Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы и теории, концепции культуры.




История украинской культуры

Ирина Михайловна Милосердная

 

404 аудитория

Учебники по истории + интернет (кроме википедии)

Учебник по истории укр культуры серии Альма-Матер

Защита рефератов. 15 страниц, титул, план, введение (актуальность и цель - тема), пункты, заключение, список литературы 5-9 источников (статьи, монографии и интернет).

Словарь терминологический.

Конспект. Тетрадь.

Ответ с места на семинаре.

Оглавление

Тема 1: Теоретические аспекты анализа культуры и ее понятие. 1

Тема 2: Основные подходы, теории, концепции культуры. 5

Тема 3: Этно- и культурогенез украинского народа. 6

Тема 4: Культура Киевской Руси. 8

Тема 5: Культура Руси-Украины в середине XIV – XVII в Украине. Ренессанс. 11

Тема 6: Социо-культурный мир Украины второй половины XVII – XVIII веков. Смена мировоззрения парадигм. 12

Тема 7: Национально культурная жизнь Украины в конце 18 - 1 половине 19 века. 13

Тема 8: Украинская культура второй половины XIX века. 15

 

Тема 1: Теоретические аспекты анализа культуры и ее понятие.

1. Культурологи как наука. Структура культурологического значения.

2. Культура: сущность и структура. Основные элементы культуры как системы (обычаи, нормы, ценности и знания).

3. Типология и функции культуры.

Культурология в широком смысле – это совокупность всех наук, которые так или иначе изучают культуру. В узком смысле, культурология – это конкретная наука, рассматривающая историю различных культур их сравнением и изучение их особенностей.

Впервые термин «культурология» был введен Лесли Уайт. В 1949 году он написал книгу «Нация о культуре».

Объект культурологии – человек, общество, государство и человечество в целом.

Предмет культурологии – культура как способ жизни человека, общества, государства и человечества в целом.

Структура культурологи состоит из следующих элементов:

1. Философия и теория культуры – рассматривает наиболее общие культурологические проблемы. Философия дает методы изучения

2. История культурологических учений – изучает процесс развития представлений о культуре.

3. История мировой и отечественной культуры – рассматривает процесс преемственности культур стран и народов

4. Социология культуры – исследует процесс функционирования культуры в обществе

5. Культурная антропология – исследуется исторический процесс взаимоотношения человека и культуры, а также рассматривается становление духовного мира человека

6. Прикладная культурология – организация культурной жизни общества, а также рассматривается деятельность учреждений культуры

Культура (с лат. – возделывание и обработка). Культура - это понятие, охватывающее всю творческую деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих.

Культура раскрывается через связь 3 аспектов:

1. Способ, социокультурная деятельность человека;

2. Результаты этой деятельности;

3. Степень развития личности.

Специфика культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека.

Духовная культура – это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.

Материальная культура – это совокупность результатов человеческой деятельности (картины, музыка и т.д.)

Основные элементы культуры как системы.

Нормы – основные элементы системы культуры; - это правила, регламентирующие человеческое поведение.

Традиции – это набор представлений, обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

Обычай – это традиционно установившийся порядок поведения.

Ценности – это зафиксированное в сознание человека его отношение к какому-либо объекту.

Типология и функции культуры.

Основные понятия и функции раскрываются в ходе изучения различных типов и отраслей культуры. Выделяют такие основные функции культуры:

1. Творческая – создание произведения культуры;

2. Познавательная – познание мира;

3. Трансляционная – передачи культурных достижений;

4. Регулятивная – создание норм поведения;

5. Целостная – создание системы ценностей, воспринимаемых человеком;;

6. Знаковая – создание языка культуры;

7. Синтезирующая – соединения больших масс населения в единое целое;

8. Смысловая – обретения смысла жизни посредством приобщения к достояниям культуры.

Типология культур предполагает их классификацию по определенным признакам. По социальному признаку выделяют:

1. Этнические культуры – определяется как совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференцирующую функцию. Этническая культура это культура людей, связанных общественностью происхождения и совместной хозяйственной деятельностью. Этническая культура вырабатывается с помощью символов прошлого – мифов, легенд, святынь.

2. Национальные культуры. Для них характерны литературный язык, философия и наука. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровнородственными отношениями;

3. Духовная – это верования, язык и искусство.

