ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Хрестоматия по истории древнего мира
Ч. 2. Древний Рим
для студентов 1 курса
гуманитарного факультета
ВОРОНЕЖ
ВГПУ
УДК 938
ББК 63. 3(0)32
И 90
Издано по решению
Учебно-методического совета ВГПУ
(протокол № от )
Составитель:
Кандидат исторических наук, доцент Кармазина О. В. (ВГПУ)
Хрестоматия по истории древнего мира. Ч. 2. Древний Рим/Сост. О. В. Кармазина. Воронеж: ВГПУ, 2020. – 119 с.
Данное издание содержит тематику практических занятий по дисциплине «История древнего мира», которая относится к дисциплинам цикла (Б1. О. 06), и комплекс необходимых для работы на практических занятиях источников.
Предназначено для студентов 1 курса гуманитарного факультета очной формы обучения направление подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «История», «Обществознание» и «История», «Право».
УДК 938
ББК 63. 3(0)32
ТЕМА 1. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ИТАЛИИ
во II-I вв. до н. э.
(4 часа)
План
1. Характеристика источников.
2. Источники рабства.
3. Сферы применения труда рабов.
4. Римское рабовладельческое поместье во II в. до н. э:
1) размеры земельного участка и количество работников;
2) характер хозяйства (специализированное, многопрофильное, натуральное, товарное, интенсивное, экстенсивное);
3) организация труда в поместье;
4) положение рабов;
5) использование наемного труда;
5. Изменение рабовладельческого поместья и рабовладельческого хозяйства в I в. до н. э. (по тем же показателям).
6. Причины и последствия этих изменений.
Источники и литература
Практикум по истории древнего мира. Сост. Н. Л. Просина и И. С. Свенцицкая. - М., 1972. – Тема 16.
Практикум по истории древнего мира. Вып. 2. Древняя Греция и Рим. / Под ред. И. С. Свенцицкой. - М.. 1981. - Тема 8.
Катон, Варрон, Колумела о сельском хозяйстве. - М., 1957.
Ученые земледельцы древней Италии. - М., 1971.
Хрестоматия по истории Рима /Под ред. В. И. Кузищина. - М., 1987. Тема 5, 13.
Хрестоматия по истории древнего мира. Эллинизм. Рим. Под ред. В. Г. Боруховича, С. Ю. Монахова, В. Н. Парфенова. М., 1998.
Дурново М. В. Из аграрных штудий римского энциклопедиста: сельские управляющие в трактате Варрона // Восток, Европа, Америка в древности. Вып. 2. Сборник научных трудов XVII Сергеевских чтений. - М., 2012. - С. 164-168.
Кузищин В. И. Очерки по истории земледелия в Италии II в. до н. э. - I вв. н. э. - М., 1966.
Кузищин В. И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н. э. - I в. н. э. - М., 1973.
Рижский М. И. О применении рабского труда в сельском хозяйстве Италии I в. // ВДИ. - 1958. - №2. - С. 156-165.
Сергеенко М. Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. – М- Л., 1958.
Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. - М., 1964.
Штаерман Е. М. Расцвет рабовладельческих отношений в римской республике. - М., 1964.
Штаерман Е. М. О классовой структуре римского общества // ВДИ (Вестник древней истории). - 1969. - №4. - С. 37-57.
Штаерман Е. М. Древний Рим: проблемы экономического развития. - М., 1978.
Штаерман Е. М. Римская земельная собственность // ВДИ. - 1974. - №3. - С. 34-69.
Штаерман Е. М. Римские рабы // ВИ (Вопросы истории). - 1984. - №2. - С. 102-118.
