Как блогеры пытались помочь частному оперному театру, или почему в России не любят оперу
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Текст №25 Наталья Радулова Безгрошовая опера (Журнал «Огонёк» № 49 (5158) от 13.12.2010) Как блогеры пытались помочь частному оперному театру, или почему в России не любят оперу "Помогите единственному в Москве частному оперному театру!" — с таким призывом обратился к российской блогосфере Сергей Москальков, художественный директор и солист театра "Русская опера". Сергей так яростно и настойчиво взывал "Люди, выручайте!", что многие не поленились и зашли в его блог, чтобы узнать в чем, собственно дело, в какой-такой опасности находится музыкально-драматическое искусство страны. "Ушла в запой" Здравствуй, ж*па!" — такими словами приветствовал читателей художественный директор. Потом, под влиянием возмущенной общественности, он все же сменил заголовок своего сообщения на "Приплыли!", но суть проблемы излагал все так же горячо: "Представляете, наш главный распространитель ушла в запой! Она забрала 100 билетов и планировала взять еще, на нее был весь расчет. Так вот она уже две недели не выходит на связь. Через неделю спектакль, и возникла реальная опасность играть при пустом зале! Желающие заказать билеты отправляйте мне в личку свои телефоны". Кто-то счел эту новость забавной: "Сюжет для оперы-буфф сам по себе", кто-то сочувствовал артистам: "Это страшно: выступать без зрителей", кто-то решил, что это удачный пиар-ход: "Байка про якобы ушедшую в запой распространительницу — это нечто!", а кто-то искренне проникся бедами театра, который выживает сам, без всякой государственной поддержки. Целую неделю "топовые блогеры" страны помогали Сергею собирать зал: новость о спектакле "Сорочинская ярмарка" появилась в дневниках телеведущей Татьяны Лазаревой, журналиста Дмитрия Соколова-Митрича, политического деятеля Дарьи Митиной и многих других людей доброй воли.
Когда блогеры так дружно берутся за пиар чего-либо, то можно почти наверняка сказать: все получится. Интернет-сообщество не раз "вытягивало" даже самые безнадежные ситуации. Так, всем миром, собирались деньги на лечение детей и стариков. Так за рекордный срок удавалось продать лошадей из разорившегося конезавода. Так спасали котов, собак, попугайчиков, обращали внимание президента и чиновников на судьбы каких-то людей или организаций. Блогеры вообще умеют поднимать такой шум, что о конкретной проблеме узнают чуть ли не все жители страны. И казалось, что раз о "Русской опере" знает уже весь интернет, то на "Сорочинской ярмарке" непременно будет аншлаг. Но в день спектакля Сергей Москальков сообщил: "Хочу поблагодарить всех, кто поддержал наш театр в трудный момент. Огромное количество человек дало перепосты и анонсы. Эффект, к большому сожалению, от этого небольшой — 6 заказанных билетов. Насколько непопулярна опера, оказывается. Общаешься с культурными, читающими людьми, приглашаешь их на спектакль, а они так категорично отказываются. Поразительно просто! Это лишний раз подтверждает маргинальность оперного жанра у нас в стране". Выяснилось, что, хоть добровольные помощники и пиарили театр как могли, почти никто из них идти на спектакль не собирался. И это несмотря на то, что активный Сергей всем показывал видеоролики со спектаклей: "У нас поет великий Александр Ведерников, легенда Большого! У нас оркестр! У нас хор!", и несмотря на то, что билеты раздавались бесплатно. "Не люблю оперу,— вот самое распространенное объяснение.— Может, кто-то другой прочтет анонс и пойдет". Но других не было. Складывалось впечатление, что даже если приплатить, все равно мало кто решится выдержать полтора часа классического пения. Почему так происходит, почему россияне заранее не жалуют оперу — за ответом пришлось обратиться к самому художественному директору.
"Нам это неинтересно" Как солист я в свое время гастролировал с театром оперы и балета из Казани. Так вот театр этот постоянно в разъездах — за рубежом, в странах Западной Европы. По полгода в Голландии сидит. В Голландии, понимаете, где полтора человека живет! — Сергей Москальков не скрывает своей горечи.— Да что там говорить — бездуховная Америка, погрязшая в макдоналдсах, и та обожает оперное искусство. В маленьких американских городках — прекрасные залы. На концерты приходят фермеры какие-то, шахтеры. А у нас — не идет на оперу народ. Ни в какую". Театр "Русская опера" был создан около двух лет назад. Несколько солистов из крупных оперных театров страны — Большого, Камерного музыкального театра Бориса Покровского, "Новая опера", Центра оперного пения Галины Вишневской и других — объединились с благой целью: нести высокое искусство по всей России, даже в те города, где нет и не было никогда оперных театров. Спектакли решили создавать в реалистической, традиционной манере, а главное — на русском языке, чтобы зритель понимал, что происходит на сцене. Народный артист СССР Александр Филиппович Ведерников своим легендарным басом так и заявил: "Установка наша принципиальная. Все оперы, в том числе и иностранные, петь на русском языке. Зачем ставить "в дурака" нашу публику, которая мало все-таки знает итальянский, немецкий или французский язык". "Русская опера" задумывался как театр на колесах. Не выездные концерты под фортепиано, а полноценные оперные спектакли со спецэффектами, с сыгранным оркестром, хореографическим ансамблем. Но российской глубинке это нужно было примерно так же, как и блогосфере. "Даже если в городе все знали о том, что к ним приехала опера, зал крайне редко был заполнен полностью,— говорит лауреат международных конкурсов и по совместительству генеральный директор театра Надежда Нивинская.— Разве что только на фестивалях или каких-то специфических мероприятиях удавалось добиться почти аншлага. В конце концов мы поняли, что окупать себя частный оперный театр не может. И особенно затратны выезды, на которые мы поначалу делали ставки".
