Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект труда в перцептивном мире

Стиль 9.1.

“Сбор информации. Я выслушиваю мнения и информацию, факты и решения, которые мне сообщают. При этом я не размышляю над ними. Когда меня просят сообщить информацию, я сообщаю ее.

Защита позиции. Я стараюсь ни во что не вмешиваться и всегда присоединяюсь к мнениям, мыслям и действиям других людей. Свое мнение выражаю редко и только в пределах обычного обмена информацией. Я сообщаю требуемую информацию, только когда на нее поступает запрос.

Разрешение конфликта. Я занимаю нейтральную позицию или стараюсь держаться в сторонке.

Оценка и критика действий коллег. Я держу при себе свое мнение о действиях других людей и воздерживаюсь от сообщений о нем, даже если меня просят. Я делаю вид, что не замечаю чужих ошибок и промахов, за исключением тех случаев, когда чужие ошибки отражаются на мне самым непосредственным образом.

Принятие решения. Я всегда предоставляю возможность другим людям принять свои решения, либо вообще не принимаю решений, оставляя все так, как есть. Я стараюсь вести себя так, чтобы меня ни во что не вовлекали, за исключением тех вещей, которые могут серьезно отразиться на моей работе.”

 

Комментарий: Для этой позиции характерна только высокая устремленность на дело. Руководитель принимает информацию, когда его просят о чем-то сообщить — сообщает. Он только выслушивает мнения подчиненных. Но не рассматривает их.

Одновременно с сосредоточенностью на результате — отстраненность от группы и безразличие к интересам людей. Участия в спорах и обсуждениях избегает, не вступает ни в какие отношения.

Старается ни во что не вмешиваться. Свое мнение выражает редко и только в пределах обычного обмена информацией. Информацию сообщает только тогда, когда на нее поступает запрос. Всегда соглашается с мнениями, мыслями и действиями других.

В ситуации конфликта занимает нейтральную позицию или старается держаться в стороне.

Свое мнение о действиях других людей держит при себе и воздерживается от сообщений о нем, даже если об этом просят. Делает вид, что не замечает чужих ошибок. Реагирует на чужие ошибки только в тех случаях, когда они касаются непосредственно его самого.

Либо вообще не принимает решений, оставляя все как есть, либо предоставляет другим людям принять решение. Старается вести себя так, чтобы его ни во что не вовлекали. За исключением тех вещей, которые могут серьезно отразиться на работе.

Разумеется, такая характеристика позиции руководителя не может стать основой высоких показателей в решении деловых задач. При такой установке результаты могут быть средними или даже минимальными. Характеристика явно выражает отсутствие направленности на группу, на интересы людей.

 

 

Стиль 5.5.

Сбор информации. Я склонен принимать вещи такими, каковы они на самом деле, стараюсь проникнуть в их суть. Я проверяю факты, мнения и решения не стараясь в них углубляться. Я рассматриваю мнения и идеи других, чтобы найти приемлемую для меня постановку задачи.

Защита позиции. Я высказываю свое мнение в виде предположения, предлагаю различить и проанализировать различные варианты действий, чтобы приспособиться к действиям других и сгладить. разницу между своим и чужими вариантами. Мысли и чувства я выражаю в приемлемой для всех форме.

Разрешение конфликта. Я всегда стараюсь найти взаимно приемлемую позицию. Руководствуясь давно проверенным правилом, я рассматриваю только те проблемы, которые возникли только что, в нынешней ситуации, а не когда-то давно.

Оценка и критика действий коллег. Оценки чужих действий я всегда даю неформально, в завуалированной форме, чтобы не задеть личное и профессиональное достоинство человека.

Принятие решения. Я стараюсь найти практичное, пусть даже несовершенное, но приемлемое для других решение.”

 

Комментарий: Оптимальный стиль решения. Идеальный стиль недостижим, поэтому пытаются определить реальный: возможное сочетание высокого качества решения задачи с удовлетворенностью людей своим участием и социально-психологическим климатом в рабочей группе

Принимает вещи такими, каковы они на самом деле, стараются проникнуть в суть вещей. Проверяет факты, мнения и решения. Внимателен к мнениям других, стремится найти приемлемую постановку задачи.

