Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец-бланк схемы наблюдений содержится в Приложении 2.

В исследовании определены показатели и уровни усвоения традиций народа для детей старшего дошкольного возраста. Исходные критерии определялись наличием представлений о традициях, интереса к ним и реализацией имеющихся представлений в самостоятельной деятельности (Л.Д. Вавилова, В.И. Логинова, Г.И. Радвил).

Основанием для их характеристики послужили следующие показатели:

• правильность и полнота представлений о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры; самостоятельность группировки предметов по разным признакам (дифференцировка понятий);

• наличие интереса к традициям, предметам культуры; устойчивость интереса и мотивация выбора предмета;

• наличие сюжета национальной тематики, умение комбинировать свои знания, детализация образов.

Согласно вышеуказанным критериям и показателям, были выделены уровни усвоения дошкольниками традиций народа: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень усвоения традиций старшими дошкольниками характеризуется правильным, обобщенным представлением об объекте культуры, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем, умением объединять объекты по существенным признакам; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к предметам родной культуры, осознанностью выбора; умением сознательно использовать знания о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе темы, владение всеми свойствами изображения роли).

Средний уровень усвоения традиций дошкольниками характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными поверхностными представлениями о традициях, дифференцированностъю представлений об объекте по наличию национальных элементов; неустойчивостью интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов; умением разворачивать игровую деятельность не по собственному желанию (разворачивает различные сюжеты, действует в принятой роли, игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью).

Низкий уровень характеризуется недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты; отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации или опорой на несущественные признаки; неумением использовать знания о традициях в игровой деятельности (шаблонные игровые сюжеты и действия; затрудняется изменить роль, в роли мало выразителен).

Констатирующий этап работы осуществлялся по двум направлениям: выявление наличия у старших дошкольников интереса, представлений о традициях народа, изучение особенностей проявления традиций в самостоятельной деятельности; изучение отношения взрослых (педагогов, родителей) к традициям родной народа как средству воспитания дошкольников.

Состояние усвоения дошкольниками народных традиций мы определяли следующим образом - каждому признаку был приведен в соответствие балл: 3 балла - при ярко выраженном признаке, 2 балла - при его неустойчивом проявлении, 1 балл - в случае слабого проявления признака, 0 баллов при его отсутствии. Нами было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми традиций.

- низкий уровень - количество баллов от 0 до 3;

- средний уровень - количество баллов от 4 до 6;

- высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.

Диагностическая карта

Ф.И. ребёнка

Представления о традициях родной культуры

Проявление интереса к объектам культуры

Использование в самостоятельной деятельности и игре народных традиций

                   
                   

 

Исследование проводилось в дошкольном учреждении № г. Москвы.

В обследовании участвовало 90 детей в возрасте 5-6 лет, 60 родителей и 10 педагогов.

Поставленные задачи решались с помощью разнообразных методов научно-педагогического исследования: индивидуальных бесед, ситуаций "выбора", наблюдений, анкетирования.

На формирующем этапе эксперимента комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в игровой деятельности.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную); интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор; использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Формы взаимодействия педагога с детьми

1. Организационные занятия с детьми (1 раз в неделю):

· ознакомление с предметным миром;

· устное народное творчество;

· декоративно-прикладное искусство; народная музыка;

· народные игры и хороводы;

· ознакомление с историей Руси, Москвы.

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Приоритетные направления, реализуемые в работе с детьми:

Создание атмосферы национального быта.

Широкое использование фольклора.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Знакомство с народным искусством.

Знакомство с русскими народными играми.

Знакомство с историей Руси, Москвы.

Одно из приоритетных направлений работы детского сада – ознакомление детей с историей Руси, Москвы. Старшим дошкольникам даются первоначальные сведения о возникновении Москвы, Кремля с их достопримечательностями. Игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры развивают у детей интерес к истории и культуре, воспитывают любовь к родной стране и городу.

На формирующем этапе педагогического эксперимента мы исходили из того, что эффективное приобщение дошкольников к родной культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения занятий по приобщению к традициям родной культуры.

Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми мы построили в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Народные праздники", "Народные игры" и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).

Отсюда запланированные игры и занятия детей способствовали развитию у них представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у детей.

Всю работу с детьми по знакомству детей с былинным материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности. В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:

· Предварительная работа;

· Сценарий совместной деятельности;

· Итоговая совместная деятельность.

Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

В предварительную работу обязательно включается чтение былины с последующей беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также могут входить следующие виды деятельности:

· Разучивание русских народных подвижных игр;

· Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;

· Театрализованная деятельность;

· Дидактические и настольно-печатные игры;

· Музыкально-ритмическая деятельност2ь;

· Этюды на создание выразительных образов.

Одним из компонентов предварительной работы может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.

После этапа предварительной работы мы предлагаем проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В сценариях совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации, встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария ребёнок должен чувствовать себя младшим партнёром, ведомого взрослым, который постоянно учитывает его инициативу.

Через сценарий ребёнок "проживает" события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные на предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

Для подведения итога очередного этапа работы, после знакомства детей с тремя былинами, проводится итоговая совместная деятельность. По результатам итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

 

Результаты беседы помогли выявить представления детей о традициях и культуре народа. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 40% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57% детей. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.

Для определения уровней сформированности интереса к предметам народной культуры использовались показатели, учитывающие устойчивость выбора и мотивацию. На основе анализа экспериментальных данных обнаружено, что большинство детей находятся на среднем (55%) и низком (33%) уровнях сформированности интереса к культуре.

Вместе с тем, полученные данные свидетельствуют о появлении детей с выраженным интересом к предметам родной культуры (28%). Наличие детей с высоким уровнем детских интересов, интуитивное тяготение к предметам национальной культуры, умение почувствовать их красоту и своеобразие свидетельствует о потенциальных возможностях детей в усвоении национальных традиций.

В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях родной культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной деятельности.

На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням усвоения народных традиций. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней.

На этапе констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении родителей и педагогов к проблеме исследования.

Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.

На этапе констатирующего эксперимента нами было выявлено отношение родителей и педагогов к проблеме исследования.

Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.

Анкетирование педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно верные представления о традициях своего народа, о необходимости использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по представленности в ней элементов родной культуры, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа.

Контрольный срез выявил уровень усвоения детьми традиций народа и позволил установить позитивные изменения в представлениях дошкольников о традициях предков и умениях использовать их в самостоятельной деятельности.

Результаты констатирующего и формирующего экспериментов для экспериментальной контрольной групп представлены в таблице.

Представленные данные показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8 (14%) и 7 испытуемых (11%), на низком уровне уменьшилось количество испытуемых на 15 (25%).

Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего и формирующего экспериментов показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень на 3%, средний уровень на 8%, низкий уровень на 10%.

На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий – на 14%, средний – на 13%, низкий – на 26% (см. таблицу).

 

Таблица

Результаты усвоения дошкольниками традиций народа, %

Критерии приобщенности к национальным традициям

Уровни усвоения национальных традиций

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Контр. гр. экспер. гр. контр, гр. экспер. гр.
Представления о национальной культуре высокий средний низкий 2 51 47 3 57 40 3 53 44 17 63 20
Интерес к традициям высокий средний низкий 8 50 42 12 55 33 10 47 43 15 68 17
Умение использовать представления в самостоятельной деятельности высокий средний низкий 0 43 57 2 55 43 4 52 44 18 66 16
Усвоение традиций народа высокий средний низкий 0 47 53 3 55 42 3 53 44 17 66 17

 

Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.

 

2.3 Выводы и рекомендации по итогам исследования

 

С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, педагогами следует максимально использовать:

· культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев и др.);

· предметно–развивающую среду;

· расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные праздники; знаменательные даты в истории разных стран и народов; расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей;

· знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;

· знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.

Кроме этого в практику работы с детьми следует включать:

· народные игры, народные игрушки и национальные куклы;

· организацию выставок и мини-музеев;

· совместную творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников, музыкантов, артистов);

· переписку с детьми других стран.

В качестве средства, стимулирующего желание ребенка познавать культуру своего народа необходимо широко использовать сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Важной задачей является воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.

Одним из ведущих направлений в работе педагога с детьми должно стать стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности.

Организация работы с детьми в старшем дошкольном возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, должна осуществляться в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей.

Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды и принятию жителями города мира во всем его многообразии.

По результатам исследования с опорой на перспективный план работы ДОУ нами разработан план-программа по воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры.

Специфика данного плана состоит в возможности его интеграции с перспективными и календарными планами специалистов дошкольного образования для повышения информированности детей о народных традициях, формирования преставлений о родной культуре, а также закреплении полученной информации в различных видах детской деятельности.