4. Материальная – особенности ведения хозяйства, способы производства и т.д

5. Локальные культуры – это культуры, развитые на отдельных, относительно обособленных территориях, слабо связанных с соседними культурами. К числу таких культур относят культуры примитивных народов Африки, Азии, Америки. Локальные культуры ограничены местными особенностями.

В ХХ веке национальные культуры распадаются на 2 части:

1. Элитарную культуру, создаваемую с использованием элитой общества

2. Массовую культуру для всех. Ее уровень ниже уровня элитной.

Сейчас активно развивается тенденция культурной универсализации, т.е. уплотнение системы межкультурных коммуникаций в направлении создания единой всемирной культуры. Эта тенденция возникает под влиянием развития системы массовой информации и глобализации, усиления взаимодействия между различными культурами и цивилизациями. Этот процесс с одной стороны способствует взаимообогащению культур, с другой – унификации т стиранию культурного разнообразия, что негативно сказывается на устойчивости человеческого сообщества. Об этой тенденции подробно говорится в культурологи.

Культуры делятся на:

ü Восточные;

ü Западные.

Для восточного типа культур характерно преобладание таких отраслей как мистика, мифология, религия.

Для западного типа – преобразование философии и науки. Восточные цивилизации намного старее. Западный тип впервые сформировался в Древней Греции около 3 тысяч лет назад. Данное деление не явлется жестким.

 

07.02.13

Основные подходы и теории, концепции культуры.

В современной культурологии выделяют 2 основных подхода к понимании. Феномена культуры: универсализм и партикуляризм.

Универсализм – это мировоззренческая установка на культурный синтез всемирной истории. Происходим постижение общей судьбы человечества. Сторонники универсализма видят в многообразии переходящий момент. В рамках универсализма рассматривают 2 теории:

ü Марксистскую;

ü Теорию осевого времени К.Ясперса.

С точки зрения марксизма, осуществляется переворот во взглядах на человеческую историю и общественное развитие, он дает новое понимание культуры и связывает ее с материально-преобразовательной деятельностью трудящихся масс.

С точки зрения марксизма, существует связь культуры и человеческой деятельности. Культура включает в себя не только результат деятельности, но и саму деятельность.

Карл Ясперс предлагает единое происхождение человечества и единую историю культуры. С его точки зрения существует 4 периода в генезисе культуры:

1. Примитивистская эпоха. В этот момент возникают языки, появляются первые орудия труда, т.е. речь идет о первобытной культуре.

2. Эпоха великих культур древности:

a. Культуры Египта;

b. Культура Месопотамии;

c. Индии;

d. Китая.

3. Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время). С точки зрения Ясперса – это период 800-200 год до н.э. Эта эпоха характеризуется как духовное основоположение человечества. В осевое время возникли религиозно-этнические учения, разработанные универсальные ценности, которые существуют и в наше время

4. Эпоха развития техники, характеризующаяся новыми источниками энергии и новыми техниками.

Партикуляризм – это мировоззренческая установка на разделение культур, т.е. развитие культур происходи при несовпадении этапов культуры

Н.Я.Данилевский в своей работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» разрабатывал концепцию локальных культурно-исторических типов или цивилизаций последствий происходящих в своей развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Он выделяет такие виды культур:

ü Египетскую;

ü Китайскую;

ü Сирийскую, вавилонскую, финикийскую;

ü Индийскую, иранскую, римскую, аравийскую и германо-романскую (европейскую) культуры

Данилевский рассматривает такую характеристику как прогресс. Эта характеристика этапа восходящего развития любой цивилизации.

О.Шпенглер «Законы Европы». Он выступает против важнейших положений исторической науки ХІХ века, практикует принцип историзма, линейной направленности истории и культуры и выдвигают идею множеств достигших зрелости культур, разобрал во времени и пространстве Шпенглер выделяет 10 типов культур, которые достигли своего завершения:

1. Китайскую;

2. Вавилонскую;

3. Египетскую;

4. Индийскую;

5. Античную;

6. Греко-римскую;

7. Арабскую;

8. Магическая;

9. Западноевропейская;

10. Культура народов Мая.

Концепция круговорота локальных цивилизаций А.Тойнби. С точки зрения Тойнби каждая цивилизация представляет собой локальную систему, обладающую специфическими характеристиками, отличающими от других цивилизаций.

Причиной развития цивилизаций является исторический вызов как внешнее препятствие и в основе теорий А.Тойнби лежит идея вызова и ответа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...