Мысли и чувства выражает в приемлемой для всех форме. Свое мнение высказывает мягко, как предположение, предлагая различить и проанализировать различные варианты действий. Старается приспособиться к действиям других и сгладить разницу между своим и чужими вариантами.

В ситуации конфликта всегда старается найти взаимно приемлемую позицию. Здесь у него есть давно проверенное правило: рассматривать актуальную проблему, которая стоит сейчас, в нынешней ситуации, а не те, что остались неразрешенными с давних пор.

Чужие действия всегда оценивает неформально, в завуалированной форме, чтобы не задеть личное и профессиональное достоинство человека.

Старается найти практичное, пусть даже несовершенное, но приемлемое для других решение.

 

Стиль 9.9.

Сбор информации. Я активно собираю факты, проверяю и переоцениваю свои и чужие решения и факты, оценивая их важность и объективность.

Защита позиции. Я выражаю свои убеждения и интересы, выслушиваю других и стараюсь понять и убеждения и действия. Если меня убедят, я готов изменить свою позицию.

Разрешение конфликта. Я стараюсь выяснить его корни и причины чтобы их разрешить или устранить.

Оценка и критика действий коллег. Чужие поступки и действия я оцениваю в зависимости от того, как идет дело. После того, как дело закончено, критика становится основой диагноза, анализа и обучения. Я стараюсь выяснить причины промахов и ошибок и использую их как средство обучения.

Принятие решения. Я придаю значение отысканию решения наиболее важных проблем. Для этого я объективно рассматриваю всю информацию, полученную от других членов экипажа. Я всегда ищу понимания и согласия.”

 

Комментарий: Идеальный тип: задача решена на высоком качественном уровне (учтены все условия и достигнут высокий результат), люди удовлетворены своим вкладом в решение и отношениями в группе

Активно собирает факты, проверяет и переоценивает свои и чужие решения и факты, оценивая их важность и объективность.

Открыто выражает свои убеждения и интересы, выслушивает других и старается понять и убеждения и действия. Готов изменить свою позицию, если сочтет убедительными чужие доказательства.

В ситуации конфликта старается выяснить причины, чтобы затем их устранить.

Чужие поступки и действия оценивает в зависимости от того, как идет дело. После того, как дело закончено, старается выяснить причины промахов и ошибок и использует их как средство обучения.

Придает значение отысканию решения наиболее важных проблем. Для этого рассматривает всю информацию, полученную от других членов экипажа. Стремится к пониманию и согласию.

Необходимо построить новую сиñтему профессиональной подготовки.

Кроме направленности на успешное выполнение дела и на поддержание в людях хорошего рабочего настроения, удовлетворенности своим вкладом в общее дело, направленности на создание благоприятной рабочей обстановки и отношений между людьми, необходима направленность на безопасность. Она предполагает постоянный неослабевающий контроль лидера за состоянием и сосредоточенностью каждого исполнителя, за координацией и выдерживанием ритма. Подобно дирижеру лидер должен еще и вдохновлять команду своим задором и авторитетом. Здесь тем более не должно быть ни привыкания, ни снижения уровня бодрости, которое сопровождает многократное успешное исполнение. Необходим анализ сочетания стиля с реальными результатами решения задач разной сложности. К пяти категориям, содержащимся в системе Блейка (характеру сбора информации, умению сформулировать, доказать и отстоять свою точку зрения, умению оценивать и критиковать действия другого, особенностям принятия решения), необходимо добавить еще некоторые: способность проводить подготовку к каждой ситуации, собирать и вдохновлять людей,. контролировать исполнение, и после каждой ситуации разбирать исполненное, извлекая новые уроки и разъясняя это исполнителям. Все это должно проводиться аккуратно и с вниманием, словно впервые. Лидер должен ориентироваться на те уроки, которые он извлекал каждый раз, из каждого очередного исполнения. Лидер должен уметь извлечь урок из исполненного, оценить, как была выдержана каждая из указанных направленностей (здесь их можно для наглядности обозначить как оси координат) и по каждому из качеств, характеров и особенностей. Необходимо подобрать или построить методики. Которые позволили бы выделить оценивать все указанные направленности и качества. Методики не должны давать привыкания. Они должны сочетаться с профессиональными задачами. Оценки должны поддаваться объединению и переводу в некоторый итоговый общий результат.