Марк Порций Катон
О земледелии
Перевод М. Е. Сергеенко
1. (1) Когда ты задумаешь приобрести имение, положи себе за правило следующее: не бросайся на покупку — не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом. Хорошее имение будет тебе нравиться больше и больше с каждым разом, как ты туда пойдешь. (2) … Ищи место с хорошим погодьем, где не бывает бурь, с хорошей землей, которая сама родит; (3) покупай имение, если можно, у подножия горы, обращенное на юг, в здоровой местности, где много работников, есть хороший водоем, а поблизости богатый город, море или река, по которой ходят суда, или хорошая оживленная дорога. (4) Пусть оно будет в таком округе, где хозяева меняются нечасто, и те, кто продал свои имения, жалеют о том, что их продали. Имение должно быть хорошо обстроено. Смотри, не пренебрегай зря чужими порядками. Лучше покупать от хорошего хозяина и хорошего застройщика. Когда придешь в усадьбу, посмотри, много ли там прессов и долиев[1]; (5) где их мало, знай, что это в соответствии с урожаем. Большого оборудования не надо, надо хорошее место. Смотри, чтобы оборудования было поменьше, и чтобы тебе не израсходоваться на имении. (6) Помни, что с землей, как с человеком: сколько бы он ни наживал, если он много проживает, то прибыли ему мало. (7) Если ты меня спросишь, какое имение самое лучшее, то я скажу так: сто югеров[2] с самой разнообразной почвой, в самом лучшем месте: во-первых, с виноградником, если вино хорошее и если вина много; во-вторых, с поливным огородом; в-третьих, с ивняком; в-четвертых, с масличным садом; в-пятых, с лугом; в-шестых, с хлебной нивой; в-седьмых, с лесом, где можно резать листья на корм скоту; в-восьмых, с виноградником, где лозы вьются по деревьям; в-девятых, лес с деревьями, дающими желуди. 2. (1) Хозяин, придя в усадьбу должен… на следующий день позвать вилика[3] и спросить, что из работ сделано, что остается; выполнены ли работы достаточно своевременно, может ли он выполнить остальные, а также сколько получено вина, хлеба и всего прочего. (2) Когда он это узнает, ему следует заняться расчетом уроков[4] и дней... (3) Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. (4) По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, обталкивать полбу, наводить чистоту. Когда рабы болели, им не следовало давать обычный паек[5]. (5) Когда хозяин с полным спокойствием обо всем разузнает, он должен позаботиться, чтобы остальные работы были выполнены; подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу. Надежные обеспечения и следует принять как надежные; (6) все остальное привести в ясность. Чего на год не хватит, то купить; чего есть излишек, то продать; что нужно сдать с подряда, то сдать. Хозяин должен распорядиться и оставить запись о том, какие работы он хочет сделать своими силами и какие хочет сдать с подряда. (7) Он должен осмотреть скот; устроить распродажу: продать масло, если оно в цене; вино, лишний хлеб продать, состарившихся волов, порченую скотину, порченых овец, шерсть, шкуры, старую телегу, железный лом, дряхлого раба, болезненного раба; продать вообще все лишнее. Хозяину любо продавать, а не покупать. 3. (1) В первой молодости хозяину следует ревностно засаживать имение. Над застройкой следует думать долго; над посадкой думать не следует: тут следует действовать. Когда твой возраст дойдет до 36 лет, тогда следует строиться, если имение у тебя засажено. Стройся так, чтобы усадьба была по имению, а имение по усадьбе. (2) Хозяину выгодно иметь хорошо построенную хозяйственную половину с погребом для масла и вина и со множеством долиев, чтобы спокойно поджидать высоких цен: будет ему это и в прибыль, и в честь, и во славу. Давильни следует иметь хорошие, чтобы работа могла производиться хорошо. Как только маслины будут собраны, надо сейчас же давить масло, чтобы оно не получилось испорченным. Подумай, что ежегодно случаются большие бури, которые обычно сбивают маслины. (3) Если ты быстро их подберешь, и прессы у тебя наготове, то убытку от бури не будет никакого, и масло получится зеленее и лучше... (5) На 120 югеров масличного сада полагается два пресса, если сад хорош, в меру часто засажен и будет хорошо обработан. Полагается иметь два хороших трапета[6] — по одному на каждый пресс — разной величины, чтобы если жернова в одном пооботрутся, ты мог бы переставить их в другой… Ты будешь работать быстрее с простыми колесами; с воротом работать медленнее, но легче. 4. …Господскую половину в имении строй по средствам. Если ты в хорошем имении хорошо построишься, хорошо поставишь дом, если тебе в деревне будет житься ладно, то ты охотнее и чаще станешь приезжать: с имением пойдет лучше, меньше будет неполадок и доходу ты получишь больше. «Хозяйский глаз — алмаз». Будь хорош к соседям; рабам провинностей не спускай; Если соседи будут тебя видеть с удовольствием, ты легче продашь свое, легче сдашь подряды, легче наймешь рабочих…
