Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация факторов размещения торговой сети




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

 

 

Кафедра Торгового дела и информационных технологий

 

Реферат

 

по дисциплине Коммерческая деятельность

на тему: Факторы, влияющие на размещение предприятия в

Торговой зоне и эффективность его коммерческой

Деятельности

 

Выполнил студент гр. МН-21

Журавлева Елизавета Александровна

Проверил: Старикова Л.Н.

канд. соц. наук, доцент

 

Пермь 2017


Оглавление

Введение. 2

Проблемы и задачи размещения торговой розничной сети. 4

Классификация факторов размещения торговой сети. 6

Изменения торговых предприятий на рынке. 12

Принципы развития розничной торговли. 14

Эффективность управления торговлей. 17

Заключение. 18

Список литературы: 21

 

 


 

Введение

Цель: Выявить, какие факторы влияют на размещение торговых предприятий и какова их эффективность.

Эффективное развитие национальной экономики в настоящее время опирается на стратегию, ориентированную на достижение конкурентоспособности отраслей экономики, в том числе и торговли. Состояние и результативность функционирования торговой отрасли непосредственно сказывается на уровне и качестве жизни населения, на развитии промышленности, строительства, транспорта, связи. В свою очередь, стабильное развитие сферы розничной торговли, совершенствование ее структуры, повышение эффективности ее функционирования предопределяется рациональным размещением торговой сети. Вследствие этого существует необходимость в проведении глубоких теоретических и методологических исследований тенденций развития розничной торговли, факторов, влияющих на рациональное размещение розничных торговых организаций.

Проблема рационального размещения торговой сети нашла свое отражение в отечественных и зарубежных исследованиях.

Анализируя российскую и иностранную литературу, посвященную основам развития и размещения торговой сети, можно выделить четыре основных направления данных исследований.

Первое направление – изучение торговой сети с точки зрения экономической географии.

Второе направление связано с исследованиями отраслевых экономических наук (организации торговли, менеджмента в торговле, экономики торговли и др.).

Третье направление представлено градостроением и районной планировкой.

Четвертое направление связано с разработкой проблем развития и размещения торговой сети как одного из видов коммерческой деятельности, звена канала распределения в маркетинге.

В научных работах, рассматривающих проблемы территориального размещения торговой сети, выделяются три основных уровня исследований: федеральный, региональный, местный (локальный).


 

Проблемы и задачи размещения торговой розничной сети

Проблемы размещения розничной торговой сети в отечественной отраслевой литературе рассматриваются, как правило, с двух позиций:

• анализ основных концепций построения и размещения розничной торговой сети;

• определение потребности в городской розничной торговой сети.

Построение и локализация городской торговли с точки зрения отечественных специалистов зависит от того, какая концепция ее организации – ступенчатая или функциональная – используется.

Для характеристики размещения розничных торговых предприятий зарубежные специалисты выявили несколько теорий: теорию концентрических зон; секторную теорию; теорию множественности «ядер».

Определение потребности в городской розничной торговой сети возможно посредством нормативного метода, основанного на том, что общая потребность в объектах культурно бытового обслуживания населения в городах определяется в зависимости от численности населения; картографического метода, суть которого заключается в составлении торговых атласов городов.

На современном этапе основными задачами рационального размещения розничной торговой сети многих городов являются:

• обеспечение территориальной доступности услуг торговли – максимальное приближение розничной торговой сети к покупателям (расположение в удобных местах, требующих минимум времени на передвижение к объектам торговли);

• обеспечение высокого качества обслуживания населения, необходимого ассортимента товаров и услуг в торговых организациях;

• обеспечение экономической эффективности функционирования каждой торговой организации (необходимого объема товарооборота, должного уровня рентабельности);

• четкое разграничение районов деятельности однотипных магазинов.

Изменения социально-экономической ситуации в России требуют переосмысления условий и факторов территориальной организации розничной торговли, а также выявления новых закономерностей, характерных для рыночной экономики.


 

Классификация факторов размещения торговой сети

Факторы размещения торговой сети – это совокупность многочисленных разнокачественных условий, ресурсов, предпосылок, влияющих на выбор месторасположения торгового объекта с точки зрения его особенностей, избранных критериев и поставленной цели. На состояние и развитие сложных социально-экономических систем, каковой является розничная торговая сеть, оказывают воздействие разнообразные факторы, количество которых возрастает с увеличением сложности системы.

От того, насколько качественно выявлены, проанализированы и учтены факторы размещения сети, зависит эффективность принимаемых управленческих решений, дальнейшее состояние и направления развития и оптимизации торговой сети, наиболее эффективное всестороннее удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

Отечественные и зарубежные экономисты исследовали целый ряд взаимосвязей, тенденций развития и факторов размещения розничной торговли, которые проявляются в условиях современного этапа развития российского общества и которые можно распределить на определенные группы.

