Контроль за деятельностью СМИ. Проблема цензуры
Государственная политика проявляется и как контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законодательных норм. Характер и порядок контроля определяют специальные положения законодательства. Исторически за органами контроля в сфере журналистики и книгоиздания закрепилось название цензура, идущее от возникшей еще в Древнем Риме должности цензора (лат. censeo «делаю опись»), занимавшегося сначала переписью граждан и определением их податного состояния, контролем государственных финансов, а затем и наблюдением за нравами. В средние века церковные власти ввели цензуру над богословскими и церковно-служебными рукописными книгами. С возникновением книгопечатания книги духовного содержания издавались только с разрешения иерархов церкви. Выпускались индексы запрещенных книг. В XVI в. повсеместно стала возникать цензура государственных органов. Цензура как форма контроля властей за содержанием выпускаемых в свет произведений с точки зрения их соответствия требованиям законодательства бывает предварительной и последующей. Предварительная цензура осуществляется до выхода в свет. Цензоры, руководствуясь уставами, положениями, списками запрещенных тем и т.п., имели право запретить вообще публикацию произведения или потребовать сделать в нем купюры или исправления. Без разрешения цензуры ни одно произведение опубликовано быть не могло. Последующая (карательная) цензура осуществляется над опубликованными произведениями. В соответствии с предоставленными им полномочиями цензоры могли делать замечания, выносить предупреждения, требовать изъятия тиража, даже запрещать газеты и журналы.
В России по действующему законодательству предварительная цензура не допускается. Только в исключительных случаях в соответствии с Законом о чрезвычайном положении может вводиться предварительная цензура, применяться арест печатной продукции, изыматься множительная и звукоусилительная техника. В некоторых странах (напр., в Испании), а в России - в некоторых ведомствах существуют подразделения (напр., в Министерстве обороны - Служба информационной безопасности), которые можно назвать консультативной цензурой - обращающиеся туда журналисты могут получить рекомендации по доработке или исправлению представленных на просмотр текстов, если в них обнаружатся сведения, которые не подлежат разглашению. Эти рекомендации не обязательны для исполнения, но заставляют журналиста подумать над ними и сознательно принимать то или иное решение. Следует иметь в виду, что деятельность редактора иди иных лиц, уполномоченных руководством СМИ, цензурой не является. Попытки лиц и организаций, неуполномоченных на то государством, повлиять на принятие решений журналистами о публикации затрагивающих интересы этих лиц и организаций произведений, квалифицируется как косвенная цензура. Работники СМИ вправе не прислушиваться к таким «советам», но, к сожалению, часто поддаются давлению из-за разного рода опасений. Последующий контроль (относительно него в законодательстве слово «цензура» не употребляется) осуществляют по закону многие государственные институты - Минпечати, Антимонопольный комитет и др. специализированные органы. Нарушение требований закона приводит к тому, что СМИ получает письменное предупреждение, а неоднократные в течение года нарушения (и, соответственно, предупреждения) могут быть основанием для обращения в суд с требованием приостановления или прекращения деятельности печатных СМИ, отзыва лицензии на теле- и радиовещание. Предусмотрена возможность обращения в прокуратуру и суд граждан и организаций с исками в защиту чести, достоинства, деловой репутации, а также по поводу публикаций, которые могут быть квалифицированы как оскорбительные и клеветнические.
В разрабатываемых законопроектах «надзорная» роль отводится единому федеральному органу по регулированию и контролю в области массовой информации. По мере демократического развития общества все большее значение будет приобретать внутрижурналистская саморегуляция. Журналистское самосознание, основанное на представлениях о сущности «информационного порядка» в демократическом обществе, - это фундамент ответственного поведения, своего рода «самоцензуры». При этом не следует смешивать самоцензуру как реализацию общественно необходимых требований информационного порядка с самоцензурой как уступкой явному или скрытому давлению, направленному на то, чтобы журналист нарушал требования информационного порядка. А такое давление даже возрастает со стороны неадекватно действующих сил по мере осознания реально увеличивающихся возможностей журналистики как «четвертой власти». 52 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТО Журналисты как профессиональная группа, имеющая специфические социальные интересы и законные права, будучи заинтересованными в творческом общении, обмене знаниями и опытом, защите и удовлетворении нужд, связанных с исполнением своих профессиональных обязанностей, во всех странах стремились к созданию своих объединений. В каждой стране есть журналистские организации (и часто их несколько), создаваемые по разным «основаниям»: положению в журналистике (редакторы, издатели, парламентские журналисты и т.д.), политическим ориентациям, интересам и т.д. Существуют также международные журналистские организации (крупнейшие из них - Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов), а также региональные, межгосударственные, специализированные («Репортеры без границ», «Форум свободы») и др. Созданы международные объединения исследователей журналистики (АИЕРИ и др.). В нашей стране еще в 10-х годах XX века возникли (правда, на короткий срок) союзы журналистов. В 1957 году был создан Союз журналистов СССР, просуществовавший до 1991 года, когда на VII съезде СЖ было провозглашено образование Союза журналистов СССР на конфедеративной основе, преобразованного после распада СССР в Конфедерацию журналистских союзов.
В 1990 году состоялся учредительный съезд Союза журналистов России, объединивший журналистские организации республик, краев и областей, входивших ранее в СЖ СССР, а также ряд ассоциаций, гильдий, клубов работников СМИ. СЖ - творческая, профессиональная, независимая, самоуправляемая организация, действующая на федеративных основах. Члены СЖ суверенны и равноправны, имеют равное представительство в Федеративном Совете СЖ. Действуя на основе законодательства РФ, СЖ считает своими главными задачами: • всемерное содействие утверждению и реализации принципов свободы слова и печати, укрепление правовой базы массово-информационной деятельности; • активное участие в создании необходимых условий функционирования СМИ РФ, укрепление и развитие их материальной базы, обеспечение их профессионально-творческой независимости; • защиту интересов и прав, чести и достоинства журналистов, их интеллектуальной собственности, справедливых взаимоотношений с учредителями и владельцами СМИ; • объединение и координацию усилий по юридическому обслуживанию субъектов СЖ и журналистов; • заботу о росте материального благосостояния, социального обеспечения, об улучшении условий труда, быта и отдыха журналистов; • содействие развитию журналистского образования, повышения профессионально-творческого уровня журналистов; • участие в мировом журналистском движении; • участие в выборах в органы государственной власти в целях реализации положений Устава СЖ России. Представительными органами СЖ России являются Съезд, Федеративный Совет, Секретариат, Контрольная комиссия. Национальными и международными организациями устанавливаются и отмечаются различные памятные даты. С 1992 года решением ЮНЕСКО 3 мая отмечается Международный день свободной прессы. В России 13 января празднуется как день выхода первого номера первой российской газеты «Ведомости» (1703), указ о которой был подписан 16 декабря 1702 года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|