Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция государственной региональной политики РБ




Региональная политика (РП) – система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмов их реализации. Главной целью современной государственной региональной политики является повышение эффективности и конкурентоспособности экономики на базе освоения ресурсов регионов. Стратегии, цели и направления РП содержатся в следующих основных политических решениях: Закон РБ от 14.11.2005 №60. «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики РБ». Одной из основных задач внутренней политики определяется здесь обеспечение комплексного, устойчивого развития регионов, региональное развитие в Законе определяется как отдельная сфера реализации внутренней политики, основными направлениями в этой сфере являются: совершенствование структуры хозяйства регионов в соответствии с потребностями населения и местными условиями на базе эффективного использования внутренних ресурсов регионов, наращивание экономического и научно-производственного потенциала проблемных регионов, малых и средних городов, стимулирование экономической активности населения, развитие предпринимательства, государственная поддержка социально-экономического развития регионов.
НСУР – 2020. Стратегическая цель устойчивого развития РБ – динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений. Особое внимание в НСУР уделяется развитию проблемных регионов (территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, Белорусское Полесье, Поозерье). Усилия республиках и местных органов власти, предприятий и организаций, общественных структур должны быть направлены на разработку специальных целевых программ, выбора региональных приоритетов, создания интегрированных корпоративных структур, холдингов по решению региональных социально-экономических и экологических проблем, созданию полюсов роста.
НСУР 2010г. Региональные и местные инициативы устойчивого развития РБ должны быть нацелены на формирование эффективной пространственной структуры производства, обеспечивающей рациональное природопользование, защиту природы от неблагоприятного воздействия производственной и хозяйственной деятельности населения. Направления деятельности местных органов власти по обеспечению устойчивого развития регионов на краткосрочную перспективу: стабилизация социально-экономической ситуации (структурная перестройка экономики региона, поддержка предпринимательства, политика занятости), регулирование демографической ситуации, ориентация общественного сознания (экологическое воспитание), выявление и контроль за экологически проблемными ситуациями в регионе, совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей производственную, хозяйственная деятельность, порядок использования местных ресурсов. Направления стратегического характера: разработка и осуществление мер по достижению рационального природопользования в регионах, преобразование городских и сельских поселений в направлении обеспечения полноценной среды обитания в рамках единой градостроительной политики РБ, создание юридических, правовых, экономических и др. условий, регламентирующих развитие в регионах экологически опасных видов деятельности.
Основные направления социально-экономического развития РБ на период до 2010г. Региональная экономическая политика будет направлена на формирование территориальных пропорций и создание экономических и социальных структур хозяйства регионов, наиболее полно отвечающих местным условиям и потребностям проживающего здесь населения и интересам страны в целом. Направления реализации этой цели в 2001-2005гг. определялись следующим образом: поддержка структурных преобразований в сфере производства: эффективное использование внутренних возможностей регионов, стимулирование создания новых рабочих мест в регионах, имеющих высокий уровень безработицы: содействие развитию территорий
Вопрос №26. Районный (городской) исполнительный комитет. Порядок формирования, состав, регламентация и организация деятельности.
В состав районного (гор.) исполкома входят председатель районного (городского) исполкома, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполкома. В качестве членов исполкома могут быть руководители структурных подразделений исполкомов, руководители ведущих организаций данной административно-территориальной единицы. Председатель районного (городского) исполкома назначается Президентом РБ и утверждается районным (городского) Советом. Первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного (городского) исполкома - председателем районного (городского) исполкома по согласованию с областным исполкомом.
Функции: 1) разрабатывает и вносит для утверждения в областной Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью; 2)разрабатывает и вносит для утверждения в областной Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении. 3) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции РБ, законов РБ, актов Президента РБ, выполнение решений Совета и решений вышестоящих госорганов, принятых в пределах их компетенции; 4) распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом; 5) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению; 6) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предпринимательской, организаций, учреждений и объединений коммун. собственности; 7) образует по весам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия и руководит их деятельностью; 8) принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке; 9) решает в соответствии с законодательством РБ вопросы землеустройства и землепользования; 10) принимает решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов граждан, организует прием населения, рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения; 11) решает в соответствии с законодательством РБ в-сы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммун-го, бытового обслуживания граждан на соответствующей территории; 12) обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории; 13) содействует развитию народных традиций и обычаев. Районные (городского) исполкомы подотчетны и подконтрольны Президенту РБ и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполком ответствен перед районным (городского) Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Деятельность исполкомов осуществляется в соответствии с утвержденными планами: квартальные и годовые. Согласовываются со всеми заинтересованными организациями. В планах включаются: 1) вопросы выносимые для рассмотрения на заседания исполкома и на совещании его председателя и его заместителей. 2) изучение и решение вопросов на местах. 3) вопросы пол рассмотрению решений вышестоящими органами. 4) отчеты руководителей организаций данного уровня и руководителей исполкомов нижестоящих уровней. 5) организация массовых мероприятий.
Исполком организует свою работу на основе регламента. Регламент исполкома определяет: 1) порядок деятельности исполкомов, 2) вынесение вопросов на рассмотрение; 3) работа с гражданами; 4) назначение аппарата исполкома.