Данные факторы можно классифицировать по различным признакам, а именно:

• по масштабу охвата на общие и специфические;

• по продолжительности влияния на постоянные, периодические, разовые;

• по степени управляемости на управляемые, условно нерегулируемые и неуправляемые;

• по направленности влияния на факторы, повышающие притягательную силу территории; факторы, снижающие притягательность территории;

• по типу влияния на факторы прямого воздействия, факторы косвенного воздействия.

К наиболее часто встречающейся и общеизвестной классификации относят деление всех факторов на градостроительные, транспортные, социальные и экономические.

В группу градостроительных факторов входят величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относят необходимость снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение, высокого уровня торгового обслуживания.

Экономические факторы - обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.

Кроме того, по организационным особенностям влияния факторы можно поделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести:

· масштаб и структура международной торговли России;

· миграционная политика России;

· доля России на мировом рынке капитала и структура инвестиций в российскую экономику;

· мировая экономика и международная торговля;

· темп и направленность институциональных, административных и структурных реформ в России;

· цены на нефть и газ;

К внутренним факторам относятся:

· география и геополитическое положение данного города;

· демографическая ситуация;

· пространственная организация и ее административное регулирование;

· политическая и правовая среда;

· городская среда и инфраструктура;

· экономика;

· социальная сфера.

В зависимости от уровня исследований факторы, влияющие на выбор местоположения торговой организации, можно разделить на три группы:

• факторы макроуровня, влияющие на миграцию предпринимательского капитала между различными странами: потенциал страны, законодательство, инфляция, курс национальной валюты, инвестиционный климат, налоговый режим, таможенные пошлины, динамика производства по отраслям, монополизация, экономическая безопасность и др.;

• факторы мезоуровня, связанные с размещением торговых организаций внутри страны, отдельных регионов, городов: занятость и уровень жизни населения, цена земли и иных основных средств, наличие, квалификация и цена рабочей силы, транспортные возможности, доступность потребительского рынка, политика органов власти по отношению к торговому бизнесу, криминогенная ситуация, географические особенности, природно климатические условия и др.;

• факторы микроуровня, влияющие на дислокацию торгового бизнеса внутри административных районов города: стоимость аренды или покупки торговых или производственных площадей, наличие коммуникаций, удобство подъездных путей, объем платежеспособного спроса на товары, услуги, наличие конкурентов и др.

Факторы макроуровня воздействуют прежде всего на стратегию выбора местоположения организаций. Факторы мезоуровня непосредственно связаны с региональной политикой в сфере поддержки предпринимательства. На основе оценки этих факторов можно вырабатывать меры целенаправленного воздействия на размещение торговых организаций как в целом в городе, так и по его районам. Факторы микроуровня в первую очередь используются самими предпринимателями при разработке бизнес планов по открытию предприятий розничной торговли. Расширяя и углубляя проведенные исследования систематизации факторов размещения торговой сети, учитывая современные тенденции развития розничной торговли города, автор предлагает следующую классификацию (рис. 1). По содержанию влияния предлагается разделить все факторы на: функциональные особенности города, градостроительные, финансово экономические, социально демографические, политические, нормативно правовые (законодательные), организационно-управленческие, технико-технологические, географические, транспортные, информационно культурные, носителей интересов, природно климатические, экологические, прочие.

Рассмотренные факторы взаимодействуют и взаимосвязаны, оказывают прямое (косвенное) и обратное воздействие. Их необходимо учитывать, как при стратегическом планировании развития сети, ее координации, так и при тактическом планировании бизнес структур. Разнообразие и динамичность факторов требует поиска новых подходов к их выявлению и анализу.

 

 

Рис. 1

Основные группы факторов, такие как градостроительные, транспортные, сохранят и в дальнейшем свою роль и влияние. Однако с учетом современной ситуации в структуре факторов, определяющих размещение торговой сети, неизбежно дальнейшее повышение значимости финансово-экономических и социально-демографических факторов, таких как уровень доходов населения, состояние и степень адаптации производительных сил города к рыночным условиям, экономической активности населения.

Это происходит прежде всего в силу повышения чувствительности потребительского рынка к изменениям платежеспособного спроса населения, который в значительной степени определяется общей занятостью и уровнем доходов жителей города.

Значимость отдельных факторов может меняться в зависимости от потенциальной сферы деятельности, вида и типа торговой организации. Чтобы сгладить исторически сложившиеся диспропорции и обеспечить более равномерное распределение объектов торговли и занятости населения по районам города, следует соотносить рейтинги различных территорий по выбранным факторам. Анализ различных территорий с помощью рейтинга факторов позволит принимать более обоснованные решения по стимулированию размещения торговых предприятий в городе в целом и по его административным районам.

Таким образом, в целом во внешней и внутренней среде городов содержится значительный потенциал для успешного развития и рационального размещения розничных торговых организаций.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...