяется от уровня действия

14. Не всё мотивы «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Есть ведущие, а есть второстепенные – мотивы-стимулы.

15. Соотношение мотивов и сознания. Мотивы можно разбить на 2 класса. К первому – осознаваемые (мотивы-цели); ко 2 – неосознаваемые.

16. Если мотивы не осознаются, то проявляются в сознании в 2 формах. Это эмоции и личностные смыслы.

17. Эмоции – отражение отношения результата деятельности к её мотиву.

18. Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

19. Ведущий мотив – смыслообразующая функция.

20. Мотивы человека – иерархическая система.

21. Развитие мотивов. От потребности к мотиву, затем к цели и действию

22. Механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив)

23. Суть этого состоит в том что что мотив преобретает самостоятельную побудительную силу.

24. Превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции.

25. Внутренняя деятельность

26. Функции внутренней деятельности: внутреннее действие подготавливают внешние действия. Экономизируют человеческие усилия, возможность избежать грубых или роковых ошибок.

27. Теория деятельности выдвигает 2 тезиса: первый тезис – принципиально то же строение как и внешняя; второй тезис – процесс интериоризации.

28. Деятельностный подход. Перцептивные задачи.

29. Психология в Большой Советской Психологии определяется как «Наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных»

30. Предметом психологии – является психически управляемая деятельность.

31. В советской психологии реализуются 2 обширные стратегические линии.

А)деятельность как предмет

Б)как объяснительный принцип

 

Задачи по общей психологии

Задача1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой тени заключенной в теле.

2. Психология есть наука о порождении и функционировании в деятельности индивидов психологического отражения индивидом объективной реальности

3. Психология изучает психические состояния и свойства человека на развитых этапах его развития, а так же закономерности его формирования как активного личностного характера социального процесса

 

Задача 10

1) Материал: Вещество

2) Нервный процесс: Рефлекс

3) Сознание: Реальное

4) Психическое: Активное

5) Копия: Вторичное

Задача 4

1. Г) субъективность

2. В) отражение

3. Б) субъективность

 

Задача 136

1) осознана; 2)деятельности; 3) Активности;4) Успеха;5) мотивах;

6) потребность

Задача 140

1) г; 2) б; 3) г; 4) д; 5)в; 6)д; 7)б; 8)б

 

Тезисный план

А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность»

Глава: «Деятельность и сознание»

I. Генезис сознания

1.Деятельность субъекта – опосредствуется и регулируется психическими отражениями в реальности

2. Психическая реальность - это субъективный мир сознания

3. Утверждение идей о разных уровнях психологического отражения.

4. Сознание в своей неопосредственности – это открывающиеся субьекту картины мира, в которую включен он сам

5. Тахистоскопическая методика. «Поле восприятия» и «поле сознания»

6. Изменение предмета «не видя его» и «в Уме»

7. Суть явления сознания – психические образ, сознательные представления.

8. Научный метод анализа порождения и функционирования человеческого сознания.

9. природа сознания лежит в объективно – предметном, продуктивном характере.

10. Трудовая деятельность запечатлевается в своем продукте.

11. Указанный переход имеет в качестве необходимой предпосылки сознание: Представление – Объектирование – Видит мир.

12. Понимание сознания как субъективный продукт.

13. Субъект – деятельность – предмет

14. Проблемы соотношения субъективного образа и внешнего предмета

15. Процесс присвоения субъектом предметного мира в его идеальной формы, в форме сознательного отражения.

16. Индивидуальное сознание

17. Первоначальное сознание – существует в форме психического образа.

18. Психологические особенности индивидуального сознания - поняты через связи с теми общественными отношениями в которые вовлечен индивид.

II. Чувственная ткань

1.Чувственная ткань – это чувственный состав образов реальности

2. Функции: придают реальности сознательной картины мира.

3. Гельмгольция – невозможность вывести образы предметов из ощущений.

4. Функции чувственных образов(минеры)

5. Стреттон – искусственная инверсия зрительных впечатлений.

6. При оптическом искажении происходит «дикодирование» проекционного образа

7. Чувственные образы сохраняют свою значимость

8. Чувственные впечатления являются толчком.

III. Значения как проблема психологии сознания.

1.Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

2. Феномен Каспера Гаузера

3. В значениях представлена преобразованная и свернутая форма существования предметного мира

4. Понятие – психологический продукт – продукт ассциирования.

5. В психологию входят изучения развития понятие и мышления (Ваготский, Пиаже)

6. Понятия не формируются в голове у ребенка, а являются присвоением «готовых», этот прроцесс происходит в деятельности ребенка.

7. Деятельность «в плане сознания»

8. Теория поэтапного формирования умственных действий действий и понятий

9. Проблема: «нестихийного» формирования умственных процессов.

10.Психическое отражение возникает в результате раздвоения жизненных процессов. 1.Прямые биотнические процессы. 2. Сигнальные процессы.

11. Проблемы особенностей функционирования занятий, понятий

12. Сознаваемое объективное значение и его значение для субъектов (Личностный смысл)

13. Предметы отражаются в языке и сознании(они разрушаются против товарного производства)

14. Возвращение к чувственной предметности мира – самая тонкая

IV. Личностный смысл

1.Двойственность психологии (познавательная и потребительская)

2. Деятельность конкретных организмов остается «втиснутый»

3. Переход целей в объективные продукты.

4. В товарном обществе вознивает чуждость.

5. Несовподение

6. Выготский – Утаенный план сознания.

7. Психо-логизируются – возвращаются к чувственной реальности мира.

8. Психологическое сознание субъекта

9.Борьба идеалов личностных смыслов отражений и т.д не могут адекватно выражаться

10. Условия борьбы за сознание людей.

11. Несовместные личностные смыслы.

12. психологический анализ (общие качества)

 

 

Ответы на 4 вопроса

1. Что стало возможным изучать во внутренним мире человека, благодаря категории деятельности

1.Стало возможным изучать во внутреннем мире человека благодаря категории деятельности - это насколько человек продвинулся в обучении, насколько и чем «загружено» его сознание, находиться ли он в состоянии утомления или эмоционального возбуждения. Помогает отразить и организовать внутреннюю жизненную активность и внешние проявления любого субъекта управления.

2. Составить словарь из всех понятий включенных в структуру деятельности и обьяснить их взаимосвязь

Действие – это основная единица деятельности, процесс направлений на реализацию цели Цель задает действие Ц-Д
Цель – образ желаемого результата
Реакция – ответное действие  
Операция – способ выполнения действия  
Задача – цель, данная в определенных условиях  
Психофизиологические функции – это фундамент процессов деятельности Без опоры на них невозможны были бы выполения действий и операций, но и постановление задач
Потребность – это исходная форма активности живых организмов мотивы порождают действие т.е мотивы образуют цель
Мотив – предмет потребности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...