Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра «Подумаю немножко, хлопну по ладошке»

БорисенкоМ.Г, Лукина Н. А.

Б82 Мамин день.— СПб.: Паритет, 2006.— 32 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).

ISBN 5-93437-230-0

Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей дошкольного возраста грамматической стороны речи. В ней предложены дидактические игры, посвященные лексической теме «Мамин день».

Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений. Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи. Обучение проводится с помощью упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом.

Цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом.

УДК 373

© М. Г. Борисенко, 2005 © Н.А.Лукина, 2005

© А.С.Андреев, оформление обложки, 2005
© Редакционная подготовка. Издательство
ISBN 5-93437-230-0 «Паритет», 2005


ВВЕДЕНИЕ

Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-прак­тики, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,—дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.

Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствующей ти­повой «Программе воспитания и обучения в детском саду»1. Тема «Мамин день» изучается в младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т.к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания.

Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей в возрасте от 2 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической.

Решение каждой задачи происходит прежде всего линейно, поскольку от одной воз­растной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа — это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении поз­воляет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

В таблице приведена последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с уче­том основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамма­тической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным мате­риалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.

1 Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. М., 2004.

 


Для удобства работы с детьми цветные иллюстрации находятся в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование.

Работа осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовали необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней.

В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5—10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.


Формирование грамматической стороны речи у дошкольников
Части речи     Возраст
2-3 года 3—4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
  Лексика    
Имена существи­тельные Мама, тетя, дядя Глаза, губы Праздник Женщины, мужчины Профессии Воспитатель, прода­вец Парикмахер Учитель
Глаголы Инфинитив: любить, целовать, играть Знать последователь­ность действий при купании Чинит, вяжет, шьет, пришивает, стирает, гладит Учит, лечит, продает, взвешивает, причесы­вает, стрижет Синонимы: устала, утомилась, уморилась Варить, срезать, дарить
Имена прилага­тельные Красивая Цвет: синие, зеленые Величина: маленькие, большие Основные цвета + + оранжевый Величина: длинный, короткий Форма: треугольный, овальный Вкус: сладкий, кис­лый Широкий, узкий Любимая, ласковая, ненаглядная, добрая Синонимы: большой, огромный, громадный, большущий; малень­кий, крохотный, малю­сенький Антонимы: чистый— грязный; новый — ста­рый Антонимы: веселая— грустная, добрая — злая, грязная — чистая, мягкие —жесткие
Местоимения Я, мы + мой Он, она, оно, они Мне, свой Мой, свой, наш
Наречия Можно—нужно, хоро­ню—ппохо, мало—мно­го, впереди — сзади, вверху—внизу Слева — справа, на­до — не надо Поровну Далеко — близко Красиво, хорошо, плохо Антонимы: весело— грустно, жарко — хо­лодно
Имена числитель­ные Один, одна Два, две Счет в пределах 5 Счет в пределах 5 Счет в пределах 5 Счет в пределах 10 Количественные и порядковые числитель­ные Счет в пределах 20
Предлоги На, в, под С, у, около, под Союз чтобы Под, за, у В, на,с На, в, из, к