Методика 4.3. Обучение пилотов принятию решения

Г. Флатерс, У. Джиффин, Т. Рокуэл

В эксперименте согласились участвовать 30 пилотов с опытом полетов по приборам.

Перед началом каждый заполнил анкету: время налета, тип тренировки, наиболее типичный вид полетов, несколько вопросов на знание систем самолетов. Пилотов информировали о погоде и о самолете.

В предварительном эксперименте, который проводился в ситуации экспериментатор- пилот, пилотов просили рассмотреть ряд различных сценариев с помощью карандаша и бумаги, один за другим. Первые четыре были даны пилоту для того, чтобы он мог поупражняться в постановке диагноза неполадок на самолетах, которые вызывали проблемы в полете. Последний сценарий предназначался для выявления способности пилота принимать решения. Именно на его основе были собраны данные этого эксперимента. Экспериментатор начинал хронологически описывать полет, дав предварительно некоторую информацию и сообщив его назначение.

“Вы в международном аэропорту “Бангер” и собираетесь отправиться в Глен Фоллз, Нью- Иорк, где в 13.00 начинается деловая встреча (воспользуйтесь картой полета на низких высотах). Сейчас 9.00 и Вы чувствуете, что Вы будете готовы к отправлению в 10.00 после проведения необходимой предполетной подготовки. Вы сегодня полетите на самолете Чероки Эрроу (№8086уу). Вы на нем уже летали несколько раз и чувствуете его надежным. Баки полны, и после внимательного предполетного осмотра Вы решаете, что самолет готов к полету. На таблице дается краткий список наиболее важных условий.”

Пилот просматривал таблицы и графики. Поскольку в эксперименте с карандашом и бумагой нет возможности контролировать ход полета по приборам (указателям высоты, оборотов и других характеристик двигателя), то основой планирования воображаемого полета могла быть только информация, представленная в таблицах и графиках. На основе этой информации и информации о погоде пилот мог подготовить выполнение всех этапов полета.

Для экономии времени и уменьшения разброса в пилотских оценках такого важного показателя выполнения как время полета, подробный план полета был составлен заранее. Чтобы познакомиться с ним и принять его пилоту предоставлялось небольшое время.

Взлет, набор высоты и крейсерский полет на первых участках были описаны текстом. Пилоту предлагалось прослеживать развитие полетной ситуации по упрощенной карте низких высот. До середины пути полет должен идти строго по графику и по намеченному маршруту. После середины вводилась экстремальная ситуация: отказ генератора переменного тока и необходимость изменить план полета. Симптомы этой проблемы, некоторые корректирующие действия и общая оценка ситуации описаны в тексте таким образом:” В 11.21 (через 1 час 21 минуту после взлета) Вы пересекли перекресток Грумпа. Через минуту Вы услышали короткий всплеск статического шума в наушниках. В то же время Вы заметили, что стрелки указателя ВОР дернулись и вернулись в нормальное положение. Желая понять, чем это вызвано, Вы смотрите на приборную панель и замечаете, что амперметр показывает 0. Вы включаете посадочные фары и видите, что стрелка амперметра не реагирует. И тогда Вы приходите к выводу, что отказал генератор переменного тока. Вы по инструкции повторно проверяете правильность процедур включения, но генератор по- прежнему не работает. Тогда Вы его выключаете, снижаете электрическую нагрузку и пользуетесь только аккумулятором. Аккумулятор может обеспечить радиосвязь только в течение ограниченного времени. Это зависит от размеров и характеристик аккумулятора, температуры и потребностей в энергии используемого Вами оборудования. Но даже в идеальных условиях в вашем распоряжении не более 50 минут.

Вы на высоте 8000 футов восточнее перекрестка Грумпа, сейчас 11.23 и Вы в полете 1 час 23 минуты. Ветер с юго-запада со скоростью 30 узлов”.