 

Форма взаимодействия

педагога с детьми

Содержание взаимодействия педагога с детьми.

Ознакомление с предметным миром Декоративно-прикладное искусство Устное народное творчество Музыкальный фольклор; подвижные игры

Сентябрь

Организация занятий с детьми. «Своя хатка – родная матка». Цель: Познакомить детей с жилищем русского народа; дать представление о строительстве русской избы; о профессии плотника; инструментах плотника. Рисование: «Русская изба». Цель: Развить у детей творческие способности при изображении русской избы; передать её своеобразие; закрепить знания об элементах декора русской избы. Пословицы о труде. 1. Проживание праздника «Осенины». 2. Прослушивание грамзаписи «Как у наших у ворот», «Ах вы сени».  
Совместная деятельность. Конструирования макета избы по плану из деревянного строителя.   Драматизация потешки: «Ай, туки, туки, туки, застучали молотки». Подвижная народная игра «Колышки».
Самостоятельная деятельность. Д\и «Построй избу», «Помоги плотнику». Д\и «Укрась избушку узором».    

Октябрь

Организация занятий с детьми. «Без печи хатка – не хатка». Цель: Познакомить детей с предметами обихода в избе; с убранством; рассказать о функциях главного в избе – печи; познакомить с профессией печника и орудиями его труда. Работа с глиной «Горшки». Цель: Познакомить детей с материалом – глина; научить детей приёмам лепки из глины. 1. Пословицы о труде. 2. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк». Проживание праздника «Покров». Пение: «Лиса рожью шла»; «Как у наших у ворот».
Совместная деятельность. Сюжетно – ролевая игра «Мастерим печь». (Роли: хозяин, хозяйка, печник, подмастерья). Д\и «Помоги гончару». Игра драматизация по русской народной сказке «Лисичка сестричка и серый волк». Подвижная народная игра: «Селезень утку догонял».
Самостоятельная деятельность. Д\и «Печь».      

Ноябрь

Организация занятий с детьми. «Все вместе и печки, и лавочки». Цель: Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.); рассказать об их значении; о том, что в избе есть красный угол. Рисование: «Украсим стены и двери в избе». Цель: Познакомить детей с народными промыслами. Отгадывание загадок о предметах быта. Проживание праздника: «Кузьминки». Пение: «Вот те гребень, вот те лень».
Совместная деятельность. Конструирование мебели для макета избы.   Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Подвижная народная игра: «На горе-то мак».
Самостоятельная деятельность. Обыгрывание ситуации с атрибутами на макете избы. Рассматривание иллюстраций изб с предметами декораций Изготовление настольного театра к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой». Слушание в грамзаписи танцевальные наигрыши на гармошки, шуточные песни.

Декабрь

Организация занятий с детьми. «Подворье». Цель: Рассмотреть макет «Усадьбы» (амбар, загон, навес); рассказать об их значении в жизни домашних животных (корова, лошадь, овца и др.) Лепка из глины: Игрушка «Лошадка». Цель: Познакомить детей с традиционной игрушкой «Лошадкой»; способ изготовления. Чтение отрывок из былин «Добрыня и змей», «Садко». Подготовка к Святкам. Пение: «Баусень», «Пчёлочка златая», «Здравствуйте, с новым годом».
Совместная деятельность. Конструирование хозяйственных построек по схемам.   Рассматривание иллюстраций к былинам В. Васнецова «Богатыри». Подвижная игра «Олень».
Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек с использованием мелких игрушек домашних животных. Обыгрывание поделки из глины «Лошадка на подворье». Использование сюжета былин в театрализованной деятельности.  

Январь

Организация занятий с детьми. «Была б мука да сито, и сама б я была сыта». Цель рассмотреть несколько видов различных круп; познакомить детей с блюдами русской кухни из них. Лепка из глины: «Барыня». Цель: Познакомить детей со способом лепки народной игрушки «Барыня». Отгадывание загадок о крупах. Проживание праздника «Святки» Пение: колядные песни.
Совместная деятельность. Приготовить вместе с детьми затируху; попробовать готовое блюдо. Рисование: Украсим «Барыне сарафан» (дымковская роспись). Заучивание потешки: «Ладушки – оладушки». Подвижная игра «Как у дяди Трифона».
Самостоятельная деятельность. Д\и «Приготовь кашу».      

