Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Способы и средства тушения пожаров





 

Под пожаротушением подразумевается комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию возникшего пожара.

Поскольку горение – это сочетание трех неотъемлемых факторов:

· горючего вещества;

· окислителя;

· наличие воспламенителя и непрерывного притока тепла, то для прекращения горения достаточно исключить какой-либо из этих необходимых и достаточных элементов.

Для тушения пожаров применяют следующие огнетушащие вещества и составы:

· вода, которая применяется в компактном или распыленном виде;

· пена (воздушно-механическая и химическая, различной кратности и стойкости);

· инертные газы (диоксид углерода, азот, аргон, водяной пар, дымовые газы);

· гомогенные ингибиторы (хладоны), которые ограничены в применении;

· гетерогенные ингибиторы – огнетушащие порошки;

· комбинированные составы.

В качестве первичных средств пожаротушения используют различные огнетушители, которые могут быть ручными, передвижными, стационарными (оборудованными шлангами) в настоящее время известны следующие огнетушители:

· порошковые с заменяемыми зарядами, ручные ОП-1 типа «Момент», – передвижные, стационарные;

· пенные (ручные, передвижные, стационарные);

· углекислотные с зарядом диоксида углерода;

· хладоновые, с зарядом хладона.

Пожары тушатся передвижными и стационарными установками с использованием огнетушащих сред:

· водяных;

· пенных;

· газовых;

· порошковых.

И в зависимости от способа тушения средства тушения подразделяются:

· объемного тушения;

· поверхностного тушения.

Нормы оснащения пожароопасных помещений ручными огнетушителями приведены в таблице 2.5.

Пожаротушение может быть организованно автоматически. Эти системы бывают сплинклерные и дренчерные.

Сплинклерные системы – сплинклер, включающийся автоматически при повышении температуры в помещении до заданного предела. Датчик открывает отверстие в трубопроводе с водой над очагом пожара.



Дренчерные – установки близки по устройству силиклерным, но отличаются тем, что не имеют легкоплавкого замка и отверстия постоянно открыты и система пожаротушения включается вручную или автоматически по сигналу автоматического извещения о пожаре с помощью контрольно – пускового узла на пожарном трубопроводе.

 

 

Пожарная сигнализация

 

Она предназначена для обнаружении начальной стадии пожара, передачи извещения о пожаре и при необходимости включения автомеханических систем пожаротушения и дымоудаления.

Система сигнализации состоит из пожарных извещателей, включенных в сигнальную линию (шлейф) и передающих сигнал о возгорании (тепло, свет, дым) на приемно-контрольную стацию или включающие автоматические установки пожаротушения.

Важнейшим элементом системы сигнализации являются датчики – пожарные извещатели, которые бывают:

· тепловыми, реагирующими на температуру или ее нарастание;

· дымовыми, работающие по принципу затенения светового луча дымом;

· световыми, работающими по принципу регистрации инфракрасного излучения пламени.

Наиболее важной характеристикой извещателей является их инерционность. Наименьшей инертностью обладает световой извещатель, наибольшей – тепловой. Однако тепловые извещатели, обладают своим преимуществом, – они просты по конструкции и значительно дешевле других.

 

Таблица 2.5

Норма оснащения помещений ручными огнетушителями

 

Катего-рия помеще-ния Предельная защищаемая площадь, кв.м. Класс пожара Пененные и водные огнетуши-тели вместимостью 10 л Порошковые огнетушители, л Хладоно-вые огне-тушители вмести-мостью 2(3) л Углекис-лотные огнетуши-тели вмести-мостью, л
5(8)
А,Б,В (горю-чие газы и жид-кости) А В С Д (Е) 2++ 4+ – – – – – – – – 2+2+ 2+2+ 2+ 1++1 ++1+ +1++ 1++ – 4+ 4+ – – – – – – – – – – – 2++
В А Д (Е) 2++ – – 4+ – – 2++ 2+ 2++ 1+ 1++ 1+ – – 2+ – – 4+ 2+   2++
Г В С 2+ – – 4+ 2++ 2++ 1+ 1+ – – – – – –
Г,Д А Д (Е) 2++ – – 4+ – 2+ 2++ 2+ 2++ 1+ 1++ 1+ – – 2+ – – 4+ – – 2++
Общест-венные здания А (Е) 4++ – 8+ – 4++ 4++ 2+ 2+ – 4+ – 4+ 4+ 2++

 

Примечания

1. Для тушения очагов пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды: для класса А – порошок АВС (Е); для классов В, С и (Е) или АВС (Е) и для класса Д-Д.

