Ответственность собственника и работодателя за соблюдение нормативных требований по безопасности труда и охране окружающей среды.
Лица, виновные в нарушении законодательства о труде, правил, норм и инструкций по охране труда, в невыполнении обязательства по коллективным договорам, привлекаются к ответственности: общественной, дисциплинарной, административной, материальной, уголовной. Общественная ответственность заключается в отчете работающих перед общественными организациями, общим собранием коллектива или товарищеским судом. Дисциплинарная ответственность заключается в строгом выполнении требований трудовой и производственной дисциплины. При нарушениях мерами наказания могут быть: замечание, выговор, строгий выговор; перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение с должности сроком до 3 месяцев для рабочих и служащих и до одного года для должностных лиц; увольнение. Административная ответственность - это ответственность перед органами государственного надзора, технической и правовой инспекциями труда; предусматривает наложение штрафа на виновных в размере от 10 до 100 рублей и выше, в зависимости от меры вины. Материальная ответственность заключается в полном или частичном возмещении виновным суммы причиненного ущерба. К уголовной ответственности привлекают в соответствии с уголовными кодексами союзных республик. В зависимости от степени виновности должностное лицо наказывается: штрафом; исправительными работами на срок до 2 лет; увольнением от должности; лишением свободы на срок до 5 лет.
Экологическая экспертиза проектов, технологий, материалов. Этапы экспертизы. Экологическая экспертиза – система комплексной оценки всех возможных экологических и социально-экономических последствий осуществления проектов и реконструкций, направленная на предотвращение их отрицательного влияния на окружающую среду и на решение намеченных задач с наименьшими затратами ресурсов. Для проведения экологической экспертизы при выборе площадки для строительства предприятия или при реконструкции действующего предприятия должны быть представлены следующие материалы: - краткие сведения по обоснованию выбора района строительства с учетом физико-географических и метеорологических факторов, а также исходных данных, полученных от органов Роскомгидромета, характеризующих существующие уровни загрязнения атмосферы; - характеристика выбросов загрязняющих веществ предприятием в атмосферу, ситуационный план района размещения предприятия с указанием размера санитарно-защитной зоны; - намеченные решения по очистке и утилизации загрязняющих веществ; - упрощенные (в соответствии с ОНД-86) расчеты загрязнения атмосферного воздуха; - обоснование данных о возможных аварийных и залповых выбросах; - нормативы ПДК загрязняющих веществ, которые будут выбрасываться в атмосферу.
Необходимо также учитывать совместное влияние на атмосферу загрязнений, поступивших из различных источников. Экспертизу проектных решений осуществляет экспертный Совет Роскомприроды (группа). По результатам экологической экспертизы разработчику проекта выдается разрешение на выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками с указанием срока его действия. Правила определения допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями установлены ГОСТ 17.2.3.02–78. Если значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, ГОСТ 17.2.3.02–78 допускает поэтапное снижене выбросов вредных веществ от действующих предприятий от временно согласованных вопросов (ВСВ) до значений ПДВ. При экспертизе проектов необходимо проверять наличие у предприятия возможностей по переработке и захоронению твердых и жидких отходов, а также полноту использования новейших научно-технических достижений в области малоотходной и безотходной технологии. При экспертизе проектов размещения крупных промышленных комплексов следует рассматривать состояние окружающей среды в районе, примыкающем к предприятию в радиусе 20–30 км. Не допускается утверждение проекта предприятия без проведения экологической экспертизы.
Экологический паспорт промышленного предприятия. В соответствии с ГОСТ 0.0.04—90 предприятие должно иметь экологический паспорт. В этом документе имеют место фактические данные о воздействии данной структуры на атмосферный воздух и оценка этих выбросов, воздействие на литосферу (виды отходов). Пути захоронения этих отходов, транспортные сети (контроль за состояние транспорта), энергетические сети (контроль за энергетическими выбросами). Данные экологического паспорта должны обновляться дважды в год. Если есть отклонения в ведении документа или нарушения экологии, то взимается штраф. Подготовка и повышение квалификации кадров по безопасности жизнедеятельности. Повышение знаний по охране труда. Обучение рабочих, инженерно-технических работников и служащих безопасности труда проводят при: подготовке новых кадров; проведении различных видов инструктажа; повышении квалификации. Организация инструктажа работающих по безопасности труда проводится согласно ГОСТ 12.0.004– 79. По характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий. Вводный инструктаж проводят со всеми принимаемыми на работу, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми вновь принятыми на предприятие, переведенными из одного подразделения в другое, командированными; с работниками, выполняющими новую для них работу; учащимися и студентами, прибывшими на практику. Повторный инструктаж проходят все работающие не реже чем через шесть месяцев. Внеплановый инструктаж проводят при: изменении правил по охране труда, изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару; перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 дней. Текущий инструктаж проводится с работниками перед производством работ, на которые оформляется наряд - допуск. Проведение данного инструктажа отмечается в наряде - допуске на производство работ. Проведение всех видов инструктажа и проверку знаний регистрируют в специальном журнале.
Экологический кодекс РБ. Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающем природной среды в Республике Башкортостан в интересах нынешнего и будущих поколений. Задачами экологического законодательства Республики Башкортостан являются правовое регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности. предупреждение и ликвидация отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с историко-культурным наследием. Основными принципам охраны окружающей природной среды, которыми обязаны руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на состояние окружающей природной среда все государственные органы и общественные организации, предприятия, учреждения и организации, а также граждане Республики Башкортостан, иностранные юридические лица и граждане, лица баз гражданства, являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдение требований экологического законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения; гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении экологических задач, международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.
Охрана окружающей природной среды в Республика Башкортостан обеспечивается системой правовых, экономических, организационных, технических и иных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий взаимодействия природы и общества. Она включает в себя научно обоснованную организацию учета экономической оценки природных объектов и ресурсов республики, прогнозирование, планирование, материально-техническое обеспечение и финансирование природоохранных мероприятий, нормирование и регулирование природопользования, оценку воздействия народнохозяйственного комплекса РБ на окружающую природную среду, экологическое просвещение и образование, государственный и общественный контроль за выполнением экологических программ. Один из разделов ЭК посвящен нормированию качеств ОС, в котором рассматривается порядок определения нормативов ПДК выбросов вредных веществ, ПДУ радиационного воздействия; уровней шума, вибраций и др. вредных физических воздействий; предельно допустимых норм применения агрохимикатов в с/х и ПДК остаточных количеств веществ в продуктах. ЭК включает в себя положения о Государственной Экологической Экспертизе. Большое внимание в ЭК уделено определению экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и др. объектов. В ЭК определяется статус Государственных природных заповедников, заказников, национальных природных парков, памятников природы и содержит статьи об охране природы курортных, лечебно-оздоровительных и зеленых зон. Также ЭК рассматривает вопросы экологического контроля; экологического воспитания, образования, научных исследований; вопросы разрешения споров в области охраны ОС, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями; вопросы международного сотрудничества в области ООС. Данный кодекс введен в действие с 1 января 1993г. постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|