Приведенный текст содержит несколько ключевых моментов информации, которой может пользоваться пилот для изменения плана полета и решения об уходе с намеченного маршрута.

Необходимость изменения плана полета и решения об уходе с намеченного маршрута уклониться определяется выявленными симптомами и окончательным диагнозом. Мы использовали метод прямого сообщения диагноза, чтобы дать каждому пилоту одно и то же представление о проблеме. Это важно, потому что нас интересовало принятие решения об изменении, а не сам диагноз.

Во- вторых, ясно просматривается разветвление проблемы. Если питание оборудования обеспечивается только аккумулятором, то проблема времени встает очень остро. После истощения аккумулятора отключатся средства коммуникации и навигации.

Наконец, нам кажется важным, что срок действия аккумулятора установлен именно не более на 50 минут.

Теперь наступает момент, когда пилот должен применить свои способности решать задачи. Решение заключается в ранжировании 16 аэропортов по принципу от “наиболее предпочитаемого к наименее предпочитаемому” в зависимости от их характеристик.

Каждый аэропорт характеризовался четырьмя признаками (см. табл.): а) наличие средств УВД, б) время полета до аэропорта, в) погодные условия, г) оборудование. Так как число вариантов, которые должен был рассмотреть пилот, резко возрастало в зависимости от числа признаков этих характеристик (а, б, в, г), то таких признаков было введено только 2 (+,-). Выбранные признаки ортогональны по отношению друг к другу и наиболее вероятны в таких ситуациях.

В памяти компьютера записывали 16 аэропортов со своими характеристиками. Затем они предъявлялись курсанту все сразу. Курсанту предлагалось проанализировать ситуацию и ранжировать, т.е. расположить по порядку аэропорты так, чтобы на первом месте стоял наиболее предпочтительный, а на последнем наименее предпочтительный. На экране карточка с характеристиками аэропортов появляется каждый раз в случайном порядке.

Работа курсанта с экраном должна закончиться перестановкой карточек на экране в предпочитаемое положение и записью этой информации в памяти компьютера.

По данным, полученным после ранжирования можно построить функцию ценности, которая предполагается аддитивной.

 

W(Z) = (BATC >< XATC) + (BWR >< XWR) + (BTIM >< XTIM) + (BAPP >< XAPP)

где XATC, XWR, XTIM, XAPP — независимые переменные, описывающие аэропорт Z через показатели УВД, погоды, удаления, оборудования посадки, а

BATC, BWX, BTIM, BAPP — соответствующие коэффициенты.

В этом уравнении независимые коэффициенты принимают значение +1 или -1 в зависимости от уровня признака в аэропорту Z. Для регрессионного анализа вместо ценностной величины (пока неизвестной) использовалась действительная ранговая позиция аэропорта Z.

После соответствующей организации и кодирования данных они подвергались регрессионному анализу, который позволяет получить 4 коэффициента в ценностной функции.

Ряд величин для пилотов оказался от 0,25 до 4,00. Интерпретация: допустим, что коэффициенты для одного субъекта оказались: 1,00; 2,00; 3,00; 4,00 для показателей УВД, погоды, времени и оборудования соответственно. Это означает, что субъект в наибольшей степени ценит время 15 минут, вдвое больше, чем погоду и в четыре раза больше, чем способ обслуживания УВД.

 

Таблица. Признаки, характеризующие полетные ситуации

АЭРОПОРТ УВД погода время оборудование
А + + + +
Б + + +
В + + +
Г + +
Д + + +
Е + +
Ж + +
З +
И + + +
К + +
Л + +
М +
Н + +
О +
П +
Р

 

 

Знаки в таблице: + означает большую величину, - меньшую. Так, в графе УВД знак + означает наличие в системе управления воздушным движением, минус соответствует отсутствие радиолокатора и посадку с помощью голосовой радиосвязи (РСП). Время: + означает 15 минут, — минус означает 30 минут. Погода: + соответствует нижняя кромка облаков на высоте 1000 футов, видимость 3 мили, — соответствует облачности 500 футов при видимости, равной 1миле. Оборудование: + означает наличие посадочной системы ILS, — только ненаправленный радиомаяк.