Расходы "Русской оперы" хоть и не сопоставимы с другими театрами, но все же существенны — чтобы сыграть один спектакль, требуется 300-400 тысяч рублей. Даже чтобы платить временно нанятым артистам за одни лишь репетиции, требуются немалые деньги, поэтому театр фактически существует на средства меценатов. Хотя в штате всего пять солистов и зарплата каждого не превышает 30 тысяч рублей — это, дай бог, половина того, что они как профессионалы могли бы зарабатывать в другом месте,— но и это большой удар по бюджету. К тому же неизвестно, что будет дальше. Новые налоговые законы, отсутствие льгот для благотворителей, растущая аренда — все это оптимизма не внушает. Не зря блог Москалькова изобилует эмоциональными возгласами "Нас душат! Повторяю, нас душат!" Не исключено, что театр вообще исчезнет, он уже почти призрак — спектакли проводятся нерегулярно, гастролей нет, о расширении репертуара и думать не приходится. Но как же все поначалу радовались поездкам по стране. Как верили, что сеют разумное, доброе, вечное. Театр побывал в Омске, Нальчике, Твери, Иванове, Петропавловске-Камчатском, объездил почти весь центр и юг России. Художественный директор был в полном восторге: "Я всегда мечтал создать национальную оперу. Мечтал о том, как нас будут принимать простые зрители, которые никогда не слышали оперу, и как наше искусство будет их преображать". Зрители принимали, конечно, но не особенно охотно. К примеру, на спектакль "Женитьба Фигаро" в Ейске собрать зал не удалось, хотя билеты были по 300 рублей. Через день туда же приехали какие-то поп-исполнители — и билеты по 1000 рублей разлетелись как горячие пирожки. Страданиям Москалькова не было конца: "Ну почему так? Потому что те поют песенки знакомые, из телевизора?" Все солисты "Русской оперы" ищут ответ на этот вопрос и не могут его найти. Почему волшебная сказка "Гензель и Гретель", главная и любимая рождественская опера во всех европейских театрах, у нас не пошла? Почему редакторы телевизионных каналов, услышав слово "опера", тут же машут руками: "Нет-нет, вон у вас есть телеканал "Культура", туда и идите, нам это все неинтересно", но при этом охотно транслируют концерт какого-нибудь исполнителя шансона? Почему этот исполнитель собирает концертный зал Кремлевского дворца, а на спектакль с участием 82-летнего Ведерникова, действительно великого певца и артиста, до сих находящегося в прекрасной форме, в лучшем случае удается собрать пару сотен зрителей и то вместе с приглашенными? Почему гастроли частного оперного театра в родной стране оказываются убыточными настолько, что теперь театр практически никуда не выезжает и даже в столице не может привлечь зрителя?
"Клевая музычка" Опрос тех же блогеров показал, что если под дулом пистолета все же придется идти в оперу, то они скорее всего выберут Большой театр — по крайней мере, это хотя бы "известное заведение". Просто так тащиться куда-то вечером совсем не хочется. Главным образом потому, что опера кажется нашим гражданам "нафталиновым искусством". Сергей Москальков отчасти с этим согласен: "В советское время наш жанр закостенел. Поэтому люди, которых в школе загоняли на скучные спектакли, больше не хотят повторения. Им неинтересно по привычке. Мы меняемся, мы ищем новые решения для постановок, мы драматически играем по-другому, но об этом просто не знают". Да и телевизор играет не последнюю роль. В тех же небольших населенных пунктах наши фермеры и шахтеры если и выходят в свет, то чтобы послушать тех, "кого показывают". А показывают на центральных телеканалах известно кого. "Приезжаешь в какой-нибудь город, а он весь залеплен афишами Стаса Михайлова или Елены Воробей". Надежда Нивинская, однако, надеется на лучшее и уверена, что если человек хоть раз придет на оперный спектакль, то как минимум ему это понравится: "Мы поем для людей. И до них доходит". Так было с простой женщиной из Горно-Алтайска, которая впервые пришла на спектакль и в антракте со слезами кричала в телефон: "Люба! Срочно сюда! Это чудо!" Так было с водителем театра, который оперой никогда не интересовался, а теперь запросто на слух узнает концерт Рахманинова, водит своих друзей в зал Чайковского и слушает только классическую музыку. Так было с системным оператором, который по каким-то своим рабочим делам случайно оказался на репетиции "Женитьбы Фигаро" и проникся настолько, что долго тряс руку постановщику: "Клевая музычка, отвечаю — клевая", а затем пошел и купил диск с записью оперы.
"За уши надо тащить! — художественный директор так предан своему делу, что кажется: действительно сейчас схватит за ухо и потащит на спектакль.— Возможно, я достал своей настойчивостью не только своих знакомых, но и всех блогеров России. Но у меня, как у того Лоуренса Оливье, одна задача: найти для каждого кресла подходящую задницу. Я так хочу, чтобы мы выжили. И думаю, что проблема лишь в том, что нас даже не пытаются выслушать, услышать. Поэтому я так бурно реагирую, когда мне пишут: "Я далек от оперы". Да вот же оно, сокровище, только шаг сделай".
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|