Знаком "++" обозначены рекомендуемые к оснащению объектов огнетушители, знаком "+" огнетушители, применение которых допускаются при отсутствии рекомендуемых и при соответствующем обосновании, знаком «–» – огнетушители которые не допускаются для оснащения данных объектов.

Глоссарий

 

Аварийно-спасательные работы–действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий, локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Авария– разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ; опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

Анализ опасности– процедура выявления потенциальных событий, влекущих за собой реализацию опасности, анализ механизмов подобных событий, вероятности их возникновения; определение уязвимости территорий и степени риска для общества.

Анализ техногенного риска–процесс количественного и качественного определения показателей угроз и вызовов безопасности технических систем и их отдельных компонентов.

Бедствие–катастрофическая ситуация, при которой привычный уклад жизни резко нарушается, люди нуждаются в защите, одежде, медицинской и социальной помощи.

Безопасность–состояние защищённости личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях–состояние защищённости населения, объектов экономики и окружающей среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность пожарная–состояние защищённости личности, общества и государства, а также имущества от пожаров.

Безопасность природная–отсутствие опасностей и угроз, связанных с возможностью нанесения ущерба природной среде, или положение, при котором отсутствует риск нанесения ущерба природной среде и, соответственно, здоровью населения.

Безопасность техногенная –состояние защищённости населения, технических систем и окружающей среды от техногенных аварий и катастроф, обуславливающих возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Безопасность человека–состояние защищённости человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объеме свободы совести и политических убеждений.

Биосфера–область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы.

Благоприятные условия жизнедеятельности человека–состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций,к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильём, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости; приоритетность и состав необходимых видов жизнеобеспечения определяются характером чрезвычайных ситуаций.

Возмещение ущерба–компенсация имущественного ущерба, возникшего в результате причинения вреда.

Восстановление территории после чрезвычайной ситуации–планомерно проводимые соответствующими территориальными органами исполнительной власти восстановительные, ремонтно-восстановительные и строительные работы, а также работы по восстановлению систем жизнеобеспечения населения и социально-реабилитационные мероприятия на территории, где была ликвидирована чрезвычайная ситуация.

Гражданская оборона(ГО) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гуманитарная операция–совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени безвозмездных коллективных и (или) индивидуальных действий международных организаций, государственных и общественных организаций различных стран, конфессиональных и иных структур, частных лиц и других участников действий, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, или его эвакуацию из опасной зоны, оказание населению медицинской, социальной и др. видов помощи.

Гуманитарная помощь–мероприятия, осуществляемые в целях облегчения тягот мирного населения в условиях войн, конфликтов и различных бедствий путем обеспечения населения жизненно необходимыми предметами потребления, которые проводят как в рамках операции по восстановлению и поддержанию мира, так и в виде самостоятельной программы в виде гуманитарной операции.

Декларация промышленной безопасности–документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварий, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС) – система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

Единая система обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций–государственная структура, объединяющая учебные заведения МЧС России, учреждения повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, курсы гражданской обороны муниципальных образований, учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, образовательные учреждения Министерства образования и науки РФ, общественные организации и движения.

Защита культурных и материальных ценностей–комплекс мероприятий по защите культурных и материальных ценностей от поражающих воздействий источников чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях–совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий чрезвычайных ситуаций.

Защита территории–комплекс организационных, экологических, инженерно-технических, природоохранных, специальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, подготовку к преодолению вызванных ими опасностей и их ликвидацию с целью снижения потерь и разрушений на объектах экономики и личного имущества граждан, а также на ограничение ущерба окружающей среде при чрезвычайных ситуациях.

Защищённость в чрезвычайных ситуациях–состояние, при котором предотвращают, преодолевают или предельно снижают негативные последствия потенциальных опасностей в чрезвычайных ситуациях для населения, объектов экономики и окружающей среды.

Здоровье населения – состояние, противоположное болезни и обозначающее полноту жизненных проявлений человека; 2) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (из Устава Всемирной Организации Здравоохранения); 3) естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; 4) состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики; 5) количественно-качественная характеристика состояния жизнедеятельности человека или социальной общности. Здоровье социальной общности определяется, как правило, статистически и характеризуется комплексом социально-демографических показателей: рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, уровень физического развития и др.

