Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Установите иерархию следующих понятий: образование личности, социализация личности, профессиональное мастерство, становление человека в профессии. Составьте схему.

Факторы выбора профессии

Личный профессиональный план считается обоснованным, когда имеется
согласованность между факторами выбора профессии.

Структура личного профессионального плана

Главная профессиональная цель (мечта, жизненные идеалы на данный момент развития).

Представление о том, кем хочет быть, каким хочет быть, что хочет, достигнуть, каковы идеалы жизни и деятельности.

Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

Представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - «жизненная перспектива»

Знание путей подготовки к достижению профессиональных целей (особенно ближних) и способов работы над собой.

Знание себя (знание своих возможностей для достижения намеченных целей: ближних и дальних целей). Представления о внутренних условиях достижения целей (осознание собственных мотивов, интересов и склонностей, возможностей, способностей к обучению, состояние здоровья).

4. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).

Представления о внешних и внутренних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные последствия, возможное противодействие тех или иных людей)

5. Запасные варианты целей и пути их достижения на случаи возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

Планирование жизни с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств. (Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь»).

 

 

1) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА:

  • добиться положения в обществе
  • получить престижную работу
  • жить и работать среди образованных людей

2) МОТИВЫ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ:

  • иметь хорошую заработную плату
  • получить чистую и легкую работу

3) МОТИВЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ТРУДЕ:

  • реализовать свои способности
  • получить привлекательную, по душе, работу

4) МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА:

  • приобрести глубокие профессиональные знания

5) МОТИВЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДА:

  • получить интересную специальность

6) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА:

  • приносить пользу людям, обществу
  • получить профессию с которой легче найти работу

7) МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  • получить диплом об образовании
  • стать культурным, образованным человеком

8) ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ МОТИВЫ:

  • просто необходимо получить какую-то профессию

Ошибки выбора профессии

НЕДОСТАТОЧНОЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ:

  • Устаревшие представления о характере и условиях труда по конкретной профессии.
  • Увлечение только внешней стороной профессии (престижность, привлекательность, популярность).

НЕПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

  • Неумение соотнести индивидуальные особенности и способности с требованиями профессии.
  • Замена способностей положительными личными качествами.
  • Ориентация на профессии только низкой или высокой квалификации.
  • Неопределенность желаний, жизненных целей.

НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРАВИЛАХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  • Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Выбор профессии “за компанию”.

 

 

Установите иерархию следующих понятий: образование личности, социализация личности, профессиональное мастерство, становление человека в профессии. Составьте схему.

 

 

Образование личности-

 

Наука как социокультурный феномен всегда опиралась на сло­жившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценнос­ти, подтверждая то, что познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной культурная и тех­нологическая функции науки, которые связаны «с обработкой и возделыванием» человеческого материала, т.е. субъекта познава­тельной деятельности, с включением индивида в познаватель­ный процесс

Исторически человеческое сообщество той или иной эпохи все­гда располагало и общими языковыми средствами, и общим ин­струментарием, специальными понятиями и методами - так на­зываемыми «очками», при помощи которых прочитывалась дей­ствительность. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования мировоззрения людей, пре­вратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в ко­торой происходит становление и формирование личности.

Процесс формирования личности предусматривает использо­вание принципов экстериоризации, т.е. направленности на внеш­ние обстоятельства, и принципов интериоризации, т.е. форми­рование внутренних, глубинных установок. Кроме того, важна ценностная составляющая, предполагающая обращение к выс­шим ценностям - истине, добру, красоте, справедливости. Для личности очень важны ощущения собственного достоинства, прав, свобод, соответствующих гарантий, возможность отстаивать соб­ственную позицию, стремление к взаимопониманию.

В настоящий период весьма значима идея целостного обра­зования личности, т.е. гармоничного развития разума, чувств и воли. В этой связи достаточно часты обращения к античной идее «пайдейя»,обозначающей процесс формирования индивида, вклю­чающий в себя три составляющие: воспитанность, образованность и культура. «Пайдейя» как определенная модель воспитания, способствующая формированию набора наиболее важных качеств человека-гражданина, не сводится только к интеллектуальным упражнениям и накоплению знаний. Развитие способности суж­дения, эстетическое чувство и этические добродетели взаимосвя­заны, не отрываются друг от друга, изучение грамматики допол­няется изучением музыки, занятиями гимнастикой.

 

Социализация личности-

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

 

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Этапы социализации личности.

 

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.

Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.

Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

Профессиональное становление — это, с одной стороны, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, с другой — накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

Профессиональное мастерство-

В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельности. Результатами каждого этапа профессионального становления являются соответственно выбор профессии, профессиональная компетентность (обученность, умелость), профессиональное мастерство и творчество.Графически эти этапы можно представить следующим образом:

 

 

Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления. Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возможностями (профессиональное самоопределение) должен; быть сделан к моменту окончания общеобразовательной школы. Затем формируется профессиональная компетентность. Термин «компетентный* в словаре С.И. Ожегова толкуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-то области».

