Модуль 3 «Система и многообразие органического мира» (9 занятий)
План подготовки к ЕГЭ за 36 занятий (продолжительность занятия 1 час 30 минут) Вводный модуль «Биология – наука о живой природе. Методы научного познания» (1 занятие) Многообразие жизни. Основные термины и понятия. Уровни организации жизни на земле. Свойства живого. Методы исследования в биологии. Модуль 1 «Клетка как биологическая система» (7 занятий) 1. Современная клеточная теория. Развитие знаний о клетке. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Неклеточные формы жизни. 2. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. 3. Строение клетки. Плазматическая мембрана: фагоцитоз, пиноцитоз. Осмотические явления на примере клеток растений (плазмолиз/деплазмолиз) и животных (на примере амёбы или эритроцитов). Мембранные и немембранные органоиды клеток, их основные функции. 4. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. 5. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. 6. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. 7. Хромосомы, их строение и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки. Митоз. Биологический смысл, названия стадий. Мейоз. Гаметогенез у животных, спорообразование у растений. Биологический смысл. Конъюгация и кроссинговер. Сравнительна характеристика мейоза и митоза.
Модуль 2 «Организм как биологическая система» (7 занятий) 1. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное развитие: название стадий и их характеристика. Какие ткани и органы позвоночных (и не только) образуются из 3х зародышевых листков. Постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов. 2. Генетика. Терминология и символика. Общие положения. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Законы Менделя. Типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. 3. Генетика. Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Группы крови, наследование резус-фактора. Резус-конфликт. Генетика популяций - закон Харди-Вайнберга в решении генетических задач. 4. Решение всех типов задач по генетике, встречающихся в ЕГЭ. Правильное оформление задачи. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. 5. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Наследственные болезни человека, причины, профилактика. 6. Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
7. Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома). Модуль 3 «Система и многообразие органического мира» (9 занятий) 1. Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царство Бактерии: строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. 2. Царство Грибы, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. 3. Царство Растения. Систематика. Ткани и органы растений. Строение стебля и листа. Побег и его видоизменения. Видоизменение органов растения в целом. 4. Низшие растения - водоросли. Споровые растения: мхи, папоротниковидные. Понятие о жизненном цикле и примеры для разных отделов. 5. Семенные растения. Отличие споры от семени. Голосеменные и покрытосеменные. Терминология строения цветка, плода, женских и мужских органов, особенности размножения. Двойное оплодотворение покрытосеменных растений. Систематика покрытосеменных: классы однодольные и двудольные. Семейства покрытосеменных. 6. Царство Животные. Систематика. Простейшие. Паразитические простейшие и вызываемые ими заболевания. Губки. Кишечнополостные: особенности строения, питания, многообразие. Коралловые рифы. Иглокожие - несколько представителей и особенности группы. Понятие о первичноротых и вторичноротых животных. Черви. Эволюция систем органов в трех групп червей. Приспособления к паразитическому образу жизни у плоских червей.
7. Моллюски: классы, особенности строения. Членистоногие: сравнительная характеристика трех классов. Прямое и непрямое развитие насекомых. Отряды насекомых. Типы конечностей насекомых и типы ротовых аппаратов. 8. Хордовые животные. Признаки принадлежности к хордовым. Бесчерепные и бесчелюстные. Строение ланцетника. Позвоночные животные, признаки принадлежности к ним. Холоднокровные. Общая характеристика всех групп. Отличие хрящевых и костных рыб. Земноводные. Пресмыкающиеся. Особенности строения систем органов, ароморфозы земноводных в сравнении с рыбами и пресмыкающихся по сравнению с земноводными. 9. Теплокровные животные. Археоптерикс. Зверозубые ящеры. Особенности строения систем органов птиц и млекопитающих. Ароморфозы этих групп по сравнению с пресмыкающимися. Приспособления птиц полету.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|