Зона риска–территория, в пределах которой возможна реализация природных и техногенных опасностей.

Зона стихийного бедствия–территория или акватория, на которой возникло стихийное бедствие в результате опасного явления или процессов геофизического, геологического, гидрометеорологического, атмосферного или другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением или уничтожением материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды, поражением и гибелью людей.

Зонирование территорий в целях планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций–процесс идентификации территории страны, регионов, городов и населённых пунктов с различной интенсивностью природных и техногенных рисков.

Идентификация опасности–процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления и последствий опасности.

Идентификация риска–определение соответствия риска заданным: вероятности, типу, уровню, источнику опасностей и угроз, а также их последствиям.

Информация о чрезвычайной ситуации–сообщение, передаваемое по системе оповещения РСЧС ее органам повседневного управления, силам и средствам, а также населению об опасности или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и рекомендуемых действиях.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях–комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по доведению до населения сведений о возможных источниках и масштабах чрезвычайных ситуаций, мерах по их уменьшению и обучению населения действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Источник техногенной чрезвычайной ситуации–опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определённой территории или акватории возникла чрезвычайная ситуация техногенного характера.

Источники природной чрезвычайной ситуации–опасное природное явление или процесс, в результате которого на определённой территории или акватории возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Источники чрезвычайной ситуации–опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространённая инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате чего возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Катастрофа гуманитарная–событие с трагическими последствиями для жизнедеятельности и существования населения в определённом районе, регионе, стране.

Классификация чрезвычайных ситуаций–выделение наиболее общих, существенных свойств и признаков чрезвычайных ситуаций, взятых за основание.

Коммуникация риска–совокупность методов, позволяющая адаптировать результаты анализа риска, выполненного экспертами, для соизмеримого восприятия обществом, социальными группами и лицами, принимающими решения.

Комплексная защита населения в чрезвычайной ситуации–совокупность взаимосвязанных по содержанию, времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью при авариях, катастрофах, бедствиях и др.

Комплексный прогноз–прогноз, содержащий элементы поискового и нормативного прогнозов.

Концепция национальной безопасности–система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Концепция оправданного риска–система взглядов на общественно оправданные риски. При этом непосредственно рискующие члены общества, приемлемая безопасность которых на данном этапе развития науки и техники не может быть обеспечена на приемлемом уровне, получают социально-экономические компенсации от общества.

Концепция приемлемого риска–система взглядов для рационального планирования мероприятий по обеспечению безопасности нынешнего поколения людей с учётом социальных и экономических факторов.

Концепция техногенной безопасности–концепция, разработанная академиком В. А . Легасовым в 1986‑87гг., является результатом его работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и анализе её причин.

Косвенный ущерб–1) материальные потери вследствие нарушения хозяйственных связей в экономике от стихийного бедствия или аварии; 2) это потери, убытки и дополнительные затраты, которые понесут экономические объекты, не попавшие в зону действия факторов опасного природного явления или аварии и вызванные нарушениями и изменениями в сложившейся структуре хозяйственных связей, инфраструктуре, а также потери (дополнительные затраты), вызванные необходимостью проведения отдельных мероприятий по ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций–проведение силами РСЧС аварийно-спасательных и др. неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций–совокупность мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Меры предупреждения катастроф –комплекс взаимосвязанных мероприятий и действий по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению катастроф.

Методы анализа риска–совокупность приёмов и способов анализа рисков, которая включает: феноменологический, детерминистский и вероятностный методы.

Методы управления риском–включают административно-правовые, технические и экономические приёмы и способы управления риском. Административно-правовые ‑ совокупность законодательных актов, нормативных документов и организационно-управленческих механизмов, позволяющих снижать риск чрезвычайных ситуаций; технические — инженерно-технические средства мониторинга источников риска, предупреждения возникновения, развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций; экономические — совокупность экономических механизмов для реализации методов и средств снижения риска и возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг– комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека; – наблюдение за состоянием окружающей среды; – слежение за каким-либо объектом или явлением; – система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций–комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы) с целью контроля её состояния и охраны, а также опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин её возникновения, её источника в прошлом и настоящем.