 

Методика 4.4. Тренажер для отработки принятия решения

У. Джиффин и Т. Рокуэлл

Поскольку нам неизвестно об отечественном обучающем оборудовании этого типа и назначения, приведем описание специализированной системы, построенной американскими специалистами Джифиным и Рокуэллом, о которой они доложили на 2-м симпозиуме по авиационной психологии в 1983г.

Система построена на основе компьютера CDC PLATO с использованием электронно-лучевой трубки, реагирующей на касание. Все взаимодействия с системой происходят только через касание экрана за исключением первого нажатия на кнопку запуска системы. На экране человеку предъявляется схематическое изображение приборной доски и органов управления системами самолета, когда он желает получить информацию, он касается кружочка, обозначающего прибор, и на другом экране получает изображение шкалы со стрелкою, т.е. самого прибора с информацией, при ответе человек касается пальцем кружочка, обозначающего орган управления.

Программа содержала три модуля:

-биографический вопросник,

-тест знаний систем самолета и операций по управлению ими,

-сценарий проверки способностей и методов определять причины аварийной ситуации.

Обучаемый выполнял задания последовательно, обозначая окончание каждого модуля касанием (нажатием) на соответствующие места на экране.

Биографический вопросник или анкета содержат ряд вопросов, касающихся трудовой биографии пилота (когда получено разрешение на право полетов по приборам, общий налет и т.п.).

Тест знаний состоял из 20 вопросов, которые предъявлялись последовательно по одному. Они относились к трем разделам:

- двигатель и топливная система,

- электрические системы и приборы пилота,

- погода и правила полета по приборам.

Отвечая, проверяемый должен был выбрать один из нескольких вариантов, предложенных на экране. Диагностические сценарии. Каждый снабжался информацией о типе самолета, о его оборудовании и о параметрах. Все это было отпечатано на листе бумаги. Затем предъявлялся короткий текст с описанием ситуации, которая возникала в полете. Указывалась цель полета и признаки аварийной ситуации, возникшей в полете. Затем испытуемому предоставлялось в течение заданного времени (например 4 мин) отыскать нужную информацию и определить причину аварийной ситуации.

На дисплеях предъявляются:

- схема приборной доски и органов управления,

- внутренняя информация,

- информация от УВД.

К внутрикабинной информации относятся запахи, необычные звуки, протекание жидкости и т.д.

К внекабинной информации относятся данные, которые можно получить косвенным путем и которые касаются обледенения, огня из сопла. Информация УВД относится к погоде или связана с помощью навигации.

Установив причину ситуации, проверяемый касается соответствующего слова на экране.

Через данные, предъявленные на дисплее, обучающий инструктор может наблюдать за временным ходом и за логикой поиска.

Логическая структура информационного поиска во время решение выявляется с помощью обработки, которая заключается в графическом изображении последовательности вопросов — переходов от одного прибора к другому. Связи наносятся на изображение приборной доски и получается графическая структура, где источники информации объединены в логические треки. Трек — это связанная линия вопросов, сфокусированная вокруг какой-то подсистемы самолета.

По графическим структурам можно проследить различные стратегии поиска информации. Из графика можно получить количественную оценку:

- числа использованных логических треков,

- в каком порядке человек запрашивает информацию внутри трека,

- число возвратов и повторных отборов информации,

- время между запросами.

В исследовании, проведенном на 40 пилотах с налетом от 2000 до 15000 часов, Джиффин и Рокуэлл показали, что стратегии поиска информации в одной и той же ситуации очень различны и у разных пилотов. Если пилоту удалось добиться успеха с помощью какой-то определенной стратегии, он применяет ее в других ситуациях.

Выводы: - система обладает большой эффективностью в обучении тестировании,

- при наличии хорошо построенной программы и достаточного количества экранов тестирование и обучение проводится в основном без участия инструктора,

- в памяти системы сохраняется полный каталог и весь временной ход обучения и тестирования.

Ситуационная противоаварийная тренировка.