5. (1) Вот обязанности вилика. Он должен завести хороший порядок, соблюдать праздники; чужого в руки не брать; свое охранять тщательно. Он разбирает споры рабов; если кто в чем провинился, он хорошенько наказывает виноватого, смотря по проступку. (2) Рабам не должно быть плохо: они не должны мерзнуть и голодать, у вилика они всегда в работе: так он их легче удержит от дурного и от воровства. Если вилик не захочет, чтобы рабы вели себя плохо, они себя плохо вести не будут. Если же он это будет терпеть, хозяин не должен оставлять этого безнаказанным. За заслугу он благодарит, чтобы и остальным хотелось вести себя правильно. Вилик не должен слоняться без дела; он всегда трезв и никуда не ходит на обед. Рабы у него в работе; он следит за тем, чтобы удалось то, что приказал хозяин. (3) Пусть он не считает себя умнее хозяина. Друзей хозяина он считает друзьями себе; слушается того, кому приказано. Жертвоприношения он совершает только в Компиталии[7], на перекрестке или на очаге. Без приказа хозяина он никому не поверит в долг; что поверил хозяин, то он истребует. Семян для посева, съестных припасов, полбы, вина и масла он никому не одолжит. У него есть два-три хозяйства, где он может попросить, что ему нужно, и которым он сам дает в долг — но больше никому. (4) Он часто отчитывается перед хозяином. Работника, нанятого за деньги или за долю в урожае, он не задержит дольше одного дня. Он не смеет ничего купить без ведома хозяина и не смеет ничего скрывать от хозяина… Он постарается выучиться всякой сельской работе, и он будет часто работать — только не до усталости. (5) Если он будет работать, он будет знать, что у рабов на уме, и они будут покладистее в работе. Если он будет так делать, ему не захочется слоняться без дела; он будет здоровее и будет лучше спать. Он первым встанет с постели и последним ляжет в постель. Сначала посмотрит, заперта ли усадьба, лежит ли каждый на своем месте и задан ли корм животным. (6) За волами ухаживай со всем тщанием. Пахарям отчасти даже угождай, чтобы они охотнее ходили за волами. Постарайся, чтобы у тебя были хорошие плуги и лемехи… (7) … Старайся, чтобы все работы были сделаны вовремя: хозяйство — это такое дело, что если запоздаешь с одним, то запоздаешь во всем….
10. (1) Каким образом следует оборудовать масличный сад в 240 югеров: вилик, ключница, рабочих 5, пахарей 3, погонщик ослов, свинопас, овчар — всего 13 человек; волов три пары, ослов с вьюками, чтобы возить навоз, осел на мельнице, овец 100; (2) масляных прессов, оборудованных с трапетами, 5, котел вместимостью в 30 квадранталов[8], крышка для котла, железных крюков 3, кувшинов для воды 3, воронки 2, котел вместимостью в 5 квадранталов, крышка для котла, крюков 3, маленький тазик, амфор для масла 2…, шумовки 3, ведро для воды, таз, горшок для воды, помойное ведро…, ложка, черпак, подставка для лампы, мера в секстарий; больших телег 3, плугов с лемехами 6, ярмов с ремнями 3, упряжек для волов 6; (3) борона с железными зубьями, навозных плетенок 4…, вьючных седел 3, седел для ослов 3. Железных орудий: тяжелых лопат 8, мотыг 8, лопат 4, совков 5, четырехзубых граблей 2, кос 8, серпов 5, ножей для обрезки деревьев 5, топоров 3, клиньев 2, ступка для полбы, печных щипцов 2, кочерга, жаровни 2; (4) долиев для масла 100, чанов 12, долиев для виноградных выжимок 10, для масляного отстоя 10, для вина 10, для хлеба 20…, небольших кувшинов 10, лохань для мытья, ванна, чанов для воды 2, крышки для каждого долия и каждого меньшего кувшина, мельница, на которой работает осел, одна, ручная одна, испанская одна, мельничных приводов 3; стол для раскатывания теста, медных круглых блюд 2, столов 2, больших скамеек 3, скамейка в спальню, скамеечек для ног 3, стульев 4, кресел 2…, кроватей 3; деревянная ступка, чан для валянья шерсти, ткацкий станок, ступок 2, пест для обталкивания бобов…, модий, полумодий; тюфяков 8, мешков на них 8, подушек 16, одеял 10, полотенец 3, лоскутных одеял для рабов 6. 