 

Под профессиональной компетентностью понимается глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального труда, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Таким образом, профессиональная компетентность предполагает профессиональную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Кратко профессиональную компетентность можно определить как уровень мастерства, которого достиг человек на пути профессионального совершенствования. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них — уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в школьные годы.

 

Профессиональное мастерство — это высший уровень овладения профессиональной деятельностью.

 

Становление человека в профессии-

В наступившем 21 веке, который все чаще называют веком образования и культуры, первостепенное значение приобретает ориентация на развитие личности растущего человека. Развитие личности, ее образование и воспитание, подготовка к жизни в быстроменяющемся мире, находится в центре внимания научной и общественной мысли не только в нашей стране, но и за рубежом. Современные школьные библиотеки располагают значительными возможностями в осуществлении целей и задач воспитания и образования подрастающего поколения. Библиотекари-профессионалы видят истоки духовного возрождения общества в книге, библиотеке, читающем ребенке.

– Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессионального старения и деформации. Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, общечеловеческих способностей, добротных мотивов и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере становления начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность, а несостоявшийся профессионал – это нередко нерасцветшая или угасающаяся личность. В сегодняшнем обновляющемся обществе наиболее способствуют становлению профессионала такие черты личности как: следование профессиональной этике, индивидуальная социальная и экономическая ответственность, внутренний ло-кус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельств); помехоустойчивость и конкурентноспособность, гибкость и оперативность, смыс-лотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе), внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.

 

– Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть «приращение» к психике человека, ее обогащение. Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессов, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.

 

– Психологическое становление профессионала является динамичным процессом. Этот процесс зависит, во-первых, от внешних условий: в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями; может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности: перестраивается операциональная сфера при проявлении новых технологий, «ноу-хау»; структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами – то, что было условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием и др. Становление профессионала зависит, во-вторых, и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе. Неучет этих динамичных процессов опасен для специалиста. Проигрывают в жизни те люди, которые пытаются упрямо применять в своей профессиональной деятельности каноны, усвоенные ими в учебных заведений несколько десятилетий назад, не учитывая изменения запросов общества к их профессии или специальности, духа времени.

 

– Профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

 

– Становление названных качеств профессионала проходит ряд уровней, этапов, ступеней. Мы выделили выше эти вехи на пути к профессионализму. Подчеркнем еще раз, что их названия условны, они могут быть заменены. Главное, что мы хотели подчеркнуть – это качественные изменения профессионализма на отдельных этапах, которые можно изучать, формировать и шлифовать у себя и у другого человека, учитывать при аттестации и т.д.

 

Были выделены уровни: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм и послепро-фессионализм. Внутри уровней мы наметили этапы, на каждом из них начинается новое направление становления профессионала. Эти этапы не обязательно следуют друг за другом хронологически, каждый из них может длиться в течение свей жизни человека параллельно с другими этапами.

 

а) Этап адаптации, приспособления человека к профессии. Адаптация к профессии начинается уже в процессе профориентации, затем в ходе профессионального обучения и далее продолжается всю жизнь, ибо требования профессии к человеку меняются и надо к ним приспосабливаться. На этапе адаптации человек осваивает правила, нормы, профессиональной деятельности и профессионального общения, что в целом образует как бы социальную (предметную и психологическую) профессиональную норму. Люди, обучаясь и работая в профессии, усваивают осознанно или интуитивно профессиограмму или эталонную модель успешного специалиста и на них ориентируются. Предметная профессиональная норма задана в левой части профессиограммы, где описан состав требуемой профессиональной деятельности. Социальная профессиональная норма также может быть заложена в левой части профессиограммы (характеристики кооперации труда и общения, принятые в профессии). Психологическая норма заложена в правой части профессиограммы, а именно в психограмме, где указываются желательные для данной профессии психологические качества.

 

Реально эталонная модель специалиста нередко усваивается фрагментарно. Это означает, что заданные извне нормы профессии (предметная профессиональная норма – требования к результату, способам труда; социальная профессиональная норма – требования к способам общения в профессии; психологическая профессиональная норма – необходимые психологические качества) осваиваются человеком не полностью. Человек может работать всю жизнь, так и не осознав в полной мере, каких результатов общество ожидает от его труда, Это – неполная адаптация человека к профессии. Более совершенная, полная адаптация имеет место в тех случаях, где человек не только четко осознает требования профессии и общества, но и гибко реагирует на эти изменения, перестраивает свою деятельность в нужном направлении. Помощь в адаптации человека к профессии могут оказать специалисты, профессиональные психологи.

