Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многообразие методов в журналистике




КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория и практика массовой информации»

Тема: Переосмысление как метод подачи материала в современной журналистике (на примере публикаций газет «Ваш Ореол» и «Омская правда»)

 

 

Выполнил: ст. гр. СО-315

Фрейвальд А.В.

 

Проверил: канд. филос. наук

Федотова М.Г.

 

Омск 2008


Оглавление

 

Введение

1. Роль метода в журналистике

1.1 Многообразие методов в журналистике

1.2 Методы подачи материала (или методы предъявления информации) в журналистских текстах

1.3 Переосмысление как метод подачи материала и его использование в различных публицистических жанрах

2. Сопоставительный анализ применения метода переосмысления журналистами в газетах «Ваш Ореол» и «Омская правда»

2.1 Использование метода переосмысления в публикациях газеты «Ваш Ореол»

2.2 Использование метода переосмысления в публикациях газеты «Омская правда»

2.3 Использование метода переосмысления в публикациях газет «Ваш Ореол» и «Омская правда»: сравнение и обобщение

Заключение

Библиографический список


Введение

 

Формирование, оформление и материализация структуры журналистского текста происходит с помощью весьма разнообразных методов предъявления информации (или методов предъявления элементарных выразительных средств – по Г.В. Лазутиной), благодаря умелому сочетанию которых возникает действительно качественный публицистический текст, в котором отражается и действительность, и авторская позиция. В журналистской практике сложились два ряда методов этой группы: в одном объединены те, что служат воплощению фактов, в другом – те, с помощью которых предъявляется прошлый опыт человечества, зафиксированный в культуре. Среди методов культурологического ряда ЭВС выделяется метод переосмысления как один из менее изученных и представляющий интерес (так как метод переосмысления в сравнении с другими методами в арсенале журналиста исследователи выделили относительно недавно, причем многие вообще не включают его в классификацию методов предъявления информации). Таким образом, актуальность данной темы заключается в небольшой степени ее разработанности, в частности, на материалах местной прессы.

Цель данной работы: выяснить распространенность применения метода переосмысления в материалах омской прессы на примере свободной еженедельной газеты «Ваш Ореол» и газеты Правительства Омской области «Омская правда».

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1) Дать определение и раскрыть содержание понятий: «метод» > «метод подачи материала» > «метод переосмысления»;

2) Выяснить разработанность понятия «метод переосмысления» в теории и практике современной журналистики;

3) Проанализировать публикации региональных газет «Ваш Ореол» и «Омская правда» на частоту использования в них метода переосмысления, обобщить результат;

4) Заметить, какие журналисты чаще используют метод переосмысления в своих публикациях;

5) Выделить жанры публикаций, в которых используется данный метод;

6) Выделить, в сочетании с какими другими методами используется метод переосмысления;

7) На конкретных примерах газетных материалов показать применение метода переосмысления.

Объектом данного исследования является метод переосмысления в  материалах свободной еженедельной газеты «Ваш Ореол» за период с января по май 2008 года (номера: с №1(368) по №18 (485)) и газеты Правительства Омской области «Омская правда» за период с января по май 2008 года (номера: с №1(24399) по №58(24456)).

Предмет исследования: тенденции в использовании журналистами метода переосмысления в публикациях региональной прессы на примере изданий «Ваш Ореол» и «Омская правда».

Методами исследования послужили изучение и анализ учебной и специальной литературы по журналистике; изучение и обобщение разработанности данной темы; обобщение опыта применения метода переосмысления журналистами региональных изданий «Ваш Ореол» и «Омская правда»; сопоставительный анализ использования метода переосмысления журналистами в публикациях различных жанров в газетах «Ваш Ореол» и «Омская правда».

Степень разработанности темы: При работе над материалом были использованы труды российских авторов – исследователей журналистики: Г.В. Лазутиной о методе переосмысления, А.А. Тертычного о журналистких жанрах, Е.П. Прохорова, Горохова В.М., М.Н. Ким, С.Г. Корконосенко о методах журналистики, и труды др. авторов. Помимо этого были использованы материалы газет «Ваш Ореол» и «Омская правда».