11. (1) Каким образом следует оборудовать виноградник в 100 югеров: вилик, ключница, работников 10, пахарь, погонщик ослов, человек, чтобы смотреть за ивняком, свинопас, — всего 16 человек; пара волов, пара упряжных ослов, осел для работы на мельнице; оборудованных прессов 3; столько долиев, чтобы хватило на пять виноградных урожаев в 800 мехов, долиев для виноградных выжимок 20, долиев для хлеба 20; (2) крышки и колпачки для каждого долия…, 6 амфор…, воронок 2, фильтров, сплетенных из веточек, 3, шумовок, чтобы снимать плесень с вина, 3, кувшинов для виноградного сока 10; (3) телег 2, плугов 2, ярмо для тележной упряжки, ярмо для пахоты в винограднике…, медное круглое блюдо, мельничный привод, котел вместимостью в один мех, крышка для котла, железных крюков 3, котел для варки вина вместимостью в один мех, кувшинов для воды 2, лейка, таз, горшок для воды, помойное ведро…, кроватей 4, скамейка, столов 2, стол для раскатывания теста, сундук для одежды, шкаф для провизии, длинных скамеек 6, колодезное колесо, модий, обитый железными обручами, полумодий, лохань для мытья, ванна, чан для лупина, небольших кувшинов 10; (4) упряжек для волов 2, седельных упряжек для ослов 3, вьючных седел 3, плетеных корзин для винного осадка 3, мельниц для ослов 3, ручная мельница. Железных орудий: серпов для срезывания камыша 5, ножей для обрезки лесных деревьев 6, ножей для обрезки деревьев 3, топоров 5, клиньев 4, лемехов 2, тяжелых лопат 10, лопат 6, совковообразных лопат 4, четырехзубых граблей 2, навозных плетенок 4, навозный кузов, виноградных ножиков 40, для срезывания колючек 10, (5) жаровень 2, щипцов 2, кочерга, америйских корзинок 20, корзинок или корыт, нужных при посадке, 40, деревянных лопат 40… тюфяков 4, мешков для них 4, подушек 6, одеял 6, полотенец 3, лоскутных одеял для рабов 6…
13. (1) Что нужно в давильне во время работы: кувшин для воды, котел вместимостью в 5 квадранталов, железных крюков 3, медное круглое блюдо…, кровать с постелью, где будут спать двое сторожей — свободных (третий — раб — пусть спит вместе с давильщиками)…
39. (1) В непогоду, когда работать в поле нельзя, выноси навоз в навозную кучу… (2)… В дождь поищи, что можно сделать в усадьбе. Чтобы люди не заленились, наводи чистоту. Сообрази, что если у тебя ничего не делается, расходу будет нисколько не меньше…
56. Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой по 4 модия[9] пшеницы, а летом по 4; вилику, ключнице, смотрителю, овчару — по 3 модия. Колодникам зимой по 4 фунта хлеба; летом, как станут вскапывать виноградник, по 5 — до той самой поры, как появятся винные ягоды. Тогда опять вернись к 4 фунтам.
57. Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски: на четвертый месяц они получают по гемине[10] на день, т. е. по 2 1/2 конгия[11] в месяц; на пятый, шестой, седьмой и восьмой — в день по секстарию[12], т. е. в месяц по 5 конгиев; на девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый — в день по 3 гемины, т. е. в месяц по амфоре. Сверх того в Сатурналии[13] и в Компиталии по 3, 5 конгия на каждого человека. Всего вина на каждого человека в год 7 квадранталов. Колодникам прибавляй в соответствии с работой, какую они делают; если каждый из них в год выпьет по 10 квадранталов, это не слишком много.
58. Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтоб они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рассол и уксусу. Масла давай на месяц каждому по секстарию; модия соли хватит каждому на год.
59. Одежда рабам. Туника весом в 3 1/2 фунта и плащ — через год. Всякий раз, как будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год…
104. (1) Вино рабам на зиму. 10 квадранталов виноградного сока влей в долий; добавь туда же 2 квадрантала крепкого уксусу, 2 квадрантала сапы, 50 квадранталов пресной воды. (2) Размешивай это палкой трижды в день пять дней подряд. Подлей туда 64 секстария устоявшейся морской воды, наложи на долии крышку и через 10 дней замажь ее. Этого вина хватит тебе до летнего солнцестояния. Что останется после солнцестояния, то окажется крепчайшим и превосходным уксусом…
135. (1) В Риме покупай туники, тоги, плащи, лоскутные одеяла и деревянные башмаки; в Калах и Минтурнах: накидки, железные инструменты — серпы, лопаты, кирки, топоры и наборную упряжь; в Венафре — лопаты; в Суэссе и в Лукании: телеги; молотильные доски — в Альбе и в Риме; долии, чаны, черепицу — из Венафра. (2) Плуги для сильной земли хороши римские; для рыхлой — кампанские; наилучшие ярма — римские; наилучший лемех — съемный. Трапеты — в Помпеях, в Ноле, под стеной Руфра; ключи с запорами — в Риме; ведра, полуамфоры для масла, кувшины для воды, винные полуамфоры и прочную медную посуду — в Капуе и в Ноле. Хороши кампанские корзины из Капуи. (3) Ремни, подымающие прессовальный брус… покупай в Капуе; римские корзины — в Суэссе и из Казина... лучшие, однако, будут в Риме. Если кто будет заказывать канат для давильни, то в Казине работает Луций Тунний, а в Венафре Кай Манний, сын Луция…
136. На каких условиях договариваться с издольщиком[14]. В Казинской области и Венафрской на хорошем поле выделять издольщику восьмую корзину, на среднем — седьмую, на третьестепенном — шестую: если делится модиями зерно, — то пятый модий. Под Венафром на самом хорошем поле выделять издольщику девятую корзину. Если мелют совместно, то из какой части издольщик получил свою часть, за эту часть издольщик и платит мельнику. Ячменя модием выделять пятую часть; бобов модием — пятую часть.