Эта программа введена для истребителя F-15 в 1977 г. Наряду с усвоением процедур курсанты осваивают действия в сложных полетных ситуациях, где требуется мышление и принятие решения. В аварийной ситуации пилот должен: 1) продолжать контролировать полет,

2) анализировать ситуацию и действовать соответствующим образом, 3) как можно скорее приземлиться.

Тщательно структурированные сценарии с определенной дозой нагрузки по всем трем координатам, предлагаемые курсантам как в аудитории, так и на тренажере, постепенно приучают курсанта мыслить и отыскивать подходящее решение.

Ситуационные тесты позволяют установить интеллектуальные ресурсы обучаемого и его способность противостоять стрессу в полетной ситуации.

Обучение мышлению в гражданской авиации происходит в рамках системы тренировок, известных под названием LОFТ и СRМ.

Каждый летчик рассматривается как член экипажа, который и является групповым субъектом деятельности и решения. Поэтому обучение мышлению в полете слито с обучением координации действий, межличностному пониманию, стилю коммуникации, взаимодействию с командиром и с равными.

Они были подготовлены исследованиями, которые проводились в университетах Иллинойса и Флориды ЭРАУ (Авиационный университет Эмбри Риддла).

Программы которые были предложены двумя исследовательскими группами, ставили целью разработку и валидизацию материалов для тренировки мышления для курсантов и инструкторов. В результате появилось учебное пособие Дженсена и Адриана и была тщательно отработана процедура валидизации метода первоначального обучения.

Учебные пособия, написанные для молодых авиаторов, ставили цель познакомить их с опасностью, связанной с различными действиями в полете и с вероятными последствиями неправильных решений. Проработка материалов изменит аттитюды новичков по отношению к опасности и будет способствовать к тому, что они будут избегать ненужных рискованных ситуаций.

Среди проблем, которые были выделены исследовательскими группами авторы выделили очень важную: какие личностные качества способствуют успешному решению профессиональных мыслительных задач. Инициативность, активность — эта черта необходима любому пилоту для выполнения его работы. Несомненно, она свойственна почти всем новичкам и абитуриентам летных училищ, однако, если курсант постоянно получает жесткие директивы, если его заставляют заучивать и выполнять жесткие правила, он вряд ли станет инициативным пилотом с гибким и активным мышлением. Скорее он превратится в пассивного исполнителя, отказывающегося от ответственности и вечно ожидающего приказов.

Нынешнее жесткое упорядочение процесса тренировок приводит к тому, что курсант боится отступить от заученной формулы. Однако формула, как правило, годится для небольшого числа ситуаций. Для решения большинства полетных задач необходимы не жесткие формулы, а гибкое мышление, которое приспособит действие к особенностям возникшей ситуации.

Обучение самостоятельному решению возникающих в полете задач формирует у курсанта уверенность в себе и инициативу. Анализируя мышление пилота, Дженсен и Беннел выделяют в нем иррациональную сторону, которая определяется личностными и индивидуальными качествами обучаемого. Она зависит от реакции равных по званию и начальства, боязни неудачи и страха наказания, порицания со стороны семьи. Перечень нежелательных для пилота качеств приведен в таблице “5 опасных качеств”.

В исследованной выборке из 40 опытных пилотов 14 % не обнаружили преобладающих черт. По трем характерным чертам проценты распределились следующим образом:

Неуязвимость — 43 %;

Импульсивность — 20 %;

Внутренняя склонность к риску — 14 %.

Этот результат может быть легко истолкован сточки зрения здравого смысла. Несомненно неуязвимость является опосредующим звеном большинства психических процессов, развертывающихся в экстремальной ситуации. Мысль “со мной этого не могло произойти” входит необходимым компонентом, хотя может и не осознаваемым, в те действия, где есть условия для сохранения здоровья и безопасности. Это наиболее общий прием бороться со стрессом.

Пилоты, склонные к внеситуативному риску, обнаруживают более высокую интегрированность Я- концепции и внутренний локус контроля, принимая на себя ответственность за происшедшие события.

