Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инвестирование наиболее приоритетных проектов

 

Методология маркетингового подхода, предусматривает анализ привлекательности рынка туристских товаров и услуг, конкурентных преимуществ региона, анализ источников и объёмов инвестирования необходимых мероприятий, а также осуществление прогнозных оценок экономического и социального эффекта от реализации проектных решений.

Динамика роста рынка определена динамикой туристических ресурсов, на основе данных, предоставленных Владимиргражданпроектом. В предположении, что информация о предпочтительных видах туризма, формах проведения экскурсий и наиболее значимых для ознакомления объектах отсутствует, автором было проведено анкетирование и применены соответствующие экономико-статистические методы обработки полученных данных.

Конкурентные преимущества региона рассмотрены через призму рекреационных преимуществ, связанных с уникальными историко-культурными памятниками, природными ресурсами, традиционными ремёслами и промыслами.

В предположении, что туристский бизнес находится на подъёме, а Владимирская область входит в Золотое кольцо России, стратегия развития предполагает координацию всех направлений деятельности со стороны областной администрации, а региона в целом – со стороны Правительства. В связи с изложенным в качестве объекта исследования принята вся совокупность отраслей и производств, занятых обслуживанием потока туристов, т.е. регион в рамках федеральной программы.

Рассмотрение мероприятий по развитию туристского комплекса, включая развитие художественной промышленности, ремёсел и промыслов, а также оценка эффективности инвестиций проведены в интервале 2005–2013 гг. последовательно для федерального, регионального и местного уровней. Объёмы инвестиций и приоритеты по видам туризма и объектам инвестирования определены экспертным путём в рамках работы научного коллектива по разработке территориальной части федеральной целевой программы «Золотое кольцо России». Расчёты выполнены в неизменных ценах 2006 года.

Анализ источников и объёмов инвестирования федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» на региональном уровне осуществляется с целью определения бюджетной, экономической и социальной эффективности.

Итак, показатели бюджетной эффективности отражают финансовые последствия осуществления Программы для федерального, регионального или местного бюджета.

Экономический эффект заключается в увеличении дохода с позиции трудоспособного населения, предприятий частного бизнеса, федерального, областного и местного бюджетов, с позиции общества в целом.

При расчётах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей продукции); сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензии на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления Программы;

социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников Программы на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

прямые финансовые результаты;

– кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм. Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты,

обусловленные осуществлением Программы, – изменение доходов сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты при нанесении ущерба природным ресурсам и имуществу от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народно-хозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и государственной поддержки Программы.

В состав затрат Программы включаются предусмотренные в Программе и необходимые для её реализации текущие и единовременные затраты всех российских участников осуществления Программы, исчисленные без повторного счёта одних и тех же затрат и без учёта одних участников в составе результатов других участников. В связи с этим не включаются в расчёт:

– затраты предприятий-потребителей продукции (услуг) на приобретение её у изготовителей – других участников Программы;

амортизационные отчисления по основным средствам, созданным одними участниками Программы и используемым другими участниками;

все виды платежей российских предприятий-участников в доход госбюджета, в том числе – налоговые платежи;

проценты по кредитам ЦБ РФ, его агентов и коммерческих банков, включённых в число участников реализации Программы;

затраты иностранных участников.

Основные средства, временно используемые участниками в процессе осуществления Программы, учитываются в расчёте одним из следующих способов:

остаточная стоимость основных средств на момент начала их использования включается в единовременные затраты;

на момент прекращения использования единовременные затраты уменьшаются на величину остаточной стоимости этих средств;

арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.

При расчётах показателей экономической эффективности на уровне региона в состав результатов Программы включаются:

региональные производственные результаты – выручка от реализации продукции (услуг), произведённой участниками Программы – предприятиями региона, за вычетом потреблённой ими же продукции;

социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе;

косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона.

В состав затрат при этом включаются только затраты предприятий-участников Программы, относящихся к соответствующему региону также без повторного счёта одних и тех же затрат и без учёта затрат одних участников в составе результатов других участников.

При расчётах показателей экономической эффективности на уровне предприятия в состав результатов Программы включаются:

производственные результаты – выручка от реализации произведённой продукции (услуг), за вычетом потреблённой на собственные нужды;

социальные результаты в части, относящейся к работникам предприятия и членам их семей.

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия без повторного счёта (в частности, не допускается одновременный учёт единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

Итак, показатели экономической эффективности учитывают затраты и результаты, связанные с реализацией Программы, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускают стоимостное измерение.

Размер инвестиций формируется под действием двух факторов: с одной стороны – потребности в инвестициях, с другой стороны – возможностей источников инвестирования.

