Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектурно-художественная композиция Версаля




Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части Версальского ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу.

В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской архитектуры. Большой ордер – основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках – Большом и Малом Трианоне. Характер ордеров, применяемых в Версале, типичен для построек Палладио и Виньолы, варьируются только декоративные детали, капители. Так, например, Лебрен создал так называемый «французский ордер», поместив в капителях эмблемы Людовика XIV – лилию и солнце.

Рисунок 8 – Дворец Версаля

Как правило, фасад Версаля не отвечает внутренней планировке дворца. Наружная архитектура маскирует назначения различных частей здания, предполагаемых для бытового обслуживания. Поэтому архитектура приобретает ярко выраженный представительный характер, отвечающий духу абсолютизма.

Интерьеры дворца также были созданы за несколько строительных периодов. В них особенно явственно проявились принципы «большого стиля» французского искусства времени Людовика XIV – сочетание трезвой логики композиции с декоративной обогащенностью форм.

В центральной части дворца размещалась королевская семья, а в огромных крыльях находилась стража и придворные. Парадные комнаты королевской четы занимали второй этаж. Каждая комната посвящалась различным античным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи. На плафонах и над каминами изображены сцены из жизни богов, а по стенам висели станковые картины, составившие позднее первый фонд Лувра.

Интерьер церкви, законченной в 1710 году Робером де Коттом, составляет одно из звеньев в общей художественно единой цепи парадных интерьеров дворца; он полон светского блеска и утонченной пышности. Интерьер центральной части дворца значительно богаче по многообразию привлекаемых художественных средств, чем фасады. Этот принцип взаимосвязи наружного и внутреннего облика сооружения, сформировавшийся в Версале, получил позднее широкое распространение в отелях рококо.

Почти все интерьеры центральной части дворца были выполнены самим Лебреном, при постоянной консультации братьев Перро. Лебреном были привлечены крупнейшие живописцы, скульпторы, медники, резчики и организована специальная школа. Под руководством Лебрена работала гобеленная мануфактура и двести пятьдесят рабочих.

В период работы с Лево творчество Лебрена имело барочные тенденции, ярко выраженные в лестнице Послов, которая ведет к большим апартаментам короля. Мастер пользуется приемами иллюзорной перспективы, примененной весьма умело и интересно.

Покои королевских апартаментов были расположены с таким расчетом, чтобы между исходным пунктом движения (лестницей Послов) и его конечной точкой (Королевской спальней) было наибольшее число промежуточных звеньев.

Эта последовательность покоев сказывается и в красочном, и в пространственном решении отдельных интерьеров. Их архитектура в Версальском дворце стремится к созданию в каждом зале целостного пространственного впечатления с легким выделением задней стены. Каждый зал имел как бы свою лицевую сторону, свой фасад.

«Анфиладный принцип планировки торжествует и в знаменитой Зеркальной галерее. Это, в сущности, не тронный зал, а настоящий проспект длиною 173 метра. Здесь было важно украсить свод и стены так, чтобы не перегружать пространства и не чинить препятствий людскому потоку. Лебрен разместил на своде изображения побед Людовика. Живопись потеряла самостоятельное значение, но зато пространство приобрело изящество и легкость. Вместо гобеленов, картин статуй, приковывающих внимание и останавливающих зрителя, галерея покрыта легкими, широкими зеркалами.

Рисунок 9 – Зеркальная галерея

В анфиладное расположение помещений включена также капелла. Правда, с наружной стороны она кажется инородным телом, но внутри она связана с анфиладой парадных зал посредством особого вестибюля, который прямо примыкает к хорам.

В систему анфилад включена даже королевская спальня. Только низкая балюстрада отделяет ложе короля от текущего мимо потока придворных. Жилые помещения приносятся в жертву парадным залам. В этом смысле Версаль является законченным типом парадного расположения помещений, характерного для абсолютизма XVIII века» Интерьеры Версаля порывают с традицией XVI века. Потолки всегда гладкие или сводчатые, покрытые росписями с аллегорическими сюжетами. На них появляются филенки из мрамора, штукатурки или бронзы. Лестницы, обычно до XVII века винтовые, приобретают в эту эпоху прямые марши, с широкими площадками, с балюстрадами и железными решетками. В основном применяется позолота на белом фоне, полихромия играет весьма ограниченную роль.

Сооружения, расположенные рядом с дворцом, едины с ним по своим архитектурным образам. Оранжерея Лево в 1681-1688 годах была увеличена в четыре раза и перестроена Мансаром по образцу римских терм. С южным партером ее соединяют две колоссальные лестницы, между которыми она и размещена. Кажется, что идея грандиозного нашла свою форму в образе этих лестниц. При взгляде от партера Швейцарцев, лежащего у подножия оранжереи, особенно ярко вырисовывается смысл всего замысла. Масштабы лестниц, огромные плоскости которых как бы уходят в небо, несоизмеримы с человеком: они созданы для царящей здесь «идеи».

В этом же плане построены Мансаром в 1679-1686 годах Большие и Малые конюшни (напротив дворца, со стороны города). Они заняли место между лучами трезубца дорог.

Интерьеры Версаля порывают с традицией XVI века. Потолки всегда гладкие или сводчатые, покрытые росписями с аллегорическими сюжетами. На них появляются филенки из мрамора, штукатурки или бронзы. Лестницы, обычно до XVII века винтовые, приобретают в эту эпоху прямые марши с широкими площадками, с балюстрадами и железными решетками. В основном применяется позолота на белом фоне, полихромия играет весьма ограниченную роль.