Надзор–деятельность специально уполномоченных органов с целью проверки и контроля за соблюдением законности, установленных правил, норм и стандартов.

Надзор и контроль в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях–направление деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Научно-техническая политика в области безопасности в чрезвычайных ситуациях–выбор, научное обоснование и практическая реализация научно-методических, организационных и технических решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и уменьшения их масштабов.

Национальные интересы России–совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, политической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах.

Нормативная правовая база РСЧС–совокупность законодательных, нормативных актов, директивных, исполнительно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность системы в целом, её территориальных и функциональных подсистем и звеньев.

Нормативное правовое обеспечение РСЧС–деятельность законодательных органов РФ и субъектов РФ по разработке, принятию и внедрению в практику законодательных актов и др. правовых норм, относящихся к функционированию РСЧС, её территориальных и функциональных подсистем и звеньев.

Нормирование риска–деятельность по установлению допустимых уровней риска для индивидуумов, социальных групп, общества и окружающей среды. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях–целенаправленное накопление населением знаний, приобретение и закрепление навыков, необходимых при защите от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, а также при участии в проведении АСДНР в зонах чрезвычайных ситуаций.

Объект жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации –предприятие, организация, учреждение, деятельность которого направлена на решение вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения, достаточного для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайной ситуации.

Объект потенциально опасный –предприятие, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Опасное природное явление –событие природного происхождения или состояние элементов природной среды как результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую среду.

Опасность– возможность нанесения вреда, имущественного (материального), физического или морального (духовного) ущерба личности, обществу, государству.

Опасность природная– процесс, свойство или состояние определённых частей литосферы, гидросферы, атмосферы или космоса, представляющие угрозу для общества или отдельных его членов (индивидов).

Опасность техногенная– состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.

Опасность экологическая–угроза нарушения природных условий, происходящих вследствие деятельности человека или в результате стихийных бедствий, которые могут: привести к ухудшению здоровья людей; снизить потенциальные возможности активной производственной деятельности; ухудшить условия для культурного развития общества и духовной жизни человека.

Операция спасательная–совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени действий, проводимых по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации.

Орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях–организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и оперативного управления этим процессом при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основные принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях–руководящие правила, в соответствии с которыми организуется защита населения в чрезвычайных ситуациях.

Оценка обстановки при аварии (катастрофе) и стихийном бедствии–изучение и анализ факторов и условий, влияющих на проведение работ по ликвидации последствий аварии (катастрофы) и стихийного бедствия.

Подготовка сил РСЧС–комплекс учебных и организационных мероприятий по совершенствованию знаний, умений и навыков личного состава сил РСЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций, ведению разведки, выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ, проведению мероприятий по первичному жизнеобеспечению пострадавшего населения и сил РСЧС в зонах чрезвычайных ситуаций.

Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях– комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых на территории субъектов РФ с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей среды в чрезвычайных ситуациях.

Помощь при бедствиях–комплекс аварийно-спасательных, медицинских, финансовых, технических, организационных и др. мероприятий, направленных на помощь в ходе бедствия или после него в целях сохранения жизни людям и обеспечения их средствами к существованию.

Поражающее воздействие–вредное влияние техногенных, природных и социальных явлений и процессов, в том числе оружия, которое выводит из строя людей, разрушает или нарушает нормальное функционирование объектов.

Поражающие факторы чрезвычайной ситуации–явления механического, термического, радиационного, химического, биологического, психоэмоционального и иного характера, являющиеся источником чрезвычайной ситуации и приводящие к поражению людей, сельскохозяйственных животных, объектов народного хозяйства, а также окружающей среды.

Потери населения в чрезвычайной ситуации–людские потери, возникшие при чрезвычайной ситуации; подразделяются на безвозвратные и санитарные потери. Безвозвратные потери — люди, погибшие в момент возникновения чрезвычайной ситуации, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести. Санитарные потери — поражённые (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении чрезвычайной ситуации или в результате чрезвычайной ситуации.

Правовое регулирование процесса управления техногенным и природным риском–создание необходимой и достаточной законодательной и нормативной правовой базы, составляющей юридическую основу решения задач по управлению техногенным и природным риском.

Правовые основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях–совокупность норм и правил, устанавливаемых законодательно и с помощью нормативных правовых актов, регулирующих отношения в обществе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Предотвращение бедствий–комплекс мер международного и государственного значения, направленных на обеспечение постоянной защиты от бедствий населения отдельных регионов, стран или районов.