137. Уход за виноградником сдается издольщику… Издольщик получает столько сена и кормов, чтобы их хватило для волов, которые там есть. Все остальное поровну…
142. Обязанности вилика. Все приказания хозяина о том, что следует делать в имении и что следует купить и заготовить, каким образом следует выдавать пишу и одежду рабам, уговариваю его соблюдать и исполнять и слову хозяина повиноваться. Кроме того, советую ему, каким образом следует обращаться с ключницей и какие приказания отдавать ей, чтобы к прибытию хозяина все, что нужно, было старательно и заботливо приготовлено.
143. (1) Позаботься, чтобы ключница выполняла свои обязанности. Если хозяин дал ее тебе в жены, будь ею доволен. Сделай так, чтобы она боялась тебя. Она не должна быть распущенной. С соседками и прочими женщинами она не водится: в дом к ним не ходит и у себя их не принимает; не бывает на обедах и не слоняется без дела. Без приказа хозяина или хозяйки она не приносит жертв и никому не поручает приносить их за нее... (2) Она опрятна; усадьба у нее выметена и опрятна; очаг она ежедневно, перед тем как лечь, чисто обметет… (3) Она варит пищу тебе и рабам. У нее много кур и яиц. Она сушит груши, рябину, винные ягоды, виноград; заливает сапой рябину, груши, виноград в долиях и воробьиную айву; хранит зарытыми в землю кувшины с виноградом, уложенным в выжимках, и свежие пренестинские орехи в кувшине, зарытом в землю. Ежегодно она старательно заготовляет впрок скантиевы яблоки и прочие сорта, которые обычно заготовляют, а также лесные плоды. Она умеет хорошо намолоть муку и приготовить мелкую полбяную крупу.
144. (1) Сбор маслин следует сдавать с подряда таким образом. Маслины обязать подрядчика собирать все как следует — по указанию хозяина, или кого он поставит надсмотрщиком, или кому запродают маслины. Он не смеет ни рвать, ни сбивать маслин без приказания хозяина или надсмотрщика… (2) Все сборщики одинаково обязаны поклясться перед хозяином или надсмотрщиком, что они сами не крали маслин во время этого сбора… и никого не покрывали в этом деле… Лестницы обязан он (подрядчик) вернуть в том виде, как они были ему даны... Он обязан предоставить сколько потребуется людей для сбора и обрывания маслин… Выносить из имения дрова и маслины нельзя. Кто соберет маслины и кто вынесет их, у того за каждый вынос вычитается 2 сестерция, и никто их ему должен не будет. (4) Все маслины после очистки следует перемерять масличным модием. Подрядчик обязан поставить 50 человек постоянных рабочих: из них две трети людей, которые обрывают маслины. Набивателя цен на сдачу сбора маслин и на приготовление масла (подрядчик) не должен принимать потом в компаньоны; если у него есть компаньон, он обязан в качестве такового представить его тут же до торгов... Добавки: за каждые 1200 модиев маслин рабочие получают 5 модиев соленых маслин, 9 фунтов чистого масла и на все время, пока идет сбор, 5 квадранталов уксусу. .
145. (1) Приготовление масла следует сдавать на таких условиях. Подрядчик обязан жать масло как следует, по указанию хозяина или надсмотрщика, который к этому делу приставлен будет… Людей обязан дать таких, которых одобрит хозяин или надсмотрщик, или человек, который купил маслины. .. (2) Масла он не смеет ни брать для своего употребления, ни красть: он берет только то, что ему дали хозяин или надсмотрщик... Если действия подрядчика нанесут хозяину какой-нибудь ущерб, то сумма будет вычтена по определению посредника…
146. (1) Маслины с дерева следует продавать на таких условиях... Покупатель должен прибавить к покупной сумме одну сотую ее; 50 сестерций — аукционисту за его услуги и дать хозяину 1500 фунтов римского масла, 200 фунтов зеленого, 50 модиев палых маслин, 10 сорванных — все отмеренное масляным модием; 10 фунтов масла для благовоний. Для смазки хозяйских мер и модиев обязан он дать 2 котила первосортного масла. (2) Срок уплаты — через 10 месяцев… он обязан уплатить за сбор маслин и приготовление масла, если эти работы уже сданы с подряда хозяином или если он их сам сдал… (3) Прессы, канаты, лестницы, трапеты и вообще все, что ему будет дано, он обязан вернуть в полной сохранности... Если покупатель не уплатит сборщикам и маслоделам, которые там работали и которым следовало уплатить, то пусть заплатит, если хочет, хозяин. Покупатель будет должен хозяину и обязан в том дать ему обеспечение, и в деле сем собственность его будет также залогом, как выше написано.