Создателями дворца были не одни Луи Лево и Мансар. Под их руководством работала значительная группа архитекторов. С Ле Во работали Лемюэ, Дорбай, Пьер Гиттар, Брюан, Пьер Коттар и Блондель. Главным помощником Мансара был его ученик и родственник Робер де Котт, который продолжал руководить строительством после смерти Мансара в 1708 году. Кроме того, в Версале работали Шарль Давилэ и Лассюранс. Интерьеры были выполнены по рисункам Берена, Вигарани, а также Лебреном и Миньяром. Вследствие участия многих мастеров, архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный характер, тем более что строительство Версаля – от возникновения охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи-Филиппа – продолжалось около двух веков (1624-1830).

Большой и Малый Трианон

Версальский дворец и парк подавляют своим величием. Чтобы здесь было легко и приятно жить, в глубине свободной части парка в 1670 году Лево был построен так называемый Фарфоровый Трианон. Это живописное сооружение позже перестало отвечать строгим требованиям стиля. В 1687 году Фарфоровый Трианон был сломан, а на его месте Мансар выстроил новый, Большой Трианон – одноэтажное здание с плоской кровлей, выполненное из драгоценных сортов мрамора. Облик этого сооружения, изысканного и утонченного, отражает интимную жизнь дворца.

Рисунок 10 – Южное и северное крыло Большого Трианона, связанные перистилем

Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему
Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало,
бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система.
Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается
панорама парка и Большого канала.

Большой Трианон построен в стиле классицизма, к которому примешиваются черты итальянской архитектуры. Облицовка фасада выполнена из белого и розового мрамора, а также светлого камня. Южный и северный корпуса дворца соединены между собой открытой арочной колоннадой, или лоджией, которую спроектировал Робер де Котт. Лоджия служит видовой площадкой, откуда открывается великолепная панорама парка. К северному крылу примыкает перпендикулярная пристройка, в которой находится галерея. Плоская крыша здания скрыта за невысокой балюстрадой.

Еще в годы существования Фарфорового Трианона рядом с дворцом были устроены цветочные партеры, которые обновлялись сразу по мере увядания растений, то есть подчас на следующий день после высадки. После сооружения Мраморного Трианона Андре Ленотр дополнил яркие цветники композициями, оформленными в виде замысловатых геометрических узоров из кустарников и гравия. Территория садово-паркового ансамбля Большого Трианона простирается на 23 гектара.

Лесной флигель Трианона – крыло, примыкающее к Большому Трианону с севера. Этот любопытный элемент дворца выполнен целиком из песчаника, демонстрируя будущее охлаждение к мрамору; его формы в целом более соответствуют стилю Людовика XVI. Флигель был распланирован Мансаром без устройства характерной для того времени анфилады помещений; вдоль всего здания проходил коридор с окнами, выходящими в сад, и этот коридор соединял все помещения флигеля.

Рисунок 11 – Лесной флигель в Большом Трианоне

С лета 1688 года в Большом Трианоне находилась частная резиденция Людовика XIV, которую он делил со своей фавориткой мадам де Ментенон. Впоследствии с 1740 года во дворце жила супруга Людовика XV королева Мария Лещинская.

Во время Французской революции здание серьезно пострадало. Вся обстановка была утрачена. В 1805 году Наполеон I приказал отреставрировать его и заново обставить мебелью. В период в 1809 по 1813 год Наполеон часто останавливался в Большом Трианоне. Кроме того, там проходило празднование его женитьбы на дочери австрийского императора Марии-Луизе.

По инициативе первого президента V Республики Шарля де Голля и вплоть до настоящего времени дворец служит для приема официальных гостей.

Малый Трианон был построен гораздо позднее, в 1768 году по заказу
Людовика XV и отражает уже иную идею паркостроения.

С 1761 г, мадам Помпадур про­сила Людовика XV построить ей маленький замок во французском саду парка Версаля. Через два года король решил исполнить просьбу фаворитки. Работы поручили арх. Габриелю, который за 5 лет (1763-1768) возвел подлинный шедевр французского классицизма XVIII в.

Рисунок 12 – Малый Трианон

Фасады квадратного в плане здания с коринфским четырехколонным портиком выполнены по одинаковой композиционной схеме. Со стороны сада устроена терраса. Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо.

Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мирового зодчества воплощает идею ин­тимного уюта, достижимого лишь в единении с природой, которая присутствует в ансамбле в виде ландшафтного (английского) парка. Мостики через кажущиеся заросшими про­токи, павильоны, устроенные на как будто диких островках, дере­вья, растущие в точно рассчитан­ном беспорядке, придают ансам­блю очарование подлинной ро­мантики. Французский павиль­онкомпозиционно связывает Малый Трианон с Большим Триа­ноном. Музыкальный павильон(Бельведер) построен архитектором Р. Миком в виде восьмигранной та­бакерки на небольшом острове. На излучине двух проток стоит Храм Любви– ротонда с полу­сферическим сводом. Копии его теперь есть в каждом парке куль­туры и отдыха.

Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.

Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны.

Главная постройка в деревушке – домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди.

Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли королеве истинное удовольствие. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Рисунок 13 – Ферма королевы

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще
Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у
Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые
идеи были позже использованы в родном Павловске.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...