Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и показатели конкурентоспособности

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4

ВОПРОСЫ..............................................................................................................

1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……..6

1.1. Определение конкурентоспособности……………………………...6

1.2. Методы и показатели конкурентоспособности…………………...7

1.3. Резервы конкурентоспособности…………………………………16

1.4. Оценка конкурентоспособности продукции и её способы……17

2. ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ……………………….21

2.1. Определение фактора конкурентоспособности………………….21

2.2. Виды факторов………………………………………………………..22

3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОММЕРЧЕСКИЙ УСПЕХ ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………25

3.1. Факторы коммерческого успеха……….………….…….………….25

3.2. Коммерческая деятельность в современных условиях………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Данная тема является весьма актуальной для современной рыночной экономики. Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике.

Объект исследования – Врыночной экономике.

Предмет исследования – Конкурентоспособность продукции.

Цель курсовой работы -Доказать, что в современных условиях проблема обеспечения конкурентоспособности продукции является важнейшим условием выживания предприятия в рыночной экономике.

Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:

1. Изучить понятие конкурентоспособности продукции.

2.Выявить факторы конкурентоспособности.

3.Рассмотреть конкурентоспособность и коммерческий успех продукции в современных условиях.

Информационная база исследования, различные экономические источники, учебники, периодические издания и интернет-ресурсы.

Методы исследования –

Анализ, обобщение, классификация и другие методы.

Структура работы состоит из введения, трёх вопросов и заключения. Вопросы, подлежащие исследованию:

1) Понятие конкурентоспособности продукции;

2) Факторы конкурентоспособности;

3) Конкурентоспособность и коммерческий успех продукции в современных условиях.

Последовательное изложение материала обусловлено тем, что вначале необходимо изучить понятие конкурентоспособности продукции, затем выявить факторы конкурентоспособности и рассмотреть конкурентоспособность и коммерческий успех продукции в современных условиях.

 

 

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

Определение конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность в широком смысле слова - это оценочная категория, которая характеризует возможность оцениваемого объекта успешно конкурировать. Т.е. высказывания о конкурентоспособности государства, компании, продукта или цены на этот продукт, могут быть одинаково корректны. Все зависит от конкретной ситуации и задач, для которых используется понятие "конкурентоспособность".

Применительно к маркетингу, конкурентоспособность это относительная оценка потенциальной способности успешно конкурировать на рынке за ограниченный платежеспособный спрос. При этом можно говорить о конкурентоспособности отдельных продуктов или компании в целом.

Высокая конкурентоспособность означает, что продукт или компания потенциально могут с высокой долей вероятности рассчитывать на коммерческий успех на данном рынке. Низкая оценка конкурентоспособности обычно подразумевает малую вероятность потенциального коммерческого успеха.

В реальной жизни конкурентоспособность компании и производимых ею продуктов тесно переплетены. Так, низкая конкурентоспособность продукта может компенсироваться конкурентными преимуществами компании (в форме использования для продукта популярного бренда, либо эффективных каналов продаж), обеспечивая коммерческий успех на конкретном рынке, и наоборот.

Методы и показатели конкурентоспособности

Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке.

Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие:

1) горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;
2) вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;
3) факторный анализ – анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;
4) сравнительный анализ – сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.

Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

1) оценка с позиции сравнительных преимуществ;
2) оценка с позиции теории равновесия;
3) оценка исходя из теории эффективности конкуренции;
4) оценка на базе качества продукции;
5) профиль требований;
6) профиль полярностей;
7) матричный метод;
8) SWOT-анализ;
9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».

Необходимо отметить, что вышеперечисленные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой – стоимость этих факторов, следующий – качество продукции. На наш взгляд, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других – экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других – число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.

Ведущая роль среди субъектов хозяйственной деятельности принадлежит предприятиям. Уровнем их конкурентоспособности во многом определяется конкурентоспособность страны. Проводимые в стране со второй половины прошлого века экономические реформы были в решающей степени направлены на изменение условий их деятельности, для чего было разработано Положение о предприятии (1967 г.), принят Закон о предприятии (1987 г.), проводились многочисленные исследования, посвященные повышению эффективности их деятельности.