147. Виноград в лозах следует продавать на таких условиях. Покупатель должен оставить выжимки, не промыв их, и винную гущу. Место для вина будет предоставлено до первых октябрьских календ[15]. Если покупатель не вывезет его раньше, то хозяин может делать с вином, что ему угодно. В остальном условия такие же, как при продаже маслин с дерева.
148. (1) Вино в долиях следует продавать таким образом. Вина в каждый мех вливают 41 полуамфору. Вливают такое вино, которое не закисло и не покрылось плесенью. Пробу его производит посредник в ближайшие три дня... (2) Вино он обязан принять до первых январских календ… Если покупатель не вывезет вина до этого срока, то хозяин может делать с вином, что хочет. В остальном — условия такие же, как при продаже маслин с дерева.
149. (1) На каких условиях следует сдавать зимнее пастбище. Определи межи, до которых сдаешь. Выпаска может начаться с сентябрьских календ. С луга, который не поливается, скот должен уйти, как только зацветет груша; на поливном он может оставаться, пока не пустят воду соседи — хозяева участков, расположенных выше и ниже. В обоих случаях можно указать и определенный день. С остального пастбища он должен уйти в мартовские календы. (2) Арендатор принимает от хозяина на выпас вместе со своим скотом пару волов и одного мерина. За хозяином остается право пользоваться тропинками и проезжей дорогой, проходить за овощами, спаржей, дровами и водой… Пока арендатор не заплатит денег, не даст обеспечения или не представит поручителя, его скот и рабы, которые там находятся, должны оставаться в качестве залога. Если по этим делам начнется спор, то суд должен происходить в Риме.
150. (1) Овечье стадо следует сдавать при таких условиях. За каждую овцу 1 фунт сыра, половину его сухим сыром; по праздникам половину молока, которое арендатор надоит, и, кроме того, еще поламфоры молока. При этих условиях еще: ягненок, проживший день и ночь, присчитывается ему в доход… Хозяин пусть не обещает ему больше 30 ягнят…
Варрон
О сельском хозяйстве
Перевод М. Е. Сергеенко
Книга первая
2. В праздник сева я пришел в храм Земли по приглашению храмового служителя… Там я наткнулся на Г. Фундания, моего тестя, на Г. Агрия, римского всадника, поклонника Сократа, и на П. Агразия... «Вы почему здесь? — говорю я. — Праздник сева привел вас сюда на досуге, как всегда бывало, наших отцов и дедов? »… (3) Когда мы сели, заговорил Агразий: «Вы, изъездившие столько стран, скажите, видели вы землю, обработанную лучше, чем Италия? »… (Пакувий ответил): «…есть ли полезное растение, которого нет в Италии, — больше того, которое не оказывается здесь превосходным? Какую двузернянку сравню я с кампанской? Какую пшеницу с апулийской? Какое вино с фалернским? Какое масло с венафрским? Не засажена ли Италия деревьями так, что кажется сплошным фруктовым садом?.. В какой стране один югер приносит по десять и по пятнадцать мехов вина, как в некоторых местностях в Италии?.. (8) Италийские люди обращали внимание в хозяйстве прежде всего, по-видимому, на два пункта: обернутся ли их издержки и труды доходом и здорово ли место или нет. Если одно из этих условий выпало, а человек все равно хочет вести хозяйство, то он рехнулся, и его надо отдать на попечение родным. Никто в здравом уме не захочет тратиться и расходоваться на хозяйство, если видит, что расходы его не окупятся; или видит, что урожай, который он может получить, вырастет затем, чтобы погибнуть в этом зараженном месте»… «Сначала… нужно определить, касается ли земледелие только того, что сеют в поле, или занято оно и тем, что выращивают в деревне, например овцами и крупным скотом. (13) Я вижу, что те, кто писал о земледелии и по-пунийски, и по-гречески, и по-латыни, забрели дальше, чем следовало… Гораздо лучше поступили те писатели, которые отвели себе меньшую область и выключили то, что не относится к их предмету. Все отрасли скотоводства, например, которые у большинства не отделены от земледелия, подлежат скорее ведению пастуха, чем земледельца. (14) Поэтому и распорядители, приставленные к тому и к другому делу, различаются по своим наименованиям: один зовется виликом, другой — старшим пастухом. Вилика ставят надзирать за обработкой земли, и его имя происходит от слова villa, потому что он свозит в усадьбу урожай и он же вывозит его на продажу… (15) «Конечно, — говорит Фунданий, — скотоводство — это одно, а земледелие— другое, но они смежны… (17) «Ты…— говорит