62 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике

Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, существенности различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.

Переходный период включает три этапа:

• первый — деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

• второй — становление нового экономического порядка, Целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает

развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;

• третий — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Таким образом, под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, которые обусловлены изменениями экономического, государственного и общественного порядков.

Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип экономики базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого» (экономика Польши, России). Имеющийся опыт реализации этих процессов показывает, что первый путь менее разрушителен, требует меньших трансакционных издержек, в социальном плане не вызывает резких социальных потрясений и обнищания народа.

Эволюционный путь развития определяется специфической закономерностью функционирования переходной экономики — инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, которые предопределяют невозможность быстрой замены существующих форм другими. Такая замена деформирует производственный процесс, ведет к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике старых экономических структур и механизмов. Это прежде всего проявляется в сохранении в течение определенного времени старых структур производства и управления, преобразование которых требует определенного времени. Не может быстро изменяться сложившаяся социально-экономическая структура общества, деятельность существующих институтов, что можно сказать и о хозяйственном механизме и т.д.

Огромное влияние на переходные процессы оказывает состояние кадров. Для них также характерна инерционность, так как кардинальные изменения в содержании знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро.

Другая закономерность переходной экономики — зарождение и интенсивное развитие новых форм и отношений. Это могут быть как новые по содержанию формы и отношения, не свойственные господствовавшей прежде старой системе (например, институты рыночной экономики), так и новые отношения, возникающие путем изменения содержания старых форм (например, государственная собственность в новой форме акционерных обществ, ассоциаций, унитарных и других предприятий), или планирование в форме индикативного, не директивного, а рекомендательного в виде государственных прогнозов и программ.


 

63 Особенности перехода от планируемой централизованно к рыночной экономике в РБ

Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

1991 —1995 гг. — период глубокого затяжного экономического кризиса;

1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

2001 — 2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы.

Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 %, продукции промышленности — 61,4, сельского хозяйства — 73,6, инвестиций в основной капитал — 38,5 %. Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.

Ведущая роль б осуществлении этих направлений принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства.

Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

Структурная перестройка экономики на первом этапе рыночных преобразований осуществлялась стихийно (так называемая пассивная ее форма): во-первых, в результате разрушения сложившихся экономических связей, а также изменившихся требований внутреннего и внешних рынков свертывались отдельные отрасли и производства (преимущественно в сфере ВПК, тяжелой промышленности), спрос на продукцию которых из-за отсутствия заказов резко упал; во-вторых, значительно уменьшились объемы производства продукции и в традиционных отраслях специализации страны (машиностроении, химической, легкой и пищевой промышленности) из-за ограничения емкости внутреннего рынка и потери позиций на внешних рынках, кризиса неплатежей и возросшей конкуренции зарубежных поставщиков; в-третьих, некоторая часть бесперспективных ресурсоемких не востребованных рынком и безнадежно убыточных предприятий прекратили свое существование.

 

В качестве основных направлений структурных преобразований определены:

• создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

• стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;

• развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

• повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

• разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...