Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостатки избирательных систем




Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе.

Избирательное право

Избирательное право - право гражданина избирать и избираться.

Пассивное избирательное право - право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право - право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Выборы в России

История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы (вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.

В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.

В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.

До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем — прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.

Система выборов в России

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет.

Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 (статья 81) и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), желательно ученую степень в области права.

Действия избирательной комиссии могут контролировать наблюдатели только от политических партий.

 

 

Выборы: понятие, принципы

Избирательная система является важной составляющей политического режима. С одной стороны, оно устанавливает правила формирования органов власти, а с другой - осуществляет непосредственное влияние на электоральный процесс. Наконец, избирательная система является одним из факторов, определяющих конфигурацию партийной системы в стране. Изучение выборов позволило сформироваться особом научном направлении - псефологии. Понятие "избирательная система" используется в двух значениях. В широком смысле понятие "избирательная система" включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами, тогда как в узком смысле избирательная система - это способ учета голосов избирателей и распределение мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов).

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица через волеизъявление граждан. Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот), наследование власти (при монархической форме правления), назначения на должность высшим должностным лицом. В условиях демократии выборы являются главной функцией политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К главным функциям выборов можно отнести следующие:

* артикуляция интересов различных социальных групп;

* мирное разрешение конфликта между политическими акторами, претендующих на власть;

* легитимация структур власти;

* политическая социализация и мобилизация граждан.

Все современные политические режимы используют процедуру выборов для легитимации власти, но не все они позволяют отразить истинную волю народа. Тоталитарные и авторитарные режимы демонстрируют ситуацию, которую американские политологи Р. Таагепера и М. Шугарт определили как "выбор без выбора".

Подобная практика может иметь различные проявления:

* правящая партия выдвигает только одного кандидата на каждый избирательный позицию (такая практика существовала в СССР до 1989 p., причем не требовалось даже заполнения бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата);

* выдвижение нескольких кандидатов от правящей партии, которые придерживаются единой идеологии, но соревнуются между собой за голоса избирателей.

Подобная практика распространена в однопартийных тоталитарных и авторитарных системах. Но и системы, что является лишь формально многопартийными, способные ограничить право выбора:

* правящая партия допускает выдвижение второстепенных, малоизвестных кандидатов, не могут составить конкуренцию для главного кандидата, но создают видимость альтернативности выбора;

* создается привилегированное положение отдельных кандидатов, пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к СМИ;

* фальсификация итогов голосования;

* введение различных ограничений на выдвижение кандидатов (ограничения на идеологические ориентации, расовой принадлежности кандидатов и др.) и предвыборную агитацию.

Соблюдение общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет предоставить выборам действительно демократический характер.

1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.

2. Периодичность выборов, позволяет гарантировать переменность выборных лиц по итогам голосования.

3. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право выбирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с восемнадцати лет. Это своего рода ограничения принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы, ограничивающие избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями.

Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать только тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Например, для парламентских выборов в США установлено ограничение в один месяц, в Норвегии - не менее десяти лет, в Ирландии этот ценз выраженный в требовании иметь место для сына.

Ценз гражданства распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.

Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше двадцати лет. В Украину кандидатом в президенты может стать гражданин не моложе тридцати пяти лет, а депутатом Государственной Думы - не моложе двадцати одного года.

Имущественный ценз - владение имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко. Часто кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог.

Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например, в Саудовской Аравии, Кувейте, Иордании.

В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство об образовании. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.

Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые перед избирателем, например, запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда. В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов партии лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избраны в Палату Общин.

Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Сначала избирательные права получили взрослые богатые и образованные мужчины. Так, в 1830 г. в Англии избирательным правом обладало только 4% взрослых мужчин. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. в Австралии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. В 1917 г. их примеру последовала Россия. В 1920 г. женщины получили избирательные права в США. В Швейцарии женщины были лишены избирательного права до 1971 p., а в Лихтенштейне - до 1986 г.

4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнена. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ всех кандидатов.

Это означает:

· равное количество голосов для всех избирателей. Чаще это требование выражено в формуле "Один человек - один голос". В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами. Например, на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системы голосования;

· от одинакового количества избирателей выбирается одинаковое количество депутатов, требует создания примерно равных по численности выборных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковую "вес".

Принцип равенства избирателей наблюдается не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской империи (выборы состоялись в 1906 г.) формировалась по сословному принципу. Избиратели были разделены на четыре курии: землевладельцы (крупные помещики) мещане, владевшие недвижимостью; крестьяне-домохозяины и рабочие. Норма представительства от курий была разной. Наибольшее количество депутатов была избрана от первой курии, хотя наибольшее количество избирателей была представлена рабочей курией. В настоящее время в некоторых государствах допускается отклонение от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах (этнические меньшинства, женщины).

Известны и другие способы нарушения этого принципа:

· неравномерное по численности нарезания избирательных округов. При использовании мажоритарной избирательной системы подобная ситуация означает, что "вес" избирателей неодинакова. Норма представительства избирателей в малочисленных округах будет выше, чем в более населенных округах. Для избежания подобного законодательства большинство стран устанавливает предельные нормы отклонения в численности избирателей в округах. В США неравенство в нарезке округов было ликвидировано в 1960-е годы XX в. Считается приемлемым, если на выборах в Конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%, а сами округа зависимости от демографической динамики и итогов переписи каждые десять лет перенаризаються;

· манипуляции с определением географических границ округов. Подобная практика позволяет любым политическим силам с помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах и обеспечивать преимущество "своим" кандидатам в других;

· наделение отдельных групп граждан дополнительными голосами (подобная практика может наблюдаться на ранних этапах процесса демократизации однопартийных тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита пытается сохранить за собой контроль над законодательным органом). Например, первые альтернативные выборы, проведенные в СССР в 1989 p., наряду с голосованием в избирательных округах, предусматривали выборы депутатов от общественных организаций членами этих организаций.

5. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов, частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Использование подобной практики преследует и другую цель - ограничение лоббизма отношении политических партий (кандидатов), победивших, со стороны субсидируя групп. Государство берет на себя финансирование или всех зарегистрированных кандидатов, или тех, кто обладает определенным уровнем общественной поддержки.

6. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.

7. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования). Тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам, определяется словом абсентеизм. Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это негативно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которых появилась меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленные сторонников на выборы. В абсентеизма есть еще один негативный аспект - при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны такими, которые не состоялись. В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию выборов. Для борьбы с абсентеизм в некоторых странах (Австралии, Бельгии, Италии, Греции) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишение на определенный срок водительских прав. В Турции предусматривается заключение на определенный срок. Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение - Индия), единообразием всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинах.

8. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их тратят на избирательную кампанию.

 

 

Избирательные кампании

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...