Продолжение таблицы

Части речи     Возраст
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5—6 лет 6-7 лет
Словообразование
Имена существи­тельные Уменьшительно-лас­кательные суффикс -чк-: мамочка, цве­точки Множественное чис­ло: конфета — конфе­ты, фантик— фантики Уменьшительно-лас­кательные суффиксы -ок-, -ек-, -очк-: мамочка, ротик, глазик, цветочек Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ик-, -чк-, -к-, -ечек-, -ечк-: сумочка, бу-сики, конфетка, яб­лочко, браслетик, колечко, перстенечек, брошечка, доченька Уменьшительно-лас­кательные суффиксы: юбочка, платьице Увеличительный суф­фикс -ищ-: ножище, глазища
Глаголы Множественное чис­ло: дарила—дарили Прошедшее время ед.ч.: любит—любила, жалеет—жалела Приставки во-, у-: ушла, вошла Приставки за-, при-, под-, вы-: зашла, пришла; подметал, вымел, замел Приставки с-, до-, пе­ре-: сварила, доварила, переварила
Имена прилага­тельные От существительных: круг—круглая, круг­лый, круглое, круглые; квадрат — квадратный, квадратная, квадрат­ное, квадратные Уменьшительно-лас­кательные суффиксы: красивая — краси­венькая, любимая — любименькая, доб­рая —добренькая Сравнительная сте­пень: вкусный — вку­снее, холодный—хо­лоднее, сладкая — сла­ще, большой — боль­ше, красивый — краси­вее От существительных: доброта — добрый, красота — красивый, любовь — любимый, нежность — нежный, мужество — мужест­венный Антонимы: малень­кая— большая, ста­рая— молодая, доб­рая— злая, темные — светлые Сравнительная сте­пень Суффикс -еньк-: зе­леный — зелененький, красный—красненький, чистый — чистенький, полосатый — полоса-тенький, ласковая— ласковенькая Однокоренные сло­ва: большая, большу­щая, большенький (сказочн.) Прилагательное+при­лагательное: сине-зе­леная. От существительных: яблоко — яблочный пи­рог
Наречия   Сравнительная сте­пень: далеко—дальше, высоко — выше, близ­ко— ближе   От имен прилага­тельных: вкусная — вкусно, холодное— холодно

 


Окончание таблицы

Части речи   Возраст
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Словоизменение
Имена существи­тельные По родам, числам и падежам По падежам, чис­лам Согласование с мес­тоимениями По падежам: В. п. с предлогами на, в, под, об, с Т. п. с предлогами под, за Согласование с чис­лительным Согласование в Р. п. с числитель­ными: одну конфету; с прилагательными в роде: мокрый зонт Согласование с чи­слительными и при­лагательными в роде и числе: два синих леденца Р. п. мн. ч. в сочетании с наречиями много, мало: много конфет, мало печенья
Глаголы По числам: целу­ет— целуют, дарит— дарят По родам: да­рил—дарила, цело­вал — целовала   В. п. ед. и мн. числа: принеси — принесите По временам: да­рит — подарит — пода­рил По видам: целует— поцеловала По числам Согласование с мес­тоимениями: я мою, он моет, они моют По временам: на­стоящее — пеку, будущее — буду печь, прошедшее — испекла По временам: на­стоящее, прошедшее, будущее Согласование с ме­стоимениями в роде и числе
Имена прилага­тельные Согласование с су­ществительными в ро­де и числе: желтый тюльпан, красная роза, красивые глаза Согласование с су­ществительными в ро­де: сладкий пряник, сладкая конфета Согласование с су­ществительными в ро­де и числе: длинные бусы, мама молодая По падежам Р. п. со значением части предмета: кусок пирога По родам и числам
Местоимения     Я — мне Согласование с су­ществительными: мой пряник—твой пряник Ты, мы Он, она, они, ты, вы Мой, мое, моя, мои, мне Мое, свое, у нас, у вас, у нашего, у вашего (во всех падежах)
Наречия         Сравнительная сте­пень: красивая—кра­сивее; сладкая—слаще; кислая—кислее   Сравнительная сте­пень: звонко—звонче; ваза стоит справа, нет она стоит правее(левее, выше, ниже) Сравнительная сте­пень: медленно—еще медленнее, быстро— еще быстрее
             

Игра «Моя мамочка»

Чему учится ребенок: находить свою маму среди других людей; понимать и употреблять в активной речи имя существительное «мама»; имена прилагательные «красивая» «хорошая».

Оснащение: игрушечный самолет; красивый платок; сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 1).

Ход игры: заранее вырежьте из любой фотографии лицо мамы ребенка. Наклейте его на сюжетную картинку (там оставлено место). Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите его назвать всех изображенных на ней персонажей (бабушка, дедушка, тетя, дядя). Покажите на изображение мамы и спросите у ребенка: «Кто это?» (Это мама.)

