Ситуационные центры (СЦ) и их применение
Классификация ИС В качестве признаков классификации используются: · Область применения, · Охватываемая территория, · Организация информационных процессов, · Направление деятельности, · Структура, · Др. Классификация АИС по территориальному признаку: · Геоинформационные, · Международные, · Общегосударственные, · Областные, · Республиканские, · Окружные, · Городские, · Районные, · Другие Классификация АИС по сфере применения: · АИС в экономике, · АИС в промышленности, · АИС в торговле, · АИС на транспорте, · АИС в правовой сфере, · АИС в медицине, · АИС в учебных заведениях, · И т.п. В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по областям применения. Правовые ИС можно условно разбить на: · АИС, используемые в правотворчестве, · АИС в правоприменительной практике, · АИС в правоохранительной деятельности, · АИС в правовом образовании и воспитании. Правовые ИС можно классифицировать с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и используются: · АИС органов прокуратуры, · АИС органов юстиции, · АИС судов, · Др. АИС, основанные на системе нормативно-правовых актов: · Информационно-поисковые системы по законодательству, · Справочные правовые системы. АИС, содержащие разнообразную социально-правовую информацию ненормативного характера: · Криминологическую, · Криминалистическую, · Судебно-экспертную, · Оперативно-розыскную, · Научную правовую, · Др. АИС могут быть полнотекстовые и фактографические: · Полнотекстовые АИС содержат текстовые документы, · Фактографические АИС – описание выбранных характеристик Существуют классификации АИС по виду используемых технических, программных, лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации.
Также АИС могут быть предназначены для специалистов, для широкого круга пользователей. Классификация АИС по назначению: · Автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС); · Автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС); · Экспертные системы(ЭС) и системы поддержки принятия решений; · Автоматизированные рабочие места (АРМ); · Автоматизированные системы управления (АСУ); · Автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО). АИСС – в области права – предназначена для сбора, систематизации, хранения, и поиска правовой информации по запросам пользователей: · ИС «Эталонный банк правовых актов» - НТЦ «Система» при Государственном правовом управлении Президента РФ, · БД по законодательству «Эталон» - научный центр правовой информации, · СПС «Гарант» - НПО «Гарант-Сервис» - МГУ, · ИС «Кодекс» - «Центр компьютерных разработок» – Санкт-Петербург, · СПС «Консультант Плюс – ЗАО «Консультант Плюс». Принципиальная особенность АИСС – «информационный поиск». Большое количество АИСС создано и функционирует в правоохранительной и судебной сферах: · «Убийство», · «Следователь», · «Рэкет», · «Хищение оружия из хранилищ», · «Расследование» - по организации расследований отдельных видов преступлений, · «Девиз-М» - по расследованию поддельных денежных знаков, · «Рецепт» - по расследованию поддельных рецептов на получение наркотических средств, · «Досье» - по автоматизированному учету особо опасных преступников, · «Папилон» - по проверке отпечатков пальцев и дактилокарт, · «Криминал – И» - по учету правонарушений и преступлений, совершенных иностранными гражданами и гражданами России за рубежом, · «Автопоиск» - по учету и организации поиска угнанного и бесхозного автотранспорта,
· «Антиквариат» - по учету похищенных культурных ценностей, · «Наказание» - об отбывающих наказание, · «Кортик» - по экспертизе холодного оружия, · Др. Основные сферы применения АИСС правовой информации: · Систематизация и исследование проблем законодательства, · Законотворчество, · Правоприменительная практика, · Правовое образование. Для систематизации законодательства используется предметная классификация НПА. Неоспоримо преимущество АИСС при анализе связей между различными НПА. В законотворческой деятельности АИСС позволяют учесть предшествующее законодательство на этапе разработки новых НПА. Машинный поиск существенно повышает оперативность работы с законодательством. В последнее время сильно выросло число специалистов, не имеющих юридического образования и работающих с правовой информацией. Современные АИСС предоставляют широкий спектр поисковых возможностей, позволяющих на высоком уровне решать многие задачи.
