Классификация факторов размещения торговой сети
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Кафедра Торгового дела и информационных технологий
Реферат
по дисциплине Коммерческая деятельность на тему: Факторы, влияющие на размещение предприятия в Торговой зоне и эффективность его коммерческой Деятельности
Выполнил студент гр. МН-21 Журавлева Елизавета Александровна Проверил: Старикова Л.Н. канд. соц. наук, доцент
Пермь 2017 Оглавление Введение. 2 Проблемы и задачи размещения торговой розничной сети. 4 Классификация факторов размещения торговой сети. 6 Изменения торговых предприятий на рынке. 12 Принципы развития розничной торговли. 14 Эффективность управления торговлей. 17 Заключение. 18 Список литературы: 21
Введение Цель: Выявить, какие факторы влияют на размещение торговых предприятий и какова их эффективность. Эффективное развитие национальной экономики в настоящее время опирается на стратегию, ориентированную на достижение конкурентоспособности отраслей экономики, в том числе и торговли. Состояние и результативность функционирования торговой отрасли непосредственно сказывается на уровне и качестве жизни населения, на развитии промышленности, строительства, транспорта, связи. В свою очередь, стабильное развитие сферы розничной торговли, совершенствование ее структуры, повышение эффективности ее функционирования предопределяется рациональным размещением торговой сети. Вследствие этого существует необходимость в проведении глубоких теоретических и методологических исследований тенденций развития розничной торговли, факторов, влияющих на рациональное размещение розничных торговых организаций.
Проблема рационального размещения торговой сети нашла свое отражение в отечественных и зарубежных исследованиях. Анализируя российскую и иностранную литературу, посвященную основам развития и размещения торговой сети, можно выделить четыре основных направления данных исследований. Первое направление – изучение торговой сети с точки зрения экономической географии. Второе направление связано с исследованиями отраслевых экономических наук (организации торговли, менеджмента в торговле, экономики торговли и др.). Третье направление представлено градостроением и районной планировкой. Четвертое направление связано с разработкой проблем развития и размещения торговой сети как одного из видов коммерческой деятельности, звена канала распределения в маркетинге. В научных работах, рассматривающих проблемы территориального размещения торговой сети, выделяются три основных уровня исследований: федеральный, региональный, местный (локальный).
Проблемы и задачи размещения торговой розничной сети Проблемы размещения розничной торговой сети в отечественной отраслевой литературе рассматриваются, как правило, с двух позиций: • анализ основных концепций построения и размещения розничной торговой сети; • определение потребности в городской розничной торговой сети. Построение и локализация городской торговли с точки зрения отечественных специалистов зависит от того, какая концепция ее организации – ступенчатая или функциональная – используется. Для характеристики размещения розничных торговых предприятий зарубежные специалисты выявили несколько теорий: теорию концентрических зон; секторную теорию; теорию множественности «ядер».
Определение потребности в городской розничной торговой сети возможно посредством нормативного метода, основанного на том, что общая потребность в объектах культурно бытового обслуживания населения в городах определяется в зависимости от численности населения; картографического метода, суть которого заключается в составлении торговых атласов городов. На современном этапе основными задачами рационального размещения розничной торговой сети многих городов являются: • обеспечение территориальной доступности услуг торговли – максимальное приближение розничной торговой сети к покупателям (расположение в удобных местах, требующих минимум времени на передвижение к объектам торговли); • обеспечение высокого качества обслуживания населения, необходимого ассортимента товаров и услуг в торговых организациях; • обеспечение экономической эффективности функционирования каждой торговой организации (необходимого объема товарооборота, должного уровня рентабельности); • четкое разграничение районов деятельности однотипных магазинов. Изменения социально-экономической ситуации в России требуют переосмысления условий и факторов территориальной организации розничной торговли, а также выявления новых закономерностей, характерных для рыночной экономики.
Классификация факторов размещения торговой сети Факторы размещения торговой сети – это совокупность многочисленных разнокачественных условий, ресурсов, предпосылок, влияющих на выбор месторасположения торгового объекта с точки зрения его особенностей, избранных критериев и поставленной цели. На состояние и развитие сложных социально-экономических систем, каковой является розничная торговая сеть, оказывают воздействие разнообразные факторы, количество которых возрастает с увеличением сложности системы. От того, насколько качественно выявлены, проанализированы и учтены факторы размещения сети, зависит эффективность принимаемых управленческих решений, дальнейшее состояние и направления развития и оптимизации торговой сети, наиболее эффективное всестороннее удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.