Спросите ребенка: «Какая мама?» (Красивая, хорошая.)

Закройте картинку красивым платком. Предложите ребенку взять игрушечный самолет и полететь в гости к маме. Прочтите стихотворение А. Барто «Самолет»:

Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.

(Стимулируйте договаривание ребенком последнего слова в предложении.) Спросите ребенка: «К кому ты прилетел на самолете?» (К маме.) «Какая у тебя мама?» (Красивая, хорошая.)

Игра «Помоги маме накрыть на стол»

Чему учится ребенок: использовать в речи слова «еще» и «один»; различать конфеты по цвету фантика; употреблять имена существительные единственного числа в винительном падеже без предлога и существительные множественного числа женского и мужского рода с окончаниями -и, -ы; понимать значение слов «много», «мало».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 2).

Ход игры: заранее вырежьте в нижней части листа конфеты в разноцветных фантиках (синий, желтый, зеленый, красный).

Помогите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Показывайте поочередно на каждого гостя, сидящего за праздничным столом. Предложите ребенку назвать каждого гостя (бабушка, дедушка, тетя, дядя).

Спросите малыша: «Что собираются делать гости?» (Пить чай.) Предложите ему помочь маме разложить конфеты на блюдца, стоящие около каждого гостя. Спросите у ребенка, сколько конфет у мамы? (Много.) Попросите его положить на блюдце каждому гостю конфету такого же цвета, как блюдце. Затем попросите назвать цвет фантика на каждой конфете. (Эта конфета с фантиком синего цвета. Я положу ее на синее блюдце.)

Когда ребенок выполнит работу, спросите у него: «Сколько конфет лежит у каждого гостя на блюдце?» (Одна конфета в синем фантике.)


Игра «Угадалки»

Чему учится ребенок: употреблять в речи инфинитив глаголов «целовать», «гладить», «обнимать».

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 3). Ход игры: предложите ребенку послушать потешку:

Я не тятенькин сын,

Я не дяденькин сын.

Я на елке рос,

Меня ветер снес,

Я упал на пенек,

Угадай, чей я сынок?

Я сыночек маленький,

Я сыночек маменькин!

Задайте ребенку вопросы по тексту потешки.

Что случилось с сынком? (Снес ветер, сынок упал на пенек.)

Кто пожалеет сыночка? (Маменька.)

Как маменька будет жалеть своего сынка? (Поцелует, погладит, обнимет.)

Предложите ребенку рассмотреть сюжетные картинки. Попросите его выбрать подходящие картинки и назвать действия, которые совершает мама, жалея сыночка (целует, гладит, обнимает). Предложите ребенку попросить маму выполнить эти действия:

«Мама, поцелуй сыночка. Мама, погладь сыночка. Мама, обними сыночка».

Игра «Букет для мамы»

Чему учится ребенок: согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 4).

Ход игры: заранее вырежьте в нижней части листа цветы.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте ребенку вопросы.

Кто изображен на картинке? (Мама.)

Почему мама так нарядно одета? (У мамы день рождения.)

Прочтите рифмовку:

Маму я свою люблю, Ей цветочки подарю.

Предложите ребенку поздравить маму. Попросите составить из цветов букет. Затем попросите назвать каждый цветок и его цвет. (Желтый тюльпан, синий василек, красная роза.) Предложите поставить цветы в вазу, стоящую на столе. Попросите ребенка сказать, как можно назвать много собранных вместе цветов. (Букет.)

Игра «Как себя вести!»

Чему учится ребенок: употреблять в речи глаголы со словами «можно», «нельзя»; понимать значение наречий «хорошо», «плохо»; употреблять данные наречия в активной речи.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 5).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Откройте вклейку, рис. 4, и вырежьте сюжетные картинки.


Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением мамы. Попросите его показать, где мама веселая, а где мама сердитая. Предложите малышу разложить маленькие сюжетные картинки следующим образом.

Под изображением веселой мамы положить картинки, на которых ребенок делает то, что можно делать дома (играть, читать, рисовать).

Под изображением сердитой мамы положить те картинки, на которых изображено то, что нельзя делать дома (топать ногами, громко плакать, брать утюг).

Попросите ребенка сделать вывод. (Если ребенок делает то, что можно делать детям, мама бывает веселой. Если ребенок делает то, что нельзя делать детям, мама бывает сердитой.)

Игра «Мама купает малыша»

Чему учится ребенок: называть последовательность действий при купании; употреблять в речи глаголы во множественном числе; закреплять в речи формы творительного падежа.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 6).

Ход игры: подготовьтесь к игре, вырежьте в нижней части листа предметные картинки. Разложите их перед малышом. Предложите ребенку прослушать рифмовку:

Посмотрите, посмотрите —

Ванечка уже в корыте.

Будем Ванечку купать,

Будем маме помогать!

Предложите малышу разложить картинки в такой последовательности, которая происходит при купании мамой маленького Ванечки:

1) налить воду в ванну;

2) посадить в нее Ванечку;

3) взять мочалку.

Намылить мочалку (чем?)... мылом. Помыть Ванечку (чем?)... мочалкой. Вытащить Ванечку из ванны. Вытереть (чем?)... полотенцем.

Игра «Ждем гостей»

Чему учится ребенок: употреблять в речи возвратные формы глаголов.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 7).

Ход игры: вспомните вместе с ребенком, что делает мама, когда ждет гостей. (Причесывается, умывается, красится.) Предложите рассмотреть парные картинки.

Попросите малыша найти и показать те картинки, на которых действия мама выполняет сама.

Игра «Будем завтракать»

Чему учится ребенок: закреплять в речи формы винительного падежа с предлогом «на» и «в».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 8).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы по ее содержанию.


Где находится мама? (На кухне.)

Что мама сделала на кухне? (Накрыла стол к завтраку.)

Предложите ребенку помочь маме разложить продукты по местам. Попросите его показать пальчиком, что и куда надо положить. (Хлеб — в хлебницу. Сыр — на тарелочку. Конфеты — в вазочку. Кашу — в тарелку.) После завершения ребенком работы похвалите его за то, что он заботится о маме, помогает ей накрыть на стол.

Игра «Мамочка-художник»

Чему учится ребенок: называть признаки предметов (цвет — синий, желтый, красный, зеленый; форму — квадрат, треугольник, овал, круг); образовывать имена прилагательные от существительного (круг — круглая (-ый); квадрат — квадратная (-ый).

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 9).

Ход игры: спросите у ребенка, знает ли он, какая профессия у его мамы. Предложите рассмотреть сюжетную картинку и скажите, что мама этой девочки — художник. Она любит рисовать все, что видит вокруг.

Предложите ребенку рассмотреть то, что нарисовала мама. (Песочница, над ней грибок.) Предложите ребенку рассказать, где мама увидела песочницу и грибок? (На детской площадке.) Предложите малышу найти на сюжетной картинке песочницу и грибок. Попросите его рассказать о том, какой формы и цвета песочница. (Зеленая, квадратная.)

Предложите ребенку соединить фломастером песочницу, находящуюся на детской площадке, с песочницей, изображенной на картине. Затем — грибок, находящийся на мольберте, соединить с грибком, находящимся на детской площадке.

Попросите ребенка выбрать фломастер такого же цвета, как предметы, которые он будет соединять. Спросите у ребенка: «Какого цвета и формы грибок, находящийся около песочницы?» (Красный, круглый.)

На прогулке предложите ребенку рассмотреть песочницу, находящуюся на вашей детской площадке. Попросите назвать ее цвет и форму.

