Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

сады тихого отдыха и прогулок.

 

Исследования психологов показывают, что резкое увеличение психологических нагрузок на производстве и в быту повышает потребность в спокойном, пассивном отдыхе на лоне природы. Социологические исследования показали, что основная масса городских жителей предпочитает видеть парки в виде участков естественной природы, приспособленных для отдыха в кругу семьи, спокойных прогулок по тенистым аллеям, тихого отдыха под кронами деревьев, свободных игр на открытых полянах.

Специализированные парки тихого отдыха и прогулок могут быть представлены самыми различными формами — от маленьких декоративных садов в центре города до значительных территорий с сетью аллей и дорог для прогулок верхом или на велосипеде. Важную роль в формировании парков тихого отдыха играют умение правильно использовать природные факторы и в особенности сложившийся естественный ландшафт отводимой территории. Процессу тихого отдыха сопутствует восприятие окружающего ландшафта: его эстетических качеств, масштабности, степени открытости инсоляционного режима, климата, флоры, фауны, чистоты воздуха, комфорта, качества архитектурно-планировочных решений. И все же, не уменьшая роли других элементов ландшафта, следует считать именно зеленые насаждения в парках тихого отдыха основой ландшафтных особенностей. Каждое растение имеет характерную форму, которая бывает декоративно-живописной, но не в любых условиях. Красота растений во многом определяется их пропорциями, условиями нормального развития, сочетанием с соседними растениями и окружающими предметами и сооружениями. В большей степени это относится к древесным породам, которые имеют свою индивидуальность, характер и даже темперамент. Уже давно известно, что успокаивают человека деревья с мягкой овальной формой, умеренной окраски, под ними, как правило, отдыхают люди с повышенной нервной возбудимостью, которые находят там защиту и покровительство природы (клен остролистный, липа мелкая, ольха серая и т. д.). Большое значение при проектировании ландшафта парка тихого отдыха придается световой гамме растений, которые по цвету, тону, насыщенности и яркости по-разному воздействуют на человека. Наиболее благотворно влияет на человека богатый оттенками, насыщенный зеленый цвет растений с вкраплениями стволов, ветвей, цветов в сочетании со спокойной, водной поверхностью. Растения оказывают эмоциональное воздействие на человека не только благодаря размерам, форме, композиции окраски, но и аромату, шелесту листвы, пению в их кронах птиц и т. д.

При создании архитектурно-планировочных композиций в парке следует учитывать изменения, происходящие с зелеными насаждениями в различные времена года. Весной в парке создается легкое приподнятое настроение, нежные светлые тона листвы и свежие запахи успокаивают. Летом плотные массивы деревьев при длительном наблюдении утомляют. А вот разнообразие осенних оттенков листвы человек воспринимает спокойно. Зимой состояние приподнятости создает контраст темных хвойных деревьев, голых причудливых форм лиственных и яркой белизны снега. В зимнем пейзаже большая роль отводится как вечнозеленым растениям, так и лиственным благодаря их архитектонике, фактуре и окраске ствола и ветвей. Зимой выявляются живописность и причудливость ветвей, рисунок коры, те особенности деревьев, которые летом скрыты листвой.

При проектировании парков тихого отдыха и прогулок большое внимание

уделяется санитарно-гигиеническим, микроклиматическим и эстетическим аспектам. Предварительная оценка территории позволяет выявить художественные особенности природы, определить видовые точки отдельных фрагментов и пейзажей. Такая предварительная оценка позволит оптимально проложить трассы аллей и дорожек с учетом видовых точек, внести изменения в размещение необходимых сооружений, потребует создания искусственного рельефа, позволит определить общий характер объемно-пространственной композиции.

 

В комплекс основных работ по организации ландшафта парка тихого отдыха входят: прореживание загущенных насаждений, дополнительная посадка необходимых растений, улучшение ассортимента растений, создание просветов для осмотра парковых пейзажей, организация хорошо инсолируемых и аэрируемых полян, создание сомкнутых крон над аллеями и площадками отдыха, затенение в необходимых местах излишне освещенных и перегреваемых открытых пространств, обводнение территории и т. д. Зрительное восприятие природы заставляет особо подходить к организации ландшафта и прежде всего к созданию целостной системы видовых точек. Известно, что лучшие живописные пейзажи ориентированы, как правило, в сторону водной поверхности, и их восприятие зависит от приемов использования воды, ее способности отражать береговые насаждения, подчеркивать акценты композиций.