Агрий, — ты отнимаешь не только всех животных у хозяина, но и животинку у рабов, которым хозяева разрешают ее держать. Ты даже уничтожаешь арендные договоры, в которых мы пишем: „колону[16] запрещено пасти на засаженном участке козью породу…» — (18) «Смотри, Агрий, — говорит Фунданий, — не скажи невпопад: в договорах ведь пишется „некоторый скот“. Некоторые животные — ведь сущий яд для земледелия, как вот эти самые козы. Они общипывают и портят все молодые посадки, особенно же лозы и маслины…— «Нет ни одного животного, — говорю я, — до которого земледелию было бы дело, кроме тех, которые помогают обработать поле, т. е. могут пахать в упряжке»…. (21) «Если это и так, — говорит Агрий, — то каким образом можно убрать из имения скот, когда навоз, который так полезен, дают стада? ». — «В таком случае, — говорит Агрий, — поскольку мы решили, что для земледелия надобно иметь рабов, то и торговля ими является отраслью земледелия. Ошибка в том, что скот может: и быть в имении, и приносить доход в этом имении, но отсюда не следует, что им ведает наука о земледелии. Тогда бы ей следовало заняться другими предметами, не имеющими ничего общего с землей; бывает же, например, что в имении есть много ткачей, устроены ткацкие мастерские, а также есть и другие ремесленники». «Итак… отделим от земледелия скотоводство, а если кто захочет, то и кое-что другое»…
17. …Теперь расскажу о средствах, которыми возделывают землю. Некоторые считают, что это люди и те, кто людям помогает и без кого невозможно возделать землю. Другие производят тройное деление: есть орудия говорящие, бессловесные и немые. К говорящим относятся рабы, к бессловесным — волы, к немым — телеги. (2) Все поля возделываются людьми: рабами, свободными или теми и другими; свободные работают или сами на себя, как большинство бедняков, которые трудятся вместе со своим потомством, или нанимаются за плату — большие работы, например сбор винограда и сенокос, выполняют нанятые свободные рабочие и те, кого у нас называли obaerarii[17], их и сейчас очень много в Азии, Египте и Иллирике. Обо всех рабочих я скажу вообще так: нездоровые места лучше обрабатывать руками наемников, а не рабов; а в здоровых местах людей следует нанимать на большие сельские работы, например на уборку урожая: на съемку винограда или на жатву. (3) О том, каковы должны быть рабы. Кассий пишет так: надо приобретать людей, которые могут работать, возрастом не моложе 22 лет, способных выучиться сельским работам. Заключить об этом можно по тому, как они выполняли другие приказания, а у вновь приобретенных также из расспросов о том, чем они занимались у прежнего хозяина. Рабы не должны быть ни робки, ни дерзки. (4) Распоряжаться ими должны люди грамотные, с некоторым образованием, честные, возраста старшего, чем работники, о которых я говорил: их будут скорее слушаться, чем тех, кто младше годами. Кроме того, распорядителями следует обязательно ставить людей, сведущих в сельском хозяйстве: они ведь должны не только приказывать, но и работать сами, чтобы им в работе подражали, и чтобы каждый видел, что человек этот распоряжается по праву, так как знаний у него больше. (5) Нельзя позволить им держать людей в повиновении бичом, а не словом, если словом можешь достичь тех же результатов. Не следует покупать много рабов одной и той же народности: это и бывает преимущественно причиной домашних неурядиц. Рвение у начальников следует подогревать наградами; позаботиться, чтобы у них была кое-какая собственность[18], дать им для сожительства рабынь, от которых будут дети; от этого становятся они вернее и больше привязываются к имению. Семьи эпирских рабов пользуются такой доброй славой и так ценятся именно благодаря этой кровной связи. (6) Надо расположить к себе начальников оказанием им некоторого почета; с работниками, которые выделяются из остальных, следует совещаться относительно того, какие работы надо выполнять: при таком обращении они начинают думать, что хозяин их не презирает и как-то с ними считается. (7) Прилежнее к работе они становятся, если хозяин щедрее оделяет их пищей, не скупится на одежду, позволяет отдохнуть и дает некоторые льготы, например, разрешает пасти в имении свою скотину и т. д. Таким же образом успокаивают тех, кому была поручена какая-нибудь тяжелая работа или кого подвергли строгому наказанию, и восстанавливают у них охоту к работе и благожелательность к хозяину.