Февраль

Организация занятий с детьми. «В меду да в масле и лапоть съешь». Цель: Обратить внимание детей, какие блюда готовили в старину, что они отличаются от современных блюд; способ их приготовления. Рисование «Я был на Масленице» или «Едет Масленица». Цель: Закрепить знание детей о празднике масленица; всколыхнуть положительные эмоции от праздника; учить способам рисования. Пословица «В меду да в масле лапоть съешь». Проживание праздника «Масленица». Пение: «Едет Масленица», «Блины».
Совместная деятельность. Приготовление с детьми блюд по их желанию (мучные, крупяные, молочные) Коллективная работа из глины «Праздничный стол». Чтение русской народной сказки «Каша из топора». 1. Прослушивание масленичных песен. 2. Подвижная игра «Мак маковистый».
Самостоятельная деятельность.   Рассматривание иллюстраций с изображением масленичных гуляний. Игра – драматизация по русской народной сказке «Каша из топора».  

Март

Организация занятий с детьми. «Как рубашка в поле выросла». Цель: Рассказать детям о последовательности обработки льна; как выращивают лён; как его обрабатывают, прядут, ткут, шьют. Рисование: «Жаворонки прилетели к нам». Цель научить детей рисовать разными способами птиц; вызывать положительное отношение к вернувшимся птицам с юга. Рассказывание сказки: «Как рубашка в поле выросла». Проживание праздника «Сороки». Пение: заклички «Жаворонушки».
Совместная деятельность. Рассматривание приспособлений для ткачих (ткацкий станок и т. д.). Рассматривание репродукций о весне.   Подвижная игра «Мужичок».
Самостоятельная деятельность.   Изготовление с родителями скворечника.   Слушание «Голоса птиц».

Апрель

Организация занятий с детьми. «Хвалят на девице шёлк, коли в девице толк». Цель: Познакомить детей с женскими и мужскими традиционными костюмами (рубаха, сарафан, юбка, Плоток, опоясок, кокошник и т. д.). Рисование: «украсим сарафан девице». Цель «Познакомить детей какими узорами украшались сарафаны, рубахи; научить приёмам декоративного рисования. Рассказывание русской народной сказки «Ховрошечка». Весенние хороводы «Улица широкая», «Как у нас было на Дону».
Совместная деятельность. Д\и «Соберём приданное девице».   Пословицы о труде. Подвижная игра «У медведя во бору», «Я на бочке сижу».
Самостоятельная деятельность. Рассматривание иллюстраций с русскими народными костюмами. Д\и «выложи узор по подолу сарафана».    

Май

Организация занятий с детьми. «Оберег». Цель: Познакомить детей с оберегами и главной функции оберегов – защитной. Изготовление бус из глины. Цель: Научить детей способам лепки бусинок из глины, сборке их на нитку.   Подготовка к троице. Пение: «Была у нас Дуня», «Вот пойду я младёшенька».
Совместная деятельность. Сборка бус из бисера. Сюжетно-ролевая игра «Дом».     Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи», «Горелки».
Самостоятельная деятельность. Рассматривание сундука с разного рода принадлежностями (одежда, обереги, пояса и т. д.).      

 

Выводы по второй главе

 

В процессе опытно экспериментальной работы проводилась проверка разработанных теоретическим путем условий эффективности приобщения детей к национальным традициям. Основная логика эксперимента соответствовала формуле работы с детьми через формирование представлений, закрепление интереса в области родной культуры и стимулирования детей использовать полученную информацию в свободной деятельности и игре.

Результаты беседы помогли выявить представления детей о традициях и культуре народа. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 40% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57% детей. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.

В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях родной культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной деятельности.

Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.

Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.

Анкетирование педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно верные представления о традициях своего народа, о необходимости использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по представленности в ней элементов родной культуры, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа.

Результаты формирующего эксперимента показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8 (14%) и 7 испытуемых (11%), на низком уровне уменьшилось количество испытуемых на 15 (25%).

Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.

По итогам эксперимента нами даны рекомендации и разработан план по приобщению детей к национальным традициям.


Заключение

 

В ходе теоретического исследования проблемы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях нами определены следующие положения.

1. Психологические особенности детей дошкольного возраста обусловливают основные приобретения ребенка и дидактическую направленность процесса взаимодействия со взрослым.

Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество.

2. Педагогические условия оптимального подхода к воспитанию детей в процессе ознакомления с родной культурой определяют:

- место и роль национальных традиций в воспитании детей, основные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ;

- организацию педагогического процесса по ознакомлению детей с родной культурой и национальными традициями.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:

- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословиц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...