 

Используя возможности зелени в гармоничном сочетании с рельефом, водой, малыми архитектурными формами, правильно организуя среду для отдыха, решая все вопросы комплексно, в парке создают уголки различного настроения, в которых посетители найдут оптимальные условия для тихого отдыха и прогулок.

На композиционно-планировочное решение в значительной степени влияет характер использования парка. В таких парках большая часть отведена под пассивный отдых, немногочисленные обслуживающие сооружения целесообразно размещать на одном участке и, как правило, недалеко от входа.

 

Особые трудности испытывают небольшие парки тихого отдыха, размещенные в центральной части города и требующие особо тщательной изоляции

от воздействия промышленных предприятии, автомагистралей, городской застройки. Обычно они представляют собой островки «нетронутой» природы с защитными полосами—плотной посадкой деревьев и кустарников по всему периметру участка. Практика показывает, что сохранение таких естественных уголков в городе весьма затруднительно в связи с пагубным влиянием городской среды, ростом посещаемости парков и неспособностью обычных природных ландшафтов выдержать возросшие нагрузки. Даже при идеальном решении такого парка практически невозможно полностью изолировать его от воздействия города. Поэтому при строительстве таких парков все чаще формируется искусственный ландшафт с использованием приемов художественного моделирования (геопластики), который оказался более стойким к техногенным нагрузкам.

 

53. Ландшафтное решение участков школ и детских садов. Требования и ограничения при подборе ассортимента

Детские сады и ясли, как правило, располагают непосредственно у жилья на внутриквартальных территориях. Участок должен быть хорошо освещен, сухой, с естественным стоком дождевых и талых вод. В типовых проектах зданий детских учреждений зеленым насаждениям отводят важную роль в создании свое-

образного архитектурного ансамбля. Для защиты участка от ветра, шума, пыли по периметру создают живую изгородь из рядовых посадок деревьев и кустарников, увеличивают ширину полосы со стороны проездов. Площадки для занятий детей различных возрастных групп изолируют друг от друга с помощью естественных зеленых стен. Свободно размещенные взрослые деревья должны создавать затененные на протяжении всего дня части площадок, но при этом не затенять здание детсада-яслей, ого-

род, бассейн. Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. В южных районах количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как

они вызывают застой воздуха. На групповых площадках детей младшего возраста устанавливают беседки, навесы, манежи, шведские стенки, создают уголок живой природы. Ребятам постарше (3—7 лет) устанавливают качели, устраивают огород, плодово-ягодный сад, сооружают плескательный бассейн. На физкультурной площадке размещают оборудование для лазания, прыжков, подвижных игр. Легко трансформирующиеся малые архитектурные формы располагают на газоне. Для озеленения детских садов и яслей рекомендуется следующий ассортимент деревьев и кустарников: деревья высотой более 20 м — липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавча-

тая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная; высотой 10—20 м—ива белая, туя западная; кустарники высотой 5—8 м — сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен гиннала, вяз кустовой; высотой до 2,5 м чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1—2 м — можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская. При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой. Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.

Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел,

вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.

 

Для детей школьного возраста большую роль в познании природы и ее законов играет школьный участок, который представляет собой не только территорию для отдыха и игр, но и является продолжением учебного класса, естественной природной лабораторией, местом трудового воспитания учащихся. Вся территория распределена на зоны: входная, учебно-опытная, отдыха (продленный день)—50 %; спортивная—35 %; хозяйственный двор, проезды — 15 %. Спортивная и хозяйственная зоны изолируются с помощью живой изгороди из деревьев и кустарников. Физкультурно-спортивные площадки целесообразно заглубить, а на откосах установить трибуны. Перед фасадом здания размещают площадку для проведения торжественных линеек. Площадки для отдыха учеников младших классов создают недалеко от здания в виде газонов с размещенными на нем живописными

группами высоких деревьев. Для отдыха старшеклассников оборудуют мо-

щеные участки. Швы между штучными бетонными плитками или камнем заполняют землей и высевают траву. На таких площадках создают декоративные бассейны и устанавливают садовую скульптуру.

 

В плодовом саду.школьники под руководством преподавателей выращивают растения, проводят опыты, ведут фенологические наблюдения. Недалеко от сада и хозяйственного

двора размещают теплицу или парник. К зданию школы, расположенному в глубине участка, может вести аллея деревьев. При размещении школы непосредственно на границе участка основная роль в ее оформлении отводится цветам.

 

Озеленение участков детских учреждений должно создавать обстановку, способствующую отдыху детей, в непринужденной форме давать информацию, помогающую прививать трудолюбие, бережное и рациональное отношение к природе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...