Правильность размещения иллюстраций в издании.
Качество иллюстраций (наглядность, эстетические свойства, совпадение с текстом). Рассуждая о необходимости, целесообразности использования иллюстраций, редактор прежде всего ориентируется на специфику дисциплины. Например, в учебниках для вузов, обучающих языкам (русскому, английскому и т.п.), как правило, иллюстраций не бывает. Это объясняется тем, что овладение языком, его нормами наиболее эффективно, когда обучаемый работает с собственно текстом, изучение которого становится своеобразной практикой. Учебники для школы по истории, литературе имеют предметные и образные иллюстрации. Учебники по тем же дисциплинам для вузов, как правило, не иллюстрируются. В момент разработки концепции иллюстрирования решается вопрос и о выборе вида иллюстраций. От этого зависит и то, какой художник будет привлечен к работе. Заранее должны быть определены фрагменты иллюстрирования. Лучше, если подход к отбору будет единый. Например, в учебнике по химии для среднего профессионального образования на рисунках могут быть представлены установки для проведения опытов. Ясно, что главная задача иллюстрации - наглядно показать, как ученик может собрать такую установку (последовательность элементов, особенности их соединения между собой и пр.) Основные задачи подобных иллюстраций - обеспечение наглядности описанного в тексте объекта или процесса, показ связей между частями и элементами, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний, в реализации описанных в тексте операций. Важное значение имеет размещение иллюстраций в тексте. Изучая предмет, школьник, студент постепенно овладевают знаниями, останавливая внимание на иллюстрациях, рассматривая их. При этом припоминается текст, имеющий отношение к данной иллюстрации, что способствует закреплению знаний, уточнению навыков. Поэтому в момент макетирования издания редактор, исходя из функций иллюстраций, должен правильно определить их место. Так, изображения, углубляющие и конкретизирующие содержание текста, должны располагаться на той же полосе. Иллюстрации, дополняющие смысл изложения (например, репродукции картин), могут составить самостоятельный блок в конце раздела или издания в целом.
Целесообразно давать иллюстрации не только в соотнесении с текстом, но и в сочетании друг с другом. Иллюстративный ряд должен обеспечить целостность издания. Уже на этапе разработки концепции оформления издания необходимо определить, за счет чего будет обеспечиваться единство визуального ряда. При окончательном отборе готовых иллюстраций редактору необходимо ориентироваться на данный критерий. Решения тут могут быть самые разные. Например, возможно использование красочных заставок и буквиц перед главами, особое оформление концевых полос. Разнообразие шрифтов в учебной книге должно быть направлено на реализацию дидактических начал учебной литературы. Формирование изданий учебной литературы Учебная литература выходит в свет в виде моноизданий и сборников (схема 5).
Программно-методические и учебно-методические материалы, а также вспомогательные издания могут быть выпущены как моноиздания и сборники. Обучающие издания - как моноиздания.
При подготовке моноиздания редактор должен убедиться в правильности оформления учебного документа и составить аппарат издания. Оформление включает информацию об утверждении программы (Совет соответствующего учебно-методического объединения (УМО), Ученый совет вуза, ученый совет факультета, кафедра), указания на авторов, составителей, рецензентов. Эти данные располагаются на титульном листе или его обороте. Сборник будет включать несколько произведений учебной литературы. Рассмотрим, как формируются сборники для вузов. Можно составить сборник из произведений одного жанра. Например, включить в него все учебные программы или контрольные работы по одному направлению или специальности на весь срок обучения в вузе - от первого до последнего курса. С методической точки зрения подобное объединение материалов имеет свои преимущества, давая возможность студенту представить весь учебный процесс овладения специальностью, заранее готовиться к выполнению тех или иных заданий, самостоятельно прослеживать связи между отдельными заданиями, которые выполняются на разных курсах, накапливать постепенно библиографические материалы, создавая собственную персональную базу данных изучаемой профессии. Можно использовать другой принцип формирования такого сборника - включить в него материалы различных жанров по одному предмету: учебную программу, методические указания по изучению дисциплины, тематику контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению. Такой способ комплектования сборника пригоден для изданий, предназначенных студентам заочной формы обучения. Ознакомление с программой и методическими указаниями по изучению дисциплины даст возможность более эффективно выполнять контрольные работы, осознанно избирать тему из предложенного списка. Редактор должен помнить, что аппарат такого издания помимо обязательных элементов включает предисловие, дающее общую характеристику сборнику и особенностям его составления и использования. Предисловие должно иметь методическую направленность, может включать данные об утверждении документов, об особенностях их подготовки, о том, кому и с какой целью они предназначаются. Кроме того, редактору необходимо составить оглавление с полным обозначением включенных в издание произведений.
При подготовке сборников вспомогательных изданий (практикум, сборник задач и упражнений, книга для чтения) отбор произведений должен осуществляться с учетом учебной программы и учебника. Аппарат таких изданий имеет развернутый характер и методическую направленность. Глава 5. Литературно-художественные издания Природа, сущность изданий художественной литературы Типологическая характеристика литературно-художественных изданий определяется спецификой произведения литературы. В свою очередь, издание произведения художественной литературы относится к двум сферам человеческой деятельности: к художественному творчеству и к издательскому делу. Предмет, функции, характеристики читателей опираются на основные характеристики названных сфер и определяются свойствами этих сфер. Чтобы качественно, грамотно подготовить к изданию литературно-художественное произведение, редактору необходимо понять его свойства как произведения искусства, а также его специфику как литературного труда. Тогда редактор сможет эффективно обеспечить издательскую интерпретацию работы автора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|