РОЛЬ МЕТОДА В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Многообразие методов в журналистике

 

Прежде чем говорить о переосмыслении как методе подачи материала в журналистике, необходимо определиться с самим понятием «метод» и рассмотреть систему методов, используемых в журналистике.

 Слово метод происходит от греческого methodos, означавшего путь исследования или познания. В современной науке понятием «метод» обозначается совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Журналист в ходе своей деятельности должен, по крайней мере, четко представлять, какими приемами и средствами можно достичь той или иной цели. Основная функция метода в том и заключается, чтобы внутренне организовать и отрегулировать процесс познания или практического преобразования того или иного объекта. Следовательно, как справедливо отмечает В.П. Кохановский, «метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

В работе журналиста по созданию журналистского произведения овладение методами профессиональной деятельности имеет большое значение. Выбор того или иного метода познания действительности, анализа полученных эмпирических данных в конкретном журналистском материале зависит от многих факторов. Например, от сложности объекта и предмета познания, от задач, стоящих перед журналистом в ходе реализации творческого замысла, от целей познавательной деятельности, наконец, от методологической культуры самого журналиста. Отсюда и проистекают все проблемы, связанные и с выбором метода, и с формированием методов деятельности, и с успешным их использованием на всех этапах журналистского произведения.

Чтобы стать публицистом, мало иметь склонности и способности к этой сфере деятельности, недостаточно и желания активно служить общественному мнению (хотя все это безусловно необходимо). Важно обладать также и методологической культурой, на базе которой склонности, способности и стремления смогут реализоваться наилучшим образом. Хорошее владение методологической культурой – основа максимальной мобилизации наличных способностей к творчеству. Свобода творчества в том и проявляется, что на базе владения знаниями в сфере необходимости происходит «прорыв» в сферу находок и открытий. Овладение научно осмысленным опытом журналистов – путь к высотам творчества в его семантической (как отображается действительность) и синтаксической (как строится произведение) сторонах.

История становления журналистских методов сравнительно невелика. Лишь в 70-80 гг. XX столетия теоретики в области журналистики всерьез заговорили о выработке системы журналистских методов. Необходимость в постановке данного вопроса была обусловлена тем, что в теории журналистики не было единого подхода в определении основного метода публицистики. Вопрос, связанный с определением метода журналистского творчества, может быть решен только на методологическом уровне, который предполагает обобщение уже существующих форм и методов журналистской деятельности со всеми другими формами человеческой деятельности.

Понимание и перспективность данного направления подвигли теоретиков в области журналистики к дальнейшим рассуждениям о месте метода журналистского познания в системе других форм познания.

В творчестве журналиста В.М. Горохов выделил пять уровней, характеризующих степень обобщенности методов познания:

· философский уровень (диалектико-материалистическая и историко-материалистическая методология);

· общенаучные методы познания, используемые в журналистике в соответствии с ее социальными функциями;

· специальные научные методы, применяемые в журналистике (социологический опрос, психологическое наблюдение, экономический анализ и т.д.);

· междисциплинарные методы (синтез научных методов и способов художественного отображения действительности);

· творческий прием, адекватный конкретным особенностям проблемной ситуации, замыслу произведения и специфике данной аудитории.

Применение специальных научных методов, используемых в журналистике, обосновано тем, что сегодня ориентации только на традиционные журналистские методы (беседа, наблюдение, работа с документами и т.д.) совершенно недостаточно в плане познания сложных социальных и психологических явлений, происходящих в обществе. Поэтому традиционный журналистский арсенал методов должен постоянно пополняться новыми.

Методы, связанные с творческими приемами создания журналистского произведения вырабатываются журналистами, как правило, на индивидуальном уровне. Будучи примененным каким-либо одним автором, прием производит необходимый эффект в сознании сравнительно небольшой части аудитории, и пока другая ее часть приобщится к сделанному журналистом открытию, прием не потеряет своей новизны. Однако, став общеизвестным, он должен будет уступить место другому приему, либо, пройдя стадию обобщения – перейти в новую жанровую форму или специальный журналистский метод.

