Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная тематика рефератов

Подготовка и оформление реферата

Тема реферата выбирается аспирантом (соискателем) по согласованию с научным руководителем диссертации, а также научным консультантом кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА, компетентным в вопросах истории развития данной отрасли науки. Реферат должен быть посвящен вопросам истории науки и научно-технического развития, прежде всего, в той сфере науки, в которой работает аспирант.

Реферат оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научной рукописи.

Основные структурные части работы: план (содержание разделов), текст (введение, основной текст, заключение) и библиографический список.

Требования к рукописи. Текст объемом 20-25 страниц должен быть распечатан на одой стороне стандартного листа (формат А4): шрифт TimesNewRoman; размер шрифта – 14 pt; межстрочный интервал – полуторный; ссылки на литературу выполняются в квадратных скобках (например: [1, с.15]); поля – 20 мм.

Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позднее, чем за месяц до экзамена. Без реферата с положительной рецензией аспирант не допускается к сдаче экзамена.

 

Примерная тематика рефератов

1. Взаимодействие химии с физикой, математикой, биологией.

2. Периодизация истории химии.

3. Учение о веществе и элементах в Античности.

4. Роль алхимии в развитии химического знания. Ее специфика и достижения.

5. Становление химии как науки в XVII - XVIII вв.

6. Развитие химической атомистики в XVIII - XX вв.

7. Становление органической химии.

8. Рождение теории химического строения.

9. Работы М.В. Ломоносова по физике и химии.

10. История развития и современное состояние электрохимии и электрохимической технологии.

11. Этапы истории развития металлургии.

12. История развития кинетики химических реакций.

13. История развития электронных представлений в органической химии и органическом синтезе.

14. История развития учения о Периодическом законе.

15. История развития электронных представлений в органической химии и органическом синтезе.

16. Связь химии с технологией и промышленностью в исторической перспективе.

17. Вклад российских ученых в развитие химии.

18. Основные тенденции физикализации химии в ХХ в.

19. Новые отрасли химической науки на стыке химии и биологии. Роль химии в понимании биологических явлений и процессов.

20.Основатель российской химии М.В.Ломоносов

21.Работы А.Л. Лавуазье и «революция» в химии.

22.Концепция витализма в химии и ее опровержение

23.История открытия и изучения изомерии органических соединений

24.Атомно-молекулярная реформа С.Канницаро.

25.История Периодической системы элементов

26.История открытия и изучения витаминов

27.История исследования фотосинтеза

28.История изучения белков

29.Исследование природы химической связи.

30.История создания современных физических методов исследования

31.История открытия и развития хроматографии

32.История коллоидной химии

33.История химической кинетики

34.История учения о катализе

35.Успехи органического синтеза в XX веке

36.История химии лекарств

37.История открытия и исследования антибиотиков

38.Нобелевские лауреаты – химики.

39.Супрамолекулярная химия

40.Нанохимия

 

Перечень вопросов для подготовки к экзамену (оценка сформированности компетенций УК-2, УК-5в рамках промежуточной аттестации по дисциплине).

1. Предмет, методы и основные концепции философии науки.

2. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, социальный институт и форма мировоззрения.

3. Место науки в современной цивилизации. Социальные функции науки.

4. Возникновение науки и исторические этапы ее развития.

5. Формирование античной науки и философия.

6. Становление опытной науки в европейской культуре Средневековья и Возрождения.

7. Научная революция XVI – XVII вв. и становление новоевропейской классической науки. Критерии классической науки.

8. Неклассическая наука: основные характеристики и особенности.

9. Постнеклассическая наука: характерные черты современного этапа развития научного знания.

10. Естественные, гуманитарные и технические науки: их специфика и взаимосвязь.

11. Научная рациональность, ее ценность и типы. Рациональность и истинность.

12. Научная картина мира: исторические формы и современное состояние.

13. Эмпирический уровень научного исследования: научный факт и методы эмпирического познания.

14. Теоретический уровень научного исследования: научная проблема, гипотеза, теория. Методы теоретического познания.

15. Метатеоретический уровень научного знания: идеалы и нормы научной деятельности. Философские основания науки.

16. Кумулятивистская концепция науки.

17. Критический рационализм К. Поппера как модель роста научного знания. Принципы верификации и фальсификации.

18. Эволюционная эпистемология К. Поппера и С. Тулмина.

19. Теория научных революций Т.Куна. Научные традиции и научные революции.

20. Методология исследовательских программ И.Лакатоса.

21. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда.

22. Научные сообщества и их исторические типы. Этос науки: нормы и ценности научного сообщества.

23. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

24. Наука в обществе знаний: этические проблемы науки конца XX – начала XXI вв.

25. Формирование химии как нау ки

26. Основные черты становления современной химии

27. Химическая революция в XVIII в

28. Химическая атомистика в XIX в

29. История появления и развития физической химии

30. Особенности и тенденции развития химии в XX веке.

31. Основные понятия химии: элемент, соединение, реакция

32. Основные понятия химии: категории, закон, принцип

33. Методы химической науки

34. Истоки химической промышленности в России

35. Роль Петра I в развитии химических производств.

36. Возникновение Академии наук. Деятельность Ломоносова и области химической промышленности. Вторая химическая лаборатория

37. Античные представления о веществе.

38. Химические знания в эпоху Средневековья 22.начало формирования химии как науки в XVI Iв

39. Охарактеризуйте основные глобальные экологические проблемы современности?

40. Что входит в проблемную область экологической этики?

41. В чем суть экологического императива?

42. Какова роль экологической этики в управлении экологическими рисками?

43. Понятие концепции устойчивого развития и пути ее осуществления?

 

Содержание экзаменационного билета:

1 вопрос – фундаментальная теория;

2 вопрос – прикладная теория;

Пример типового экзаменационного билета:

1 вопрос –Теоретический уровень научного познания: структура и методы.

2 вопрос – Раскройте смысл концепции коэволюции человека и природы. Назовите ученых, развивавших в своих трудах идею коэволюции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...