 

б) Однако профессионализм – это не только приспособление человека к профессии, но и приспособление профессии к человеку. Поэтому в качестве следующей вехи становления профессионала мы условно выделили этап самоактуализации человека в профессии. Думающий человек с самого начала трудовой деятельности и в течение жизни ищет пути реализации своих возможностей в профессии. Явно или неявно уже в ходе профессионального обучения начинается выработка индивидуальных критериев успешной работы для себя лично, определение уровня своих профессиональных притязаний, установление «планки» для себя. Совокупность этих индивидуальных мерок и критериев, выработанных человеком для себя лично, условно назовем индивидуальной профессиональной нормой. Для одьгих людей «планка» – это только хорошо заработать, для других – непременно реализовать себя в мастерстве, для третьих – проявить себя в творчестве, для четвертых – все вместе взятое. В зависимости от индивидуального выбора предпочитаемых задач, устойчивых способов и стиля деятельности у специалиста могут складываться индивидуальные сочетания ПВК, что образует индивидуальный профиль специалиста (индивидуальный профиль способностей, индивидуальный моти-вационный профиль, индивидуальный эмоциональный профиль и тр.). Бывает, что человек не осознает своих возможностей в профессии, не находит приложения своих творческих возможностей, что означает неполную самоактуализацию в профессии. Помогать человеку не только осознать свою профессиональную норму, но и понять ее изменчивость, показывать человеку важность повышения своей индивидуальной «планки» (а на некоторых этапах возможно целесообразность и ее понижения с целью экономии расхода сил, гибкого перераспределения жизненных задач) – важная задача профессионального психолога. Индивидуальная профессиональная норма для человека не есть нечто застывшее и постоянное, это предмет непрерывного осознавания и перестраивания для думающего работника. Изменение своей индивидуальной «планки» означает шлифовку новых граней своего Я в профессии.

 

в) Этап гармонизации, уравновешивания человека с профессией происходит, на наш взгляд, при свободном владении профессией, когда человек осуществляет свою работу на уровне высоких образцов, выполняет ее мастерски. Пока это еще не творчество, ибо здесь человек реализует, прежде всего, разработанные до него в профессии рекомендации, инструкции, образцы, доводя их до блестящего выполнения (например, учитель использует разработки института повышения квалификации, методики передовых учителей и др.). Конечно, человек всегда вносит что-то свое и новое, иначе используя, комбинируя рекомендуемые ему приемы работы, но это еще не профессиональное творчество в строгом смысле как поиск и нахождение новых нестандартных способов выполнения профессиональной деятельности. Быть мастером в своем деле, хорошо владеть своим мастерством – это обязанность каждого человека, дело его профессиональной чести. Однако посмотрев вокруг, увидим довольно много людей, не обременяющих себя точным тщательным выполнением своего дела, не достигших мастерства в профессии. Стаж, как показал психолог С,Г. Вершловский на примере учителей, прямо не связан с мастерством. Молодому человеку в труде важно с самого начала поставить себе «планку» не ниже профессионального мастерства.

 

г) Этап преобразования, обогащения человеком ранее до него сложившегося опыта профессии (это новое нарушение

 

равновесия человека и профессии), что проявляется в форме творчества. Здесь человек пытается усовершенствовать что-то в профессии, внести творческий вклад в профессию, обогатить профессию, ее социальную или предметную норму. Не все люди реально хотят и могут подняться до творчества, но несомненно, что каждый здоровый человек может перед собой поставить такую задачу. Помочь человеку раскрыть его творческие возможности в профессии – дело психолога, акмеолога, руководителя учреждения – управленца.

 

Внутри этапов мы определили ступени профессионализма, отличающиеся тем, какие именно виды профессиональной деятельности и профессионального общения здесь преобладают или какие новые задачи внутри одной и той же профессиональной деятельности человек реализует. Например, учитель на этапе адаптации может пройти несколько ступеней: от ступени «учитель-предметник» (преобладает обучающая деятельность, передача школьникам знаний в объеме программы) к ступени «учитель-диагност» (развита диагностическая педагогическая деятельность, изучение учащихся в ходе обучения). Ступени внутри этапов профессионализма были описаны нами выше.

 

На каждом этапе, ступени профессионализма к человеку предъявляются новые требования, что формирует у него специфические ПВК, их своеобразное сочетание. Возможно, что для каждого этапа профессионализма характерны свои профессиональные ошибки (мы наблюдали это в труде учителя, преподавателя). Для каждой профессии желательно, на наш взгляд, разрабатывать качественные психологические характеристики вех движения специалиста к профессионализму.

 

Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Профессиональное мастерство обусловлено такими личностными качествами, как широкие общественные интересы, профессиональные знания и умения, обеспечивающие успешное выполнение сложной трудовой деятельности; высокий уровень обшей и технологической культуры; профессиональная мобильность; самостоятельность и высокая профессиональная устойчивость; стремление к самосовершенствованию: творческий подход к работе

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...