Коренная трансформация системы экономических отношений, многолетний экономический спад потребовали интенсификации исследований проблем функционирования предприятий, а интеграция российской экономики в структуру мирового хозяйства, предстоящее вступление в ВТО обострили проблемы, связанные с повышением конкурентоспособности предприятий. Широкие возможности, предоставленные отечественным предприятиям в ходе реформирования экономики, не привели к ожидавшемуся росту эффективности их деятельности. Более того, старение производственного аппарата, снижение образовательного и квалификационного уровня работников, темпов обновления продукции, повышения ее качества существенно увеличили разрыв между конкурентоспособностью России и развитых стран. В особенности остро актуализировались проблемы, связанные с исследованиями в области влияния процессов глобализации, транзитивности экономики на управление конкурентоспособностью предприятий, которое базируется на использовании системы показателей.

Конкурентоспособным следует считать предприятие, способное осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений, получая в результате прибыль, достаточную для поддержания на конкурентоспособном уровне качества продукции, человеческого капитала, средств производства, соотношение результатов и затрат которого соответствует уровню передовых предприятий отрасли, страны, мира. Следует различать внутреннюю конкурентоспособность предприятия, предполагающую ее сравнение с предприятиями отрасли, страны; и международную конкурентоспособность как результат сопоставления с передовыми предприятиями развитых стран. Последняя, как правило, недостижима в условиях, когда страна не соответствует требованиям, вытекающим из процесса глобализации.

На всех уровнях иерархии конкурентоспособность зависит от того, насколько конкурентоспособны выпускаемая продукция, человеческий капитал, средства труда и предметы труда, соотношение результатов и затрат. Все эти факторы, конкурентоспособность в целом должны оцениваться с позиций, как предприятия, так и общества.

Известно, что между интересами предприятия и общества имеют место противоречия, на преодоление или, по крайней мере, на уменьшение их негативного влияния на функционирование и развитие должна быть направлена система управления. В самом общем виде интересы предприятия находят выражение в получаемой прибыли, на максимизацию которой и направлена деятельность его менеджмента. Однако, как было убедительно доказано еще в 60-70-е гг. прошлого века, частные минимумы затрат и максимумы результатов не соответствуют общим минимуму и максимуму. Иными словами, стремление предприятий к максимуму прибыли (цель предприятия) не обеспечит максимума благосостояния, уровня и качества жизни населения (цель общества). Поэтому на протяжении многих лет предпринимались многочисленные попытки ориентации субъектов хозяйствования на конечные результаты, на достижение которых в условиях социализма были ориентированы система планирования, мотивирования деятельности, а в странах с рыночной экономикой - вертикальная интеграция.

Известно, что еще Дж. Кейнс отрицал систему, основанную на максимизации прибыли, предлагал заменить ее государственным регулированием на основе макроэкономического и долгосрочного подхода. Плодотворность такого подхода была подтверждена эффективностью советской экономики в годы высокого уровня ее централизации, которая стала быстро снижаться после гарантирования нормальной рентабельности каждому предприятию (начало 1960-х гг.). Поэтому представляется крайне важным до завершения модернизации, неоиндустриализации, развертывания процесса вертикальной интеграции в России нацелить механизм управления на учет на всех его уровнях народнохозяйственных интересов, для чего должны быть внесены изменения в налоговую, кредитную политику, систему оплаты труда, введены различные нормы и ограничения, стимулирующие достижение определенного уровня соответствующих показателей.

С этих позиций рассмотрим основные показатели, необходимые для управления факторами конкурентоспособности.

Ключевая роль в процессе повышения конкурентоспособности принадлежит человеческому капиталу, использование которого обычно характеризуется такими показателями как: производительность труда работающих, качество жизни, удельный вес инженерно-технических работников и специалистов в общей численности работающих.

Показатели производительности труда, призванные характеризовать уровень и динамику развития экономики, по существу выпали из поля зрения в системе управления экономикой России, по поводу чего многие исследователи выражают обоснованную обеспокоенность. Рост производительности означает повышение результативности труда, что находит выражение в высвобождении работников, снижении затрат на их содержание на предприятии. Вместе с тем, для общества это означает получение дополнительного эффекта от снижения затрат на создание новых рабочих мест, социальной инфраструктуры, для учета которого должны быть рассчитаны нормативы удельного эффекта от высвобождения работающих, а для учета конкурентоспособности человеческого капитала на предприятии следует определить суммарный эффект, получаемый обществом от роста производительности труда на этом предприятии.

Уровень и качество жизни работников предприятия во многом определяется уровнем их доходов. Предприятие должно стремиться обеспечить своим работникам доходы, достаточные, по крайней мере, для удовлетворения номинального пакета потребностей. Участие общества в решении связанных с этим проблем должно найти отражение в проведении обоснованной политики занятости населения, уменьшении дифференциации доходов путем совершенствования налогообложения доходов, "справедливого" распределения рентных доходов.