Исходя из выбранных программных мероприятий и укрупнённых показателей капитальных вложений, по каждому из направлений рассчитана следующая потребность в инвестициях на реализацию федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» для Владимирской области: общая потребность в финансовых ресурсах оценивается в размере 1 238 851,3 тыс. руб. (табл. 3.4). При этом доля средств федерального уровня составила 9,5%, областного уровня – 8,5%, местного уровня – 82% (табл. 3.4) [10].

 

Таблица 3.4. Источники финансирования федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» для Владимирской области

Наименование источников финансирования

Всего

  тыс. руб. %
1. Средства федерального уровня    
1.1. Федеральный бюджет 117 188,1 9,5
2. Средства областного уровня    
2.1. Областной бюджет 4 000,0 0,3
2.2. Гарантия областного бюджета 5 449,9 0,4
2.3. Фонд поддержки предпринимательства 8 000,0 0,6
2.4. Налоговые льготы 88 000,0 7,1
Итого по областному уровню 105 449,9 8,5
3. Средства местного уровня    
3.1. Городской (районный) бюджет 245 862,2 19,8
3.2. Инвестиционный фонд 118 377,7 9,6
Итого по местному уровню 364 239,9 29,4
4. Собственные средства 651 973,4 52,6
Всего инвестиций 1238 851,3 100

 

Расчёт реальных инвестиций осуществляется на основе следующих предпосылок:

1. Финансовые ресурсы федерального уровня.

Федеральный бюджет. Доля федеральных инвестиций в условиях ограниченности ресурсов предусмотрена в виде прямых ассигнований из бюджета в размере 9,5% общей величины потребности, что составляет 117 млн. руб., в том числе на I этапе – 19,6 млн. руб. [10].

Кредиты международных организаций. В качестве одного из потенциальных источников финансирования региональной части Программы рассматривается заём НБРР и ЕБРР в рамках внешних заимствований, утверждаемой в составе федерального бюджета РФ на соответствующий год, предположительно под 8% со сроком погашения 2 года. Поскольку процедура обоснования необходимости предоставления займа занимает в среднем 2 года, поступление средств планируется с 2008 года [10].

Для обеспечения реализации Программы предусмотрены стартовые инвестиции в размере 0,9 млн. руб., включающие затраты на прединвестиционные исследования, научно-исследовательскую работу, информативно-правовое обеспечение, разработку и уточнение технико-экономических обоснований и бизнес-планов инвестиционных проектов, капитальные вложения на реализацию отдельных проектов, расходы на управление Программой и прочие расходы [10].

Средства федерального уровня преимущественно направляются на реконструкцию исторических сёл, монастырей и усадеб, реставрацию памятников, на поддержку религиозного туризма (паломничества), реставрацию экспозиций музеев. 2. Финансовые ресурсы областного и местного уровней.

Областные и местные бюджеты. Доля ассигнований на финансирование Программы из областного и местных бюджетов составляет 37,9%. При этом в качестве источников финансирования областного бюджета предлагаются целевые ассигнования в размере 4 млн. руб., кредиты из областного фонда поддержки предпринимательства -8 млн. руб., гарантии областной администрации на сумму 8 млн. руб. [10].

Предприятиям, участвующим в реализации Программы в соответствии с законом о предоставлении льгот юридическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Владимирской области, предусматриваются льготы в сумме 40 млн. руб. [10].

Основная доля средств областного уровня направляется на развитие художественных ремёсел и промыслов, ремонт объектов размещения областного значения, на выполнение общепрограммных мероприятий, т.е. НИОКР, непредвиденные расходы.

Ассигнования из местных бюджетов предусмотрены в виде целевых инвестиций в размере 364 млн. руб. [10].

Средства местных бюджетов идут на благоустройство городов и на реконструкцию и благоустройство исторических сёл, монастырей, усадеб, на поддержку экспозиций музеев, помощь развитию художественных промыслов и ремёсел, реставрацию памятников и ремонт муниципальных объектов размещения.

Территориальные и дорожные фонды. За счёт этих источников финансирования планируется осуществлять строительство площадок и подъездных путей с последующей сдачей их в аренду под устройство торговых точек или дальнейшее строительство гостиниц, кафе и иных предприятий придорожного сервиса.

Инвестиционный фонд. В соответствии с Программой предусматривается создание регионального инвестиционного фонда с отделениями в каждой из пяти областей (включая Владимирскую) для финансирования мероприятий Программы путём замораживания налоговых поступлений в федеральный бюджет на уровне поступлений 2004 года с последующей их индексацией. Инвестиционный фонд принят в размере 118,4 млн. руб., что составляет 9,6% всех капитальных вложений Программы [10].