Импульсивные и неуязвимые пилоты обнаружили низкую интегрированность Я- концепции и внешний локус контроля, возлагая ответственность на внешние обстоятельства и окружающих.

Программы обучения и тренировки мышления у пилотов основаны не только на установлении определенных сочетаний опасных качеств у того или иного пилота. Цель программы довести до сознания субъекта те его свойства, которые могут направить решение в опасную сторону и помочь ему преодолеть его в поиске выхода из сложной ситуации.

Принципы первоначального обучения. Ф. Бреке

Автор проанализировал процесс принятия решения летчиком. Предлагаемая им модель не только хорошо организует признаки ситуации и процесса решения, но и намечает пути разработки процедур обучения.

Принятие решения необходимо в ситуации, которая характеризуется неопределенностью, когнитивной сложностью и временным дефицитом. Степень неопределенности определяется через недостаток информации. Снабдив пилота информацией можно свести неопределенность до нуля.

Когнитивная сложность задачи, возникшей перед пилотом, определяется числом дискриминаторов и операторов в алгоритме, который описывает решение задачи. Например, задача с тремя признаками может быть описана оператором алгоритмом с тремя дискриминаторами и тремя операторами.

Временной дефицит. Задача, которая характеризуется данными сложностью и неопределенностью, требует соответствующего времени для решения, но если человек не располагает требуемым резервом времени, то задачу выполнить трудно.

Трудность задачи, требующей решения, определяется как результирующая, определяемая действием трех факторов: неопределенности, когнитивной сложности и временного дефицита.

Стресс. Важной характеристикой проблемной ситуации является стресс. Полетная задача может взаимодействовать с теми проблемами, которые лежат за пределами полета. Если их взаимодействие приводит к конфликту или когнитивному диссонансу, то в ситуацию вводится дополнительная компонента стресса, которая суммируется со стрессом, уже имеющимся к моменту возникновения аварийной ситуации. К увеличению стресса может привести и сама трудность решаемой пилотом задачи.

Известно, что с возрастанием стресса результаты улучшаются, а затем, если стресс продолжает расти, - начинают быстро падать. Этот факт хорошо известен летным инструкторам, с ним знаком почти каждый пилот. Таким образом стресс выступает как особая аффективная компонента в определении трудности ситуации принятия решения пилотом. Успешность решения трудной задачи зависит от когнитивных стратегий субъекта, т.е. его способностей управления вниманием, запоминанием, воспоминанием и мышлением и от его личного репертуара овладением стрессом.

Процесс обучения

Сценарии или полетные ситуации, которые будет осваивать курсант, должны быть тщательно градуированы по трехмерной шкале.

Обучение будет эффективным только тогда, когда будет выполнен принцип перехода от простого к сложному.

Переход к очередной стадии обучения должен осуществляться только тогда, когда в соответствии со строго установленными критериями ясно, что уровень, намеченный для предыдущей стадии, достигнут. Особого внимания заслуживает постепенность нарастания стресса. От классного обучения, где стресс невелик, переход к тренажеру приводит к увеличению стресса, поскольку здесь масштаб и количество информации, соответствует полетному. Переход к реальным полетам составляет скачок в возрастании стресса. К нему нужно подготовить курсанта, несколько увеличив предварительно стресс в тренировках на земле.

Учебные пособия и содержание курса

Студента нужно познакомить с понятием принятия решения и помочь ему определить его собственный профиль принятия решения. Так внимание студента фокусируется на оценке трех факторов, которые влияют на процесс принятия решения: пилот, окружение и самолет. К разделу “пилот” относятся факторы: навыки, знания пилота, состояние здоровья, уровень стресса и усталости и другие факторы. К разделу “самолет” относятся оборудование и пр. К разделу “окружение” относятся любые внешние факторы: погода, посадочная площадка, информация от наземных служб.

Данные о летных происшествиях предполагают, что большинство аварийных ситуаций возникает из-за неправильных действий пилота. В учебнике это понятие обсуждается как цепь плохих решений. Одно ошибочное решение увеличивает вероятность другого, и по мере того, как цепь ошибочных решений растет, вероятность безопасного полета снижается. Поэтому студента учат, что цепь следует оборвать как можно раньше. В учебнике представлены методики “обрывания цепей”.