Отечественные и зарубежные экономисты исследовали целый ряд взаимосвязей, тенденций развития и факторов размещения розничной торговли, которые проявляются в условиях современного этапа развития российского общества и которые можно распределить на определенные группы. Данные факторы можно классифицировать по различным признакам, а именно: • по масштабу охвата на общие и специфические; • по продолжительности влияния на постоянные, периодические, разовые; • по степени управляемости на управляемые, условно нерегулируемые и неуправляемые; • по направленности влияния на факторы, повышающие притягательную силу территории; факторы, снижающие притягательность территории; • по типу влияния на факторы прямого воздействия, факторы косвенного воздействия. К наиболее часто встречающейся и общеизвестной классификации относят деление всех факторов на градостроительные, транспортные, социальные и экономические. В группу градостроительных факторов входят величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров. Транспортные факторы включают направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта. К социальным факторам относят необходимость снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение, высокого уровня торгового обслуживания. Экономические факторы - обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности. Кроме того, по организационным особенностям влияния факторы можно поделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести: · масштаб и структура международной торговли России; · миграционная политика России; · доля России на мировом рынке капитала и структура инвестиций в российскую экономику;
· мировая экономика и международная торговля; · темп и направленность институциональных, административных и структурных реформ в России; · цены на нефть и газ; К внутренним факторам относятся: · география и геополитическое положение данного города; · демографическая ситуация; · пространственная организация и ее административное регулирование; · политическая и правовая среда; · городская среда и инфраструктура; · экономика; · социальная сфера. В зависимости от уровня исследований факторы, влияющие на выбор местоположения торговой организации, можно разделить на три группы: • факторы макроуровня, влияющие на миграцию предпринимательского капитала между различными странами: потенциал страны, законодательство, инфляция, курс национальной валюты, инвестиционный климат, налоговый режим, таможенные пошлины, динамика производства по отраслям, монополизация, экономическая безопасность и др.; • факторы мезоуровня, связанные с размещением торговых организаций внутри страны, отдельных регионов, городов: занятость и уровень жизни населения, цена земли и иных основных средств, наличие, квалификация и цена рабочей силы, транспортные возможности, доступность потребительского рынка, политика органов власти по отношению к торговому бизнесу, криминогенная ситуация, географические особенности, природно климатические условия и др.; • факторы микроуровня, влияющие на дислокацию торгового бизнеса внутри административных районов города: стоимость аренды или покупки торговых или производственных площадей, наличие коммуникаций, удобство подъездных путей, объем платежеспособного спроса на товары, услуги, наличие конкурентов и др. Факторы макроуровня воздействуют прежде всего на стратегию выбора местоположения организаций. Факторы мезоуровня непосредственно связаны с региональной политикой в сфере поддержки предпринимательства. На основе оценки этих факторов можно вырабатывать меры целенаправленного воздействия на размещение торговых организаций как в целом в городе, так и по его районам. Факторы микроуровня в первую очередь используются самими предпринимателями при разработке бизнес планов по открытию предприятий розничной торговли. Расширяя и углубляя проведенные исследования систематизации факторов размещения торговой сети, учитывая современные тенденции развития розничной торговли города, автор предлагает следующую классификацию (рис. 1). По содержанию влияния предлагается разделить все факторы на: функциональные особенности города, градостроительные, финансово экономические, социально демографические, политические, нормативно правовые (законодательные), организационно-управленческие, технико-технологические, географические, транспортные, информационно культурные, носителей интересов, природно климатические, экологические, прочие.
Рассмотренные факторы взаимодействуют и взаимосвязаны, оказывают прямое (косвенное) и обратное воздействие. Их необходимо учитывать, как при стратегическом планировании развития сети, ее координации, так и при тактическом планировании бизнес структур. Разнообразие и динамичность факторов требует поиска новых подходов к их выявлению и анализу.
Рис. 1 Основные группы факторов, такие как градостроительные, транспортные, сохранят и в дальнейшем свою роль и влияние. Однако с учетом современной ситуации в структуре факторов, определяющих размещение торговой сети, неизбежно дальнейшее повышение значимости финансово-экономических и социально-демографических факторов, таких как уровень доходов населения, состояние и степень адаптации производительных сил города к рыночным условиям, экономической активности населения. Это происходит прежде всего в силу повышения чувствительности потребительского рынка к изменениям платежеспособного спроса населения, который в значительной степени определяется общей занятостью и уровнем доходов жителей города. Значимость отдельных факторов может меняться в зависимости от потенциальной сферы деятельности, вида и типа торговой организации. Чтобы сгладить исторически сложившиеся диспропорции и обеспечить более равномерное распределение объектов торговли и занятости населения по районам города, следует соотносить рейтинги различных территорий по выбранным факторам. Анализ различных территорий с помощью рейтинга факторов позволит принимать более обоснованные решения по стимулированию размещения торговых предприятий в городе в целом и по его административным районам. Таким образом, в целом во внешней и внутренней среде городов содержится значительный потенциал для успешного развития и рационального размещения розничных торговых организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|