Собственные средства предприятий и частных инвесторов. Доля собственных средств предприятий и частных инвесторов в структуре финансирования составляет 52,6% от суммы всех требуемых инвестиций [10].

В силу того, что спектр услуг туристской индустрии очень разнообразен, имеет смысл, по-видимому, говорить о туристском продукте в узком смысле применительно к каждому конкретному сектору туристических ресурсов (например, туристский продукт объектов размещения, туроператоров, турагентов, предприятий художественных промыслов и промышленности и т.д.).

В данной работе при анализе источников и объёмов инвестирования федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» для Владимирской области особое внимание уделено такому сектору туристических ресурсов, как художественные промыслы и промышленность (табл. 3.5) [10].

 

Таблица 3.5. Источники финансирования федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» по Владимирской области для предприятий художественных промыслов и промышленности

Источники финансирования на всех уровнях

Объёмы финансирования (цены 2006 г.)

 

2008 г.

2013 г.

Всего

  тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1. Средства областного уровня 1.1. Областной бюджет Итого по областному бюджету   27 300 27 300   30,6 30,6   62 000 62 000   69,4 69,4   89 300 89 300   41,1  
2. Средства местного уровня 2.1. Городской (районный) бюджет 2.2. Собственные средства Итого по местному уровню   11000 44 000 55 000   20,0 60,3 43,0   44 000 29 000 73 000   80,0 39,7 57,0   55 000 73 000 128 000   58,9
Всего 82 300 - 135 000 - 217 300 100
Доля по этапам в общем объёме финансирования, % - 37,9 - 62,1 - 100

 

Однако системный сбыт туристского продукта предполагает не реализацию потребителю отдельных единичных услуг и товаров, а решение проблемы в её совокупности.

Поэтому прогнозную оценку экономического и социального эффекта будем производить, учитывая системный подход, в целом от реализации федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» для Владимирской области.

 

 


Заключение

 

В ходе выполнения работы «Оценка туристических ресурсов Владимирской области» автором определён уровень интеграции туристской индустрии и дана экономическая оценка перспектив развития отдельных видов промышленности Владимирской области в составе туристского комплекса, что позволило получить следующие основные научные результаты:

Туризм рассмотрен как сложная социально-экономическая система, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией, является лишь одним из составных компонентов. Экономические проблемы анализируются в контексте взаимодействия составляющих данного многоотраслевого комплекса, включая промышленность, т.е. производственный аспект в сочетании с общественным и экологическим аспектами. Разработана системная модель туристических ресурсов.

Проведённый в работе анализ позволяет сделать вывод, что строгое разграничение туризма и инфраструктур туризма не целесообразно, т. к. они являются составными элементами туристской индустрии. Системное мышление и комплексный анализ проблем становится необходимым условием как успешной деятельности предприятий, так и успеха научных исследований и практической реализации последних.

Системный подход находит проявление в программно-целевом методе, содержание которого заключается в определении закономерностей и путей развития туристской индустрии в регионе и на этой основе – в разработке взаимоувязанных мероприятий, охватывающих экономическую, производственную, социальную и другие сферы деятельности, ориентированные на достижение производственных и социально-экономических целей.

В исследовании теоретически обосновано, что на фоне становления и запуска рыночных механизмов хозяйствования в Российской Федерации дальнейшее развитие туристской индустрии является одним из путей получения валютных поступлений, наращивания объёмов выпуска и реализации отечественных товаров и услуг. Туризм должен составлять часть комплексного плана развития страны наряду с другими приоритетными секторами экономики. Определена необходимость решения проблем туристических ресурсов в общем контексте проблем социально-экономического развития страны.

Исследована туристско-рекреационная среда Владимирского региона, выявлены её конкурентные преимущества и определена базовая стратегия развития туристской индустрии как стратегия интенсивного роста производственных и экономических показателей отдельных видов промышленности региона.

Выполнен анализ современного состояния туристской индустрии Владимирской области, который показал тесную взаимосвязь туристской отрасли с организациями региона, позволил выявить проблемы, решение которых возможно на региональном уровне программными методами.

Обоснована точка зрения, согласно которой туризм может стать активным источником развития производственной базы инфраструктуры туризма, включая выпуск художественно-сувенирной продукции, так же как и последнее следует рассматривать как один из важнейших факторов развития самого туризма. Такая же ситуация взаимовыгодных отношений складывается у предприятий промышленности с другими сферами туристской индустрии.

 


Список литературы

 

1. Азар В.И. Гостиничные объединения: динамика развития // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. – №1.

2. Азар В.И. Структурная перестройка туристского рынка России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2005. – №3.

3. Анализ статистических данных международного туризма в Российской Федерации // Российская туристская газета. – 2007. – №5.