По индексу развития человеческого потенциала Россия существенно отстает от развитых стран, что обусловлено низкими социальными расходами, высоким уровнем дифференциации доходов населения; отсутствием прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре производства, формирующейся технологической несовместимостью российской экономики с индустриально развитыми странами, существенным снижением по сравнению с дореформенным периодом инвестиций в основной капитал, крайне слабым развитием "экономики знаний", растущей зависимостью страны от импорта.

Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятий может достигаться только при условии вооруженности труда современными средствами производства, уровень и качество которых традиционно характеризуются показателями фондоотдачи (фондоемкости), срока службы оборудования, удельного веса прогрессивного оборудования в общем его объеме. Дефицитностью капитальных вложений предопределяется необходимость использования средств труда с отдачей не менее нормативной. Поэтому следует дополнить эти показатели показателем эффекта, полученного в результате использования основных фондов.

Реформирование российской экономики весьма болезненно сказалось на состоянии средств труда, возрастная структура производственного оборудования в промышленности резко ухудшилась, существенно возрос износ основных фондов, снизился коэффициент их обновления. Не менее 2/3 промышленных предприятий переживают индустриальную деградацию в связи с отсутствием инвестиций.

Конкурентоспособность предприятия предполагает эффективное использование предметов труда, для оценки которого применяются показатели материалоемкости продукции, удельного веса прогрессивных материалов в общем объеме их потребления. Представляется целесообразным для оценки уровня использования предметов труда рассчитать нормативы экономического эффекта от их потребления, на основе которых учитывать его народнохозяйственные последствия.

Эффективность использования предметов труда в России на протяжении ряда лет снижается. Уровень ресурсоемкости и энергоемкости продукции и технологий в России в разы превышает среднемировой.

Для обобщающей оценки конкурентоспособности предприятия используются показатели:

- себестоимость производства;
- рентабельность производства;
- удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме производства.

Нам представляется целесообразным существенно расширить практику использования в управлении конкурентоспособностью предприятия показателей эффективности изменений ее факторов.

Показатели прибыли, рентабельности не всегда отражают влияние деятельности предприятия на интересы общества. Так, производство табака, алкоголя сверх рационального потребления не соответствует интересам страны, однако его наращивание будет сопровождаться ростом прибыли, рентабельности, выручки. Кроме того, деятельность предприятия направлена на достижение максимума прибыли в промежуточных производствах, в то время как в соответствии с законом вертикальной интеграции рентабельность промежуточного производства должна быть равна нулю, только тогда достижим максимум конечных результатов общественного воспроизводства. Показатели эффективности лишены этого недостатка, и поэтому их использование будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия, с ответствующему общественным интересам.

Результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия находят отражение в следующих показателях:

- выпуск (реализация) продукции с учетом номенклатуры, ассортимента, качества выпускаемой продукции;
- себестоимость товарной продукции;
- использование рабочей силы;
- использование основных фондов и оборотных средств;
- использование сырьевых и материальных ресурсов.

Наряду с этим должны учитываться использованные капитальные вложения. Для расчета показателя экономического эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятий, должны быть разработаны нормативы удельного экономического эффекта, получаемого в результате производства и потребления продукции; повышения (снижения) качества продукции; использования живого труда; использования капитальных вложений; использования сырья и материалов. Часть этих нормативов известна и ранее широко использовалась в хозяйственной практике (нормативы удельных капитальных вложений на производство различных видов продукции, нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений и новой техники, удельные экономические эффекты, получаемые в результате производства и потребления новой продукции и др.). Остальные нормативы следует рассчитать, создав банк данных, постоянно корректируемый и дополняемый новыми. Устанавливая такие нормативы, государство указывает хозяйствующим субъектам границы, в которых принимаемые ими решения соответствуют общественным интересам.

Могут рассчитываться как базовая, так и планируемая и фактическая величина эффекта с использованием, соответственно, плановой и фактической информации. Расчеты экономического эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия, для абсолютных показателей, могут оказаться достаточно сложными (в особенности в условиях отсутствия или недостатка названных нормативов), поэтому можно рассчитывать прирост эффекта в результате изменений основных сторон деятельности предприятия.

Характеристика конкурентоспособности по определению предполагает наличие базы для сравнения. Поэтому необходимо создание банка данных нормативных значений показателей, используемых для оценки отраслевой, национальной, международной конкурентоспособности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...