Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль за деятельностью СМИ. Проблема цензуры

Государственная политика проявляется и как контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законода­тельных норм. Характер и порядок контроля определяют специальные положения законодательства.

Исторически за органами контроля в сфере журналистики и книгоиздания закрепилось название цензура, идущее от возникшей еще в Древ­нем Риме должности цензора (лат. censeo «делаю опись»), занимавшего­ся сначала переписью граждан и определением их податного состояния, контролем государственных финансов, а затем и наблюдением за нрава­ми. В средние века церковные власти ввели цензуру над богословскими и церковно-служебными рукописными книгами. С возникновением кни­гопечатания книги духовного содержания издавались только с разреше­ния иерархов церкви. Выпускались индексы запрещенных книг. В XVI в. повсеместно стала возникать цензура государственных органов.

Цензура как форма контроля властей за содержанием выпускаемых в свет произведений с точки зрения их соответствия требованиям законо­дательства бывает предварительной и последующей. Предварительная цензура осуществляется до выхода в свет. Цензоры, руководствуясь устава­ми, положениями, списками запрещенных тем и т.п., имели право запретить вообще публикацию произведения или потребовать сделать в нем купюры или исправления. Без разрешения цензуры ни одно произведение опубли­ковано быть не могло. Последующая (карательная) цензура осуществляется над опубликованными произведениями. В соответствии с предоставленны­ми им полномочиями цензоры могли делать замечания, выносить преду­преждения, требовать изъятия тиража, даже запрещать газеты и журналы.

В России по действующему законодательству предварительная цензу­ра не допускается. Только в исключительных случаях в соответствии с За­коном о чрезвычайном положении может вводиться предварительная цензура, применяться арест печатной продукции, изыматься множитель­ная и звукоусилительная техника. В некоторых странах (напр., в Испа­нии), а в России - в некоторых ведомствах существуют подразделения (напр., в Министерстве обороны - Служба информационной безопаснос­ти), которые можно назвать консультативной цензурой - обращающиеся туда журналисты могут получить рекомендации по доработке или исправ­лению представленных на просмотр текстов, если в них обнаружатся све­дения, которые не подлежат разглашению. Эти рекомендации не обяза­тельны для исполнения, но заставляют журналиста подумать над ними и сознательно принимать то или иное решение.

Следует иметь в виду, что деятельность редактора иди иных лиц, упол­номоченных руководством СМИ, цензурой не является. Попытки лиц и ор­ганизаций, неуполномоченных на то государством, повлиять на принятие решений журналистами о публикации затрагивающих интересы этих лиц и организаций произведений, квалифицируется как косвенная цензура. Работники СМИ вправе не прислушиваться к таким «советам», но, к сожа­лению, часто поддаются давлению из-за разного рода опасений.

Последующий контроль (относительно него в законодательстве слово «цензура» не употребляется) осуществляют по закону многие государст­венные институты - Минпечати, Антимонопольный комитет и др. специа­лизированные органы. Нарушение требований закона приводит к тому, что СМИ получает письменное предупреждение, а неоднократные в тече­ние года нарушения (и, соответственно, предупреждения) могут быть ос­нованием для обращения в суд с требованием приостановления или пре­кращения деятельности печатных СМИ, отзыва лицензии на теле- и радиовещание. Предусмотрена возможность обращения в прокуратуру и суд граждан и организаций с исками в защиту чести, достоинства, дело­вой репутации, а также по поводу публикаций, которые могут быть квали­фицированы как оскорбительные и клеветнические.

В разрабатываемых законопроектах «надзорная» роль отводится еди­ному федеральному органу по регулированию и контролю в области мас­совой информации.

По мере демократического развития общества все большее значение будет приобретать внутрижурналистская саморегуляция. Журналистское самосознание, основанное на представлениях о сущности «информационного порядка» в демократическом обществе, - это фундамент ответственного поведения, своего рода «самоцензуры». При этом не следует смешивать самоцензуру как реализацию общественно необходимых требований информационного порядка с самоцензурой как уступкой явному или скрытому давлению, направленному на то, чтобы журналист нарушал требования информационного порядка. А такое давление даже возраста­ет со стороны неадекватно действующих сил по мере осознания реально увеличивающихся возможностей журналистики как «четвертой власти».

52 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТО

Журналисты как профессиональная группа, имеющая специфические социальные интересы и законные права, будучи заинтересованными в творческом общении, обмене знаниями и опытом, защите и удовлетворе­нии нужд, связанных с исполнением своих профессиональных обязаннос­тей, во всех странах стремились к созданию своих объединений. В каждой стране есть журналистские организации (и часто их несколько), создава­емые по разным «основаниям»: положению в журналистике (редакторы, издатели, парламентские журналисты и т.д.), политическим ориентациям, интересам и т.д. Существуют также международные журналистские орга­низации (крупнейшие из них - Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов), а также региональные, межго­сударственные, специализированные («Репортеры без границ», «Форум свободы») и др. Созданы международные объединения исследователей журналистики (АИЕРИ и др.).

В нашей стране еще в 10-х годах XX века возникли (правда, на корот­кий срок) союзы журналистов. В 1957 году был создан Союз журналистов СССР, просуществовавший до 1991 года, когда на VII съезде СЖ было про­возглашено образование Союза журналистов СССР на конфедеративной основе, преобразованного после распада СССР в Конфедерацию журна­листских союзов.

В 1990 году состоялся учредительный съезд Союза журналистов Рос­сии, объединивший журналистские организации республик, краев и об­ластей, входивших ранее в СЖ СССР, а также ряд ассоциаций, гильдий, клубов работников СМИ. СЖ - творческая, профессиональная, независи­мая, самоуправляемая организация, действующая на федеративных осно­вах. Члены СЖ суверенны и равноправны, имеют равное представитель­ство в Федеративном Совете СЖ. Действуя на основе законодательства РФ, СЖ считает своими главными задачами:

• всемерное содействие утверждению и реализации принципов свобо­ды слова и печати, укрепление правовой базы массово-информаци­онной деятельности;

• активное участие в создании необходимых условий функционирования СМИ РФ, укрепление и развитие их материальной базы, обеспечение их профессионально-творческой независимости;

• защиту интересов и прав, чести и достоинства журналистов, их интел­лектуальной собственности, справедливых взаимоотношений с учреди­телями и владельцами СМИ;

• объединение и координацию усилий по юридическому обслуживанию субъектов СЖ и журналистов;

• заботу о росте материального благосостояния, социального обеспече­ния, об улучшении условий труда, быта и отдыха журналистов;

• содействие развитию журналистского образования, повышения про­фессионально-творческого уровня журналистов;

• участие в мировом журналистском движении;

• участие в выборах в органы государственной власти в целях реализа­ции положений Устава СЖ России.

Представительными органами СЖ России являются Съезд, Федератив­ный Совет, Секретариат, Контрольная комиссия.

Национальными и международными организациями устанавливаются и отмечаются различные памятные даты. С 1992 года решением ЮНЕСКО 3 мая отмечается Международный день свободной прессы. В России 13 января празднуется как день выхода первого номера первой российской газеты «Ведомости» (1703), указ о которой был подписан 16 декабря 1702 года.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...