Предотвращение чрезвычайной ситуации–комплекс правовых, организационных, экономических, инженерно-технических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также на снижение масштабов возможной чрезвычайной ситуации и подготовку к её ликвидации.

Предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации –комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на определение вероятности возникновения источников чрезвычайной ситуации и на максимально возможное предотвращение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также защиту персонала, населения, объектов экономики и территории с целью сохранения жизни и здоровья людей, снижения ущерба окружающей среды или материальных потерь в случае их возникновения.

Принципы управления риском–основные исходные положения по развитию, совершенствованию, повышению систем и уровня воздействия на безопасность по критериям риска.

Прогноз риска–процесс количественной оценки риска на определённый момент времени в будущем с учётом изменения условий его проявления.

Прогноз чрезвычайных ситуаций –определение вероятности возникновения, масштабов и развития во времени различных видов чрезвычайных ситуаций.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций–определение вероятности возникновения, развития и масштабов чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин её возникновения, источника в прошлом и настоящем, воздействия на население, территорию и окружающую среду.

Район чрезвычайной ситуации–территориально-административное образование или отдельная местность, на которой введён правовой режим временного государственного управления, определяемый федеральными законами РФ, нормативными указами Президента РФ либо законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в целях обеспечения безопасности населения при обстоятельствах, вызванных чрезвычайными ситуациями или массовыми беспорядками.

Реагирование на бедствие– совокупность мер, предпринимаемых в период бедствия и после него. Заключается в оказании немедленной помощи пострадавшим, обеспечении жизнедеятельности людей в зонах поражения (зонах загрязнения, заражения, пожаров, разрушений и т. д.), восстановлении разрушенной инфраструктуры, психологической и медицинской помощи и др.

Реагирование на чрезвычайные ситуации –совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил, определяющих порядок противодействия авариям, катастрофам, стихийным бедствиям и их последствиям.

Римский Клуб–неправительственное научно-исследовательское международное объединение учёных и представителей политических деловых кругов (до 100 участников), изучающее сценарии будущего развития человечества в его взаимоотношениях с природой. Основан в 1968.

Риск–1) вероятностная мера опасности или совокупности опасностей, установленная для определённого объекта в виде возможных потерь за заданное время; 2) осознанная опасность (угроза) наступления в любой системе негативного события с определёнными во времени и пространстве последствиями.

Риск вынужденный–возможность негативных последствий на жизнь и здоровье человека в условиях необходимости выполнения им профессиональных обязанностей.

Риск глобальный–потенциальная возможность такого развития масштабных природных или антропогенных процессов, которые могут повлечь негативные изменения в планетарном масштабе.

Риск добровольный –возможность негативных воздействий на жизнь и здоровье человека, связанная с личным решением индивидуума участвовать в конкретном опасном предприятии, принимаемым непосредственно перед его проведением и направленным на удовлетворение определённой (прежде всего личной) потребности.

Риск допустимый–уровень возможных потерь населения, объектов хозяйства или окружающей среды от одной или нескольких природных и (или) техногенных опасностей, не приводящих к необратимым изменениям этих объектов.

Риск индивидуальный–индивидуальная вероятность преждевременной смерти или ущерба здоровью от различных причин для определённых видов деятельности или условий проживания на определённой территории.

Риск интегральный–возможность наступления негативных последствий случайных событий от нескольких опасностей за заданный интервал времени, установленный для определённого объекта.

Риск коллективный –ожидаемое количество поражённых в результате возможных чрезвычайных ситуаций за определённый период времени.

Риск неприемлемый–уровень риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, который не должен превышаться, независимо от экономических и социальных преимуществ такой деятельности для общества в целом. Он должен быть настолько низким, чтобы это не вызывало беспокойства индивидуума и общества. Синоним: риск чрезмерный.

Риск пренебрежимый–уровень риска, устанавливаемый административными или регулирующими органами как максимальный, выше которого необходимо принимать специальные меры по его устранению (уменьшению).

Риск приемлемый –допустимый уровень риска, оправданный с точки зрения экономических, социальных и экологических факторов и с которым общество в целом готово мириться ради получения определённых положительных результатов своей деятельности.

Риск профессиональный–вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных федеральным законом случаях.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.