Игра «Сделай как я»

Чему учится ребенок: правильно согласовывать местоимение «я» с глаголами несовершенного вида.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку угадать совершаемые вами действия. Попросите ребенка назвать их. Предложите выполнить такие же действия и сказать о том, что он делает.

Лексический материал

Я целую маму.— И я целую маму.

Я глажу маму.— И я глажу маму.

Я обнимаю маму.—И я обнимаю маму.

Я причесываю маму.—И я причесываю маму.

 


Игра «Мама в гости собирается»

Чему учится ребенок: закрепляет умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде; обогащает словарь за счет прилагательных, обозначающих величину (широкий — узкий; длинный — короткий).

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 10).

Ход игры: прочтите рифмовку:

Мама наряжается, В гости собирается. Буду маме помогать, Все, что хочет, подавать.

Предложите ребенку помочь маме наряжаться. Мама просит ребенка: «Дай мне, пожалуйста,

длинный шарф — короткий шарф;

широкий браслет — узкий браслет;

широкий пояс — узкий пояс;

длинную юбку — короткую юбку».

Предложите ребенку называть величину того предмета, который он предлагает маме.

Игра «Что умеет наша мама!»

Чему учится ребенок: правильно употреблять в речи имена существительные в творительном падеже; называть действия, схожие по ситуации.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 11).

Ход игры: заранее вырежьте сюжетные картинки. Расскажите ребенку, что на картинках изображена мама. Она очень трудолюбивая.

Предложите ребенку поиграть. Разложите перед ним картинки с первой страницы. (Мама шьет, вышивает, вяжет.)

Попросите его брать те картинки, которые вы просите.

«Возьми картинку, на которой мама шьет.

Возьми картинку, на которой мамы вышивает.

Возьми картинку, на которой мама вяжет».

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Как мама шьет? (На швейной машинке.)

Чем мама вышивает? (Иголкой.)

Чем мама вяжет? (Спицами.)

Переверните картинки другой стороной. (Мама стирает и полощет белье.)

Предложите ребенку их рассмотреть. Работу проведите по аналогии:

«Мама стирает в тазу.

Мама полощет белье в реке.

Мама стирает белье в стиральной машинке».


Игра «Какой, какая!»

Чему учится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными в роде; активизирует словарный запас.

Оснащение: мнемокарта (см. вклейку, рис. 12); цветная фотография мамы (портрет).

Ход игры: мнемокарта для детей этого возраста должна располагаться по горизонтальной линии. Заранее изготовьте мнемокарту: вырежьте картинки и склейте их последовательно. Положите перед ребенком мнемокарту и предложите ему составить описательный рассказ о любимой мамочке. Скажите, что в этом ему помогут картинки (лежащая на столе мнемокарта).

Для того чтобы ребенок понял, как пользоваться мнемокартой, составьте описательный рассказ по мнемокарте о своей маме (о бабушке ребенка).

Например: «Это моя мама. У нее большие красивые глаза, черные брови, длинные черные ресницы, длинный нос, алые губы. Я люблю свою маму».

Предложите ребенку рассмотреть внимательно его маму (или цветную фотографию мамы). Попросите его составить рассказ о том, как выглядит мама, по мнемокарте. Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал существительные с прилагательными в роде.

Игра «Надо—не надо»

Чему учится ребенок: употреблять в речи наречия «надо» (нужно) и «не надо» (не нужно); закреплять в речи формы именительного и творительного падежей.

Оснащение: сюжетные парные картинки (см. вклейку, рис. 13).

Ход игры: расскажите малышу о том, что каждая мама заботится о своем ребенке. Она учит его тому, что нужно делать, и рассказывает о том, чего делать не надо.

Показывайте ребенку картинки парами. Предложите внимательно их рассмотреть. Попросите показать те, на которых изображено то, что нужно делать, а потом — то, что не надо.

Лексический материал

Ребенок перебегает через дорогу перед автомобилем.— Ребенок идет через дорогу, держась за мамину руку.