АИЛС – позволяют на базе специально систематизированного массива правовой информации с помощью специальных логических процедур решать задачи анализа правовой информации. Функциональная подсистема «След», разработанная в рамках автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры (АСИО-Прокуратура). С помощью этой системы транспортные прокуроры получают методические рекомендации по расследованию преступлений, совершаемых на транспорте. ЭС относятся к системам искусственного интеллекта. Эти системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объясняя ход решения. ЭС в области права – АИС, в которых на основе специально систематизированной правовой информации решаются конкретные задачи юридической практики. Функционирование ЭС связано с решением трех основных проблем: · Передача знаний от экспертов-людей компьютерной системе, · Представление знаний, т.е. реконструирование массива знаний в определенной правовой области и представление его как структуры знаний в памяти компьютера.
ЭС создаются программистами и экспертами-юристами для решения конкретных вопросов в достаточно ограниченных правовых областях, т.е. являются узко специализированными. Подобные системы задают вопросы пользователю, направляют ход его мыслей, используя формальные и эвристические знания экспертов. Начиная с 1970г. В Великобритании, США и ФРГ было разработано более 25 исследовательских проектов, охватывающих использование методов искусственного интеллекта в процессе правовой аргументации. Примеры: TAXAMAN-I, TAXAMAN-II – Великобритания – налоговое право Великобритании, MITProject – система Милдмана для уголовного права, Judith – программа Пиппа и Шлинка на основе Гражданского кодекса ФРГ (обрабатывает юридические документы и их проекты, относящиеся к гражданскому праву), LRX – система Харнера – специализируется на договорном праве, Rand Project – система Ватермана и Петерсона – моделирует процесс принятия решений в гражданском процессе
В отечественной законодательной и правоприменительной практике в последнее десятилетие создано около полутора десятков правовых экспертных систем: · ЭС «БЛОК» - предназначена для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступностью и помогает установить возможные способы совершения краж при проведении строительных работ. В ЭС имеются подсистема помощи и подсистема обучения пользователя. Для разработки системы привлекались наиболее опытные сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. В развитие ЭС «БЛОК» предусматривается возможность обращения к автоматизированным учетам органов внутренних дел. С 1964г. Во ВнииСЭ (судебных экспертиз) успешно действует ЭС «АВТОЭКС». Система в режиме диалога решает 8 вопросов, связанных с наездом на пешехода. В ЭС автоматизировано большинство операций: экспертный анализ исходных данных, выбор хода исследования, выполнение расчетов, составление заключения, формулировка вывода с последующей распечаткой. ЭС может выдать численные значения параметров ДТП: скорость автомобиля, его остановочный путь, удаление автомобиля от места наезда в конкретный момент времени и т.п. Расчетно-логические вопросы: наличие или отсутствие у водителя возможности предотвратить ДТП. На производство одной экспертизы затрачивается в среднем 5 минут. Можно также исследовать наезды транспортных средств на препятствие и столкновения ТС.
Современные компьютерные системы не могут обнаруживать моральные, религиозные, социальные и политические настроения, как это делают люди в процессе принятия решения. Они не обладают ни интеллектом, ни здравым смыслом, …. Перечисленные виды информационных систем могут входить составными частями в более сложные информационные образования. Автоматизированное рабочее место (АРМ) – индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста – ПГ, принтер, плоттер, сканер, другие устройства; прикладные программы для решения конкретных задач профессиональной деятельности. АИСС могут входить в состав АРМ в качестве подсистем. 3 способа построения АРМ: · Индивидуального пользования, · Группового пользования, · Сетевой. Сетевой способ построения АРМ позволяет получать информацию из удаленных банков данных (федерального, международного уровня). Примеры АРМ: · «ГРОВД» - оперативно-розыскная и управленческая деятельность городских и районных ОВД (в т.ч. статистическая обработка информации);
Автоматизированные системы управления (АСУ) – комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами. Основная функция АСУ – управление информацией. АСУ обеспечивает автоматизированный сбор, передачу информации и выдачу управля6емых воздействий на объект управления. В настоящее время разрабатываются АСУ-МВД, АСУ-Юстиция и др. Примеры АСУ: · АСУ «Дежурная часть» - автоматизация управления силами и средствами подразделений и служб ОВД в процессе оперативного реагирования на преступления и правонарушения; выполняет следующие основные функции: - автоматизированный сбор и анализ информации об оперативной обстановке в городе, выдача указаний подразделениям ОВД, экипажам патрульных автомобилей (ПА), контроль за их исполнением в реальном времени, - автоматизированный сбор, обработка, хранение, документирование и отображение на средствах индивидуального и коллективного пользования в ДЧ и подразделениях ОВД информацию о расстановке сил и средств, о положении и количестве ПА, фактах преступлений и правонарушений на фоне электронных карт,