4. Баскаков А.С. Общая ситуация на российском туррынке. – М.: ОНЛАЙН, 2005.

5. Берне П. Отчет международных экспертов. Развитие туризма в Российской Федерации. – М.: ОНЛАЙН, 2005.

6. Воронин Н.Н. Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской. (Спутник по древним городам Владимирской земли) – М.: Искусство, 1993.

7. Воскобойникова Н.Н. Экологические проблемы в туристском районе «Золотого кольца» Ярославской области // Труды Академии Туризма. Выпуск 1. – СПб.: ТОО «ОЛБИС», 2008.

8. Выезд российских граждан за рубеж и прибытие иностранных граждан в Россию в 2007 году // Туринфо. – 2007. – №№7, 8, 9.

9. Выезд российских граждан за рубеж в 2004 году // Туринфо. – 2005. – №9.

10. Выезд российских граждан в страны дальнего зарубежья в 2004 году // Туринфо. – 2005. – №9.

11. Выезд российских граждан за рубеж в 2005 году // Туринфо. – 2006. – №7.

12. Выезд российских граждан за рубеж в 2006 году // Туринфо. – 2007. – №5.

13. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2004.

14. Деловой туризм в России // Туристская деловая газета. – 2008. – №7.

15. Инвестиционный рейтинг российских регионов, 2005–2006 годы. Консалтинговое агентство Эксперт-РА, рейтинговое агентство Эксперт-география // Эксперт. -2006. – №39.

16. Как реализуется Федеральная программа «Развитие туризма в РФ» // Туринфо. -2005. – №15.

17. Концепция развития международного туризма в Москве до 2013 года // Туринфо. – 2007. – №15.

18. Край Владимирский. Сост. Двинский Т.Я. – М.: Планета, 1997.

19. Краткий анализ социологических исследований, проведённых среди иностранных туристов музеем-заповедником в 2006 г. – Владимир: Владимиро – Суздальский музей-заповедник, 2007.

20. Область в цифрах 2004 г. Статистический сборник. – Владимир: Госкомстат РФ, 2005.

21. Попадайкин В.И., Струков В.В. Золотое кольцо. – М.: Физкультура и спорт, 1995.

22. Постановление главы администрации Владимирской области от 29.06.02 №442 «О комплексе мер по государственной поддержке развития туризма во Владимирской области в 2002–2008 гг.»

23. Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России (сборник научных трудов) / Российский НИИ культурного и природного наследия. – М., 2008.

24. Статистика в туризме // Туристская деловая газета. – 2004. – №4.

25. Стронгина М. Местное самоуправление и развитие территорий // Вопросы экономики. – 2007. – №5.

26. Супян В. Государственная поддержка предпринимательства в США (региональный аспект) // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – №3.

27. Территориальная часть федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» для Владимирской области. Программа: «Земля Владимирская» в «Золотом кольце России». – Владимир, 2006.

28. Ткачева Т.Н. Рынок туристических услуг России // Международный бизнес России. – 2004. – №11.

29. Требования к индустрии гостиниц, ресторанов и кафе. (По материалам Белой книги «Хотрек») – М.: Институт туризма, 2004.

30. Туризм на пороге XXI столетия. // Туристская деловая газета. – 2005. – №3.

31. Туристская декларация (принята Всемирной конференцией министров по туризму 04.11.94.) // Туринфо. – 2007. – №16.

32. Туристские маршруты. Сост. B.C. Качанов. – М.: Профиздат, 1997.

33. Туристские потоки Владимиро-Суздальского музея-заповедника. – Владимир: Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2007.

34. Указ Президента РФ от 25 апреля 2007 г. №813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма».

35. Указ Президента РФ от 22 декабря 2003 г. №1284 «О реорганизации и развитии туризма в РФ».

36. Управление в условиях рыночной экономики / Под ред. В.А. Устинова. – М.: ГАЦ, 2006.

37. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: АО «Бизнес-школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 2004.

38. Федеральная программа развития туризма в России. – М.: Бюро информации по туризму «ОНЛАЙН», 2004.

39. Федеральная целевая программа «Золотое кольцо России». Сост. Вайнштейн Т.А., Жилина В.Л., Матвеев В.Д. и др. – М, 2004.

40. Федеральный закон от 24 ноября 2007 г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

41. Шенгелия Н.О. Общие тенденции развития туризма в малых и средних исторических городах на основе международного опыта в этой сфере // Труды Академии Туризма. Выпуск 1. – СПб.: ТОО «ОЛБИС», 2008.

42. Шпилько СП., Шенгелия Н.О. Концепция программы развития туризма в Российской Федерации // Труды Академии Туризма. Выпуск 1. – СПб.: ТОО «ОЛБИС», 2003.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...