18. Говоря о рабах, Катон сообразуется с двумя обстоятельствами: с определенными размерами имения и с его культурами. Он составил для маслинников и виноградников два как бы нормативных списка. В одном указано, что следует завести в маслиннике размером в 240 югеров. Он говорит, что при этих размерах следует иметь 13 рабов: вилика, вилику, пять чернорабочих, троих пахарей, одного погонщика ослов, одного свинопаса, одного овчара. Другой список он составил для виноградников в 100 югеров: он говорит, что тут должно быть 15 работников: вилик, вилика, десять чернорабочих, пахарь, погонщик ослов, свинопас. (2) Сазерна пишет, что на 8 югеров достаточно одного человека: он должен вскопать их за 45 дней, хотя обработать один югер можно за 4 дня; 13 дней он кладет на нездоровье, ненастье, лень, небрежность. Ни тот, ни другой не оставили нам достаточно четких норм. (3) Если бы Катон хотел это сделать, то он должен был бы дать такие числа, к которым в соответствии с размерами имения, большими или меньшими, мы могли бы что-то прибавлять или что-то от них отнимать. Кроме того, вилика и вилику он не должен был ставить в общее число рабов: если у тебя в маслиннике будет меньше 240 югеров, ты все равно не сможешь иметь меньше одного вилика, а если у тебя имение будет вдвое обширнее, а то и больше, то тебе все-таки не нужно держать двух или трех виликов: (4) придется в соответствии с увеличившимся размером имения прибавлять только чернорабочих и пахарей, да и то лишь в том случае, если земля в имении вся единообразна. Если же она настолько разнообразна, что ее пахать нельзя, потому что она вся в буграх и усеяна крутыми холмами, то и волов, и пахарей потребуется гораздо меньше. Не говорю уже о том, что предложенный им размер в 240 югеров не является ни единицей измерения, ни принятой мерой (таковой является центурия, т. е. 200 югеров). (5) 40 югеров составляют шестую часть его маслинника: если их отнять от 240 югеров, то я не вижу, каким образом, исходя из его расчета, я отниму шестую часть от 13 рабов; а если я уберу вилика и вилику, то каким образом я отниму от 11 шестую часть. Он же говорит, что для виноградника в 100 югеров требуется 15 рабов: следовательно, если у хозяина имеется центурия, половина которой будет под маслинником, а половина под виноградником, то он должен иметь двух виликов и двух вилик — это смешно! Поэтому число рабов надо определять иным способом, давая предписания общего характера. (6) Тут большей похвалы заслуживает Сазерна, который говорит, что на обработку каждого югера одному работнику достаточно 4 дней. Если, однако, это достаточно было в имении Сазерны в Галлии, то это не значит, что так будет и в гористом имении в Лигурии. Поэтому ты лучше всего узнаешь, сколько рабов и остальных орудий тебе надо приобрести, если внимательно присмотришься к трем пунктам: (7) какого характера соседние поместья и какой они величины; сколько человек обрабатывают каждое; при какой добавке рабочих или при каком уменьшении их числа хозяйство пойдет лучше или хуже. Природа ведет нас в земледелии двумя путями: путем опыта и путем подражания. В глубокой древности земледельцы дошли до многого, исследуя и пробуя; дети их в значительной степени им подражали. (8) Мы должны делать и то и другое: и подражать другим, и кое в чем действовать иначе, но на основании опыта, чтобы поступать не наобум, а по основаниям разумным: что получится, например, если мы перекопаем землю глубже или мельче, чем другие. Так сделали те, кто мотыжил землю во второй и в третий раз и кто перенес прививку смоковниц с весеннего времени на летнее.
Относительно прочего инвентаря, именуемого издающим нечленораздельные звуки, Сазерна писал, что для 200 югеров пашни достаточно двух упряжек быков, Катон — трех упряжек для 240 югеров оливковой рощи. Если прав Сазерна, одна упряжка нужна для 100 югеров, если Катон — для 80 югеров. Я же считаю, что ни та, ни другая цифра не подходит для любого поля, но каждая для некоторых, так как одна земля легче вспахивается, другая — труднее. Некоторые земли быки могут вспахать лишь с большим напряжением сил, и часто плуг ломается, оставляя лемех в пашне. Из этого явствует, что в отдельных имениях, пока мы там новички, следует руководствоваться правилами, установленными прежними господами и соседями, и некоторым опытом... В те дни, когда нельзя работать в поле, пусть делается все, что может быть изготовлено под крышей в зимние сумерки. То, что я сказал, следует записать и выставить в имении, главным образом для того, чтобы это изучил вилик...
Когда жатва кончена, следует продать право сбора [оставшихся] колосьев или собрать солому домой. Если колосья редкие, а рабочие руки дороги, — пустить пастись скот. Ибо