- автоматизированный сбор по каналам связи из подразделений и служб ОВД информации о лицах, совершивших правонарушение, о похищенных вещах, угнанных автомобилях, др, а также выдача информации по запросам подразделений ОВД из региональных и общегородских банков данных; - автоматическая регистрация деятельности подразделений ОВД, подготовка аналитических и статистических отчетов, анализ процессов и событий. Автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) – АИС, обеспечивающая максимально полное удовлетворение информационно-правовых потребностей различных правовых образований на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов. Пример: АСИО «Прокуратура»
Ситуационные центры (СЦ) и их применение В последние годы они находят все более широкое применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач; для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях. Российскими разработчиками ситуационная комната (СК) рассматривается как интеллектуальная вершина, куда поступает множество сообщений по каналам связи, а группа людей, сидящая в комнате, - как некий «супермозг», который всю эту информацию впитывает и перерабатывает. Допустимы интерактивные процессы. Это может быть использовано для организации мониторинга, разрешения чрезвычайных ситуаций, др. Эффективность использования СК связана с максимальным использованием мультимедийных средств и коммуникационных каналов. Некоторые тенденции в развитии методологических подходов к проектированию СК. Новые приоритеты при создании СК: · От точности к интеллектуальности (показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости), · От справочной работы к аналитической (аналитика – искусство анализа), · От одного эксперта к группе, · От внутренней среды к внешней, · От регистрации данных к экстракции (Экстра́кция (от лат. extraho — извлекаю) — метод извлечения вещества из раствора или сухой смеси с помощью подходящего растворителя (экстраге́нта).) знаний, · От защиты информации к менеджменту (менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления экономическим субъектом для улучшения эффективности его деятельности) безопасности, · От накопления опыта к когнитивным (когнитивные карты представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте) схемам. Создание СЦ является одной из актуальных задач повышения эффективности управленческой деятельности. Факторы, обеспечивающие активное внедрение СЦ в практическую деятельность органов управления: · Необходимость совершенствования управленческих процедур путем включения в них руководства не только на этапе принятия решения, но ин а этапе выбора решения, · Возможность оптимизации принимаемых решений путем их экспертной оценки и моделирования ситуации с помощью современных ИТ, · Возможность повышения качества предварительного анализа информации и вырабатываемого решения путем использования современных ИТ, обеспечивающих интеграцию средств связи, аналитической обработки и визуализации информации, · Необходимость обеспечения лиц, вырабатывающих и принимающих решение, полной достоверной информацией по проблеме, · Возможность доступа п6ервого лица ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения. Можно выделить 2 типа СЦ: · Стационарные СЦ (привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания), · Мобильные СЦ (разворачиваются на месте событий). Режимы работы СЦ: · Режим мониторинга - центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, …, · Плановый – вырабатывается повестка, группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с разработкой системы моделирования, · Режим работы в кризисных ситуациях, когда нужно собрать информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активно участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации. Основным элементом оснащения СЦ является экран коллективного пользования. Технические средства оснащения СЦ: · Средства видеоконференц-связи, высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференц - системы, а также системы управления светом. · Электронные средства ввода графических данных6 сканеры, цифровые фото- и видеокамеры. · Интегрированные системы управления (для управления сложными аппаратными комплексами). · Несколько типов рабочих станций: презентационная – для проведения аналитических расчетов, студия нелинейного монтажа – для работы с видеоматериалами, узел связи с абонентскими пунктами – для взаимодействия с другими информационными системами.
Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др. ИПС (информационно-поисковая система) - это система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации (индексе) на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска. В 1960г Д.А. Керимов высказал мнение о том, что «автомат, человек и общество имеют совершенно различную природу, но каждый из них представляет сложно организованную систему, некоторые информационные процессы которой имеют количественную тождественность между собой».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|