Ребенок облизывает нож, которым резал торт.— Мама моет нож, которым резала торт.

Ребенок выбрасывает фантик от конфеты на тротуар.— Ребенок выбрасывает фантик в урну.

Предложите ребенку накрыть ладошкой картинки, на которых изображены те действия, которые делать не надо, и назвать их.

Игра «Мамины помощники»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе; определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие — одному лицу или многим лицам.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 14).

Ход игры: предложите ребенку рассказать о том, как он помогает маме. Спросите его, кто еще помогает маме. Показывайте картинки парами, остальные прикройте листом белой бумаги. Спросите, на каких картинках ребенок выполняет работу один, а где ее выполняют


несколько человек. Попросите ребенка: «Покажи, где дочка моет посуду. Покажи, где дочки моют посуду.

Покажи, где сын вытирает посуду. Покажи, где дети вытирают посуду.

Покажи, где дочка моет пол. Покажи, где дети моют пол».

Усложнение: проведите игру, предложив ребенку самостоятельно составить пары из картинок, на которых действие выполняет один или два ребенка.

Игра «Дочки и сыночки»

Чему учится ребенок: различать мужской и женский род у глаголов прошедшего времени.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 15).

Ход игры: спросите ребенка, какого он пола. (Мальчик, девочка.) Поинтересуйтесь, как его называет мама, не используя имени. (Сын, дочка.) Предложите ребенку рассмотреть картинки-фотографии и рассказать маме о том, что делала ее дочка или что делал ее сыночек.

Лексический материал

Дочка катала машинку.—Сыночек катал машинку.

Дочка резала торт.—Сыночек резал торт.

Дочка рисовала маму.—Сыночек рисовал маму.

Игра «Мой»

Чему учится ребенок: правильно согласовывать имена существительные с место­имениями.

Оснащение: натуральные сладости: два печенья, две конфеты, два пряника.

Ход игры: расскажите ребенку о том, что каждая мама любит своих детей и балует их. Все дети сладкоежки, поэтому мамы покупают много сладостей. Если в семье несколько детей, то мама старается разделить сладости поровну. Однажды мамы не было дома, и дети стали их делить самостоятельно. Помоги малышам разделить сладости.

Лексический материал

Это мое печенье, а это... твое печенье.

Это мой пряник, а это... твой пряник.

Это моя конфета, а это... твоя конфета.

Усложнение возможно за счет увеличения ассортимента сладостей.

Игра «Жадина»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные мужского и женского рода единственного числа в винительном падеже (мороженое, мармелад, шоколад, карамель).

Оснащение: муляжи (набор «Магазин»).

Ход игры: предложите ребенку помочь вам рассказать небольшой рассказ про жадного малыша. После каждого многоточия выкладывайте перед ребенком муляж сладости, которую требовал жадный малыш.

«Пошла однажды мама в парк погулять с малышом. Малыш вышагивал около мамы. Вдруг он увидел продавца сладостей. Малыш подбежал к продавцу и стал хватать все, что лежало на тележке».


Предложите ребенку внимательно смотреть на предметы, которые вы показываете, и называть их (после многоточия).

«Он хватал и приговаривал: „Хочу... мороженое, хочу... мармелад, хочу... шоколад, хочу... карамель". Малыш набрал столько сладостей, что они не умещались в его маленьких ручках, а он продолжал кричать, требовать у мамы купить ему еще. Мама очень расстроилась и назвала малыша жадиной».

Предложите ребенку дать нравственную оценку поступку ребенка.

Игра «Хвастуны»

Чему учится ребенок: образовывать сравнительную степень имен прилагательных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: поговорите с ребенком о том, что каждая мамочка любит своих детей, заботится о них. Она всегда дарит своим детям к празднику подарки. Дети очень любят подарки, но иногда ими хвастают.

Предложите ребенку продолжить начатое вами предложение.

Печенье вкусное.— А мое еще... вкуснее.

Мороженое холодное.—А мое еще... холоднее.

