Примерная тематика рефератов
Подготовка и оформление реферата Тема реферата выбирается аспирантом (соискателем) по согласованию с научным руководителем диссертации, а также научным консультантом кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА, компетентным в вопросах истории развития данной отрасли науки. Реферат должен быть посвящен вопросам истории науки и научно-технического развития, прежде всего, в той сфере науки, в которой работает аспирант. Реферат оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научной рукописи. Основные структурные части работы: план (содержание разделов), текст (введение, основной текст, заключение) и библиографический список. Требования к рукописи. Текст объемом 20-25 страниц должен быть распечатан на одой стороне стандартного листа (формат А4): шрифт TimesNewRoman; размер шрифта – 14 pt; межстрочный интервал – полуторный; ссылки на литературу выполняются в квадратных скобках (например: [1, с.15]); поля – 20 мм. Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позднее, чем за месяц до экзамена. Без реферата с положительной рецензией аспирант не допускается к сдаче экзамена.
Примерная тематика рефератов 1. Взаимодействие химии с физикой, математикой, биологией. 2. Периодизация истории химии. 3. Учение о веществе и элементах в Античности. 4. Роль алхимии в развитии химического знания. Ее специфика и достижения. 5. Становление химии как науки в XVII - XVIII вв. 6. Развитие химической атомистики в XVIII - XX вв. 7. Становление органической химии. 8. Рождение теории химического строения. 9. Работы М.В. Ломоносова по физике и химии. 10. История развития и современное состояние электрохимии и электрохимической технологии.
11. Этапы истории развития металлургии. 12. История развития кинетики химических реакций. 13. История развития электронных представлений в органической химии и органическом синтезе. 14. История развития учения о Периодическом законе. 15. История развития электронных представлений в органической химии и органическом синтезе. 16. Связь химии с технологией и промышленностью в исторической перспективе. 17. Вклад российских ученых в развитие химии. 18. Основные тенденции физикализации химии в ХХ в. 19. Новые отрасли химической науки на стыке химии и биологии. Роль химии в понимании биологических явлений и процессов. 20.Основатель российской химии М.В.Ломоносов 21.Работы А.Л. Лавуазье и «революция» в химии. 22.Концепция витализма в химии и ее опровержение 23.История открытия и изучения изомерии органических соединений 24.Атомно-молекулярная реформа С.Канницаро. 25.История Периодической системы элементов 26.История открытия и изучения витаминов 27.История исследования фотосинтеза 28.История изучения белков 29.Исследование природы химической связи. 30.История создания современных физических методов исследования 31.История открытия и развития хроматографии 32.История коллоидной химии 33.История химической кинетики 34.История учения о катализе 35.Успехи органического синтеза в XX веке 36.История химии лекарств 37.История открытия и исследования антибиотиков 38.Нобелевские лауреаты – химики. 39.Супрамолекулярная химия 40.Нанохимия
Перечень вопросов для подготовки к экзамену (оценка сформированности компетенций УК-2, УК-5в рамках промежуточной аттестации по дисциплине). 1. Предмет, методы и основные концепции философии науки. 2. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, социальный институт и форма мировоззрения. 3. Место науки в современной цивилизации. Социальные функции науки.
4. Возникновение науки и исторические этапы ее развития. 5. Формирование античной науки и философия. 6. Становление опытной науки в европейской культуре Средневековья и Возрождения. 7. Научная революция XVI – XVII вв. и становление новоевропейской классической науки. Критерии классической науки. 8. Неклассическая наука: основные характеристики и особенности. 9. Постнеклассическая наука: характерные черты современного этапа развития научного знания. 10. Естественные, гуманитарные и технические науки: их специфика и взаимосвязь. 11. Научная рациональность, ее ценность и типы. Рациональность и истинность. 12. Научная картина мира: исторические формы и современное состояние. 13. Эмпирический уровень научного исследования: научный факт и методы эмпирического познания. 14. Теоретический уровень научного исследования: научная проблема, гипотеза, теория. Методы теоретического познания. 15. Метатеоретический уровень научного знания: идеалы и нормы научной деятельности. Философские основания науки. 16. Кумулятивистская концепция науки. 17. Критический рационализм К. Поппера как модель роста научного знания. Принципы верификации и фальсификации. 18. Эволюционная эпистемология К. Поппера и С. Тулмина. 19. Теория научных революций Т.Куна. Научные традиции и научные революции. 20. Методология исследовательских программ И.Лакатоса. 21. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда. 22. Научные сообщества и их исторические типы. Этос науки: нормы и ценности научного сообщества. 23. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. 24. Наука в обществе знаний: этические проблемы науки конца XX – начала XXI вв. 25. Формирование химии как нау ки 26. Основные черты становления современной химии 27. Химическая революция в XVIII в 28. Химическая атомистика в XIX в 29. История появления и развития физической химии 30. Особенности и тенденции развития химии в XX веке. 31. Основные понятия химии: элемент, соединение, реакция 32. Основные понятия химии: категории, закон, принцип 33. Методы химической науки 34. Истоки химической промышленности в России 35. Роль Петра I в развитии химических производств. 36. Возникновение Академии наук. Деятельность Ломоносова и области химической промышленности. Вторая химическая лаборатория
37. Античные представления о веществе. 38. Химические знания в эпоху Средневековья 22.начало формирования химии как науки в XVI Iв 39. Охарактеризуйте основные глобальные экологические проблемы современности? 40. Что входит в проблемную область экологической этики? 41. В чем суть экологического императива? 42. Какова роль экологической этики в управлении экологическими рисками? 43. Понятие концепции устойчивого развития и пути ее осуществления?
Содержание экзаменационного билета: 1 вопрос – фундаментальная теория; 2 вопрос – прикладная теория; Пример типового экзаменационного билета: 1 вопрос –Теоретический уровень научного познания: структура и методы. 2 вопрос – Раскройте смысл концепции коэволюции человека и природы. Назовите ученых, развивавших в своих трудах идею коэволюции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|