Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Готические скульптуры

Архитектура и изобразительное искусство

Период раннего средневековья представлен так называемым дороманским искусством, включающим в себя культуру "варварских королевств" и "Каролинский ренессанс" (VI-IX вв.).

В 800 г. образуется Священная империя короля франков Карла Великого (742-814), стоявшего у истоков "каролингского возрождения". Это период первого расцвета западноевропейского художественного творчества в самых различных его видах: монументальной живописи, книжной миниатюре, живописи, литературе.

В архитектуре ощущается влияние античности в ее византийском варианте: любимая резиденция Карла Великого - дворцовая капелла в Аахене - построена по типу византийской церкви Сан Витале в Равенне. Оттуда же были вывезены и мраморные облицовки стен с колоннами для украшения интерьера аахенской капеллы.

 

После распада империи Карла Великого наступил период феодальной раздробленности. Набеги и сражения составляли стихию жизни. Это предопределило появление новой архитектуры, основу которой составили храм-крепость и замок-крепость.

Романский стиль - первый общеевропейский стиль, сложившийся в Х в. и получивший свое название за некоторое сходство с древнеримскими художественными приемами и средствами. Романский стиль господствует вплоть до ХП в. и наиболее ярко представлен во Франции, Италии и Германии.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Внешний вид их отличается четкостью объемов, массивностью, тяжеловесностью, приземистостью. Наиболее полным выражением духа эпохи стал собор.

 

Ведущее начало здания храма - стена

Ведущее начало здания храма - стена. Массивные и тяжеловесные стены украшались росписями, плоским рельефом и скульптурой, в условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее могущество божества. Фигуры приземисты и статичны, в фас, грубо примитивны и произвольны в пропорциях. Однако в них чувствуется мощь и непосредственность, соединение физической и душевной силы.

Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

Миниатюра (от лат. minium - киноварь, красная краска, которой в древности пользовались для расцвечивания заглавных букв в рукописных книгах) - живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи, в виде заставок или на всю страницу.

 

Наиболее характерные памятники романской архитектуры - монастырский комплекс в Клюни (Франция), соборы в Вормсе и Майнце (Германия). Шедевром является ансамбль в Пизе (Италия), который включает в себя собор, "Падающую башню" (звонницу) и баптистерий (крещальню). Стройные аркады, расположенные на стенах в несколько ярусов, облицовка цветным камнем придали ансамблю светлое, праздничное звучание.

 

Готика

Готика (от итал. gotico, букв. - готский, от назв. герм. племени готов) - художественный стиль, возникший во второй половине ХП в. и завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Он сменил романский стиль с связи с наступлением нового этапа средневековья: феодальная раздробленность уступила место централизованным государствам. Борьба городов за независимость от феодала достиг апогея, расцвела рыцарская культура.

Ведущим архитектурным типом стал собор, который строился по заказу городской коммуны и свидетельствовал не только о религиозности, но и о силе, богатстве, вольности горожан. Размеры таких зданий очень велики; возводились они в течение многих десятилетий, а часто и веков.

Крупнейшие сооружения ранней готики

Крупнейшие сооружения ранней готики представлены соборами Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр (Франция). Их архитектоника еще несет на себе черты романского стиля. Это проявляется в четком горизонтальном членении фасадов, в грузной тяжеловесности башен, производящих общее впечатление строгости, величия и незыблимости храмов. Общепризнанными классическими образцами готики, повторенными зодчими во всей Европе, стали соборы в Реймсе и Амьене (Франция). Их фасады в отличие от ранних сооружений готики имеют стремительно нарастающую вверх композицию. При сохранении трехчастной фасадной поверхности элементы ее убранства выходят за пределы своих ярусов. Внутреннее пространство хорошо освещено через оконные витражи. Архитектурные детали украшены растительным орнаментом. Шедеврами зрелой готики являются Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство в Англии, Фрейбургский и Кельнский соборы в Германии. В эпоху поздней готики все больше проявляется стремление к внешним эффектам. Вертикальные членения становятся главными. Усложняется рисунок сводов, применяются звездчатые и сетчатые своды.

Каркасная система готической архитектуры

Каркасная система готической архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, сложным орнаментом.

 

С исчезновением глухих стен исчезают и монументальные росписи. Их заменяют витражи - своеобразная живопись из кусков цветных стекол, скрепленных свинцовыми полосками. Витражи заполняют узкие высокие проемы и круглые окна - "розы". Почти бесцветные снаружи, внутри витражи горят насыщенными красками, создавая в интерьере собора необычные художественные эффекты.

Наиболее полное представление о витражных ансамблях дает Шартрский собор. Общая поверхность, которую занимали витражи во множестве его обширных проемов, составляла в XIII в. около 2600 кв. метров. И именно этот собор в отличие от прочих готических храмов сохранил основную часть витражных ансамблей. В настоящее время его интерьер вмещает 173 витражные композиции общей площадью в две тысячи кв. метров.

Готические скульптуры

Огромной выразительной силой обладают готические скульптуры. В соборе Шартра их около 10 тыс., в соборах Реймса и Амьена - примерно по 2 тыс. Большая часть скульптур находится на наружной поверхности соборов. Подчиняясь церковным установлениям в целом, готические скульпторы переосмысливают образ Христа. Их привлекают сцены его земной жизни и трагических страданий. Они славят победу духа над плотью, используя при этом выразительность деталей, поз, жестов.

Им доступно и выражение тонких душевных движений, высокая одухотворенность образов. Ярким примером этого является скульптурная группа "Встреча Марии с Елизаветой" портала Реймского собора, в которой изображены две будущие матери - Христа и Иоанна Предтечи. В нежном, обаятельном образе Марии, воплощающем кроткую женственность и целомудрие, идеальное соединилось с жизненными наблюдениями.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...