В учебнике объясняется, что некоторые качества пилота или случайные последовательности его мыслей часто связанны с летным происшествиями.

Методика 4. 5. Контроль качества принятия решения курсантом

Г. Буш, А. Дил

Авторы провели исследование с целью проверить данные группы ЭРАУ, полученные в 1982 году, на канадской выборке курсантов и на своей местности, получить дополнительную информацию для улучшения процесса обучения и принятия решения в полете. В соответствии с процедурой, разработанной группой ЭРАУ, оценка эффективности обучения проводилась в полете за пределами аэродромной зоны, где наблюдающий экзаменатор задавал курсанту ряд ситуаций, требовавших принятия решения и неукоснительно записывал действия курсантов в полете.

По данным группы ЭРАУ курсанты, прошедшие курс подготовки по разделу “Принятие решения” дали в среднем 74 %, а прошедшие обычный курс — 58 % правильных решений. Различия достоверны на уровне р < о, 51.

В исследовании участвовали две группы новичков в возрасте от 17 до 19 лет, имевшие удостоверения планеристов. В каждой группе по 25 человек из двух разных городов.

Е — экспериментальная группа проходила экспериментальный курс обучения мышления и принятию решения в полете и обычный курс обучения.

К — контрольная группа проходила только обычный курс обучения на права пилота любителя.

Предварительное тестирование и тестирование после обучения проводилось с помощью теста Перри “Тревожность/агрессивность”, разработанного для водителей. Его применение дало две полезных точки, которые позволяли определить:

не отличаются ли экспериментальная и контрольная группы по тревожности и агрессивности, которые являются важными свойствами, определяющими поведение в аварийной ситуации;

не внесло ли обучение изменения в это важное свойство.

Для обучения курсантов были привлечены 9 опытных инструкторов. Один проводил наземную, а 8 остальных — подготовку в воздухе. Поскольку инструкторы сами играли важную роль в обучению мышлению и принятию решения, они сами прошли особый курс обучения, в ходе которого их познакомили с материалом, научили эффективно включать элементы тренировки мышлению и принятию решения в полете в общий курс подготовки пилотов- любителей на тренажере и в полете.

Инструктор наблюдал и оценивал экзаменуемого в течение всего полета, но старался вести себя как можно менее официально. Чтобы его предложения выглядели более убедительно, он приходил с фотокамерой и просил курсанта сделать крутой разворот на малой высоте, чтобы можно было сделать получше снимки, или доставал карту и просил выполнить крутой разворот на малой высоте, чтобы сверить высоту обозначенной на карте башни с показаниями бортового высотометра. Инструктор должен был вести себя так, чтобы курсант не чувствовал угрозы и напряжения.

Инструктор создал 18 ситуаций, требующих мышления и решения, и записывал, насколько хорошо проявляется способность курсанта мыслить в сложных для него ситуациях. Перечень ситуаций представлен в таблице. Инструктор не знал, к какой группе относится курсант - контрольной или экспериментальной.

Наблюдатели- экзаменаторы проходили 5-ти часовую подготовку: 3 часа инструктажа в аудитории и 2 часа в полете. В аудитории инструкторов обучали, как создать благоприятные для наблюдения условия, где необходимо летать и как вести себя с курсантом, чтобы создать неофициальную обстановку в кабине, которая бы позволила обнаружить способности курсанта мыслить и принимать решение. В полете закреплялись методы наблюдения за действиями курсанта.

Вступительные экзамены обе группы сдали одинаково: средняя оценка экспериментальной группы была 81 балл, а контрольной — 83 балла. Одинаковыми оказались результаты курсантов обеих групп и при выполнении программы полетов на получение прав летчика- любителя, не получено различий и по вопроснику Перри.

Таблица 4.3. Результаты по 18 задачам, выполненным в проверочном полете.

ЗАДАЧА Е С Р
1. планирование полета     не знач.
2. предполетный осмотр     0,05
3. использование проверочного листа     0,05
4. управление при рулении в ветреную погоду     не знач.
5. руление через функционирование
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...