Конфета сладкая.— Я моя еще... слаще.

Пирог большой.— А мой еще... больше.

Варенье вкусное.—А мое еще...вкуснее.

Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.

Игра «Подарочная коробка»

Чему учится ребенок: согласовывать имена существительные мужского и женского рода с числительными «один», «два».

Оснащение: подарочная коробка, набор вещей, которые ребенок хочет подарить маме (из одного и двух предметов).

Ход игры: расскажите ребенку о том, что на праздники люди дарят друг другу подарки.

Прочтите отрывок из стихотворения Е. Благининой:

 

...Вот как мама угодила,

К маю дочку нарядила!

Вот какая мама —

Золотая прямо!

Задайте ребенку вопросы по тексту стихотворения (прочтите его целиком).

Что подарила мама к празднику дочке? (Новое платье, новые туфли.)

Предложите ребенку приготовить подарок для мамы. Покажите ему набор вещей, которые можно положить в подарочную коробку (по одному или по два предмета).

Попросите ребенку рассказать вам о том, что он положил в подарочную коробку: «Две конфеты. Один пряник. Два печенья...»

Усложнение возможно за счет набора предметов косметики, парфюмерии...


Игра «Ищем подарок»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные в творительном падеже с предлогом» «под».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 17).

Ход игры: заранее вырежьте в нижней части листа картинки и наклейте их на соответствующие места на сюжетной картинке.

Предложите ребенку послушать небольшой рассказ: «Было у мамы два сыночка. Они были близнецы. Очень любили близнецы свою маму. К празднику они приготовили для нее подарок — красивое кольцо. Но кто же будет его дарить? Спорили они спорили, да так и легли спать. Дунул ветер в открытое окно. Кольцо упало на пол и покатилось. Утром близнецы проснулись, а кольца нет. Что делать? Начали они его искать».

Предложите ребенку поискать кольцо вместе с близнецами: под салфеткой на столе, под ковриком около кровати, под столом, под стулом, под креслом.

Попросите ребенка приподнять наклеенную салфетку, коврик, чехол. Спросите ребенка: «Где ты искал кольцо? Где нашел кольцо?» (Под ковриком.)

Игра «Играем с мамой в прятки»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные в творительном падеже с предлогом «за».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 17).

Ход игры: заранее вырежьте в нижней части листа картинки и наклейте их на сюжетную картинку.

Расскажите ребенку о том, что мама подарила дочке котенка.

Расскажите: «Котенок был очень игривый и озорной, он спрятался. Начали мама с дочкой искать котенка».

Попросите ребенка отогнуть предметные картинки и поискать котенка за шкафом, за подушкой на диване, за книжкой на шкафу, за шторой на окне. Спросите ребенка, где он искал котенка. А где нашел?

Игра «Мама любит наряжаться»

Чему учится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе; подбирать антонимы.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку закончить начатое вами предложение, используя соответствующие прилагательные.

Лексический материал

Какая у мамы юбка? Длинная или... (короткая).

Какие у мамы бусы? Большие или... (маленькие).

Какой у мамы шарф? Широкий или... (узкий).

Какое у мамы настроение? Хорошее или... (плохое).


Какие у маминого платья рукава? Длинные или... (короткие).

Какие у мамы брюки? Широкие или... (узкие).

Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.

Игра «Поровну»

Чему учится ребенок: понимать значение слова «поровну», употреблять его в активной речи.

Оснащение: ваза со «сладкими подарками» (яблоки, конфеты, печенье, любые сладости по вашему желанию).

Ход игры: расскажите: «Однажды мама приготовила для детей угощение, но дети не смогли его разделить между собой. Тогда мама решила помочь разделить сладости поровну.»

Предложите ребенку помочь маме разделить угощение поровну между детьми.

Лексический материал

Ване два яблока, Тане... два яблока.— Яблок у детей... поровну.

Ване две конфетки, Тане... две конфетки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...