В задачи данной работы не входит изложение методов других уровней (т.е. не специальных научных методов и методов, связанных с творческими приемами создания журналистского произведения в данной классификации), поэтому мы не будем на них останавливаться.

Несколько иную точку зрения на компонентный «состав» методологической культуры журналиста имеет известный исследователь в области журналистики Е.П. Прохоров. Согласно его мнению, методологическая культура журналиста складывается из четырех областей знаний и умений, которые находятся в органической связи между собой. Это общая методология социального познания, общая журналистская методология, методология получения эмпирических данных и методологические основы интерпретации полученных данных.

Основу методологической культуры журналиста, как и всякого общественно-политического деятеля, составляет общая методология социального познания. Ее ядро – социальная философия, которой придерживается журналист, т.е. система представлений о законах, на основе которых функционирует и развивается общество (в диапазоне между жесткой экономической детерминацией и представлением об определяющей историю воле исторических деятелей). К общей методологии относятся также владение материалом конкретных общественных наук: экономическими учениями, политологией, теорией управления, юриспруденцией, этикой и др.

В силу специфики журналистики работникам СМИ приходится быть универсальными социальными мыслителями и знатоками какой-то конкретной сферы жизни. Отсутствие необходимых знаний или неумение ими пользоваться в творческо-познавательной деятельности лишает творчество журналиста фундаментальных ориентиров, ведет к поверхностному подходу к явлениям жизни, чреватому ошибочными суждениями, вводящими в заблуждение аудиторию.

Вторая составляющая методологической культуры журналиста – общая журналистская методология. Сюда относится вся совокупность знаний о журналистике как области массово-информационной деятельности, используемых в процессе творчества, любые знания о журналистике – от сущности массовой информации и ее функций до законов творческой деятельности. Использование этих знаний задает специфические журналистские рамки и акценты творческому поиску и потому не просто составляет дополнение к общей методологии социального познания, но придает ее использованию специфицирующий характер, свойственный именно журналистике. В частности, знание специфики публицистики определяют особенности использования законов исторического и логического, художественного и научного познания, принципов конкретности, системности и т.д.

Третья область методологической культуры – методы получения эмпирических данных, сбора фактов. В совокупность этих методов входят знания и умения в сфере организации наблюдения, проведения опросов (интервьюирование, анкетирование), изучения документов (официальных, личных и др.), проведения в случае необходимости эксперимента (реального, модельного, мысленного). В рамках владения методами сбора информации находятся также умение работать в архивах и библиотеках, вести досье и записные книжки, документировать полученные данные, чтобы иметь достаточную уверенность при публикации фактов.

Наконец, четвертая сфера методологической культуры журналиста – методы интерпретации, оценки и объяснения полученных фактов, выработки выводов и рекомендаций, формирования общей концепции и реального содержания будущего произведения. Методы интерпретации позволяют «собрать» полученные факты в целостную картину явления, установить взаимоотношения между отдельными ситуациями и охарактеризовать роль и значение каждой из них, аргументировано высказать свою оценку и сделать выводы в соответствии с действительной природой того или иного события, его динамикой, истинным значением для жизни. Объективность рассмотрения и оценки текущей жизни обеспечивается верными исходными методологическими предпосылками, глубоким пониманием действующих закономерностей функционирования и развития общества. Именно это знание обеспечивает способы и характер интерпретации данных. Ведь каждая ситуация должна быть показана в широких исторических связях с учетом факторов, порождающих ее черты и свойства, что опять-таки определяется социальной позицией журналиста, умением приложить к конкретной ситуации адекватные «мерки». Этим же обусловливается мера точности характеристик и оценок.

Теоретические знания в области методологии журналистско-публицистической деятельности находят практическое применение в процессе создания публицистических произведений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...